Дело № 2-511/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 февраля 2011 года гор. Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе
председательствующего судьи Маслова А.Г.,
при секретаре Долговой Е.В.,
с участием:
представителя истца Гусиева Г.С. в лице Хачумовой Л.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Гусиев Г.С. к Управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом по СК, ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» о признании фактического пользования жилой площадью на основании договора социального найма, и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ :
Гусиев Г.С. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом по СК, ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» о признании фактического пользования жилой площадью на основании договора социального найма, и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, в котором просил признать фактическое пользование им жилой площадью в <адрес> в <адрес> на основании договора социального найма и признать за ним право собственности в порядке приватизации на <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в <адрес>, в <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец в исковом заявлении указал, что, что состоит в трудовых отношениях с ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности <данные изъяты>. Он был обеспечен жилым помещением - комнатой в общежитие № 1 по адресу <адрес>, где зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ. Заселение в общежитие всех жильцов имевшее место до 2006 года производилось на основании распоряжения генерального директора. При предоставлении комнаты в общежитии никаких условий о срочности его проживания не оговаривалось. Фактически с ним был заключен договор социального найма, без указания срока действия. Фактически, проживающие лица пользуются жилыми, помещениями на условиях найма, не смотря на отсутствие письменного договора, так как производят оплату за жилье и коммунальные услуги, так же как и проживающие в жилых помещениях на условиях договора социального найма. Здание утратило статус общежития, и является фактически жилым домом, а жилые помещения - квартирами, приватизация которых должна производиться на общих основаниях. Он обратилась с письменным заявлением к директору ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» с просьбой заключить с ней договор приватизации. В письменном ответе было указано, что ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» не возражает против приватизации занимаемых помещений, однако является законным пользователем федерального имущества, в связи с чем на заключение договора приватизации требуется согласие собственника, полномочия которого в силу закона осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю. На его обращение в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю с просьбой о заключении договора приватизации ответа получено не было. Считает, что он незаконно ущемлен в правах на приватизацию занимаемого им жилого помещения, поэтому вынужден обратиться за восстановлением нарушенного права в суд.
В судебное заседание истец Гусиев Г.С., будучи надлежащим образом извещенный о дне и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, при этом просил рассмотреть дело без него с участием его представителя. В соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд считает возможным, рассмотреть дело в отсутствие истца с участием его представителя.
В судебном заседании представитель истца, действуя по доверенности Хачумова Л.А., полностью поддержала заявленные истцом требования, просила удовлетворить их в полном объеме, при этом также пояснила, что несмотря на то, что дом, в котором проживает истец зарегистрирован в качестве общежития, это здание не отвечает требованиям, предъявляемым к общежитиям, поскольку не отвечает ни одному из критериев установленных ЖК РФ, Примерным положением об общежитиях (в ред. постановления Правительства РФ от 23.07.93 года № 726). Типовым нормам оборудования общежитий мебелью, постельными принадлежностями и другим инвентарем, утвержденным Госпланом СССР, Госстроем СССР и Минфином СССР 30.12.1976 года № МП-46-Д по согласованию с ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.1974 года № 706, так как в нем отсутствует мебель, постельные принадлежности, культурный инвентарь, комендант, вахтер, воспитатели, уборщицы помещений, медпункт, красный уголок и т.д. Кроме того, общежития предназначаются для временного проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы. Однако, среди жильцов имеется значительное количество постоянно проживающих лиц, не относящихся к перечисленным категориям. Кроме того, правительство Российской Федерации распоряжением от 17.10.2002 года № 1453-р обязало федеральные государственные учреждения, имеющие на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, завершить до 31.12.2004 года передачу указанных объектов в муниципальную собственность в соответствии с Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 года № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность». Объекты, указанные в приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. Согласно статьи 7 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса Российское Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма. Невыполнение требований закона о передаче дома по независящим от истца причинами не могут нарушать его право на приватизацию.
В судебное заседание представитель ответчика Росимущества, будучи надлежащим образом извещенный о дне и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, при этом предоставил письменные возражения на исковые требования. В соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд считает возможным, рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В письменных возражениях представитель ответчика пояснил, что территориальным управлением Росимущества в СК направлено письмо от 16.12.2010 года № 6598/04 в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом о направлении пакета документов для принятия решения о передаче имущества - нежилых помещений (назначение: жилые помещения, общежитие), расположенных по адресу: СК, <адрес> и <адрес>, принадлежащих на праве хозяйственного ведения ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» в собственность муниципального образования городского округа города - курорта Пятигорска Ставропольского края. Поскольку ТУ Росимущества в СК предприняты все возможные меры по разрешению спорного вопроса в рамках возложенных на ТУ полномочий, то ТУ Росимущества в СК возражает относительно предъявления к нему истцом исковых требований.
В судебное заседание представитель ответчика ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» - Соболев Ю.П., будучи надлежащим образом извещенный о дне и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд считает возможным, рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица - администрации г.Пятигорска, будучи надлежащим образом извещенный о дне и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд считает возможным, рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации г.Пятигорска.
Выслушав объяснение сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит заявленные истицей требования обоснованными и подлежащими удовлетворению полностью по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст. 55 Конституции РФ права гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» основанием для вселения в жилое помещение по договору найма является ордер. В силу ст. 51 ЖК РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилого фонда заключается на основании ордера.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" с последующими изменениями, граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящейся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи (а так же несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет) приобрести эти помещения в собственность.
В судебном заседании установлено, что истец работает в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ в ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» и обеспечен изолированной комнатой в общежитии №, расположенном в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Гусиев Г.С. был зарегистрирован в общежитии, расположенном <адрес>.
Кроме того, судом установлено, что общежитие по <адрес> в <адрес> является федеральной собственностью, передано в хозяйственное ведение ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» и находится у него на балансе. Вместе с тем, жилые помещения являются общежитием на основании соответствующих положений, содержащихся в главе 4 ЖК РСФСР, разделе IV ЖК РФ, «Примерном положении об общежитиях», утвержденном Постановлением СМ РСФСР от 11.08.88 года № 328 с последующими изменениями.
Поручением Правительства РФ № АЖ-П13-57-96 от 17.11.2005 года было дано распоряжение о передаче в муниципальную собственность находящихся на балансе федеральных государственных унитарных предприятий объектов жилищного фонда. В соответствии с указанным поручением в адрес ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» было направлено письмо Роскартографии № 4/4-06-571 от 21.02.2006 года, с указаниями по предоставлению сведений на планируемые к передаче объекты и перечнем документов, необходимых для их передачи.
Администрацией ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» был подготовлен список объектов жилищного фонда, включающий в себя здание общежития по <адрес> в <адрес> и передан Роскартографии. ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» направило в Роскартографию пакет документов, требуемый для подготовки решений о передаче на баланс МО г. Пятигорска общежития № по <адрес>. ФГУП обратилось в администрацию <адрес> по вопросу принятия в муниципальную собственность общежития, на которое был получен ответ о необходимости предоставления ряда документов. В сентябре 2007 года одобрение передачи общежития Роскартографией и ТУ Росимущества по СК было получено, представленный пакет документов был рассмотрен и возвращен для доработки. Администрация г. Пятигорска в лице МУ «Управления имущественных отношений» была уведомлена о предстоящей передаче, что подтверждается направленным ею в адрес ФГУП факсимильной связью письмом о подготовке документов. ДД.ММ.ГГГГ ФГУП обратилось с письмом в Думу г. Пятигорска о рассмотрении вопроса о принятии на баланс указанного общежития, которое было направлено в МУ «Управление имущественных отношений» для подготовки предложений по принятию общежития в муниципальную собственность, что до настоящего времени не завершено.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов РФ и муниципальную собственность установлен ч. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, в частности в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничений полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Перечень имущества, подлежащего отнесению к федеральной собственности, приведен в абз. 2, 3, 4 ч. 11 ст. 154 упомянутого Федерального закона, к которому спорный объект жилищно-коммунальной сферы не относится.
Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», указанные в Приложении №3 к Постановлению объекты государственной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, подлежали передаче в муниципальную собственность.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2002 года № 1453-р предусмотрено, что федеральные государственные учреждения, имеющие на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, обязаны завершить до 31.12.2004 года передачу указанных объектов в муниципальную собственность в соответствии с Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 года № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность».
Объекты, указанные в приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Таким образом, в силу п. 1 ч. 1 ст. 8 ПС РФ у ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» возникла обязанность передать общежитие, а у администрации г. Пятигорска принять спорный объект в муниципальную собственность.
Кроме того, разрешая возникший спор, суд учитывает положения статьи 7 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса Российское Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ, согласно которой к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Из данной правовой нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами самоуправления соответствующих документов.
Таким образом, граждане, которые занимают жилые помещения в указанных домах, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ», которая предусматривает, что граждане РФ. Занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
В силу ст. 6 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» вправе осуществить передачу квартиры в собственности истца, хотя не оформлено в установленном законом порядке право оперативного управления имуществом. Отсутствие выписки из реестра федерального имущества на квартиру не является основанием для отказа к заключению договора приватизации, поскольку Законом «О приватизации жилищного фонда в РФ» не предусмотрено внесение сведений о квартире в реестр, как условие, необходимое для заключения договора приватизации.
Отсутствие зарегистрированного права оперативного управление на спорную квартиру, необходимого для регистрации договора приватизации, и, следовательно права собственности, и по мнению суда, не может ограничивать граждан в реализации права на приватизацию жилых помещений.
Суд считает правомерным обращение истицы в порядке искового производства с требованиями о признании права общей долевой собственности на жилое помещение. Спор, возникший в связи с отказом или непринятием решения о приватизации жилого помещения, носит исковой характер как иск о признании права собственности на жилое помещение (а не требования о понуждении ответчика к заключению договора передачи имущества в собственность в порядке приватизации), поскольку характер данных правоотношений свидетельствует о возникшем споре по поводу защиты субъективного права: права конкретного лица на получение в собственность конкретного занимаемого им жилого помещения, а также с учетом того, что разрешение иска о праве собственности является более эффективной защитой нарушенного права, чем обвязывание лица, выразившего уже свою волю к заключению договора отказом или непринятием решения о приватизации жилого помещения и уклоняющегося от такого договора. Кроме того, исходя из практики применения части второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", отказ гражданину в праве на приватизацию при установлении судом отсутствия разрешения на приватизацию со стороны собственника, противоречит принципу равенства перед судом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации). Ограничение лишь формальным подтверждением отсутствия разрешения (согласия) на приватизацию, так как исходя из указанной нормы Закона при этом не требуется ни установление фактов возможного злоупотребления правом, ни исследование обоснованности отказа в приватизации со стороны собственника, умаляет предусмотренное статьей 46 Конституции РФ право на судебную защиту и противоречит требованиям реального обеспечения прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 1541-1 от 04.07.1991 года граждане РФ, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Согласно п. 7 данного Закона передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленным соответствующим органом.
В соответствии со ст. 6,7 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного управления, а так же государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями и оформляется договором о жилого помещения в собственность.
Приведенные обстоятельства и доказательства подтверждают доводы истицы о том, что она пользуются жилым помещением жилищного фонда, находящимся в оперативном управлении учреждения, на условиях договора социального найма. В условиях состязательности гражданского процесса, когда каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, ответчиками не представлены доказательства, опровергающие доводы истицы и ее представителя. В связи с чем, указанное жилое помещение подлежит передаче бесплатно в собственность в соответствии с РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" гражданам, занимающим жилые помещения по договору социального найма.
С учетом приведенных обстоятельств, суд считает подлежащими удовлетворению требования истца о передаче ему в собственность в порядке приватизации жилого помещения бесплатно, а, следовательно о признании за ним права собственности на жилое помещение, поскольку согласно Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», ст. 218 ГК РФ приватизация жилого помещения является одним из оснований приобретения права собственности на основании сделки об отчуждении имущества.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гусиев Г.С. к Управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом по СК, ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» о признании фактического пользования жилой площадью на основании договора социального найма, и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить.
Установить факт пользования Гусиев Г.С. квартирой, расположенной по адресу: <адрес> на основании договора социального найма.
Признать право собственности за Гусиев Г.С. на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Данное решение является основанием для регистрации права на недвижимое имущество в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Пятигорский городской суд в течение 10 дней.
Судья Маслов А.Г.