Дело № 2-680/2011
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
22 февраля 2011 года г. Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского Края в составе:
Председательствующего судьи Ивлевой О.В.
При секретаре Кривцановой Е.С.
С участием:
Представителя истца Абрамян Р.В.
Представителя администрации г. Пятигорска Григорян А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пятигорске гражданское дело по исковому заявлению Арутюнянц С.А. к администрации г. Пятигорска о признании отказа администрации г. Пятигорска в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, возложении обязанности на администрацию г.Пятигорска о передаче земельного участка в собственность путем заключения договора купли-продажи
У С Т А Н О В И Л:
Арутюнянц С.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Пятигорска о признании отказа администрации г. Пятигорска в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, возложении обязанности на администрацию г. Пятигорска о передаче земельного участка в собственность путем заключения договора купли-продажи.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Постановлением руководителя администрации г. Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка и согласовано размещение гаража в районе <адрес> на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м.. Постановлением администрации г. Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок предоставлен ему в аренду под строительство гаража в районе жило <адрес> в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между ним и МУ «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска» был заключен договор аренды № сроком на <данные изъяты> год. Он является собственником гаража площадью <данные изъяты> кв.м. расположенного на указанном земельном участке, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
Он обратился в администрацию г. Пятигорска с заявлением о передаче ему в собственность указанного земельного участка под гаражом, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, однако ему было отказано, в связи с тем, что данный земельный участок находится в границах зоны особо охраняемых природных территорий и в соответствии с решением Думы г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № ограничен в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность. Считает отказ администрации г. Пятигорска в предоставлении ему в собственность земельного участка незаконным, поскольку земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. имеющий кадастровый № расположенный по адресу: <адрес> не включен в государственный земельный кадастр как земли особо-охраняемых территорий, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка. Просит признать незаконным (недействительным) отказ администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, обязать администрацию г. Пятигорска предоставить земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер № в собственность путем заключения с ним договора купли-продажи указанного земельного участка.
В судебном заседании представитель истца Абрамян Р.В., действующий на основании доверенности, исковые требования, заявленные Арутюнянц С.А. поддержал в полном объеме, пояснив при этом суду, что Арутюнянц С.А. обратился в администрацию г. Пятигорска с заявлением о передаче ему в собственность земельного участка под гаражом, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, однако ему было отказано, в связи с тем, что данный земельный участок находится в границах зоны особо охраняемых природных территорий и в соответствии с решением Думы г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № ограничен в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность. Считает отказ администрации г. Пятигорска предоставить в собственность земельного участка незаконным и необоснованным, поскольку земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. имеющий кадастровый № расположенный по адресу: <адрес> не включен в государственный земельный кадастр как земли особо-охраняемых территорий, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка. Предоставлен был под размещение объекта недвижимого имущества. Просит суд признать незаконным (недействительным) отказ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Арутюнянц С.А. в собственность за плату земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, обязать администрацию г. Пятигорска предоставить Арутюнянц С.А. земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер № в собственность, путем заключения с ним договора купли-продажи указанного земельного участка.
В судебном заседании представитель администрации <адрес> Григорян А.С., действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал. Суду показал, действительно истец обращался в администрацию г.Пятигорска с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, однако ему было отказано, поскольку земельный участок находится в границах зоны особо охраняемых природных территорий в границах зоны историко-культурного назначения, в соответствии с Решением Думы г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ №, ограничен в обороте и не может быть предоставлен в собственность. Согласно п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в пределах особо охраняемых природных территорий, ограничиваются в обороте; согласно абз.2 п.2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит заявленные Арутюнянц С.А. исковые требования основанными на законе и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением администрации г. Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ Арутюнянц С.А. утверждена схеме расположения земельного участка и согласовано размещение гаража в районе жилого дома № по ул. <адрес>
Постановлением руководителя администрации г. Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ Арутюнянц С.А. из земель населенных пунктов в аренду предоставлен земельный участок ( кадастровый номер №) площадью <данные изъяты> кв.м. для строительства гаража в районе жилого <адрес> в <адрес>.
На указанном земельном участке Арутюнянц С.А. возвел гараж общей площадью <данные изъяты> кв.м., право собственности на который в настоящее время зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истцом представлен кадастровый паспорт земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в районе жилого <адрес>, выданный ДД.ММ.ГГГГ за номером № с присвоением кадастрового номера №, где указано, что данный земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов.
Статья 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В силу ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Арутюнянц С.А. обратился в администрацию г.Пятигорска с заявлением о приобретении названного выше земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. в собственность, однако администрацией г.Пятигорска отказано в предоставлении земельного участка, расположенного в районе жилого дома <адрес>, с кадастровым номером № в собственность, поскольку земельный участок находится в границах зоны особо охраняемых природных территории и в соответствии с решением Думы г.Пятигорска от 19 октября 2005 года №160-52 ГД ограничен в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность.
Суд считает данный отказ незаконным, поскольку пунктом 4 ст. 28 ЗК РФ предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ЗК РФ от 25 октября 2001 года №136-ФЗ определено 7 категорий земель, одна из которых выделена в самостоятельную категорию земель Российской Федерации по своему целевому назначению - земли поселения.
Исходя из положений статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий; порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий; документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки).
В соответствии с пунктом 3 статьи 83 настоящего Кодекса земельные участки в городских поселениях могут быть изъяты для государственных или муниципальных нужд в целях застройки в соответствии с генеральными планами городских поселений, правилами землепользования и застройки.
Федеральным законом от 18 декабря 2006 года №232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты РФ» внесены изменения в Земельный кодекс РФ /ст. 25 указанного Закона/ в соответствии с которыми земли, используемые для застройки и развития населенных пунктов, признаются землями населенных пунктов.
В пределах черты городских, сельских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и особо ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Земельный кодекс Российской Федерации (статья 94) устанавливает пять основных видов земель особо охраняемых территорий. Однако этот перечень не является исчерпывающим, поскольку согласно пункту 5 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий.
Согласно материалам дела спорный земельный участок не был отнесен к землям особо охраняемых территорий и ответчиком не представлено доказательств (документов зонирования территории), подтверждающих, что спорный земельный участок находится в границах зоны природоохранного назначения.
Согласно ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
Порядок отнесения земель к определенному охранному режиму регулируется Положением утвержденным Постановлением правительства РФ №1425 от 7 декабря 1996 года /с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2002 года №909/, однако и в данном положении определяется порядок установления границы и режимов округов санитарной, горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, на территориях которых могут устанавливаться определенные режимы проживания, хозяйственной деятельности, размещения объектов, сооружений и т.д. Более того, данным постановлением предусмотрено, что лишь на территории первой санитарной зоны, которая устанавливается для месторождений минеральных вод (скважин,источников, месторождений грязи) запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности.
Доказательств отнесения спорного участка к первой зоне, а так же того, что спорный участок находится на территории такого округа, где ограничено или запрещено проживание, либо осуществление любой хозяйственной деятельности администрацией г. Пятигорска суду также не предоставлено.
Земельным кодексом предусмотрено, чтоправовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Однако в силу положений ст. 94-100 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, оздоровительное, историко-культурное назначение, которые в соответствии с постановлением федеральных органов государственной власти, субъектов РФ или решением органов местного самоуправления полностью или частично изъяты из оборота и хозяйственного использования и для которых установлен особый правовой режим.
Доказательств того, что спорный земельный участок, предоставленный истцу в установленном порядке, изъят из оборота и в отношении него установлен особый правовой режим, не имеется.
Более того, из письменных материалов дела следует, что спорный земельный участок отнесен к землям населенных пунктов, которые в силу ст. 83,85 ЗК РФ предназначены и используются для застройки и развития городских и сельских поселений.
Земельный КодексРФ предусматривает, что в частную собственность не могут быть переданы земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, перечень которых предусмотрен в ст. 27 ЗК РФ.
Согласно ФЗ №33 от 14 марта 1995 года « Об особо охраняемых природных территориях» / с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2001 года ФЗ № 196 /, прямо указано на то, что особо охраняемые природные территории - это участки земли, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное и оздоровительное значение, которые изъяты решением органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и, для которых установлен режим особой охраны.
Действительно ст. 2,3,4 данного ФЗ лечебно-оздоровительные местности и курорты относятся к землям особо охраняемых природных территорий, на территориях которых могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности, они подлежат включению в государственный кадастр, который должен включить в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях.
Ответчиком также суду не предоставлено доказательств того, что земли курорта КМВ и города курорта Пятигорск в частности, включены в государственный кадастр как особо охраняемые природные территории, исключены или ограничены в обороте.
Ст. 32 данного ФЗ предусматривает запрет / ограничение/ в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов лишь деятельности, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов, а так же предусматривает порядок образования Правительством РФ округов санитарной или горно-санитарной охраны и особенностей режима их функционирования.
Согласно п. 12 Положения лишь на территории первой санитарной зоны, которая устанавливается для месторождений минеральных вод / скважин, источников, месторождений грязи/ запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.
Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в РФ по целевому назначению включают в себя, в том числе земли поселений и земли особо - охраняемых территорий и объектов, которые используются в соответствии с установленным для них назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного пользования в соответствии с зонированием территорий.
В силу ст. 94, 95, 96 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, оздоровительное и иное ценное значение, в том числе земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично изъяты из хозяйственного пользования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Земли города-курорта Пятигорска из оборота не изъяты и особый правовой режим для них в установленном законом порядке не установлен. Федеральные Законы, о которых идет речь в ст. 8 ЗК РФ до настоящего времени не приняты.
Земли города курорта Пятигорска не включены в государственный земельный кадастр как земли особо - охраняемых территорий.
Ответчик доказательств обратного суду не предоставил, напротив, в материалах дела имеются бесспорные доказательства, которые свидетельствуют о том, что спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона РФ «О переводе земель из земельных участков одной категории в другую» № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года установлено, что до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель изодной категории в другую осуществляется Правительством РФ при переводе земель особо охраняемых территорий и объектов федерального значения или земельных участков в составе таких земель.
В иных случаях, помимо предусмотренных ч. 1 ст. 15 указанного закона, такой перевод земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 5 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).
В силу ч. 2 ст. 8 ЗК РФ категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, документах государственного земельного кадастра, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, иных документах в случаях, установленных федеральными законами.
Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов является признание недействительным, не соответствующим закону и нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы ненормативного акта органа местного самоуправления.
В условиях состязательности гражданского процесса, а так же с учетом положений ст. 6 Закона РФ от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», при которых на государственные органы, учреждения, решения которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых решений, администрацией г. Пятигорска не представлены доказательства того, что испрашиваемый истцом земельный участок изъят из оборота, либо имеется в отношении него установленный федеральным законом запрет на приватизацию, либо зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, либо расположен в границах зоны особо охраняемых природных территорий.
Статьей 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Согласно ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Статьями 9 и 36 Конституции РФ предусмотрено, что земля может находиться в частной собственности граждан.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в районе жилого дома <адрес> с кадастровым номером № не включен в государственный земельный кадастр как земли особо - охраняемых территорий.
Доказано, что испрашиваемый земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, порядок использования которых определяется в соответствии с зонированием их территорий (ст. 83 ЗК РФ).
По изложенным выше основаниям суд находит, заявленные Арутюнянц С.А. требования о возложении обязанности на администрацию города Пятигорска предоставить истцу права на выкуп земельного участка путем заключения договора купли-продажи обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Признать отказ администрации г.Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ в передаче Арутюнянц С.А. в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в районе жилого дома № по <адрес>, с кадастровым номером №, незаконным.
Администрации г. Пятигорска передать в собственность Арутюнянц С.А. земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в районе жилого дома № по <адрес>, с кадастровым номером №, путем заключения договора купли-продажи.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней.
Судья О.В.Ивлева