2-655/2011



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 марта 2011 года г. Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Говоровой Н.Г.,

при секретаре судебного заседания Ключниковой О.В.

с участием

истицы Погосян В.М.

представителя

ответчика администрации г.Пятигорска Григорян А.С.

третьего лица Налбандян С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по иску Погосян В.М. к администрации <адрес> о признании права собственности на жилой дом

у с т а н о в и л:

Истец Погосян В.М. обратилась с иском к администрации <адрес> о признании права собственности на жилой дом литер «А», общей площадью 245,9 кв.м, расположенного по адресу <адрес>.

В судебном заседании истец Погосян В.М. исковые требования поддержала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ умер её муж Меликян А.А., после которого открылось наследство, в том числе жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Поскольку жилой дом был нажит в браке истице было выдано свидетельство о праве собственности как пережившему супругу на 1/2 долю, а другая 1/2 доля была ею принята как наследником по закону, поскольку другие наследники по закону дети Меликян Ж.А., Меликян С.А. Меликян Н.А. отказались от своих прав наследования в пользу истицы. Однако зарегистрировать в установленном законом порядке свое право истица не имеет возможности, поскольку в документах технического описания содержится указание на самовольно возведенную пристройку литер «а» деревянный коридор, площадью 15,8 кв.м, которая была возведена при жизни наследодателя на месте лестничной клетки, возведенной на основании разрешения межведомственной комиссии при администрации <адрес> от 1986 года. Наследодатель Меликян А.А., за которым было зарегистрировано право на жилой дом, не успел при жизни в установленном законом порядке зарегистрировать за собой право на реконструированный объект недвижимости. Земельный участок на котором расположен жилой дом, находился в постоянном бессрочном пользовании наследодателя, которое перешло к нему от прежнего собственника жилого дома по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из технического паспорта площадь жилого дома в результате реконструкции составляет 245,9 кв.м. Из заключения проектного института ООО «Гражданпроект» усматривается, что конструктивные элементы жилого дома литер «А» несущие и ограждающие конструкции являются надежными и не угрожают жизни и здоровью граждан. Согласно заключения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в СК в <адрес>» жилой дом литер «А» соответствует требованиям государственных санитарно-гигиенических правил и нормативов, предусмотренных СанПиНам и СП. Согласно письма пожарной службы нарушений требований пожарной безопасности не обнаружено. Истица просит признать наследством 1/2 долю жилого дома литер «А», общей площадью 245,9 кв.м, по адресу <адрес>, и признать за ней право собственности на указанный жилой дом как за наследницей по закону и как за пережившим супругом.

Представитель ответчика администрации <адрес> Григорян А.С. иск не признал по тем основаниям, что реконструкция является самовольной, в месте с тем требований о сносе или приведении строения в первоначальное состояние не заявляет, поскольку представлены доказательства, что реконструкция дома в результате пристройки мансарды является безопасной для жизни и здоровья людей, и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Третье лицо УФРС извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания гражданского дела в суд не явилось, обратившись с заявлением о рассмотрении дела без участия представителя. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица.

Третье лицо Налбандян С.В. пояснил, что он вместе со своей матерью Налбандян В. являются собственниками жилого дома по адресу <адрес>. Расположенный в непосредственной близости от межи с соседним земельным участком жилой дом, принадлежавший Меликян А.А., не нарушает права Налбандян С.В., поскольку на территории земельного участка по <адрес>, примыкающей к земельному участку по <адрес>, строений не имеется, а жилой дом расположен в противоположной стороне участка. Не возражает против признания права за истицей на весь жилой дом с учетом реконструкции лестницы в коридор.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или по закону.

В силу ст. 1111 ГК РФ наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.

Как следует из наследственного дела заведенного после Меликян А.А. наследодателем завещание не составлялось.

В силу ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В силу ст. 34 СК РФ имущество нажитое супругами в период брака является их совместной собственностью.

Суд установил, что жилой дом по адресу <адрес> является совместностью собственностью супругов истицы Погосян В.М. и наследодателя Меликян А.А.

Согласно материалов наследственного дела, заведенного после Меликян А.А., Погосян В.М. является единственным наследником по закону первой очереди на 1/2 долю в праве собственности на указанный жилой дом, в связи с отказом других наследников первой очередиМеликян Ж.А, Меликян С.А. Меликян Н.А. в пользу Погосян В.М.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер Меликян А.А., после которого открылось наследство, в том числе 1/2 доля в праве собственности на жилой дом по адресу: <адрес>. Согласно свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ, 1/2 доля в праве собственности на указанный жилой дом принадлежит Погосян В.М.

Как следует из технического паспорта на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ, кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, собственник Меликян А.А. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь 245, 9 кв.м, пристройка литер «а» площадью 15.8 кв.м является самовольно возведенной. .

Согласно п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

В соответствии со ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Согласно наследственного дела, Погосян В.М. наследник по закону после Меликян А.А. обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, следовательно приняла наследство.

Однако истец Погосян В.М. не имеет возможности в установленном законом порядке зарегистрировать переход к ней права собственности в порядке наследования на1/2 долю в праве общей собственности на указанный жилой дом в связи с тем, что за наследодателем не зарегистрировано в установленном законом порядке право на жилой дом с учетом самовольной реконструкции а именно возведенного коридора литер «а», площадью 15,8 кв.м,

в результате корой общая площадь жилого дома составила 245,9 кв.м.

Суд установил, что истцом в период брака с наследодателем Меликян А.А. на совместные средства и совместным трудом в целях благоустройства жилого дома самовольно возведена пристройка литер «а», площадью 15,8 кв.м, что не оспорено ответчиком и подтверждено представленными доказательствами.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права наследодателя. Следовательно, истец как наследник по закону, обладает правами собственника недвижимого имущества на предъявление иска о признании права на самовольную постройку, в том числе права на недвижимое имущество с учетом осуществленной самовольной реконструкции жилого дома путем возведения пристройки.

В соответствии с ч.3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку не может быть признано, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровья граждан.

При оценке представленных доказательств, суд принимает во внимание доводы истицы, которые не оспорены и не опровергнуты ответчиком, о том, что пристройка литер «а» площадью 15.8 кв.м к жилому дому литер «А», соответствует всем требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, является безопасной для жизни и здоровья граждан, и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Данные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.

Так, согласно заключения проектного института «Гражданпроект», конструктивные элементы жилого дома литер «А» несущие и ограждающие конструкции являются надежными и не угрожают жизни и здоровью граждан. Согласно заключения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в СК в <адрес>» жилой дом литер «А» соответствует требованиям государственных санитарно-гигиенических правил и нормативов, предусмотренных СанПиНам и СП. Согласно письма пожарной службы нарушений требований пожарной безопасности не обнаружено.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на земельном, участке, который находится в собственности, постоянном бессрочном пользовании или пожизненном наследуемом владении лица, осуществившего постройку.

Суд установил, что жилой дом расположен на земельном участке, площадь и границы которого утверждены в установленном порядке, и который находился в законном владении и пользовании наследодателя Меликян А.А. что подтверждается договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. При этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что ответчиком доводы истицы не опровергнуты и не представлены доказательства того, что возникшее у наследодателя и истицы право постоянного бессрочного пользования земельным участком, прекращено или ограничено на иных законом предусмотренных основаниях.

Приведенные обстоятельства подтверждают доводы истца о том, что самовольная пристройка к жилому дому литер «а» коридор площадью 15.8 кв.м не нарушает права других лиц.

Суд считает, что истцом доказаны те обстоятельства, на которые она ссылается в подтверждение своих доводов о том, что наследством после Меликян А.А. является 1/2 доля в праве общей собственности на реконструированный жилой дом, площадью 245,9 кв.м.

С учетом приведенного и того обстоятельства, что самовольная пристройка литер «а», строительство которой осуществлено истицей и наследодателем, не нарушает права и законные интересы других лиц и является безопасной для жизни и здоровья людей, суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования истицы о признании за ней права собственности на жилой дом литер «А», общей площадью 245,9 кв.м по адресу <адрес>.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Погосян В.М. к администрации <адрес> удовлетворить.

Признать за Погосян В.М. право собственности на жилой дом литер «А», общей площадью 245,9 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

Решение суда является основанием для внесения изменений в технический паспорт объекта недвижимости и регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней через Пятигорский городской суд.

Судья Н.Г. Говорова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200