№ 2-186/2011



Дело № 2-186/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 марта 2011 года город Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи - Бегиашвили Ф.Н.,

при секретаре - Овчинниковой А.С.,

с участием:

представителя истца Гаспаряна Р.О. - Голубничего В.В., (действующего по доверенности),

представителя администрации города Пятигорска - Григорян А.С. (действующего по доверенности),

представителя ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю - Гаджаровой Т.Р., (действующей по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по иску Гаспарян Р.О. к администрации города Пятигорска и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Гаспарян Р.О. обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Пятигорска и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании права собственности на земельный участок.

Свои требования истецмотивировал тем, что емупринадлежит на праве собственности жилой дом по адресу: <адрес>, на основании договора дарения жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в УФРС РФ по СК ДД.ММ.ГГГГ. Данный жилой дом расположен на земельном участке площадью - <данные изъяты>, с кадастровым номером №, который принадлежит ему на праве пожизненного наследуемого владения - <данные изъяты> квадратных метров и на праве бессрочного пользования - <данные изъяты> квадратных метров, что подтверждается Свидетельством о праве собственности № от ДД.ММ.ГГГГ, которое было выдано предыдущему собственнику указанного жилого дома - Гаспарян О.А. При этом государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 9 ст. 3 ФЗ РФ от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

02 сентября 2010 года он обратился в Пятигорский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок в «упрощённом» порядке ст. 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии со ст. 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводство, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве и другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в п. 1 настоящей ст. земельный участок является следующий документ:

...акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим вместе издания такого акта на момент его издания;

Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в п. 1 настоящей статьи земельный участок не, допускается.

Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в п. 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы: - свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение); один из документов, предусмотренных п. 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.

Сообщением от 11 октября 2010 Пятигорский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю сообщил ему об отказе в государственной регистрации права, сославшись на то, что указанный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на отчуждение. Указанный отказ считает неправомерным по следующим основаниям.

В соответствии со Свидетельством о праве собственности № от ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок не относился к категории особо охраняемых природных территорий. В кадастровом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ и в кадастровой выписке от ДД.ММ.ГГГГ указана категория земельного участка - земли населённых пунктов. Постановлением администрации города Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы и площадь данного земельного участка и указана его категория - земли населенных пунктов.

Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Таким образом, принадлежащий ему земельный участок, находящийся в черте населенного пункта и относящийся к категории земель населенных пунктов, не может относиться к землям особо охраняемых природных территорий. На его земельном участке находится жилой дом, хозяйственные постройки и никаких особых природных территорий или минеральных источников нет.

Просит суд признать за ним право собственности на земельный участок, площадью - 1168 квадратных метров, с кадастровым номером 26:33:290208:12, по адресу: <адрес> службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю произвести регистрацию указанного земельного участка.

В судебном заседании представитель истца Гаспаряна Р.О. - Голубничий В.В., действующий по доверенности, поддержал заявленные истцом требования в полном объёме и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель администрации города Пятигорска - Григорян А.С., действующий по доверенности, в судебном заседании полагался на усмотрение суда и просил суд вынести решение в соответствии с нормами действующего законодательства.

Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю - Гаджарова Т.Р., действующая по доверенности, в судебном заседании пояснила, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> входит в зону: «Вторая зона округа санитарной охраны города Пятигорска (зона ограничений)», №, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения Промышленного районного суда от 06 мая 2010 года.

В соответствии с указанным решением, суд обязал ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю осуществить кадастровый учет зон горно-санитарной охраны городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск Ставропольского края в границах установленных Постановлением Совета Министров РСФСР от 09 июля 1985 № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае» и материалов проекта по установлению границ и режима округа санитарной охраны курортов, разработанных Центральным ФИО1 по управлению курортами профсоюзов в 1984 году.

Указанный судебный акт исполнен. В последующем, судебной коллегией по гражданским делам Ставропольского краевого суда вынесено кассационное определение от 30 ноября 2010 года, которым решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 06 мая 2010 года, отменено. Новое решение, по которому суд бы отказывал в удовлетворении заявленных требований по рассматриваемому делу не вынесено. Полагает, что до вынесения нового решения по делу, ФГУ «ЗКП» по СК не представляется возможным принятие каких-либо действий относительно зон санитарной охраны городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и <адрес>.

Также считает, что только при отмене постановления Правительства РФ от 07 декабря 1996 № 1425 «Об утверждении положения об округах санитарной и горносанитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» и постановления Совета Министров РСФСР от 09 июля 1985 года № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Еессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае», возможно исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о том, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты> в зону «Вторая зона округа санитарной охраны <адрес> (зона ограничений). ФГУ «ЗКП» по СК внесены сведения в кадастровый паспорт о зонах с особыми условиями использования территорий, которые носят справочный характер.

Просит суд вынести решение в соответствии с нормами действующего законодательства.

Истец Гаспарян Р.О. и представительУправления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, в судебное заседание не явились, хотя своевременно и должным образом были извещены о дате, времени и месте слушания дела, представив суду заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Учитывая мнение участвующих в деле лиц, руководствуясь ст. 167 ч. 5 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ст. 46) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, устанавливающей право каждого человека «на эффективное восстановление прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.

Статья 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в установленном законом порядке.

В судебном заседании установлено и подтверждается надлежащими письменными доказательствами, что истцу принадлежит на праве собственности жилой дом по адресу: <адрес>, на основании договора дарения жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в УФРС РФ по СК ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 19-21).

Предыдущему собственнику указанного жилого дома Гаспарян О.А. предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> на праве пожизненного наследуемого владения - <данные изъяты> квадратных метров и на праве бессрочного пользования - <данные изъяты> квадратных метров, что подтверждается представленным суду Свидетельством о праве собственности № от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 17).

Постановлением администрации города Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ, утверждены из земель населенных пунктов границы и площади земельного участка под индивидуальным жилым домом № по <адрес>, поселка Горячеводский <адрес>, площадью - <данные изъяты> квадратных метров с учетом фактического землепользования, в границах, согласно плану земельного участка (л. д. 16).

Статья 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В силу ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется (ст. 3, ФЗ от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Судом установлено, что Гаспарян Р.О. обратился в Пятигорский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок в порядке, предусмотренном ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии со ст. 25.2 ФЗ от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», далее закона (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 № 93-ФЗ), государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в п. 1 ст. 25.2 Закона земельный участок является акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания. Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок не допускается.

В соответствии с п. 7 ст. 25.2 Закона, государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в п. 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:

свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;

один из документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.

Сообщением от 11 октября 2010 Пятигорский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю сообщило истцу об отказе в государственной регистрации права, сославшись на то, что из кадастрового паспорта земельного участка от 24 июня 2010 года № 2600/501/10-193629 следует, что земельный участок полностью входит в зону «Вторая
зона округа санитарной охраны города Пятигорска». Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (подпункт 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ). Согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст.95 ЗК РФ, ст. 2 ФЗ от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»). Понятие округа санитарной (горно-санитарной) охраны дано в ФЗ от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», согласно ст. 1 которого округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны, как это установлено ч.8 ст. 16 ФЗ № 26-ФЗ, выделяется до трех зон. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений к числу особо охраняемых природных территорий относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты (подпункт «ж» п. 1 ст. 2 ФЗ от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»). Нахождение земельного участка во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта свидетельствует о том, что названный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на отчуждение. Так как указанный земельный участок входит в состав, земель, ограниченных в обороте, он не подлежит предоставлению в частную собственность. Данные обстоятельства препятствуют проведению государственной регистрации и являются основанием для последующего отказа в регистрации (л. д. 22-23).

Не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в п. 1 ст. 25.2 Закона земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.

Пунктом 4 ст. 28 ЗК РФ предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что земельный участок площадью - <данные изъяты> квадратных метров, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> относится к категории земель населенных пунктов. В п. 16 указано, что данный земельный участок полностью входит в зону «Вторая зона округа санитарной охраны города Пятигорска (зона ограничений)», 26.33.2.3, внесенная по документу от 06 мая 2010 года № 2-2533/10 (л. д. 12-15).

Из пояснений в судебном заседании представителя ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю - Гаджаровой Т.Р., действующей по доверенности, следует, что спорный земельный участок входит в зону: «Вторая зона округа санитарной охраны города Пятигорска (зона ограничений)», <данные изъяты>, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения Промышленного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с указанным решением, суд обязал ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю осуществить кадастровый учет зон горно-санитарной охраны городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск Ставропольского края в границах установленных Постановлением Совета Министров РСФСР от 09 июля 1985 № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае» и материалов проекта по установлению границ и режима округа санитарной охраны курортов, разработанных Центральным советом по управлению курортами профсоюзов в 1984 году. Указанный судебный акт исполнен. В последующем, судебной коллегией по гражданским делам Ставропольского краевого суда вынесено кассационное определение от 30 ноября 2010 года, которым решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 06 мая 2010 года, отменено. Новое решение, по которому суд бы отказывал в удовлетворении заявленных требований по рассматриваемому делу не вынесено. ФГУ «ЗКП» по СК внесены сведения в кадастровый паспорт о зонах с особыми условиями использования территорий, которые носят справочный характер.

Из указанного следует, что ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю внесены сведения в п. 16 кадастрового паспорта земельного участка от 24 июня 2010 года № 2600/501/10-193629 сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, на основании документа не имеющего юридической силы - решения Промышленного районного суда от 06 мая 2010 года, отмененного кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 12 октября 2010 года.

Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (ч. 1 ст. 83 ЗК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 83 ЗК РФ, границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Судом установлено, что спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, что подтверждается представленными суду доказательствами, а именно кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № и постановлением администрации города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ №.

Согласно п.12 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов Федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07 декабря 1996 года № 1425 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 20 декабря 2002 № 909, от 19 июня 2006 года № 449, от 15 февраля 2011 года № 78), лишь на территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.

Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений.

На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного значения и отдыха, а также проведение определенных работ, в том числе строительство жилых домов без централизованных систем водоснабжения и канализации.

П. 18 Положения предусмотрено, что границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ. При этом обеспечение установленного режима санитарной и горно-санитарной охраны осуществляют в первой зоне - пользователи природных лечебных ресурсов, а во второй и третьей зонах - пользователи лечебных ресурсов, землепользователи и проживающие в этих зонах граждане.

ФЗ № 26 от 23 февраля 1995 года «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» предусмотрено, что курорт - это освоенная и используема в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Округ санитарной (горно-санитарной) охраны - это особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, природопользования и проживания.

Ст. 2 Закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (далее Закона), предусмотрено, что законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов.

Ст. 4 Закона предусмотрено также, что границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение устанавливает Правительство РФ.

Ст. 16 Закона, на территории округа выделяется до 3-х зон. На территории первой - запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности, на территории второй - запрещено размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения, а на территории третьей - вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением

Ст. 22 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», утвержденные до вступления в силу данного Закона округа санитарной охраны курортов, использующих природные лечебные ресурсы, относящиеся к недрам считать округами горно-санитарной охраны.

Особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное и оздоровительное значение, которые изъяты решением органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (ФЗ № 33 от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2001 года ФЗ № 196).

Указанным Законом регулируются отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований.

Ст. 1 данного ФЗ предусмотрено, что отношения, возникающие при пользовании землями особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Ст. 2, 3 лечебно-оздоровительные местности и курорты относятся к землям особо охраняемых природных территорий, на территориях которых могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Ст. 4 предусмотрено, что особо охраняемые территории подлежат включению в государственный кадастр, который должен включать в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях.

Ст. 32 данного ФЗ - в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов. В целях сохранения природных факторов на территориях курортов образуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с ФЗ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Согласно ст. 3 ЗК РФ, к отношениям по использованию и охране природных ресурсов, охране особо охраняемых природных территорий применяются соответственно специальное законодательство, законодательство о недрах, специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством, тем самым нормам земельного законодательства отдан приоритет.

На территории Ставропольского края расположен курорт федерального значения - Кавказские Минеральные Воды. Округ горно-санитарной охраны утвержденПостановлением Совета Министров РСФСР от 09 июля 1985 № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае».

Согласно ст. 96 ЗК РФ, границы и режим округов горно-санитарной охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством РФ. С учетом того, что Правительство РФ является правопреемником Правительства РСФСР, границы округа горно-санитарной защиты региона Кавказские Минеральные Воды являются действующими и находятся на землях курортов.

Указанными законами не установлен запрет на приобретение в собственность земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, а поскольку у истца возникло правомерное пользование земельным участком, то он считает, что имеет право на приобретение в собственность указанного земельного участка.

Земельный участок отнесен к землям поселений, которые в силу ст.ст. 83, 85 ЗК РФ, предназначены и используются для застройки и развития городских и сельских поселений. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и уже находящихся в фактическом и законном пользовании граждан.

Существование частной собственности на землю на территории округа горно-санитарной защиты допускается.

В соответствии со ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Согласно ст. 5 ЗК РФ истец Гаспарян Р.О. является землевладельцем, т.к. спорный земельный участок принадлежит ему на виде права, определенным органом местного самоуправления, о чем имеется соответствующее свидетельство, при этом в силу ст. 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются не только земля как природный объект и природный ресурс, но и земельные участки.

Согласно ст. 7 ЗК РФ, земли в РФ по целевому назначению включают в себя, в том числе, земли поселений и земли особо-охраняемых территорий и объектов, которые используются в соответствии с установленным для них назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного пользования в соответствии с зонированием территорий.

Ст. 8 ЗК РФ предусматривает порядок отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую. В отношении земель, находящихся в федеральной собственности - Правительством РФ, в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Федерации - органами исполнительной власти субъектов. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 ЗК РФ, категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, документах государственного земельного кадастра, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, иных документах в случаях, установленных федеральными законами.

К полномочиям РФ в области земельных отношений относятся установление ограничений прав землевладельцев, а также ограничений оборотоспособности земельных участков (ст. 9 ЗК РФ).

В силу ст. 83, 85 ЗК РФ, землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. В состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым зонам. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, а также иных видов застройки, согласно градостроительным регламентам.

П. 10 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что в пределах черты городских, сельских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, оздоровительное и иное особо ценное значение, которые используются в соответствии со ст. 94-100 ЗК РФ.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, оздоровительное и иное ценное значение, в том числе земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного пользования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (ст. 94, 95, 96 ЗК РФ).

В силу ст.96 ЗК РФ, границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством РФ. Земельные участки в границах санитарных зон у землепользователей и землевладельцев не изымаются и не выкупаются. За исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В соответствии со ст. 45 ЗК РФ, право постоянного бессрочного пользования и право пожизненного наследуемого владения земельным участком, расположенным в черте земель особо охраняемых природных территорий может быть принудительно прекращено лишь в случае нарушения установленного соответствующими нормами статей 95-100 настоящего Кодекса режима использования земель особо охраняемых природных территорий. Перечень оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком перечислен в п. 1-6 п. 2 ст. 45 ЗК РФ и является исчерпывающим.

В силу ст. 56 ЗК РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах, которые устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти.

Государственный земельный кадастр - это систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости.

Закон о разграничении государственной собственности на землю введен в действие с 20 января 2002 года. Согласно ст. 3 п.10 Вводного закона, распоряжение землями, находящимися в государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством РФ не предусмотрено иное.

В соответствии со ст. 27 ЗК РФ земли курортов ограничены в обороте и могут быть отчуждены частным лицам только в случаях, установленных законом.

П. 2 ст. 7 ЗК РФ предусмотрено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Нормы ЗК РФ, регулирующие отнесение земель к той или иной категории, являются специальными по отношению к нормам земельного законодательства. Содержащиеся в других федеральных законах именно они подлежат применению в случаях возникновения каких-либо коллизий, т.к. ст. 2 ЗК РФ, прямо предусмотрено, что нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать положениям Кодекса.

В отношении земель населенных пунктов законодатель в ФЗ от 21 декабря 2004 года № 172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую (ч. 5 ст. 14), продублировав нормы ЗК РФ, указал, что «земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - в определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка».

Из кадастрового плана спорного земельного участка следует, что это земли поселений - населенных пунктов, тогда как в силу ФЗ о государственном земельном кадастре (в настоящее время Государственный кадастр недвижимости) было установлено, что именно в документах кадастра и указывается категория земельного участка.

Ст. 94, 98 ЗК РФ предусматривают, что земельные участки даже в границах санитарных зон у землепользователей не изымаются и не выкупаются. За исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов).

В силу ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, ограниченных в обороте, если федеральным законодательством разрешено такое предоставление.

Объектом права собственности может быть только какое-либо определенное имущество, обособленное от иных вещей (ст. 209 ГК РФ). Объекты гражданских прав указаны в главе 6 ГК РФ. Ст. 130 ГК в качестве объекта недвижимости признает только земельн6ый участок, а не территории или земли. Установление права собственности на особо охраняемые природные территории не означает автоматического возникновения права на конкретные участки, расположенные в ее границах. В соответствии со ст.6 ЗК РФ, объектом земельных отношений может быть земельный участок, границы которого установлены в определенном законом порядке.

Земельный участок и особо охраняемая территория являются различными объектами правоотношений. Для признания земли недвижимой вещью в юридическом смысле необходимо соблюдение особой процедуры ее обособления и индивидуализации, в том числе описание границ, местоположения с помощью услуг публичной власти.

Законодательство исходит из различия понятий земельного участка и особо охраняемой территории, предусматривая возможность государственной регистрации права собственности лишь на земельные участки, но не на территорию.

Законодательство, регулирующее земельные правоотношения предусматривает, что земельные участки могут относиться к любым видам земель, в том числе к особо охраняемым природным территориям, только за чертой земель населенных пунктов (ФЗ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

В соответствии с п.10 ст. 85 ЗК РФ, на территории населенного пункта могут быть зоны особо охраняемых территорий, на которые будет распространяться правовой режим, установленный ст. 94-100 ЗК РФ.

Без индивидуализации земельных участков и регистрации права на них, невозможно признать всю территорию городов-курортов федеральной собственностью.

Земельный участок, площадью - <данные изъяты> квадратных метров, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> расположен в границах курортного населенного пункта, отнесен к категории земель населенных пунктов, а потому в обороте не ограничен. Право федеральной собственности на него не зарегистрировано, поскольку таких доказательств, в условиях состязательности процесса, суду не представлено, следовательно, право собственности на спорный земельный участок может быть зарегистрован за истцом в соответствии со ст. 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Статьей 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Статьями 9 и 36 Конституции РФ предусмотрено, что земля может находиться в частной собственности граждан.

В силу ст. 2 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения) перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Согласно ст. 17 Закона о государственной регистрации, основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является вступившее в законную силу судебное решение.

В соответствии со ст. 6 Закона «О судебной системе РФ», вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судов и судов субъектов Федерации, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

В соответствии со ст. 223 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации этого права.

На основании ст. 219 ГК РФ, право собственности на недвижимое имущество, подлежит государственной регистрации и право собственности на него, возникает с момента такой регистрации.

Все собранные и исследованные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о том, что заявленные истцом требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, ответчиками, в условиях состязательности процесса, бесспорных доказательств в опровержение доводов истца не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 338 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать ФИО9 право собственности на земельный участок из земель населенных пунктов, площадью - <данные изъяты> квадратных метров, с кадастровым номером №:№ расположенный по адресу: <адрес>.

Данное решение является основанием для регистрации права собственности за Гаспарян Р.О. на земельный участок из земель населенных пунктов, площадью - <данные изъяты> квадратных метров, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Пятигорский городской суд, путем подачи кассационной жалобы, в течение 10 дней со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья Ф. Н. Бегиашвили

-32300: transport error - HTTP status code was not 200