Дело № 2-610/11РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ23 марта 2011 года город ПятигорскПятигорский городской суд Ставропольского края в составепредседательствующего судьи Лихомана В.П., при секретаре Лазгиян А.С.,
с участием
представителя ответчика
призывной комиссии г. Пятигорска
Ставропольского края Караханова Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело № 2-610/11 по иску Студеникова С.В. к призывной комиссии г. Пятигорска Ставропольского края о признании незаконным решения о призыве на военную службу,
УСТАНОВИЛ:
В исковом заявлении и судебном заседании истец Студеников С.В., а так же его представитель Каргасеков Р.В., в обоснование заявленных исковых требований суду сообщили, что в ДД.ММ.ГГГГ истец был вызван в отдел военного комиссариата Ставропольского края по городам Пятигорск и Лермонтов, где ему под роспись была вручена повестка серии № о явке ДД.ММ.ГГГГ в отдел военного комиссариата Ставропольского края по городам Пятигорск и Лермонтов для отправки к месту прохождения военной службы.
Позже на руки он получил копию выписки от ДД.ММ.ГГГГ № из книги протоколов заседаний призывной комиссии г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой решением призывной комиссии (номер протокола №) решение о предоставлении по пп. «з» п. 1 ст. 24 отсрочки от призыва отменено призывной комиссией Ставропольского края и принято решение по ст. 22 о призыве на военную службу.
31 января 2011 года ему было отказано в получении копии решения призывной комиссии о призыве его на военную службу. Аргументирован отказ тем, что такой документ выдается только по официальному запросу.
Студеников С.В. считает решение призывной комиссии г. Пятигорска о призыве его на военную службу в связи с отменой решения об отсрочке от призыва на военную службу, незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает, в том числе, явку на заседание призывной комиссии.
Согласно п. 5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, оповещение призывников о явке на заседание призывной комиссии осуществляется повестками военного комиссариата.
В соответствии с п. 39 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (приложение № 1 к Приказу Министра Обороны РФ от 02 октября 2007 года № 400) решение призывной комиссии о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу выносится на основании документов, указанных в перечне, приведенном в приложении № 32 к настоящей инструкции.
Указанной повестки для явки на заседание призывной комиссии он - Студеников С.В. не получал, на заседании призывной комиссии не участвовал.
Вынесение решения о призыве на военную службу без его участия на заседании призывной комиссии он считает нарушением его конституционных и гражданских прав.
В соответствии с пп. «а» п. 1 контракта о службе в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, заключенным с ним в 2004 году, после окончания Воронежского института МВД России, он обязывался прослужить в органах и учреждениях исполнения уголовных наказаний по контракту не менее 5 лет на условиях, установленных и действовавших на 2004 год законодательством о прохождении службы в органах и учреждениях исполнения наказаний.
Согласно пп. «б» п. 2 указанного контракта в период службы в органах и учреждениях исполнения наказаний по контракту, он обязывался выполнять возложенные служебные обязанности, соблюдать Присягу, внутренний распорядок и требования Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 указанного контракта по окончании Воронежского института МВД России он должен быть назначен на должность среднего начальствующего состава.
ДД.ММ.ГГГГ он был зачислен в число слушателей очного отделения Воронежского института МВД России и ему было присвоено первое специальное звание - рядовой милиции (приказ начальника ВИ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ ему было присвоено первое специальное звание начальствующего состава - младший лейтенант милиции (приказ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ).
На момент зачисления в число слушателей очного отделения Воронежского института МВД России и присвоения специального звания рядовой милиции, действовал Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» в редакции Федерального закона от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ.
Согласно п. «з» ч. 1 ст. 24 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции Федерального закона от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ) отсрочка от призыва на военную службу предоставлялась гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах.
На момент зачисления в число слушателей очного отделения Воронежского института МВД России и присвоения специального звания -рядовой милиции, действовал Закон «О Милиции» от 18 апреля 1991 года № 1026-1 (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).
В соответствии со ст. 21 Закона «О милиции» от 18 апреля 1991 года № 1026-1 (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) слушатели и курсанты образовательных учреждений профессионального образования (средних специальных и высших учебных заведений) системы Министерства внутренних дел Российской Федерации считаются находящимися на службе в милиции.
Согласно ст. 19 Закона «О милиции» от 18 апреля 1991 года № 1026-1 (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) военнообязанные, принятые па службу в милицию, в том числе слушатели и курсанты образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, снимаются с воинского учета и состоят на учете в Министерстве внутренних дел Российской Федерации.
На момент зачисления в число слушателей очного отделения Воронежского института МВД России и присвоения специальною звания рядовой милиции действовало Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (приложение № 1, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 42021) в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.
В соответствии с п. 21 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (Приложение № 1, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 42021) в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ граждане Российской Федерации, назначенные на должность рядового или начальствующего состава, а также стажеры, курсанты и слушатели учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации не подлежали призыву на военную службу, снимались с воинского учета и состояли на учете в Министерстве внутренних дел Российской Федерации.
Согласно ст. 21 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 было распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия Федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.
В соответствии с п. 5.2 Инструкции о порядке применения положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (Приложение к Приказу Министерства юстиции РФ от 06 июня 2005 года № 76) на граждан, поступивших на службу в уголовно-исполнительную систему по контракту, распространяются общий порядок и условия ее прохождения, регулируемые Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Так, согласно п. 5.3 указанной инструкции с лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования ФСИН России, другие образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, с оплатой обучения учреждением или органом уголовно-исполнительной системы, контракт заключается учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, направляющими граждан для поступления в образовательные учреждения.
Таким образом, настоящая инструкция позволяла сотрудникам уголовно-исполнительной системы поступать в неведомственные ВУЗы.
В соответствии с п. 11.1 данной инструкции воинский учет граждан, проходящих службу в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете».
Согласно п. 6 Постановления Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 года № 1027-1 «О порядке введения в действие закона РСФСР «О милиции»» действие статей 12-34 Закона РФ «О милиции» было распространено на сотрудников исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов и лечебно-трудовых профилакториев.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 01 апреля 2005 года № 27-ФЗ ст. 21 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденная Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» была признана утратившей силу.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 01 апреля 2005 года № 27-ФЗ, предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется также гражданам, не указанным в абзаце первом настоящего подпункта, назначенным на должности рядового или начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы до 01 января 2005 года, - на время службы в этих органах и учреждениях.
Правовые последствия в виде предоставления отсрочки от призыва на военную службу для него - Студеникова С.В. на основании п. 21 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (Приложение № 1, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1) в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, возникли до принятия Федеральных законов от 01 апреля 2005 года № 27-ФЗ, от 06 июля 2006 года № 104-ФЗ, от 17 декабря 2009 года № 312-Ф3.
Однако, принципами действия правовых норм во времени являются: общим правилом является немедленное действие регулятивной нормы; норма, ухудшающая правовое положение граждан (многих и даже некоторых), имеет перспективное действие, не затрагивает прав, ранее приобретенных гражданами; исключения из этих правил допускаются только при наличии специальной коллизионной нормы, принятой тем же органом, который установил норму основную, если ему такое право предоставлено.
Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Таким образом, действие Федеральных законов от 01 апреля 2005 года № 27-ФЗ, от 06 июля 2006 года № 104-ФЗ, от 17 декабря 2009 года № 312-ФЗ распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случае, когда это прямо предусмотрено законом. Если специальный закон не содержит отличных норм, то следует использовать режим, сформированный кодексами для отношений определенного вида.
Нормами Федеральных законов от 01 апреля 2005 года № 27-ФЗ, от 06 июля 2006 года № 104-ФЗ, от 17 декабря 2009 года № 312-ФЗ не предусмотрено обратной силы закона.
В соответствии со ст.ст. 54, 55, 56 и 57 Конституции РФ законы, ухудшающие положение граждан, не могут иметь обратной силы.
Так, Президиум Верховного Суда РФ, разрешая дела, исходит из конституционного принципа о том, что законы, ухудшающие положение граждан, обратной силы не имеют (ст.ст. 54. 55. 57 Конституции Российской Федерации), что указано, в том числе в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 18 сентября 2002 года № 249пв01.
Определением Конституционного Суда РФ от 18 января 2005 года № 7О было постановлено, что общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу. При этом установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться ими с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (ч. 1 и 2 ст. 19), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод.
Определением Верховного Суда РФ от 13 апреля 2006 года № КАС06-112 установлено, что нормы ст. 4 ГК РФ распространяются на законодательство о военнослужащих.
Таким образом, истцу была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 01 января 2008 года, а именно с 2004 года.
Согласно Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» от 06 июля 2006 года № 104-ФЗ установлено, что граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу или которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии со ст.ст. 23 и 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 01 января 2008 года, пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований».
Федеральным законом «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»» от 17 декабря 2009 года № 312-ФЗ было подтверждено, что граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с пп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 01 января 2010 года, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований.
Таким образом, на основании вышеизложенного, по мнению истца, на него распространяются и действуют нормы законодательства, которые действовали на 01 сентября 2004 года, в том числе дававшие право на отсрочку от призыва на военную службу.
Студеников С.В. просит суд признать незаконным и недействительным решение призывной комиссии г. Пятигорска Ставропольского края о призыве его на военную службу и отменить его, обязав призывную комиссию г. Пятигорска Ставропольского края принять решение об отмене решения о призыве его на военную службу.
В судебное заседание истец Студеников С.В. и его представитель Каргасеков Р.В. не явились, направив ходатайства об отложении судебного разбирательства: Студеников С.В. - в связи с заболеванием, Каргасеков Р.В. - в связи с участием в уголовном деле в Ставропольском краевом суде.
В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Студеникова С.В. и его представителя Каргасекова Р.В., так как признает указанные ими причины неявки неуважительным, поскольку Студенниковым С.В. не представлено документальных доказательств того, что имеющееся заболевание препятствует его присутствию в судебном заседании и участию в деле, а представленное в суд его представителем Каргасековым Р.В. извещение о вызове в Ставропольский краевой суд на 23 марта 2011 года, направлено ему позже, чем он был извещен о времени и месте рассмотрения данного дела. Кроме того, в извещении Ставропольского краевого суда указано, что его явка в судебное заседание не обязательна и не препятствует рассмотрению дела.
В судебном заседании представитель ответчика призывной комиссии г. Пятигорска Ставропольского края Караханов Ю.А. возражал в отношении заявленных Студениковым С.В. исковых требований, поскольку считает решение призывной комиссии г. Пятигорска Ставропольского края о призыве Студеникова С.В. законным, обоснованным и неподлежащим отмене, так как право на отсрочку от призыва на военную службу истец в силу Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не имеет, в связи с чем подлежит призыву на военную службу.
Выслушав представителя ответчика, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Призывной комиссии г. Пятигорска ДД.ММ.ГГГГ принято решение о призыве Студеникова С.В. на военную службу и данное решение является законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 59 Конституции РФ гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с Федеральным законом.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, подлежат призыву на военную службу.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с указанным законом освобождены от воинской обязанности, призыва на военную службу, не подлежащие призыву на военную службу в соответствии со ст. 23 указанного Федерального закона, а также граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии со ст. 24.
В соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, поступившим на службу в органы внутренних дел, государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего профессионального образования и специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях.
Согласно материалам дела, истец Студеников С.В. окончил государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования - Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, что подтверждается дипломом серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Студеников С.В. поступил на службу в Федеральную службу исполнения наказания России по Ставропольскому краю, то есть в органы уголовно-исполнительной системы, состоит в звании лейтенанта внутренней службы и должности инспектора отделения по конвоированию отдела по конвоированию Федерального бюджетного учреждения Управление по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю, что подтверждается представленными им в суд: контрактом о службе в уголовно-исполнительной системе от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из приказа начальника УФСИН России по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №, выпиской из приказа Министра юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и справкой от ДД.ММ.ГГГГ № за подписью заместителя начальника ФБУ УК УФСИН России по Ставропольскому краю.
При изложенных обстоятельствах, установленных судом, Студеников С.В. не имеет право на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», так как поступил на службу в органы уголовно-исполнительной системы по окончании образовательного учреждения высшего профессионального образования органов внутренних дел, а не по окончании образовательного учреждения высшего профессионального образования учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в связи с чем, его иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ст.ст. 12, 56, 167, 193-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Студеникова С.В. к призывной комиссии г. Пятигорска Ставропольского края о признании незаконным решения о призыве на военную службу, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд, через Пятигорский городской суд в течение десяти дней со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья В.П. Лихоман