Дело № 2-937/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 марта 2011 года г. Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе
председательствующего судьи Степаненко Н.В.,
при секретаре судебных заседаний Каган Я.О.,
с участием:
истца Овчаренко А.Н.,
истца Овчаренко А.А.,
представителя ответчика
администрации г. Пятигорска Григоряна А.С.,
представителя Управления имущественных
отношений администрации г. Пятигорска Лопатько А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в Пятигорском городском суде гражданское дело по исковому заявлению Овчаренко А.Н., Овчаренко А.А. к администрации г. Пятигорска, МУ «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Овчаренко А.Н., Овчаренко А.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации г. Пятигорска, МУ «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В судебном заседании истцы исковые требования поддержали в полном объёме и пояснили, что Овчаренко А.Н., пенсионер внутренних войск. С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту своего фактического жительства в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ состоит на воинском учете в военном комиссариате города Пятигорска.
Вместе с ним по указанному адресу проживает его супруга - Овчаренко О.А., и сын - Овчаренко А.А.
ДД.ММ.ГГГГ Овчаренко А.Н. получил ордер на жилое помещение №, серия <данные изъяты>, как военнослужащий внутренних войск, военной части <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы г. Пятигорска Ставропольского края за № «О передаче жилого дома по адресу: <адрес> от Войсковой части в муниципальную собственность». ДД.ММ.ГГГГ на основании Акта приема-передачи, жилой дом по <адрес> принят на баланс МУП «Жилхоз». В последующем Овчаренко А.Н. заключил Договор № социального найма жилого помещения на квартиру № по <адрес> - с Администрацией г. Пятигорска.
На обращение, с целью приватизации, в администрацию г. Пятигорска истцом получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ за № из Управления имущественных отношений администрации г. Пятигорска, согласно которого МУ «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска» не вправе оформить договор передачи жилья в его собственность, и рекомендует обратиться в суд.
Так как Договор найма жилого помещения Овчаренко А.Н. заключал с Администрацией г. Пятигорска, а не с войсковой частью, считают отказ Администрации незаконным и не обоснованным, в связи с изложенным истцы вынуждены обратиться в суд. Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ «Каждый имеет право на жилище», а ч. 3 гласит: «малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».
Считают, что ответчик своим бездействием нарушает конституционные права и охраняемые гражданским законодательством имущественные интересы истцов.
Ранее в приватизации участия не принимали.
Просили суд признать за Овчаренко А.Н. и Овчаренко А.А. право общей долевой собственности, в равных долях по 1/2 доли каждому, на квартиру № общей площадью <данные изъяты> кв.м., в <адрес> - в порядке приватизации.
Полномочный представитель Управления имущественных отношений администрации г. Пятигорска Лопатько А.С. в ходе судебного заседания пояснил, что Пятигорский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, отказывает в государственной регистрации перехода права собственности на многоквартирный жилой <адрес>, расположенный по <адрес>, к муниципальному образованию городу-курорту Пятигорску, в связи с тем, что отсутствует заявление на переход права от бывшего собственника войсковой части <данные изъяты>.
Учитывая, что заявления прежнего собственника не имеется, государственная регистрация перехода права собственности на указанное недвижимое имущество к муниципальному образованию городу-курорту Пятигорску, в установленном законом порядке невозможна.
МУ «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска» не вправе оформить договор передачи жилья в собственность истцов. Просил вынести решение в соответствии с действующим законодательством.
Полномочный представитель ответчика администрации г. Пятигорска Григорян А.С., в судебном заседании подтвердил обстоятельства связанные с невозможностью разрешения спора во вне судебном порядке в связи с отсутствием регистрации права собственности на спорный жилой дом за муниципальным образованием г. Пятигорск, по объективным причинам. Просил вынести решение в соответствии с действующим законодательством.
Полномочный представитель третьего лица в/ч <данные изъяты>, а также третье лицо Овчаренко О.А., извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в суд не явились, представив заявления о рассмотрении гражданского дела в их отсутствии, не возражают против удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст. 167 ГПКРФ, с учётом мнения лиц участвующих в деле суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснение лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит заявленные истицами требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом - часть 1, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами - часть 2, никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда часть 3.
Ст. 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в установленном законом порядке, а также иным способом предусмотренным законом. В соответствии с ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а так же злоупотребление правом в иных формах.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 ноября 1996 г. № 1592, распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года № 114-рп такие дома должны полностью передаваться в муниципальную собственность (или в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации), а также того, что создавшаяся ситуация нарушает права граждан, предусмотренные ст. ст. 8, 35 Конституции Российской Федерации и ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», исходя из смысла действующего законодательства Российской Федерации, граждане (военнослужащие) вправе признать право собственности на квартиру в судебном порядке.
Суд считает правомерным обращение истцов в порядке искового производства с требованиями о признании права собственности на жилое помещение. Спор, возникший в связи с отказом или непринятием решения о приватизации жилого помещения, носит исковой характер как иск о признании права собственности на жилое помещение (а не требования о понуждении ответчика к заключению договора передачи имущества в собственность в порядке приватизации), поскольку характер данных правоотношений свидетельствует о возникшем споре по поводу защиты субъективного права: права конкретного лица на получение в собственность конкретного занимаемого им жилого помещения, а также с учетом того, что разрешение иска о праве собственности является более эффективной защитой нарушенного права, чем обвязывание лица, выразившего уже свою волю к заключению договора отказом или непринятием решения о приватизации жилого помещения и уклоняющегося от такого договора. Кроме того, исходя из практики применения ч. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", отказ гражданину в праве на приватизацию при установлении судом отсутствия разрешения на приватизацию со стороны собственника, противоречит принципу равенства перед судом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации). Ограничение лишь формальным подтверждением отсутствия разрешения (согласия) на приватизацию, так как исходя из указанной нормы Закона при этом не требуется ни установление фактов возможного злоупотребления правом, ни исследование обоснованности отказа в приватизации со стороны собственника, умаляет предусмотренное статьей 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту и противоречит требованиям реального обеспечения прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что истцу Овчаренко А.Н. назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 10.12.2010) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В силу п. 6 ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
В соответствии с п. 5 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих, на которых распространяются в том числе и жилищные гарантии, предусмотренные указанным Законом, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
По правилам ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 г. (с изменениями и дополнениями) № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»: «Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего ФЗ».
В силу п. 14 ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 г. (с изменениями и дополнениями) № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.08.1993 г. № 8 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 № 6), требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе в совместную либо долевую».
В п. 2 данного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается судом по правилам искового производства.
На основании ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» с последующими изменениями, граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящейся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи (а так же несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет) приобрести эти помещения в собственность.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении № 8 Пленума ВС РФ от 24.08.1993 года с последующими изменениями «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения по договору найма вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а так же несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в общую совместную или долевую собственность.
Из смысла ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» следует, что запрет на приватизацию соответствующего жилья не является абсолютным, закон допускает, что при определенных обстоятельствах собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также учреждения, в хозяйственное ведение которых передан жилищный фонд, вправе принимать решение приватизации жилья.
В соответствии со статьями 6, 7 Закона «О приватизации жилищного фонда,в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541 передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется государственными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения. Статьей 18 данного Закона устанавливается, что при переходе государственных или муниципальных предприятий в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий, должен быть передан в хозяйственное ведение правопреемников этих предприятий (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В судебном заседании установлено, что истцы владели и пользовались указанным помещением на день разрешения настоящего спора, производит оплату за жилье и коммунальные услуги, что сторонами не оспорено.
Согласно ордера № серия ЕД от ДД.ММ.ГГГГ спорное жилое помещение предоставлено истцу Овчаренко А.Н. на семью из 3-х человек, Овчаренко О.А. - жена, Овчаренко А.А. - сын.
При этом из письменного заявления Овчаренко О.А. следует, что она просит не включать её в число сособственников приватизируемого жилого помещения по адресу: <адрес>.
Истцами также представлены суду надлежащие письменные доказательства того, что они проживают и зарегистрированы по указанному адресу (в спорном жилом помещении), в приватизации жилой площади участия не принимали:
- паспорта на имя Овчаренко А.Н., Овчаренко А.А.,
- карточка квартиросьёмщика №,
- договор № социального найма жилого помещения,
- справка ОАО «УЖФ» № от ДД.ММ.ГГГГ,
- справка ОАО «УЖФ» № от ДД.ММ.ГГГГ,
- справка ОАО «УЖФ» № от ДД.ММ.ГГГГ,
- справка ОАО «УЖФ» № от ДД.ММ.ГГГГ
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № истцу отказано в приватизации квартиры по причине того, что право собственности на <адрес> находится на стадии оформления.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом и судом, при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, места жительства и других обстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции РФ, во взаимосвязи со ст. ст. 17, 18, 55, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией РФ, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретенные на основании Федеральных законов.
Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленное Законом РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», предполагает создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства.
Ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает основания отказа в приватизации занимаемого жилья.
Суду не представлено доказательств наличия таких оснований.
Согласно ч. 3 ст. 8 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилья он вправе обратиться в суд. В соответствии с этим положением Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 24.08.1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», подтвердил подведомственность судам дел, возникающих в связи с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений.
Истец вселился со своей семьей в спорную квартиру на законном основании, что не опровергается в условиях состязательности процесса представителем ответчика. Судом установлено, что данная квартира является изолированным жилым помещением, поэтому может быть передана бесплатно в собственность в соответствии с Законом РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам, её занимающим.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, в связи, с чем право истца на приобретение в собственность квартиры № в <адрес>, не может быть ограничено Федеральным законом, как предусмотрено ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом.
Гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. ст. 17, 28 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право на недвижимое имущество, установленное решением суда, подлежит государственной регистрации на общих основаниях, при этом указано, что момент возникновения права определяется решением суда.
С учетом изложенного, суд считает установленным, что жилое помещение, предоставленное истцу, а именно двухкомнатная квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, подлежит передаче бесплатно в общую долевую собственность в равных долях Овчаренко А.Н., Овчаренко А.А. по 1/2 доле. При этом при вынесении решения суд принимает во внимание, что ранее истцы в приватизации не участвовали, что бесспорно установлено в судебном заседании, ответчиком не оспорено и подтверждено надлежащими доказательствами, в том числе справками компетентных органов.
В условиях состязательности гражданского процесса, когда каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, ответчиками не представлены доказательства, опровергающие доводы истцов. Оценивая предоставленные истцами в обоснование заявленных требований письменные доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Овчаренко А.Н., Овчаренко А.А. к администрации г. Пятигорска, МУ «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, - удовлетворить.
Признать за Овчаренко А.Н. и Овчаренко А.А. право общей долевой собственности, в равных долях по 1/2 доли за каждым, на квартиру №, в <адрес> - в порядке приватизации.
Данное решение является основанием для регистрации права на недвижимое имущество в регистрирующем органе.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Пятигорский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательном виде.
Судья : Степаненко Н.В.