Дело № 2-1079/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 апреля 2011 года г. Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Шевляковой И.Б.
при секретаре судебного заседания Павловой А.С.,
с участием:
представителя истицы Катугиной Л.Т. Акинфиевой М.М.,
представителя ответчика ГУ - Управление
Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску
Ставропольского края Беглеровой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Катугина Л.Т. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включении в специальный педагогический стаж периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л :
Катугина Л.Т. обратилась в Пятигорский городской суд с исковым заявлением к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости (Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), включении в специальный педагогический стаж периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности преподавателя Дербентского музыкального училища; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности преподавателя МОУ ДОД «Детская музыкальная школа» Минераловодского района, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований истица сослалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 173), т.е. в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края (Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей отказано со ссылкой на отсутствие требуемого по закону 25-летнего стажа педагогической деятельности. При подсчете продолжительности стажа педагогической деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в соответствии со Списком № 781 не были включены в педагогический стаж периоды ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности преподавателя Дербентского музыкального училища, так как отсутствуют сведения о том, что училище являлось учреждением для детей; периоды отпусков по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (до достижении ребенком 3-х лет) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (без сохранения заработной платы) согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона № 173-ФЗ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности преподавателя МОУ ДОД «Детская музыкальная школа», так как не соблюдено одно из условий, предусмотренных Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781: на ДД.ММ.ГГГГ отсутствует стаж работы продолжительностью на менее 16 лет 8 месяцев в должностях и учреждениях, указанных в п. 2 раздела «наименовании должностей» и в п. 2 раздела «наименование учреждений».
Истица Катугина Л.Т., надлежащим образом извещенная о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явилась, не представила сведений о причинах неявки. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, и с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы с участием ее полномочного представителя Акинфиева М.М.
В судебном заседании полномочный представитель истца Акинфиева М.М. поддержала заявленные исковые требования, пояснив, что с отказом не согласна в части, по следующим основаниям. Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу ст. ст. 1, 2, 69 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное им право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действительности их государственной защиты. В спорные периоды работы истицы действовало иное пенсионное законодательство. В частности, к нормам законодательства, действовавшего на момент приобретения права за период до 22.09.1993 года, относится Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (далее - Список № 1397), которое применялось наряду с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 с последующими изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953. Постановление от 17.12.1959 года № 1397 не ставило пенсионные права работников в зависимость от педагогической нагрузки педагогических работников. В Списке № 1397 п. 3 Раздела 1 указаны учреждения техникумы и другие средние специальные учебные заведения, этим же пунктом предусмотрены наименования должностей - преподаватели, педагоги. Музыкальные училища всегда являлись средними специальными учреждениями, Катугина Л.Т. работала в Дербентском музыкальном училище в должности преподавателя, а значит период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в училище является педагогической деятельностью. Периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии, если указанные периоды имели место до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.До вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» действовала ст. 167 КЗоТ РСФСР, предусматривавшая включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Таким образом, периоды нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости. Отказ в признании педагогической деятельностью период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица не оспаривает. Она находилась в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (до достижении ребенком 3-х лет), т.е. указанные правоотношения возникли до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543-1, и то обстоятельство, что ее отпуск по уходу за ребенком был завершен после вступления новой редакции КЗоТа не должно иметь для истицы правового значения. В связи с чем, считает, что ответчик незаконно не включил данный период в трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Педагогический стаж работы истицы на ДД.ММ.ГГГГ с учетом спорных периодов составлял <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, что более 16 лет и 08 месяцев, требуемых по закону для того, чтобы дальнейшая ее работа в должности преподавателя МОУ ДОД «Детская музыкальная школа» <адрес> была признана педагогической. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - день подачи заявления о назначении ей досрочной пенсии педагогический стаж ее работы составил более <данные изъяты> лет и был достаточен для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, из них: <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней - неоспариваемый ответчиком педагогический стаж работы; <данные изъяты> года <данные изъяты> дней - период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя Дербентского музыкального училища; <данные изъяты> год <данные изъяты> месяцев - период отпуска до достижения ребенком 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней - период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя МОУ ДОД «Детская музыкальная школа» Минераловодского района Ставропольского края. На основании изложенного, считает, что Катугина Л.Т. незаконно отказали во включении в стаж работы периодов работы в должности «музыкальный руководитель». Заявление о назначении пенсии она подала ДД.ММ.ГГГГ, тем самым, выразив желание получать досрочную трудовую пенсию. Ее педагогический стаж на эту дату составлял 27 лет 6 месяцев 6 дней и был достаточен для назначения досрочной трудовой пенсии. Исходя из п. 1 ст. 18 и ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ, согласно которой трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за вышеназванной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на пенсию, считает, что право на назначение указанной пенсии у истицы возникло со дня подачи заявления на назначение пенсии, поэтому указанная пенсия должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании полномочный представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края Беглерова Н.Н. исковые требования не признала и указала, что Конституционный Суд РФ в Определениях от 20.10.2005 года № 392-0 и от 18.04.2006 года № 83-0, указал, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности в учреждениях для детей. Подпункт 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ не конкретизирует наименований должностей и учреждений, структурных подразделений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих педагогическую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (ст. 19, ч. 1 Конституции РФ), ибо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (ст. 39, ч. 1 Конституции РФ). Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации в Постановлении от 29.10.2002 года № 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, от 29.10.2002 года № 781 (педагоги) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, от 29.10.2002 года № 781 (педагоги). Данные Список и Правила конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в Федерального закона № 173-ФЗ понятия «педагогическая деятельность» и «учреждения для детей», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 29.01.2004 года № 2-П установил, что при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 года могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования. Таким образом, в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении выслуги лет применялись следующие нормативные акты, регулировавшие порядок исчисления стажа: до 01.11.1999 года - Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года № 953; после 01.11.1999 года - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1067, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2001 года № 79. В стаж истицы не включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя Дербентского музыкального училища, так как отсутствуют сведения, что училище являлось учреждением для детей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - периоды отпусков по уходу за ребенком - Правилами от ДД.ММ.ГГГГ №, а также Правилами от 29.10.2002 года № 781 не предусмотрена, возможность включения в стаж на соответствующих видах работ периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы и по уходу за ребенком до 3-х лет, поэтому такой период не может быть засчитан в стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности преподавателя МОУ ДОД «Детская музыкальная школа», так как не соблюдено одно из условий, предусмотренных Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781: на ДД.ММ.ГГГГ у истицы не имеется стажа работы продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев в должностях и учреждениях, указанных в п. 2 раздела «наименование должностей» и в п. 2 раздела наименование учреждений».
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна представить доказательства в подтверждение заявленных требований и возражений.
В подтверждение заявленных требований истицей суду представлены: трудовая книжка; справка от ДД.ММ.ГГГГ №.
Ответчиком для обозрения суду представлено подлинное пенсионное дело Катугина Л.Т.
Выслушав представителя истицы, полномочного представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, подлинное пенсионное дело Катугина Л.Т., оценив представленные доказательства с учетом требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, каждое в отдельности и в совокупности суд считает, что в условиях состязательного процесса истица доказала законность своих требований.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, установленное законом (ч. 1); государственные пенсии устанавливаются законом (ч. 2).
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано.
Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющим основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (ст. 7) и одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, согласно требованиям ст. ст. 27 и 28 указанного Закона.
В соответствии с абз. 2 п. 23 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии» в случае, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.
Надлежащие письменные доказательства, а именно - заявление Катугина Л.Т. свидетельствует о том, что по вопросу о назначении досрочной пенсии по старости истица обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ.
Трудовой книжкой истицы подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ она принята на работу в Дербентское музыкальное училище на должность преподавателя общего фортепиано и концертмейстера (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), проработала в этой должности до ДД.ММ.ГГГГ, уволена по собственному желанию (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в МОУ ДОД «Детская музыкальная школа» Минераловодского района, где и работает по настоящее время.
Указанные обстоятельства суд считает установленными.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края (Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), исследованным судом, истице отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности ввиду отсутствия у нее требуемого по закону 25-летнего педагогического стажа, дающего право для назначения пенсии. При этом со ссылкой на нормы действующего на сегодняшний день пенсионного законодательства, а именно: Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, которым утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, вступившие в силу с 14.11.2002 года, в соответствии со ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, ответчик счел не подлежащими включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности преподавателя Дербентского музыкального училища, так как отсутствуют сведения, что училище являлось учреждением для детей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя МОУ ДОД «Детская музыкальная школа», так как не соблюдено одно из условий, предусмотренных Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №: на ДД.ММ.ГГГГ отсутствует стаж работы продолжительностью на менее 16 лет 8 месяцев в должностях и учреждениях, указанных в п. 2 раздела «наименовании должностей» и в п. 2 раздела «наименование учреждений»; периоды отпусков по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (до достижении ребенком 3-х лет) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (без сохранения заработной платы) согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона № 173-ФЗ. Отказ в признании педагогической деятельностью периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица не оспаривает.
Суд считает, что выводы, содержащиеся в решении ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края (Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) об отказе в досрочном назначении Катугина Л.Т. трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого по закону 25-летнего стажа педагогической деятельности, являются несостоятельными, основанными на неправильном применении и толковании норм пенсионного законодательства в силу следующих причин.
С ДД.ММ.ГГГГ введен в действие Федеральный закон № 173-ФЗ, устанавливающий основания и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
Подпунктом 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ предусмотрено назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста в соответствии со Списками соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организация), а в необходимых случаях - с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), утвержденных Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и утверждены правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение указанных пенсий.
Согласно записям в трудовой книжке, ДД.ММ.ГГГГ истица зачислена преподавателя общего фортепиано и концертмейстера Дербентского музыкального училища. ДД.ММ.ГГГГ была уволена. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ № в ДД.ММ.ГГГГ годах Дербентское музыкальное училище являлось средним специальным ученым заведением в подчинении Министерства культуры ДАССР.
Разрешая спор в части зачета периода работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности преподавателя Дербентского музыкального училища, суд исходит из того, что в спорный период действовали утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 Перечень учреждений и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должностях преподавателей и педагогов в техникумах и других средних специальных учебных заведениях (педагогические, медицинские, сельскохозяйственные и др.)
Данный Перечень относил училища к списку учебных заведений и детских учреждений.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 20.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснил в п. 9 о том, что необходимо учитывать, что вопрос в виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работникам (должностям, организациям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен разрешаться судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям, профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).
Таким образом, право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности назначается в зависимости от вида деятельности, фактически выполняемой лицом работы, а не от наименования должности или правового статуса учреждения (организации).
Судом бесспорно установлено, что истица осуществляла педагогическую деятельность, в ее обязанности входило выполнение воспитательной работы с детьми, что подтверждается представленными письменными доказательствами, а следовательно подлежит включению в необходимый для досрочного назначения пенсии по старости стаж спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности преподавателя Дербентского музыкального училища.
Суд считает, что изменение пенсионного законодательства на момент разрешения вопроса о праве истицы на досрочную пенсию, не должно нарушать ее законно возникшего права.
С учетом правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а в дальнейшем и двух.
Лишь с принятием Закона РФ № 3543-1 от 25.09.1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 06.10.1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным Законом ст. 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22.05.1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07..1970 года; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 09.12.1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежит зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Исходя из положений вышеуказанных норм материального права, суд считает исковые требования Катугина Л.Т. о включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обоснованными и подлежащими удовлетворению. То обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать ее право.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение.
Представленные истицей доказательства безусловно свидетельствуют о том, что кК педагогический стаж работы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с учетом вышеуказанных двух спорных периодов составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, что более 16 лет и 08 месяцев, требуемых по закону для того, чтобы дальнейшая ее работа в должности преподавателя МОУ ДОД «Детская музыкальная школа» Минераловодского района была признана педагогической.
У суда не имеется оснований сомневаться в объективности и истинности сведений, содержащихся в представленных истицей документах и ее пояснениях, поскольку суду, в условиях состязательности процесса, предусмотренного ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств, которые бы опровергли эти сведения.
С учетом собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу, что периоды педагогической деятельности Катугина Л.Т.: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности преподавателя Дербентского музыкального училища, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя МОУ ДОД «Детская музыкальная школа», а такжепериод отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежат включению в стаж работы, дающей ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и считает подлежащими удовлетворению требования истицы об обязании ответчика включить эти периоды в специальный стаж. Ответчиком в судебном заседании не представлено доказательств опровергающих доводы истца.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что истица на момент обращения в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края с заявлением о назначении пенсии, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ, с учетом периодов, которые подлежат зачету в специальный стаж, имела необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью 25-летний трудовой стаж, ее специальный стаж на указанную дату составлял 27 лет 06 месяцев 06 дней, а, соответственно, и имела право на досрочное пенсионное обеспечение, предусмотренное подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, а потому отказ ответчика в назначении Катугина Л.Т. досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным.
При таких обстоятельствах, установленных судом, исковые требования Катугина Л.Т. в части признания незаконным решения ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ (Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) и обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости по указанному основанию с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Катугина Л.Т. удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края об отказе Катугина Л.Т. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ).
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края включить в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы Катугина Л.Т. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности преподавателя Дербентского музыкального училища, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя МОУ ДОД «Детская музыкальная школа», а такжепериод отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Катугина Л.Т. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Пятигорский городской суд.
Судья И.Б. Шевлякова