Дело №2-1254/11
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
18 апреля 2011 года Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Соловьяновой Г.А.
при секретаре Купцовой С.Н.
с участием заявителя Климовой Т.А.
представителя заявителя (по доверенности) Пыркина А.А.
представителя ФГУ ПУ ФСБ России по КЧР Дракина А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Климовой Т.А. в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Климова Д.В. о признании бездействия Федерального государственного учреждения «Пограничное Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике», Федерального агентства по Управлению государственным имуществом по Карачаево-Черкесской Республике по не предоставлению в Территориальное Управление Миграционной службы по г.Пятигорску документов, необходимых для регистрации Климовой Т.А. и Климова Д.В. по месту их жительства, возложении обязанности на Федеральное государственное учреждение «Пограничное Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике», Федеральное агентство по Управлению государственным имуществом по Карачаево-Черкесской Республике по предоставлении в адрес Управления Миграционной службы по г.Пятигорску документов, необходимых для их регистрации,
У С Т А Н О В И Л:
Климова Т.А. в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Климова Д.В. обратилась в суд с заявлением о признании бездействия Федерального государственного учреждения «Пограничное Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике», Федерального агентства по Управлению государственным имуществом по Карачаево-Черкесской Республике по не предоставлению в Территориальное Управление Миграционной службы по г.Пятигорску документов, необходимых для ее регистрации и сына Климова Д.В. по месту их жительства: <адрес> возложении обязанности на Федеральное государственное учреждение «Пограничное Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике», Федеральное агентство по Управлению государственным имуществом по Карачаево-Черкесской Республике по предоставлении в адрес Управления Миграционной службы по г.Пятигорску документов, необходимых для их регистрации: заявления от ее имени, составленное по форме 6; заверенные выписки решений жилищной комиссии о предоставлении жилого помещения ее бывшему супругу Климову В.А. на состав три человека; документы. Подтверждающие право собственности и право пользования указанным жилым помещением; адресные листки прибытия, убытия из жилого помещения Климова В.А.; поквартирную карточку; форму статистического учета, поскольку данный вопрос в порядке добровольного урегулирования решить не представилось возможным.
В судебном заседании Климова Т.А. от своего имени и имени несовершеннолетнего Климова Д.В. суду пояснила, что Постановлением администрации г. Железноводска №№ от ДД.ММ.ГГГГ военнослужащему Климову В.А. (бывший супруг) в/ч № на состав семьи из трех человек (она, супруг Климов В.А. и сын Даниил) выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ на право занятия комнаты в общежитии № №, площадью 9 кв.м. по <адрес>, закрепленного за в/ч №. Так как комната № № в общежитии не существует, они были вселены в комнату № №
В ДД.ММ.ГГГГ их жилищные условия были улучшены, о чем свидетельствует протокол заседания жилищной комиссии в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ года, в их пользование выделены две смежные комнаты № №, площадью 18 кв.м., в том же общежитии в/ч № в г<адрес>
В ДД.ММ.ГГГГ Климов В.А. выехал к новому месту службы, при этом она с сыном Д. остались проживать в данном общежитии, в указанном помещении, где и проживают до настоящего времени.
В ДД.ММ.ГГГГ брак между нею и Климовым В.А. расторгнут. Бывший супруг выехал с указанного места жительства и снялся с регистрационного учета.
Ранее она состояла на регистрационном учете при в\ч №, которая в ДД.ММ.ГГГГ была расформирована, и с указанного времени проживает по указанному адресу без регистрации.
Решением Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФГУ ПУ ФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике к Климовой Т.А., действующей так же в интересах Климова Д.В. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения, взыскании государственной пошлины, оплаченной при подаче иска, удовлетворены.
Климова Т.А. и Климов Д.В. выселены из жилого помещения -комнат №№ № в общежитии, по адресу г. <адрес>, с предоставлением другого жилого помещения.
ФГУ ПУ ФСБ РФ по Карачаево-Черкесской Республике предоставить Климовой Татьяне Александровне другое свободное жилое помещение, по представленным сведениям, жилое помещение по адресу <адрес>
Во встречных исковых требований Климовой <адрес>, действующей так же в интересах Климова Д.В. о признании права пользования жилым помещением: к. № № дома <адрес>, с правом регистрации по месту жительства, а именно в комнатах №№ № дома <адрес>, возложении на ФГУ ПУ ФСБ России по КЧР обязанности заключить договор найма жилого помещения, а именно комнат №№ №, отказано в полном объёме.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ Решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в удовлетворении встречных исковых требований Климовой Т.А., действующей так же в интересах Климова Д.В. к ФГУ ПУ ФСБ РФ по Карачаево-Черкесской Республике о признании права пользования жилым помещением специализированного жилого фонда, заключении договора найма жилого помещения и регистрации по месту проживания - оставлено без изменения.
Это же решение суда в остальной части отменено.
Принято в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФГУ ПУ ФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике к Климовой Т.А., действующей так же в интересах Климова Д.В. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения - отказано.
Считает, что была вселена в общежитие как член семьи военнослужащего и проживает с ДД.ММ.ГГГГ. Действительно брак с Климовым В.А. она расторгла в ДД.ММ.ГГГГ, но продолжает пользоваться предоставленным жилым помещением. Другого жилья она не имеет. Материальной возможности для приобретения жилья не имеет. Совместно с нею проживает несовершеннолетний ребенок, который находится исключительно на её иждивении. В установленном законом порядке была поставлена на регистрационный учет в в\ч № без указания непосредственного адреса их жительства: г<адрес> где состояла по день ее расформирования.
Военнослужащей она не является, перестала быть членом семьи военнослужащего.
Вместе с тем считает, что в соответствии с жилищным законодательством, гражданин, переставший быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имел наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из договора найма жилого помещения. Проживая в общежитии, она постоянно содержит комнаты в надлежащем состоянии, осуществляет за ними уход, производит текущий ремонт, оплачивает все требуемые платежи, в том числе и за коммунальные услуги.
Собственником жилого дома №№ по ул. <адрес> является Территориальное Управление Росимуществом по КЧР.
В связи с реорганизацией и прекращением деятельности ГУ СКПУ ФСБ России, здание общежития для использования передано в оперативное управление ФГУ ПУ ФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике.
ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Территориальное Управление Федеральной Миграционной службы г.Пятигорска Ставропольского края с заявлением о регистрации ее и сына Д. по месту их жительства: <адрес>, предварительно уведомив Федеральное государственное учреждение «Пограничное Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике», Федеральное агентство по Управлению государственным имуществом по КЧР о необходимости направления необходимых документов для их регистрации по названному выше адресу, на что ею получен ответ войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в адрес УФМС г.Пятигорска направлено ходатайство о регистрации Климовой Т.А. и ее сына Климова Д.В. по вышеназванному адресу. Однако на основании данного документа на регистрационный учет поставлена не была и ею получен ответ УФМС по г.Пятигорску от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому: «в соответствии с п.п.1,2 ст.99 ЖК РФ разрешение на регистрацию может дать только собственник жилья. Отдел УФМС России по СК в г.Пятигорске не наделен полномочиями распоряжаться ни частной, ни муниципальной, ни ведомственной собственностью и Ваша регистрация по указанному адресу возможна при наличии разрешения собственника и только должностным лицам, которое уполномочено осуществлять контроль и регистрацию в данное ведомственное жилье».
ДД.ММ.ГГГГ повторно направила в Федеральное государственное учреждение «Пограничное Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике» о направлении в ОУФМС г.Пятигорска документы на регистрацию ее и сына по указанному выше адресу, а именно: ходатайство, оформленное в соответствии с прилагаемым образцом; протокол заседания жилищной комиссии в\ч № №№ от ДД.ММ.ГГГГ, надлежащим образом заверенной и заявление формы №6 о регистрации по месту жительства, заверенное подписью командира части и печатью, на что получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ: «Сообщаю, что в Пограничном управлении ФСБ России по КЧР регистрация проживающих по адресу: <адрес> не производится, поскольку в соответствии со ст. 94 п.1 ЖК РФ помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения».
Ответа из Федерального агентства по Управлению государственным имуществом по КЧР до настоящего времени не получено.
Просит заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель заявителя Пыркин А.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме. Объяснения, данные Климовой Т.А. полностью поддержал. Просит об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Федерального государственного учреждения «Пограничное Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике истца - Дракин А.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал. Суду показал, что здание общежития «Теплосерный» находящееся по адресу: <адрес> на основании распоряжения ФНРП от ДД.ММ.ГГГГ №№, Постановления исполнительного комитета Генерального совета ФНРП от ДД.ММ.ГГГГ № № и приказа Объединения «Пятигорсккурорт» от ДД.ММ.ГГГГ №№ передано на баланс войсковой части № (обособленного подразделения Краснознаменного Северо-Кавказского пограничного управления ФСБ России). В связи с расформированием войсковой части № здание пансионата <данные изъяты> оборудованное под служебное жилье военнослужащих и членов их семей, передано на баланс КСКПУ ФСБ России. Указанное общежитие является собственностью РФ и внесено в реестр федерального имущества по СК.
В связи с новой реорганизацией и прекращением деятельности ГУ СКПУ ФСБ России правопреемником ГУ СКПУ ФСБ России определено ФГУ ПУ ФСБ России по Карачаево-Черкесской республике, в связи с чем указанное общежитие <данные изъяты> закреплено за ФГУ ПУ ФСБ России по Карачаево- Черкесской Республике на праве оперативного управления, что подтверждается выпиской из реестра от ДД.ММ.ГГГГ № № В указанном здании общежития, являющемся военным объектом, в комнатах № № проживает Климова Т.А., которая не имеет отношения к структуре пограничных органов ФСБ России и не является членом военнослужащего.
Согласно требований приказа Директора ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ № № « Об утверждении инструкции по организации в органах ФСБ работы, связанной с предоставлением служебных жилых помещений», распределение и использование служебного помещения производится только между военнослужащими, на основании решения жилищной комиссии. Служебным жилым помещением может пользоваться только военнослужащий, на основании решения жилищной комиссии и члены его семьи. Служебные жилые помещения предназначаются для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти.
Таким образом, жилые помещения предназначены для временного проживания граждан в период их военной службы в ПУ ФСБ России по КЧР. Климова Т.А. вселена в общежитие в 1998 года, как супруга военнослужащего Климова В.А., брак между которыми расторгнут в ДД.ММ.ГГГГ
Решением Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФГУ ПУ ФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике к Климовой Т.А. действующей так же в интересах Климова Д.В. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения, взыскании государственной пошлины, оплаченной при подаче иска, удовлетворены.
Климова Т.А. и Климов Д.В. выселены из жилого помещения -комнат №№ № в общежитии, по адресу <адрес> с предоставлением другого жилого помещения.
ФГУ ПУ ФСБ РФ по Карачаево-Черкесской Республике предоставить Климовой Т.А. другое свободное жилое помещение, по представленным сведениям, жилое помещение по адресу г. <адрес>.
Во встречных исковых требований Климовой Т.А., действующей так же в интересах Климова Д.В. о признании права пользования жилым помещением: к. № № дома <адрес>, с правом регистрации по месту жительства, а именно в комнатах №№ № дома <адрес> возложении на ФГУ ПУ ФСБ России по КЧР обязанности заключить договор найма жилого помещения, а именно комнат №№ №, отказано в полном объёме.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ Решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в удовлетворении встречных исковых требований Климовой Т.А., действующей так же в интересах Климова Д.В. к ФГУ ПУ ФСБ РФ по Карачаево-Черкесской Республике о признании права пользования жилым помещением специализированного жилого фонда, заключении договора найма жилого помещения и регистрации по месту проживания - оставлено без изменения.
Это же решение суда в остальной части отменено.
Принято в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФГУ ПУ ФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике к Климовой Т.А., действующей так же в интересах Климова Д.В. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения - отказано.
Названным выше решением суда отказано заявительнице в удовлетворении ее требований по регистрации ее и сына по адресу: комнаты № № дома <адрес>
Действительно в их адрес поступали заявления от Климовой Т.А. от ДД.ММ.ГГГГ, на которое в ее адрес направлен ответ войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого в адрес УФМС г.Пятигорска направлено ходатайство о регистрации Климовой Т.А. и ее сына Климова Д.В. по вышеназванному адресу; от ДД.ММ.ГГГГ на которое дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ: «Сообщаю, что в Пограничном управлении ФСБ России по КЧР регистрация проживающих по адресу: <адрес> не производится, поскольку в соответствии со ст. 94 п.1 ЖК РФ помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения».
Считает, что с их стороны бездействия не усматривается, поскольку на каждое поступившее от заявителя заявления даны ответы и имеется решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ и Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которых в удовлетворении исковых требований КлимовойТ.А., действующей так же в интересах Климова Д.В. к ФГУ ПУ ФСБ РФ по Карачаево-Черкесской Республике о признании права пользования жилым помещением специализированного жилого фонда, заключении договора найма жилого помещения и регистрации по месту проживания отказано. Данные решения вступили в законную силу.
Кроме того Климовой Т.А. разъяснялось право затребовать указанные ею документы в архиве г.Железноводска, поскольку войсковая часть № расформирована и документы переданы в связи с истечением срока хранения в архив.
В судебное заседание не явились несовершеннолетний Климов Д.В., Федеральное агентство по Управлению государственным имуществом по КЧР, привлеченное в качестве заинтересованного лица УФМС по СК в г.Пятигорске, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. От Федерального агентства по Управлению государственным имуществом по КЧР представлено заявление с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие. От других участников доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представлено. Заявлений с просьбой о переносе дела не поступало. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ и учитывая мнение лиц участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствии не явившихся лиц.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В силу требований ст.254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие /бездействие/ органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностнного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.ст.254-258 ГПК РФ на государственный орган, должностных лиц, действия которых оспариваются, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность оспариваемых действий /решение/, гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий /решений/, а обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
В силу ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно п.6 Постановления №1О Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» от 21 декабря 1993 года с последующими изменениями и дополнениями в суд могут быть обжалованы как единоличные, так и коллегиальные действия /решения/ государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Согласно требований ст. 255 ГПК РФ и Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года №2 к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Судом установлено: Постановлением администрации г. Железноводска №№ от ДД.ММ.ГГГГ военнослужащему Климову В.А. (бывший супруг заявителя) в/ч № на состав семьи из трех человек (она, супруг Климов В.А. и сын Д. выдан ордер №№ от ДД.ММ.ГГГГ на право занятия комнаты в общежитии № № площадью 9 кв.м. по <адрес> закрепленного за в/ч № Так как комната № № в общежитии не существует, они были вселены в комнату № №
В ДД.ММ.ГГГГ их жилищные условия были улучшены, о чем свидетельствует протокол заседания жилищной комиссии в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ, в их пользование выделены две смежные комнаты № №, площадью 18 кв.м., в том же общежитии в/ч № в г. <адрес>
В ДД.ММ.ГГГГ Климов В.А. выехал к новому месту службы, при этом она с сыном Д. остались проживать в названному выше адресу, где и проживают до настоящего времени.
В ДД.ММ.ГГГГ брак между Климовой Т.А. и Климовым В.А. расторгнут. Бывший супруг выехал с указанного места жительства и снялся с регистрационного учета.
Ранее заявитель состояла на регистрационном учете при в\ч № которая в ДД.ММ.ГГГГ была расформирована, и с указанного времени проживает по указанному адресу без регистрации.
Решением Пятигорского городского суда от № исковые требования ФГУ ПУ ФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике к Климовой Т.А., действующей так же в интересах Климова Д.В. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения, взыскании государственной пошлины, оплаченной при подаче иска, удовлетворены.
Климова Т.А. и Климов Д.В. выселены из жилого помещения -комнат №№ № в общежитии, по адресу <адрес> с предоставлением другого жилого помещения.
ФГУ ПУ ФСБ РФ по Карачаево-Черкесской Республике предоставить Климовой Т.А. другое свободное жилое помещение, по представленным сведениям, жилое помещение по адресу <адрес>
Во встречных исковых требований Климовой Т.А. действующей так же в интересах Климова Д.В. о признании права пользования жилым помещением: к. № № дома <адрес>, с правом регистрации по месту жительства, а именно в комнатах №№ № дома <адрес> возложении на ФГУ ПУ ФСБ России по КЧР обязанности заключить договор найма жилого помещения, а именно комнат №№ № отказано в полном объёме, т.к. у Климовой Т.А. и Климова Д.В. возникло право пользования спорным жилым помещением.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ Решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в удовлетворении встречных исковых требований Климовой Т.А., действующей так же в интересах Климова Д.В. к ФГУ ПУ ФСБ РФ по Карачаево-Черкесской Республике о признании права пользования жилым помещением специализированного жилого фонда, заключении договора найма жилого помещения и регистрации по месту проживания - оставлено без изменения, поскольку возникло право пользования спорным жилым помещением и что договор социального найма с ними фактически заключен. Кроме того вопросы регистрации, перерегистрации в жилом помещении осуществляются полномочными органами федеральной миграционной службы, отказ которой в совершении определенных действий может быть обжалован в судебном порядке. Однако отказа в регистрации истцами не представлено.
Это же решение суда в остальной части отменено.
Принято в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФГУ ПУ ФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике к Климовой Т.А., действующей так же в интересах Климова Д.В. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения - отказано.
Данные решения вступили в законную силу.
В силу требований ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В адрес Пограничного управления ФСБ России по КЧР поступали заявления от Климовой Т.А. по решению вопроса о направлении документов в УФМС СК по г.Пятигорску для решения вопроса ее регистрации и регистрации сына по месту их жительства от ДД.ММ.ГГГГ, на которое в ее адрес направлен ответ войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в адрес УФМС г.Пятигорска направлено ходатайство о регистрации Климовой Т.А. и ее сына Климова Д.В. по вышеназванному адресу; от ДД.ММ.ГГГГ, на которое дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ: «Сообщаю, что в Пограничном управлении ФСБ России по КЧР регистрация проживающих по адресу: <адрес> не производится, поскольку в соответствии со ст. 94 п.1 ЖК РФ помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения».
Для выбора членами семьи военнослужащего (в том числе бывшими и которые к тому же являются гражданскими лицами) своего места жительства законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений, за исключением установленных ст. 8 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Вместе с тем, принимая во внимание требования ст.ст. 6 и 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", п.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" от 19 декабря 2003 г. N 23, правоприменителю следует учитывать, что к рассматриваемым правоотношениям надлежит, как того требует закон, применить непосредственно положения, сформулированные Конституционным Судом Российской Федерации по вопросам, касающимся регистрации граждан по месту жительства.
В частности, Конституционный Суд Российской Федерации в своих Постановлениях от 2 февраля 1998 г. №4-П, от 2 июля 1997 г. №10-П, от 4 апреля 1996 г. №9-П и от 25 апреля 1995 г. №3-П неоднократно давал толкование законодательства по вопросам регистрации граждан по месту жительства, исходя из содержания которого следуют нижеприведенные выводы.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч.1 ст.17 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст.27 (часть1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена Международным пактом о гражданских и политических правах (ст.12), другими международными и международно-правовыми актами, в том числе Протоколом N 4 к Европейской конвенции прав человека (ст.2).
Свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства является существенным элементом свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека. Российская Федерация как социальное государство должна проводить политику, обеспечивающую такое развитие.
Нормативное содержание названного конституционного права включает, в частности, и свободу выбора места жительства.
Право на выбор места жительства предполагает свободу выбора гражданами жилого помещения, в котором они постоянно или преимущественно проживают по договору найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Истица и ее сын, как указывалось выше, в силу требований ст.108 ЖК РСФСР, ст.13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" обладают субъективным правом проживать на спорной служебной жилой площади и пользоваться спорной служебной жилой площадью.
Право свободного выбора места жительства принадлежит гражданину от рождения и, как и другие основные права и свободы, является неотчуждаемым (ч.2 ст.17 Конституции Российской Федерации; ст.150 ГК РФ). Вместе с тем это право не носит абсолютного характера и подлежит правовому регулированию с учетом того, что его осуществление может привести к нарушению прав и свобод других лиц, что недопустимо в силу ст.17 ч.3 Конституции Российской Федерации. Поэтому реализация названного права может сопровождаться введением обоснованных ограничений в соответствии с основаниями и порядком, установленными ч.3 ст.55 и ст.56 Конституции Российской Федерации.
Однако правовой режим ограничений права на выбор места жительства может вводиться только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо, в целях:
- защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;
- обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч.3 ст.12 Международного пакта о гражданских и политических правах право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в Пакте иными правами.
Следовательно, общим требованием Конституции Российской Федерации и международно-правовых норм является положение о том, что ограничения права на свободный выбор места жительства могут быть установлены только законом. Конституция Российской Федерации конкретизирует это требование указанием на то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.
Соответственно положение ч.2 ст.1 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которому такие ограничения допускаются только на основании закона, не подлежит расширительному толкованию: в данном случае понятием "закон" охватываются исключительно федеральные законы, но не законы субъектов Российской Федерации, поскольку иначе названной норме придавался бы неконституционный смысл.
В соответствии с вышеназванным Законом Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (Постановление от 17 июля 1995 г. N 713).
Вместе с тем обеспечение общественной, экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, административное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п.п.»б»,»д», «к»,ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации). Поэтому наряду с Российской Федерацией органы власти субъектов Российской Федерации также вправе принимать правила регистрационного учета, не изменяя, однако, его правового режима и не допуская ограничения прав и свобод граждан.
Установление иных, помимо прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения особого порядка регистрации как условия реализации права гражданина Российской Федерации на выбор места жительства является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона.
Субъекты Российской Федерации не могут самостоятельно вводить ограничения конституционного права гражданина на выбор места жительства, а также предусматривать регистрацию или отсутствие таковой как основание ограничения или условие реализации прав граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (в данном случае ее ст.ст.35 и 36).
Положения иных, помимо федерального закона, нормативных актов, предусматривающие такие ограничения, не соответствуют ч.1 ст.27, ч.3 ст.55, п.»в» ст.71 и ч.1 и5 ст.76) Конституции Российской Федерации с точки зрения установленного ею разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу предписаний ч.5 ст.76 Конституции Российской Федерации такие акты не могут действовать.
Ограничения прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в процессе осуществления этих прав связаны с необходимостью поиска равновесия между общественными и частными интересами и зависят от ряда социально-экономических факторов.
Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регулирует данную сферу общественных отношений в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Закон содержит перечень оснований ограничения права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (ст.8) и вводит систему регистрационного учета граждан, устанавливая уведомительный порядок регистрации, при котором регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации других прав и свобод.
Право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности. Органы государственной власти управомочены лишь на регистрацию результата акта свободного волеизъявления гражданина при выборе места жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и служить основанием для ограничения права гражданина на выбор места жительства.
Уведомительная регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства представляет собой допустимое ограничение права на выбор места жительства и в соответствии со ст.6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" обязывает гражданина лишь обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства, предъявив при этом паспорт и документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение.
Из вышеизложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что: - во-первых, должностные лица военно-учебного заведения не обладают полномочиями ограничивать право гражданина на выбор места жительства, кроме случаев, установленных федеральным законом; - во-вторых, указанным субъектам и другим должностным лицам не предоставлено право определять место жительства граждан указанием на то место, где они могут быть зарегистрированы по месту жительства; - в-третьих, должностные лица военно-учебного заведения согласно п.17 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, уполномочены лишь передать документы, указанные в п.16 Правил и представленные истицей, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета; - в-четвертых, право выбора места жительства, исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации и федерального законодательства, предоставлено гражданину, а не чиновнику любого ранга; - в-пятых, регистрация истицы и ее сына по месту жительства производится при предъявлении ими должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. В данном случае исходя из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 4-П для регистрации достаточно представления любого из указанных в упомянутом выше Законе Российской Федерации документов, которые подтверждают добросовестное использование гражданином своего права. При этом, как указывает Конституционный Суд Российской Федерации, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Здесь следует отметить, что обязанность по регистрации возникает у подразделений ФМС России, что подтверждает еще раз отсутствие полномочий у должностных лиц военно-учебного заведения решать каким-либо образом вопрос о регистрации членов семей военнослужащего (в том числе бывших), за исключением обязанности оформить документы и передать их компетентным органам для осуществления регистрации указанных лиц по месту жительства; - в-шестых, согласно ст.ст. 17 и 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ч.1 ст.15 Конституции Российской Федерации, как указано в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" от 31 октября 1995 г. N 8, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением суд при рассмотрении данного дела и вынесении решения должен оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что бывшие члены семей военнослужащих являются такими же гражданами Российской Федерации, как и все остальные граждане России, в связи с чем на них распространяются все права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, международными правовыми актами и действующим российским законодательством.
В соответствии с п.3 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы указанных военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
При этом сам Закон не содержит норм о порядке регистрации военнослужащих по адресам воинских частей. Данный порядок регулируется иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основным таким актом является Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения...").
Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 июля 1995 г. N 713 во исполнение положений Закона утвердило Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила) и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию (далее - Перечень).
Приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 20 сентября 2007 г. N 208 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Административный регламент).
В соответствии со ст. 6 Закона о праве граждан на свободу передвижения гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по форме №6, приведенной в приложении 12 (не приводится). При этом предъявляются:
1) документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина Российской Федерации; паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, до замены его в установленный срок на паспорт гражданина Российской Федерации; дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка); свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего возраста);
2) документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ), или его надлежаще заверенная копия).
При регистрации граждан по адресу воинской части под указанным заявлением, по мнению автора, следует по аналогии понимать письменное согласие командира на рапорте военнослужащего о регистрации (предоставлении военнослужащему по адресу части жилого помещения для проживания).
Указанная норма также конкретизирована п.16 Правил и п.17 Административного регламента.
Согласно п.17 Правил должностные лица, ответственные за регистрацию, в течение трех дней со дня обращения граждан передают указанные документы вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета. В свою очередь, орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня поступления документов на регистрацию.
Таким образом, регистрация граждан по месту жительства или пребывания в соответствии с указанными нормативными правовыми актами производится при взаимодействии должностных лиц, ответственных за регистрацию, и органов регистрационного учета. При этом граждане в целях постановки на регистрационный учет должны обращаться именно к должностному лицу, ответственному за регистрацию, а не в орган регистрационного учета, и каких-либо изъятий из этого порядка не предусмотрено.
В соответствии с п.2 Правил органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.
Что же касается вопроса о том, кто такие должностные лица, ответственные за регистрацию, то в соответствии с п.4 Правил это должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.
Согласно п.5 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. N 415, соблюдение правил пользования жилыми помещениями контролировали жилищно-эксплуатационные организации (а при их отсутствии - предприятия, учреждения, организации, осуществляющие эксплуатацию жилых домов). Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25 Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР утратили силу, однако содержание и соответственно смысл п.4 Правил не изменились - должностные лица, ответственные за регистрацию, - это именно должностные лица жилищно-эксплуатационных организаций, а в случае их отсутствия, как это следует из п.п. 9,6 Правил, - собственники жилых помещений или представители юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием таких помещений.
При регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресам воинских частей, т.е. регистрации не по адресу конкретного жилого помещения, казалось бы, необоснованно ставить вопрос о должностном лице какой бы то ни было жилищно-эксплуатационной организации. На это можно возразить, что адрес воинской части - это не абстракция. У любой воинской части, как правило, есть помещения. Находятся эти помещения (часть этих помещений) по почтовому адресу воинской части и приписаны к соответствующему подразделению квартирно-эксплуатационной службы, которая, как следует из ее названия, в частности, выполняет функции жилищно-эксплуатационной организации. Таким образом, регистрацию военнослужащих по месту жительства по адресу воинской части можно рассматривать как регистрацию по адресу помещений (одного из помещений), расположенных по адресу этой самой части. Тем более что Закон до сих пор предусматривает возможность предоставления военнослужащим неких служебных жилых помещений, пригодных для временного проживания, расположенных, в частности, и на территории воинской части.
Следует отметить, что действующее законодательство, регулирующее порядок регистрации граждан, не содержит каких-либо изъятий в части перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию по адресам воинских частей, равно как не содержит норм, определяющих в качестве таких лиц именно командиров воинских частей, по адресам которых осуществляется регистрация.
Таким образом, должностные лица, ответственные за регистрацию по адресам воинских частей, должны удовлетворять признакам лиц, указанным в п.4 Правил, и входить в Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (далее - Перечень).
Согласно Перечню должностными лицами, ответственными за регистрацию, являются:
1. Должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.
2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
4. Уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, на туристских базах, в санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.
Данный Перечень является исчерпывающим.
В соответствии со ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство включает в себя принятые в соответствии с ЖК РФ иные федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Согласно ст.4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и данному Федеральному закону.
В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации действует Положение о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота (далее - Положение о КЭЧ), введенное в действие Приказом Министра обороны СССР от 22 февраля 1977 г. N 75, которое в соответствии со ст.5 ЖК РФ можно отнести к нормативному правовому акту жилищного законодательства.
КЭЧ осуществляет контроль за эксплуатацией, содержанием и своевременным ремонтом казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений и оборудования, находящихся в пользовании воинских частей (п. 16 Положения о КЭЧ). Начальник КЭЧ района вправе давать указания воинским частям по вопросам технической эксплуатации, сохранности, содержания и сбережения казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений и оборудования, квартирного имущества и проверять их исполнение (ст. 28 Положения о КЭЧ), т.е. осуществляет, помимо прочего, контроль за использованием и сохранностью находящегося в его ведении жилищного фонда Российской Федерации.
Никаких документов, кроме указанных в ст.6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения...", гражданин оформлять и представлять не должен.
Для гражданина процедура регистрации начинается с момента подачи документов должностному лицу, ответственному за регистрацию, и заканчивается получением у этого же лица (либо непосредственно в органе регистрационного учета) готовых документов, подтверждающих регистрацию: свидетельства о регистрации или паспорта с соответствующей отметкой (п.49 Административного регламента). Максимальное время выполнения процедуры по принятию указанным должностным лицом у гражданина заявления и документов, перечисленных в ст.6 Закона, и их проверки не должно превышать 15 минут (п.56 Административного регламента). При этом с момента приема у гражданина документов и до момента документального оформления регистрации должно пройти не более шести дней, не считая времени на пересылку документов в орган регистрационного учета. Сама регистрация после принятия у гражданина документов производится без его участия.
С учетом представленных суду доказательств, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных Климовой Т.А. в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Климова Д.В. о признании бездействия Федерального государственного учреждения «Пограничное Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике» по не предоставлению в Территориальное Управление Миграционной службы по г.Пятигорску документов, необходимых для ее регистрации и регистрации сына Климова Д.В. по месту их жительства с возложением обязанности на Федеральное государственное учреждение «Пограничное Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике» по предоставлении в адрес Управления Миграционной службы по г.Пятигорску документов, необходимых для их регистрации, поскольку у Климовой Т.А. и Климова Д.В. возникло право пользования спорным жилым помещением, где она в силу норм вышеназванного законодательства имеет право на регистрацию.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Федерального агентства по Управлению государственным имуществом по Карачаево-Черкесской Республике Климовой Т.А. в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Климова Д.В. направлено заявление о направлении в Территориальное Управление Миграционной службы по г.Пятигорску документов, необходимых для ее регистрации и регистрации сына Климова Д.В. по месту их жительства, однако до настоящего времени ответа не получено. Факт получения данного заявления не отрицается и Федеральным агентством по Управлению государственным имуществом по Карачаево-Черкесской Республике, что нашло свое отражение в возражениях на поданное заявителем заявленное, направленное в адрес Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ
Доказательств получения заявителем ответа Федерального агентства по Управлению государственным имуществом по Карачаево-Черкесской Республике на поданное ею заявление от ДД.ММ.ГГГГ суду не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу о признании бездействия Федерального агентства по Управлению государственным имуществом по Карачаево-Черкесской Республике по вопросу не рассмотрения заявления по предоставлению в Территориальное Управление Миграционной службы по г.Пятигорску документов, необходимых для регистрации Климовой Т.А. и Климова Д.В. по месту их жительства.
В удовлетворении заявленных требований Климовой Т.А. в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Климова Д.В. о возложении обязанности на Федеральное агентство по Управлению государственным имуществом по Карачаево-Черкесской Республике по предоставлении в адрес Управления Федеральной Миграционной службы по г.Пятигорску документов, необходимых для их регистрации, суд отказывает, т.к. судом установлено, что общежитие «Теплосерный», расположенное по адресу: <адрес> закреплено за ФГУ ПУ ФСБ России по Карачаево- Черкесской Республике на праве оперативного управления, что подтверждается выпиской из реестра от ДД.ММ.ГГГГ № № которое в силу требований ст.ст. 294, 296 ГПК РФ вправе владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом. Данные обстоятельства являются свидетельством того, что полномочиями решения вопроса по предоставлению документов на регистрацию заявителей относится к компетенции Федерального государственного учреждения «Пограничное Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике».
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования Климовой Т.А. в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Климова Д.В. о признании бездействия Федерального государственного учреждения «Пограничное Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике», Федерального агентства по Управлению государственным имуществом по Карачаево-Черкесской Республике по не предоставлению в Территориальное Управление Миграционной службы по г.Пятигорску документов, необходимых для регистрации Климовой Т.А. и Климова Д.В. по месту их жительства, возложении обязанности на Федеральное государственное учреждение «Пограничное Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике», Федеральное агентство по Управлению государственным имуществом по Карачаево-Черкесской Республике по предоставлении в адрес Управления Миграционной службы по г.Пятигорску документов, необходимых для их регистрации, удовлетворить в части.
Признать бездействие Федерального государственного учреждения «Пограничное Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике» по не предоставлению в Территориальное Управление Миграционной службы по г.Пятигорску документов, необходимых для регистрации Климовой Т.А. и Климова Д.В. по месту их жительства: <адрес> незаконным.
На Федеральное государственное учреждение «Пограничное Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике» возложить обязанность по предоставлению в Территориальное Управление Миграционной службы по г.Пятигорску документов, необходимых для регистрации Климовой Т.А. и Климова Д.В. по месту их жительства: <адрес>, установленных требованиями Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации Постановлением от 17 июля 1995 г. N 713, Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 20 сентября 2007 г. N 208.
Признать бездействие Федеральное агентство по Управлению государственным имуществом по Карачаево-Черкесской Республике по не рассмотрению вопроса о предоставлени в Территориальное Управление Миграционной службы по г.Пятигорску документов, необходимых для регистрации Климовой Т.А. и Климова Д.В. по месту их жительства<адрес> незаконным.
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течении 10 дней.
Судья: Г.А. Соловьянова