решение по делу № 2-775/11



дело № 2-775/11

Решение

Именем Российской Федерации

15 апреля 2011 года г. Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе

председательствующего судьи Пакова Н.Н.,

при секретаре Чернобай Е.С.,

с участием:

истца Суворова С.В.,

представителя администрации: Осипян П.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Суворова С.В. к администрации г. Пятигорска о признании недействительным и отмене постановления органа местного самоуправления незаконным, о признании права на получение жилья и восстановлении в льготной очереди на получение жилья,

установил:

Суворов С.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Пятигорска о признании права на получение жилья, восстановлении в льготной очереди на получение жилья.

В обосновании заявленных требований указал, что Постановлением администрации г. Пятигорска от …. он исключен из льготной очереди нуждающихся в получении жилых помещений из списка граждан, уволенных с военной службы в запас (отставку) в соответствии с п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, п. 10 «а» разд.II «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054 по тем основаниям, что ему на праве собственности принадлежит по договору купли-продажи жилой дом по ул. ….. в г. Пятигорске от ….. года. Однако, …. года решением Ессентукского городского суда договор купли-продажи жилого лома по ул. …., в г. Пятигорске от … года, заключенный между ним и Арцишевской И.В. признан недействительным с момента его заключения. Решение суда вступило в законную силу, в связи с чем, истец не является собственником жилого дома по ул. ….. в г. Пятигорске. Указанное выше решение суда предоставлено в отдел по учету и распределению жилья для того, чтобы его восстановили в льготную очередь. …. года Управлением имущественных отношений администрации г. Пятигорска ему был дан отказ в восстановлении его в льготной очереди нуждающихся в получении жилых помещений по тем основаниям. Данный отказ считает незаконны. Федеральный закон "О статусе военнослужащих", гарантирует, что военнослужащие-граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан Российской Федерации, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более (п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Решения о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на то обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Решения о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилым помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане занимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Пункт 2 ч. 1 указанной статьи в качестве условия не называется (утрата гражданами оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма), поскольку ч. 2 ст. 6 Вводного закона в качестве дополнительного условия называет утрату гражданами оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилых помещений, установленных органами государственной власти и управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Таким образом, действующим Федеральным Законодательством определение правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отнесено к компетенции исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это правило закреплено также в п. 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. № 80. абз. 1 и 15 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство несет бремя ответственности по жилищному обеспечению военнослужащего. Просит суд признать изданное руководителем администрации г.Пятигорска постановление от …..об исключении из льготной очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать администрацию г. Пятигорска отменить постановление от …., признать за ним право на получение жилья, восстановив его в льготной очереди, нуждающихся в получении жилых помещений для граждан, уволенных с военной службы в запас.

В судебном заседании истец, Суворов С.В. заявленные уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил признать изданное руководителем администрации г.Пятигорска постановление от …. об исключении из льготной очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать администрацию г. Пятигорска отменить постановление от …., признать за ним право на получение жилья, восстановив его в льготной очереди, нуждающихся в получении жилых помещений для граждан, уволенных с военной службы в запас.

Представитель администрации г. Пятигорска, Осипян П.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Суворова С.В.не признала и пояснила, что постановлением главы администрации города Пятигорска от …. Суворов С.В. исключен из льготной очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку офицеров уволенных в запас, под № …, как обеспеченный жилой площадью, зарегистрированный по адресу: ст. Константиновская, ул. ….. - в домовладении общей площадью …. кв. м, где ему принадлежит 1/2 доли. Основанием для принятия указанного постановления послужило письмо Пятигорского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация», согласно которому Суворову С.В. принадлежит 1/2 доли в домовладении по адресу: ст. Константиновская, ул. ….. Суворов С.В. исключен из льготной очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку офицеров, уволенных в запас, под № … на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ - «утрата гражданами оснований, дающим им право на получение жилого помещения по договору социального найма»; пп. «а» п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054, - «не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры)». …. года Ессентукским городским судом договор купли-продажи жилого дома, расположенного по адресу: ст. Константиновская, …..признан недействительным, в связи с чем Суворов С.В. обратился в администрацию города Пятигорска с заявлением о восстановлении его в льготной очереди списка офицеров, уволенных в запас, под № 55. Считает, что обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, осуществляется в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, за счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты для приобретения жилья, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом. Согласно пп. «г» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года. В связи с тем, что Суворов С.В. был исключен из льготной очереди списка офицеров, уволенных в запас, под № 55 на основании того, что у него на тот момент в собственности находилась 1/2 доли в домовладении по адресу: ст. Константиновская, ул. ….. т.е. он был обеспечен жилым помещением, его исключение из указанной очереди являлось правомерным. В соответствии с положениями вышеуказанной подпрограммы Суворов С.В. не имеет права на участие в ней и может быть поставлен в общую очередь на улучшение жилищных условий, что подтверждается письмом уполномоченного органа, осуществляющего выдачу государственных жилищных сертификатов, - Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края. Таким образом, Суворов С.В. может использовать свое право быть признанным нуждающимся в получении жилых помещений на общих основаниях в соответствии с Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном законом порядке малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Считает, что жилые помещения предоставляются лишь лицам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), и только в порядке очередности. Единственный критерий в определении очередности - время принятия на учет (по дате решения о постановке на учет). В то же время необходимо учитывать, что с введением в действие ЖК РФ отменяется льготный порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ. В соответствии с ч. 2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.

Просит суд в удовлетворении исковых требований Суворова С.В. к администрации города Пятигорска о признании права на получение жилья и восстановлении в льготной очереди на получение жилья, отказать.

Суд, выслушав доводы истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ могут быть обжалованы в суд решения, действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Согласно ст. 254 ГПК РФ в суде может быть оспорено решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если нарушены их права и свободы гражданина.

Конституцией РФ /статьями 12,17,18/ провозглашены и гарантированы права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе и в области действия земельного и градостроительного законодательства. Конституцией РФ запрещается осуществление прав и свобод человека и гражданина в нарушении прав и свобод других лиц.

В соответствии с ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993г. (в ред. от 14.12.1995 № 197-ФЗ) каждый гражданин имеет право обратиться в суд, если нарушены его права и свободы, а также созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод.

Статья 12 ГК РФ регулирует способы защиты гражданских прав, которые осуществляются путем, в том числе, признания недействительным акта государственного органа или местного самоуправления.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течении трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (ст.256 ГПК РФ).

Срок на обращение в суд в этом случае и начало его течения установлены статьей 256 ГПК РФ, который составляет три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод.

Как достоверно установлено судом, Суворову С.В. ….. года Управлением имущественных отношений администрации г. Пятигорска отказано в восстановлении его в льготной очереди нуждающихся в получении жилых помещений по тем основаниям, что его права изначально не были нарушены, исключение из льготной очереди правомерно.

С заявлением о нарушении права на жилище Суворов С.В. обратился в Пятигорский суд с исковым заявлением о признании органа местного самоуправления незаконным …. года, что подтверждается регистрацией входящей корреспонденции (регистрационный номер … от … года), а потому установленный законом срок на оспаривание решения органа местного самоуправления, истцом не пропущенным.

В силу требований Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам участникам федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» утвержденных Постановлением Правительства РФ № 168 от 19.03.2002 года «О совершенствовании деятельности по реализации целевой программы « Государственные жилищные сертификаты», право на получение сертификата имеют военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 10 лет и более, основания для увольнения с военной службы которых являются достижение ими предельного возраста пребывания на военной службе, или состояние здоровья; граждане подлежащие переселению из закрытых военных городков. Основаниями для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий являются отсутствие помещений для постоянного проживания; проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жил.площади для постоянного проживания.

Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, осуществляется в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, за счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты для приобретения жилья, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.

Согласно пп. «г» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года.

Суворов С.В. был включен в льготную очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку офицеров уволенных в запас, как не обеспеченный жилой площадью.

Постановлением администрации г. Пятигорска от ……Суворов С.В. исключен из льготной очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку офицеров, уволенных в запас, под № 55 на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ - «утрата гражданами оснований, дающим им право на получение жилого помещения по договору социального найма»;

Основанием для принятия указанного постановления послужило письмо Пятигорского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация», согласно которому Суворову С.В. принадлежит 1/2 доли в домовладении по адресу: ст. Константиновская, ул. …..

Судом установлено, что решением Ессентукского городского суда от …. года договор купли-продажи жилого лома по ул. …. в ст. Константиновской, в г. Пятигорске от …. года, заключенный между Суворовым С.В. и Арцишевской И.В. признан недействительным с момента его заключения. Решение суда вступило в законную силу, в связи с чем, истец не является собственником жилого дома по ул. …. в ст. Константиновской, в г. Пятигорске.

Указанное выше решение суда истцом Суворовым С.В. было предоставлено в отдел по учету и распределению жилья для того, чтобы его восстановили в льготной очереди, однако истец получил отказ.

Постановление главы г.Пятигорска № …. от … года является недействительным, подлежит отмене, а отказ истцу в восстановлении в льготной очереди в улучшении жилищных условий суд признает незаконным.

Так, Федеральный закон "О статусе военнослужащих", гарантирует, что военнослужащие-граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан Российской Федерации, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых Доставляет 10 лет и более (п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

Решения о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на то обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.

Решения о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилым помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане занимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Пункт 2 ч. 1 указанной статьи в качестве условия не называется (утрата гражданами оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма), поскольку ч. 2 ст. 6 Вводного закона в качестве дополнительного условия называет утрату гражданами оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилых помещений, установленных органами государственной власти и управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Таким образом, действующим Федеральным Законодательством определение правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отнесено к компетенции исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это правило закреплено также в п. 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. № 80. абз. 1 и 15 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", государство несет бремя ответственности по жилищному обеспечению военнослужащего.

Глава 25 ГПК РФ закрепляет право гражданина оспорить в суде решение, действие или бездействие органа государственного самоуправления, если он считает свои права нарушенными.

Обязанность доказывания законность своего решения при этом возлагается на тот орган или лицо, чье решение обжалуется. Обоснованных доказательств в обоснование возражений по исковому заявлению Суворова С.В. и в опровержение его доводов, а также обоснованность принятия незаконного постановления руководителем администрации города Пятигорска в ходе судебного разбирательства представлено не было.

Согласно ст.12 ГК РФ.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.6 Постановления Пленума Верховного суда РФ и высшего Арбитражного суда РФ от 01 июня 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для признания недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов гражданина.

Как достоверно установлено судом, постановление администрации г. Пятигорска от ….. «Об исключении из льготной очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий Суворова С.В.» не соответствует закону.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что вынесенное постановление руководителя администрации г.Пятигорска № ….. об исключении из льготной очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, об отказе в восстановлении его в льготной очереди нуждающихся в получении жилых помещений, нарушает жилищные права Суворова С.В. Поэтому требование истца о признании данного постановления недействительным и незаконным, обоснованно и подлежит удовлетворению.

Действия, нарушающие права граждан или создающие угрозу их нарушения могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов местного самоуправления.

Учитывая, изложенное суд считает заявленные исковые требования Суворова С.В. о признании изданного руководителем администрации г.Пятигорска постановление от …. об исключении из льготной очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, - обоснованными и подтвержденными доказательствами, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению в полном объёме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Суворова С.В. - удовлетворить.

Признать Постановление администрации г. Пятигорска от ….. №….. «Об исключении из льготной очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий Суворова С.В.» - недействительным и отменить.

Обязать администрацию города Пятигорска восстановить Суворова С.В. в льготной очереди нуждающихся в получении жилых помещений для граждан, уволенных с военной службы в запас.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Н.Н. Паков

-32300: transport error - HTTP status code was not 200