Дело №2-1479/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «11» мая 2011г. г.Пятигорск Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Калининой О.Г., при секретаре Чеботаревой Е.Г., с участием: истца: Корняковой М.А., представителя ответчика Григоряна А.С. администрации г.Пятигорска: (по доверенности) рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Корнякова М.А. к администрации <адрес> о возложении обязанностей заключить договор купли-продажи земельного участка, У С Т А Н О В И Л: Корнякова М.А. обратилась в Пятигорский городской суд с исковым заявлением к администрации г.Пятигорска о возложении обязанностей заключить договор купли-продажи земельного участка, указав, что постановлением администрации г.Пятигорска, Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ, утверждены границы и площадь некоммерческого товарищества «Зеленстроевец», массив №, (участок 2), закрепляющее за членам садоводческого некоммерческого товарищества участки для садоводства, без указания вида права. Согласно приложения № к данному постановлению, участок № предоставлен ей - Корнякова М.А. После работ по межеванию, участок был поставлен на кадастровый учет, с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование для садоводства, в садоводческом некоммерческом товариществе <адрес>. В декабре <данные изъяты> года, она обратилась в администрацию г.Пятигорска, Ставропольского края с заявлением о предоставлении в собственность садового участка № в садоводческом некоммерческом товариществе «<адрес>. Ей было отказано в предоставлении в собственность за плату земельного участка, хотя в указанном садоводческом товариществе есть много землепользователей, у которых принадлежащие им земельные участки находятся в частной собственности. Она является членом некоммерческого садоводческого товарищества, наравне со всеми оплачивает членские взносы на нужды садоводческого товарищества, принимает участие в мероприятиях проводимых в рамках садоводческого товарищества. На ее вопрос как могло так получиться, что одним членам садоводческого товарищества получилось оформить и зарегистрировать свое право собственности на земельные участки, а она не может сделать этого, ей объяснили, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах зоны особо охраняемых природных территорий и в соответствии с Решением Думы г.Пятигорска, Ставропольского края от 19.10.2005г., №160-52 ГД, ограничен в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность. Согласно архивной выписке № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ решением исполнительного комитета Пятигорского городского совета депутатов трудящихся Ставропольского края №, & <данные изъяты> земельный участок площадью <данные изъяты> га, отведен «Крайпроекту», под сады и виноградники из расчета <данные изъяты> кв.м. на семью. Бывшая владелица участка № получила ДД.ММ.ГГГГ технические условия для проектирования домового водопровода в домовладении садовый участок №, с/т «Зеленстроевец». Таким образом, она считает, что ущемлены ее права на приобретение в собственность земельного участка. Просила обязать администрацию г.Пятигорска, Ставропольского края заключить с Корнякова М.А. договор купли-продажи земельного участка №, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование для садоводства, находящегося в <адрес>. В судебном заседании истец Корнякова М.А., пояснила, что заявленные исковые требования к администрации г.Пятигорска о возложении обязанностей заключить договор купли-продажи земельного участка, поддерживает по основаниям изложенным в исковом заявлении и просила удовлетворить их в полном объеме, обязав администрацию г.Пятигорска, Ставропольского края заключить с ней - Корнякова М.А. договор купли-продажи земельного участка №, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование для садоводства, находящегося в <адрес>. В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Пятигорска, действующий на основании доверенности Григорян А.С., пояснил, что против удовлетворения заявленных исковых требований Корнякова М.А. к администрации г.Пятигорска о возложении обязанностей заключить договор купли-продажи земельного участка, не возражает. Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные письменные доказательства и оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства, с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд считает, что истец доказал законность и обоснованность своих требований в силу следующих причин. В соответствии со ст.2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Вместе с тем, согласно ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Также, согласно ст.45 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Согласно ст.35 Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. В связи с чем, охрана права частной собственности представляет собой закрепление в законодательстве ряда гарантий для частных собственников, позволяющих им беспрепятственно реализовывать свои права, а также защищающих их от незаконного изъятия собственности. В силу ст.15 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые не могут находиться в частной собственности в соответствии с Земельным Кодексом РФ, федеральными законами. В судебном заседании установлено, что в соответствии с представленным постановлением администрации г.Пятигорска Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ, решением исполкома Пятигорского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № &<данные изъяты> «Об отводе земельных участков под сады и виноградники рабочих и служащих», Крайпроекту был отведен земельный участок в размере <данные изъяты> га. В соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», садоводческое некоммерческое товарищество «<данные изъяты>» (участок 2), массив №, прошло регистрацию ДД.ММ.ГГГГ В администрацию г.Пятигорска поступило ходатайство садоводческого некоммерческого товарищества «Зеленстроевец» (участок 2), массив № об утверждении границ и площадей земельных участков, с целью дальнейшего оформления и регистрации прав на земельные участки. В связи с чем, указанным постановлением утверждены границы и площади садовых земельных участков из земель населенных пунктов для садоводства, находящиеся в садоводческом некоммерческом товариществе «Зеленстроевец» (участок 2), массив №, согласно приложению № к указанному постановлению. При этом п.2 указанного постановления также закреплено из земель населенных пунктов членам садоводческого некоммерческого товарищества «<данные изъяты>» 9участок 2), массив №, без указания вида права земельные участки, согласно приложению №. Вместе с тем, согласно приложения № к постановлению администрации г.Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден список членов садоводческого некоммерческого товарищества «<данные изъяты>» (участок 2), массив №, земельный участок №, площадью <данные изъяты> кв.м., зарегистрирован за Корнякова М.А., проживающей по адресу: <адрес>. В соответствии со ст.ст. 129, 130 ГК РФ, земля может отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле. Согласно ст.9 ЗК РФ, к полномочиям РФ в области земельных отношений относятся установление ограничений прав землевладельцев, а также ограничений оборотоспособности земельных участков. Из представленного письма администрации г.Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что рассмотрев заявление Корнякова М.А. о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, рассмотрено администрацией г.Пятигорска, было сообщено, что испрашиваемый земельный участок, расположен в границах зоны особо охраняемых природных территорий и в соответствии с решением Думы г.Пятигорска от 19.10.2005г. №160-52 ГД, ограничен в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность. В силу ст.27 ЗК РФ, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом РФ. Земельные участки могут быть изъяты из оборота или ограничены в обороте. При этом, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность и быть объектами сделок, а земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Положениями п.4 ст.27 ЗК РФ, устанавливается изъятие из оборота земельных участков, занятых находящимися в федеральной собственности, приведенными в указанной норме, объектами. В условиях состязательности гражданского процесса ответчиком не представлены доказательства того, что указанный земельный участок занят объектами, находящимися в федеральной собственности. В силу п.5 ст.27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности в пределах особо охраняемых природных территорий. В соответствии со ст.3 ЗК РФ, к отношениям по охране особо охраняемых природных территорий применяется специальное законодательство, которое применяется к земельным отношениям, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. В силу ст.ст. 94, 95, 96 ЗК РФ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, оздоровительное и иное ценное значение, в том числе земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, которые в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления изъяты полностью или частично из хозяйственного пользования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Постановлением Правительства РФ №462 от 06.07.1992г. утверждено «Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ - Кавказских Минеральных Водах», регулирующее границы природопользования, и не регулирующее вопросы ограничения оборота земельных участков. Федеральный закон №26 от 23.02.1995г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» устанавливает общее понятие курорта, округов санитарной (горно-санитарной) охраны с установленным в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, природопользования и проживания, полномочия Правительства РФ на установление границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение. Положениями названного Закона устанавливается, что границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение устанавливается Правительством РФ. Утвержденные до вступления в силу настоящего Федерального закона округа санитарной охраны курортов, использующих природные лечебные ресурсы, относящиеся к недрам, и месторождений природных лечебных ресурсов считать округами горно-санитарной охраны. Согласно ФЗ №33 от 14.03.1995г. «Об особо охраняемых природных территориях» (с изменениями и дополнениями) лечебно-оздоровительные местности и курорты относятся к землям особо охраняемых природных территорий, на которых могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности, и которые подлежат включению в государственной кадастр, включающий в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении, границах, режиме особой охраны этих территорий, о природопользователях. Особо охраняемые природные территории - это участки земли, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное и оздоровительное значение, и изъятые решением органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, для которых установлен режим особой охраны. Положения ст.32 указанного ФЗ устанавливают в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрет деятельности, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов, а также предусматривают порядок образования Правительством РФ округов санитарной или горно-санитарной охраны и особенностей режима их функционирования. Постановлением Правительства РФ №1425 от 07.12.1996г. (с изменениями, внесенными постановлением Правительства №909 от 20.12.2002г.) во исполнение Федеральных законов «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и «Об особо охраняемых природных территориях» утверждено «Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей», которое также не регулирует земельные отношения, а лишь определяет порядок организации Правительством РФ округов и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территорий. Округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, в составе округа выделяется до трех зон. При этом согласно п.12 Положения, лишь на территории первой зоны, которая устанавливается для месторождений минеральных вод (скважин, источников, месторождений грязи) запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях. В соответствии с п.18 Положения предусмотрено, что границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта РФ и Министерства здравоохранения РФ. Из приведенного следует, что на территории Ставропольского края расположен курорт федерального значения Кавказские Минеральные Воды. Границы округа горно-санитарной защиты КМВ являются действующими и находятся на землях курортов, однако право частной собственности на землю на территории округа горно-санитарной защиты законом не запрещено. В условиях состязательности гражданского процесса ответчик не представил доказательств в подтверждение того, что земли курорта - Кавказские Минеральные Воды и города-курорта Пятигорска в частности, включены в государственный кадастр как особо охраняемые природные территории, исключены или ограничены в установленном законом порядке в обороте и что испрашиваемый истцом земельный участок расположен на территории первой санитарной зоны, что повлекло бы запрет на передачу истцу в собственность указанного земельного участка. С учетом указанных обстоятельств, суд считает опровергнутыми доводы администрации г. Пятигорска об отсутствии у истца права на приобретение в собственность земельного участка, в связи с ограничением и изъятием земельного участка из оборота. Согласно ст.7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению включают в себя, в том числе земли поселений и земли особо-охраняемых территорий и объектов, которые используются в соответствии с установленным для них назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного пользования в соответствии с зонированием территорий. В силу ч.2 ст.8 ЗК РФ, категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, договорах, документах государственного земельного кадастра, документах регистрации прав на недвижимое имущество, иных документах, в случаях, установленных ФЗ, и законами субъектов РФ. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, их охраны и использования устанавливается Правительством РФ на основе федеральных законов. В соответствии со ст.8 ЗК РФ, отнесение земель к категориям, перевод из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности - Правительством РФ, в отношении земель, находящихся в собственности субъектов РФ - органами исполнительной власти субъектов РФ, в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности - органами местного самоуправления. При этом порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. На день разрешения иска такие федеральные законы не приняты. В силу ст.ст. 83, 85 ЗК РФ, землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. В соответствии с представленным кадастровым паспортом земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю, данному земельному участку присвоен кадастровый номер №, определены его местоположение, границы и площадь земельного участка, которая составляет <данные изъяты> кв.м., местонахождение: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства. Таким образом, данный земельный участок сформирован и состоит на соответствующем кадастровом учете. Судом установлено, что спорный земельный участок относится к землям поселений, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для садоводства, обременение прав с ограничением оборота или изъятия из оборота не зарегистрировано. В силу ст.12 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей, запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности. Суд приходит к выводу, что ответчиком не представлены доказательства того, что земли города курорта Пятигорск изъяты из оборота и для них в установленном законом порядке установлен особый правовой режим, поскольку не опровергнуты доводы истца о том, что земли города-курорта Пятигорск в установленном законом порядке не отнесены к особо охраняемым землям. Согласно ст.6 Земельного Кодекса РФ, объектами земельных отношений являются земельные участки, границы которых описаны и удостоверены в установленном порядке. Статьей 28 ч.4 ЗК РФ, прямо предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность земельных участков, ограниченных в обороте, если федеральным законом разрешено предоставление их в собственность. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о необоснованности отказа администрации г.Пятигорска в предоставлении Корнякова М.А. в собственность земельного участка кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. и обоснованности доводов истца о праве на приобретение земельного участка в собственность. В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.Суд считает, что в условиях состязательности процесса, по мнению суда, ответчиком не представлено никаких доказательств, в том числе и письменных, в опровержение доводов истца, а истец доказал те обстоятельства, на которые он ссылался и предоставил достоверные доказательства в подтверждение заявленных исковых требовании. Суд считает, что с учетом изложенных обстоятельств дела, заявленные истцом Корнякова М.А. требования о возложении обязанностей на администрацию г.Пятигорска заключить с Корнякова М.А. договор купли-продажи земельного участка кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для садоводства, основаны на законе и подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Корнякова М.А. к администрации г.Пятигорска о возложении обязанностей заключить договор купли-продажи земельного участка, удовлетворить в полном объеме. Обязать администрацию города Пятигорска заключить с Корнякова М.А. договор купли-продажи земельного участка кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Пятигорский городской суд. Судья О.Г. Калинина