2-1210/2011



Дело № 2-1210/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 мая 2011 года                                            г. Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе

председательствующего судьи                              Маслова А.Г.,

при секретаре судебного заседания                                       Долговой Е.В.,

с участием:

истицы                                                                                              Осиповой И.А.

представителя истицы Осиповой И.А. в лице адвоката Уфимцевой Д.В., действующей на основании ордера,

представителя ответчика управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК в лице Лысогор А.И., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по иску Осиповой И.А. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК об обязывании регистрации права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

В судебном заседании истица Осипова И.А. и её представитель пояснили, что Осиповой И.А. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит жилой дом, расположенный по адресу <адрес>. Указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрации г. Пятигорска СК утверждены границы и площадь земельного участка. Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, отнесен к землям населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальным жилым домом, кадастровый номер: . Истица обратилась в администрацию г.Пятигорска с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату. Постановлением Администрации г. Пятигорска СК от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу <адрес>, с кадастровым был предоставлен в собственность за плату на условиях договора купли-продажи земельного участка. Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по СК (Пятигорский отдел), отказывает в государственной регистрации права на земельный участок, на том основании что земельный участок ограничен в обороте, входит зону «Вторая зона округа санитарной охраны г.Пятигорска». Однако согласно ЗК РФ запрет на отчуждение земельного участка установлен только для земель, изъятых из оборота. Согласно кадастрового паспорта, земельный участок в установленном законом не переведен из земель населенных пунктов к землям особо охраняемых природных территорий и объектов. Необоснованна ссылка ответчика на ст.25.2 ФЗ №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество». Перечень оснований для отказа в предоставлении в собственность граждан земельный участков содержится в п.4 ст.28 ЗК РФ и предусматривает такую возможность лишь в отношении земельных участков изъятых из оборота. В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Просят обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю                              (Пятигорский отдел) произвести регистрацию права собственности за Осипова И.А. на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.

Представитель ответчика управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК Лысогор А.И., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что при проведении правовой экспертизы были выявлены причины, препятствующие проведению государственной регистрации. Из государственного кадастра недвижимости следует, что земельный участок входит в зону «Вторая зона округа санитарной охраны г.Пятигорска», относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на отчуждение. Кроме того, управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК не может быть ответчиком по настоящему делу.

Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст.9, ч. 1,2 ст. 36 Конституции РФ закреплено право частной собственности на землю, что обеспечивает возможность гражданам, пользующимися земельными участками на законных основаниях, продолжать пользоваться на тех же основаниях, что и ранее, оформить право частной собственности в отношении используемых ими на законных основаниях земельных участков. При этом выбор способа реализации своих охраняемых Конституцией РФ прав принадлежит гражданину. Закон возлагает на орган местного самоуправления обязанность по оформлению передачи земельного участка в собственность либо предоставлении земельного участка в пользование на праве аренды по заявлению гражданина.

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу ст. 11 Земельного кодекса РФ порядок предоставления в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности определяется органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации собственник объекта недвижимости вправе по своему выбору приобрести в аренду или собственность земельный участок, на котором находится объект. Отказ в предоставлении земельных участков в собственность возможен только в случаях, предусмотренных законодательством (статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно представленному суду постановлению администрации г.Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ и договора купли-продажи               Осиповой И.А. предоставлен в собственность за плату земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. под принадлежащим на праве собственности жилым домом литер А.

Доводы представителя управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК о том, что спорный земельный участок входит в состав земель, ограниченных в обороте, и не подлежит предоставлению в частную собственность, и договор не может быть зарегистрирован, суд находит необоснованными.

Действительно статья 27 Земельного кодекса РФ предусматривает, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Согласно п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ к земельным участкам, ограниченным в обороте, отнесены земельные участки в пределах особо охраняемых территорий.

Согласно ст. 3 ФЗ от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (с изменениями от 22 августа 2004 г.) признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Данным законом даются лишь общие понятия курорта, а также округов санитарной охраны как особо охраняемой природной территории с установленным в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, природопользования и проживания, а также определяются полномочия Правительства РФ по установлению границ и режима округов санитарной охраны курортов, имеющих федеральное значение. При этом в силу ст.16 данного закона лишь на территории первой зоны запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности, а ст.2 закона предусматривает, что законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует лишь отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов.

Согласно постановления Правительства РФ от 17.01.2006г №14 г.Пятигорск признан курортом федерального значения в соответствующих границах и режимом округа санитарной зоны.

Однако данным постановлением определяются границы природопользования, и не регулируются земельные отношения, вопросы ограничения оборота земельных участков, передачи их в частную собственность.

В ФЗ №33 от 14.03.1995г. «Об особо охраняемых природных территориях» (с изменения и дополнениями от 10.05.2007 ФЗ № 69-ФЗ) прямо указано, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

В условиях состязательности процесса, предусмотренного ст. 56 ГПК РФ, по мнению суда, ответчик не представил доказательств того, что указанный земельный участок отнесен к землям особо охраняемых территорий, расположен на территории первой санитарной зоны, изъят из оборота либо ограничен в нем.

Согласно плана земельного участка спорный участок имеет кадастровый номер, отнесен к категории земель населенных пунктов.

Кроме того, в силу ст.94, 96 Земельного кодекса РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Спорный земельный участок из хозяйственного использования не изъят.

С учетом изложенного, а также учитывая, что ответчик не представил доказательства в подтверждение того, что указанный земельный участок изъят из оборота либо ограничен в нем, суд считает, что отказ в регистрации права собственности спорного земельного участка на основании договора его купли-продажи является незаконным.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

     

Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю                              (Пятигорский отдел) произвести регистрацию права собственности за Осипова И.А. на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Пятигорский городской суд в течение 10 дней после составления мотивированного решения.

Судья                                                  Маслов А.Г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200