Дело № 2-1205/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 мая 2011 года г. Пятигорск Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Степаненко Н.В., при секретаре судебных заседаний Каган Я.О., с участием: представителя ответчика Беглеровой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по иску Юрченко Е.В. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края об оспаривании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии, УСТАНОВИЛ: Юрченко Е.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ по г. Пятигорску об оспаривании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии. Ранее в судебном заседании полномочный представитель истицы Акинфиева М.М. в обоснование заявленных исковых требований пояснила, что истица ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ Управление пенсионного фонда по г. Пятигорску с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением управления от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа - 30 лет. Ответчиком не засчитан в стаж работы в связи с лечебной деятельностью периоды ее работы: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности «дежурная медицинская сестра» Межколхозного санатория «Зори Ставрополья», некоммерческого партнерства санатория «Зори Ставрополья», так как должность дежурная медсестра и наименование «некоммерческое партнерство» не предусмотрены Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, а также Списком № 781 профессий и должностей работников здравоохранения, деятельность в которых дает право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года; -с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры приемного отделения в ООО Санаторий «Тарханы», так как из представленных документов не усматривается, что санаторий является профильным, а также Общество с ограниченной ответственностью не предусмотрено Списком № 781. С отказом истица не согласна по следующим основаниям. Конституционный Суд РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указал, сославшись на Постановление от 24.05.2001 г. и Определение от 05.11.2002 г. по жалобе гражданина Ю.И. Спесивцева, что у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Истица была принята на работу в 1987 году в Пятигорский межколхозный санаторий «Зори Ставрополья», который являлся и является лечебно-профилактическим учреждением, как санаторно-курортное учреждение. В период ее работы действовало несколько Списков наименований учреждений и должностей, дающих права на льготную пенсию: - Список, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 (Список № 1397), - Список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 (Список № 464), - Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 (Список № 1066), а также - Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (Список № 781). Наименования должностей, а также наименование учреждения, где истица работала полностью соответствовали Спискам, действовавшим в то время. С 1999 года Список № 1066 стал различать санатории по профилю оказываемых услуг. В ответах на вопросы в обзоре судебной практики Верховного суда РФ за 3 квартал 2006 г. по вопросам применения законодательствах в сфере пенсионных и социальных правоотношений (вопрос 17) на вопрос: «Имеют ли право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ от 17 декабря 2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» медицинские сестры, работающие в многопрофильных санаториях»? Верховный суд дал ответ, что работа в должности медицинской сестры в многопрофильном санатории, в котором осуществляется лечение по одному или нескольким профилям, названным в разделе «наименование учреждения» Списка, дает право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения». Следовательно, медицинские сестры и работники других должностей, включенных в Список, работающие в многопрофильных санаториях, имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» в случае включения одного или нескольких профилей санатория в раздел «наименования учреждения» Списка. Некоммерческое партнерство санаторий «Зори Ставрополья», в котором истица работает, является многопрофильным, осуществляющим лечение болезней опорно-двигательного аппарата: артриты, спондилезы, спондилопатии, остеопатии, хондропатии, синовиты, миозиты, бурситы. А также ревматизмы и другие заболевания с применением лечебной физкультуры, медицинского массажа, физиотерапевтических процедур, бальнеолечения (радоновые ванны, сероводородные ванны, грязи). Считает, что истица имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности. Так же, показала что некоммерческое партнерство - это форма юридического лица некоммерческой организации, предусмотренная ст. 8 ФЗ «О некоммерческих организациях», в связи с чем, «Некоммерческое партнерство» в наименовании учреждения присутствует как признак отнесения юридического лица к коммерческим или некоммерческим организациям, согласно ст. 50 ГК РФ. Аналогичная правовая позиция и по Обществу с ограниченной ответственностью Санаторий «Тарханы». Тот факт, что Некоммерческое партнерство санаторий «Зори Ставрополья» и ООО «Тарханы» не являлись государственными или муниципальными учреждениями не должно умалять пенсионных прав истицы. В п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» Верховный Суд указал, что педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10-12 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ним имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и проч., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить неравенство в сфере пенсионных прав и несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. Таким образом, стаж работы истицы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинской деятельностью составляет 30 лет 08 месяцев 18 дней, что более 30 лет, необходимых по пенсионному законодательству, в том числе: - 9 лет 10 месяца 13 дней - неоспариваемый пенсионным органом стаж работы; - 18 лет 02 месяца 01 день - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности «дежурная медицинская сестра» Межколхозного санатория «Зори Ставрополья», некоммерческого партнерства санатория «Зори Ставрополья»; - 04 года 08 месяцев 04 дня - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры приемного отделения в ООО Санаторий «Тарханы». Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию носит заявительный характер. На день подачи заявления стаж составлял 32 года 08 месяцев 18 дней и был достаточен для назначения истице досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. В соответствии с пенсионным законодательством считает, что досрочная пенсия должна быть назначена истице с ДД.ММ.ГГГГ даты обращения за назначением указанной пенсии. Так же пояснила, что ранее истица не имела возможности обратиться с данными исковыми требованиями в суд по состоянию здоровья. Просила суд признать лечебной деятельностью, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности дежурной медицинской сестры Межколхозного санатория «Зори Ставрополья», некоммерческого партнерства санатория «Зори Ставрополья» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры приемного отделения в ООО Санаторий «Тарханы», обязав ответчика включить указанный период в стаж работы истицы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по пп. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»; -признать незаконным отказ ГУ - УПФ по г. Пятигорску в назначении Юрченко Е.В. пенсии, признав за нею право на назначение досрочной трудовой пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и обязать ответчика назначить ей указанную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ - даты обращения с заявлением о назначении пенсии. Полномочный представитель ответчика - Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края, Беглерова Н.Н., пояснила, что в случае включения оспариваемых периодов в льготный стаж, у истца имеется на день ее обращения в пенсионный фонд -ДД.ММ.ГГГГ требуемый стаж работы: более 30 лет для назначения досрочной пенсии. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Межколхозном санатории «Зори Ставрополья», в должности «дежурная медсестра» не включен в стаж лечебной деятельности, так как наименование учреждения здравоохранения «Некоммерческое партнерство» не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781. Также вышеуказанный санаторий не является профильным. Списком № 781 предусмотрены только профильные санатории: - для лечения туберкулеза всех форм; - для больных с последствиями полиомиелита; - для гематологических больных; - для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; - для больных ревматизмом; - психоневрологические. Зачесть период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО Санаторий тарханы» в стаж на соответствующих видах работ нет основания, так как из представленных документов не усматривается, что указанный санаторий является профильным согласно пп. 21 «Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, а так же «Общество с ограниченной ответственностью» вышеуказанным Списком не предусмотрено. Принимая во внимание вышеизложенное, стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона № 173-ФЗ, составляет 6 лет 2 месяца 17 дней. Также при определении права заявителю была проведена оценка пенсионных прав с применением Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П, в соответствии с которым исчисление медицинского стажа за периоды работы до 01.11.1999 года может производиться в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, а за периоды работы после 01.11.1999 года - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066. Исчисление стажа на соответствующих видах работ после 12.11.2002 года производится в соответствии со Списком № 781 и Правилами № 781. Не включены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в Межколхозном санатории «Зори Ставрополья», далее Некоммерческое партнерство Санаторий «Зори Ставрополья» в должности «дежурная медсестра», так как указанная должность «Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения» (утв. Приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 № 377) не предусмотрена; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности «дежурная медсестра» некоммерческого партнерства санатория «Зори Ставрополья», так как наименование учреждения «некоммерческое партнерство» не предусмотрено Списком профессий и должностей работников здравоохранения, деятельность в которых дает право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, а так же из представленных документов не усматривается, что указанный санаторий является профильным согласно пп. 21 «Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения»; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Санаторий тарханы» в стаж на соответствующих видах работ нет основания, так как из представленных документов не усматривается, что указанный санаторий является профильным согласно пп. 21 «Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения». Принимая во внимание вышеизложенное, стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П составляет 09 лет 10 месяцев 13 дней, что также не дает права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Просила суд отказать Юрченко Е.В. в удовлетворении требований искового заявления за необоснованностью. Истица Юрченко Е.В., и ее полномочный представитель, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились. От полномочного представителя истицы поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии, также ранее в судебном заседании со слов представителя установлено, что истица просит рассмотреть данное дело в ее отсутствии. Некоммерческое партнерство Санаторий «Зори Ставрополья», ООО Санаторий «Тарханы» привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, участие полномочных представителей в судебном заседании не обеспечили, представив заявления о рассмотрении гражданского дела в отсутствии их представителей. В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, учитывая мнение лиц участвующих в судебном заседании, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии не явившихся лиц. Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства и оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности как в отдельности, так и их взаимной связи в совокупности, а установленные судом обстоятельства - с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд считает, что истец доказал законность и обоснованность своих требований, в силу следующих причин. Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суд, в связи, с чем Юрченко Е.В. обратилась в Пятигорский городской суд, посчитав, что решением ГУ УПФ РФ по городу Пятигорску нарушены ее права, и, в соответствии с требованиями ст. 254, 255 ГПК РФ, ее заявление подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Статьей 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гражданам РФ гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст. 6 закона РФ от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», жалоба гражданина на решения государственных органов, учреждений, рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом, а государственные органы, учреждения, решения которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых решений; гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых решений, но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод. В соответствии п.п. 20 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года право на досрочную трудовую пенсию имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья-населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет, в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В обоснование исковых требований суду представлены следующие письменные доказательства: - Трудовая книжка Юрченко Е.В., - Выписка из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, - Справка № от ДД.ММ.ГГГГ, - Справка № от ДД.ММ.ГГГГ, - копия Лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, - копия Приложения № 1 к Лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, - копия Справки № от ДД.ММ.ГГГГ, - копия Справки № от ДД.ММ.ГГГГ, - копия Свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ, - копия Устава Некоммерческого партнерства Санатория «Зори Ставрополья», - копия Лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, - копия Сертификата № от ДД.ММ.ГГГГ, - копия Лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, - копия Лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, - копия Устава ООО «Санаторий «Тарханы», - копия Заявления о назначении пенсии Юрченко Е.В., - должностная инструкция дежурной медицинской сестры приемного отделения. Судом, бесспорно, установлено, что Юрченко Е.В. работала в сфере здравоохранения, что подтверждается трудовой книжкой Юрченко Е.В. Протоколом решения об отказе в назначении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску, с применением Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. № 2-П, истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Указано, что период работы - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в Межколхозном санатории «Зори Ставрополья», в должности «дежурная медсестра» не представляется возможным учесть в специальный стаж по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, так как указанная должность «Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения» (утв. Приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 № 377) не предусмотрена; Периоды работы: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности «дежурная медсестра» некоммерческого партнерства санатория «Зори Ставрополья», - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО Санаторий тарханы», не представляется возможным учесть в специальный стаж по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Согласно спискам № 1066 и № 781 предусмотрены только профильные санатории, «некоммерческое партнерство» вышеуказанными списками не предусмотрено, а так же «Общество с ограниченной ответственностью» списком № 781 не предусмотрено. Суд не может согласиться с доводами, имевшими место в названном отказе в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости. Согласно справке о трудовой деятельности Юрченко Е.В. в Межколхозном санатории «Зори Ставрополья» и в Некоммерческом партнерстве санаторий «Зори Ставрополья» и Лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, представленным в судебное заседание следует, что Некоммерческое партнерство санаторий «Зори Ставрополья» осуществляет многопрофильное лечение следующих заболеваний: органов пищеварения, органов движения, нервной системы и т.д. В справке № о трудовой деятельности Юрченко Е.В. в ООО «Санаторий «Тарханы» указанно что: «ООО санаторий «Тарханы» осуществляет лечение следующих заболеваний: опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения и т.д. Из указанного следует, что данный санаторий является профильным в соответствии со списком № 781 от 29.10.2002 года. Работа в должности медицинской сестры в многопрофильном санатории, в котором осуществляется лечение по одному или нескольким профилям, указанным в разделе «Наименование учреждений» Списка, дает право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения независимо от того, осуществляется ли в санатории лечение и по другим профилям. Подтверждение такой вывод суда находит и в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2006 года. В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовую пенсию», при решении вопроса о зачете периодов работы в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия но старости с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия но старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), следует учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании, а именно характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал. Закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. В Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который, как это предусмотрено пунктом 3 той же статьи, утвержден Правительством Российской Федерации (Постановление от 26 мая 2009 года № 449), включены в том числе врачи и средний медицинский персонал санаториев (курортов) для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические. Судом признано доказанным, что Некоммерческое партнерство санаторий «Зори Ставрополья» осуществляет многопрофильное лечение следующих заболеваний: органов пищеварения, органов движения, нервной системы и т.д., а также ООО «Санаторий «Тарханы» осуществляет лечение следующих заболеваний: опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения и т.д. Из чего следует, что указанные санатории является профильными в соответствии со списками: № 1066, № 781 от 29.10.2002. Право на осуществление медицинской деятельности санаторием «Зори Ставрополья» и ООО «Санаторий «Тарханы» подтверждается соответствующими лицензиями с приложениями. В соответствии с лицензированием учреждения аккредитованы на осуществление медицинской деятельности по осуществлению санаторно-курортного восстановительного лечения. Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденных Постановлением СМ РСФСР от 17 декабря 1959 года № 1397, Постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, Списком должностей и учреждений, дающих право на пенсию за выслугу лет, в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 и Списком должностей и учреждений, дающих право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрено наименование учреждения «Санатории и курортные лечебницы всех наименований», «Санатории /курорты/, в том числе детские» для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата и т.д.». Также и должность медицинской сестры поименована в разделе «Наименование должностей». Это означает, что работа в должности медицинской сестры в многопрофильном санатории, в котором осуществляется лечение по одному или нескольким профилям, указанным в разделе «Наименование учреждений» Списка, дает право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В судебном заседании также установлено, что решением Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Бабаевой Н.И., выполнявшей обязанности по должности медсестры в тех же санаторно-курортных учреждениях и в те же периоды, что и истица по данному гражданскому делу, назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Следовательно, доводы ответчика в том, что периоды работы Юрченко Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Межколхозном санатории «Зори Ставрополья», в должности «дежурная медсестра», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности «дежурная медсестра» некоммерческого партнерства санатория «Зори Ставрополья», - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО Санаторий тарханы», в стаж по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не могут быть засчитаны, так как наименование указанных учреждений здравоохранения не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 и то, что списком предусмотрены только профильные санатории, являются несостоятельными, поскольку работа в должности медицинской сестры в многопрофильном санатории, в котором осуществляется лечение по одному или нескольким профилям, указанным в разделе «Наименование учреждений» Списка, дает право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности но охране здоровья населения независимо от того, осуществляется ли в санатории лечение и по другим профилям. Согласно Обзора законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за третий квартал 2006 года «Имеют ли право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» медицинские сестры, работавшие в многопрофильных санаториях» дан ответ, согласно которого медицинские сестры, работавшие в многопрофильных санаториях, осуществляющих лечение по одному или нескольким профилям, указанным в разделе «Наименование учреждений» Списка, имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст.28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от того, осуществляется ли в санатории лечение и по другим профилям. Как следует из представленных суду доказательств, наименования Некоммерческое партнерство Санаторий «Зори Ставрополья» и ООО «Санаторий Тарханы» соответствуют наименованию учреждения здравоохранения «Санатории», поскольку эти типы /виды/учреждений тождественны между собой, исходя из общности целей и задач, единства специфики направленности их деятельности. Из представленных документов следует, что организационно-правовая форма на протяжении всего этого времени основной целью деятельности Некоммерческого партнерства Санаторий «Зори Ставрополья» и ООО «Санаторий Тарханы» являлось - медицинская деятельность; деятельность санаторно-курортных учреждений, и др. виды деятельности. Суд также считает несостоятельными доводы ответчика о недопустимости включения указанных периодов в лечебный стаж, дающий право на пенсию истца в порядке пп. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ, поскольку в спорный период реализация пенсионных прав осуществлялась, в том числе также и в рамках ФЗ РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 года. Так в соответствии со ст. 81 Закона «О государственных пенсиях в российской федерации» № 340-1 от 20 ноября 1990 года - пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. В судебном заседании также установлено, что ранее ряду сотрудников Некоммерческого партнерства Санаторий «Зори Ставрополья» и ООО «Санаторий Тарханы» выполнявших обязанности по должности медсестры, в том числе и тех же отделений, назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Согласно правовой позиции, сформулированной КС РФ в Постановлении от 24 мая 2001 года придание обратной силы закону, ухудшающему положения граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции РФ. Реализуя названные предписания Министерство труда и социального развития РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ Постановлением № 70 от 17 октября 2003 года утвердило Разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. 27, 28 ФЗ № 173-ФЗ», в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия ФЗ № 173-ФЗ. При исчислении стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в частности, по нормам ст. 28 ФЗ № 173-ФЗ, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения этой работы, с применением подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством. С учетом собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу, что периоды лечебной деятельности Юрченко Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в Межколхозном санатории «Зори Ставрополья», в должности «дежурная медсестра», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности «дежурная медсестра» некоммерческого партнерства санатория «Зори Ставрополья», - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО Санаторий тарханы», подлежат включению в специальный стаж работы. Удовлетворяя требования истца, суд учитывает, что в соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, все равны перед Законом и судом. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от должностного положения и других обстоятельств. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Согласно разъяснению, данного в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» от 31 декабря 1995 года № 8, судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия. Таким образом, совокупность объективно установленных обстоятельств, свидетельствует о том, что Юрченко Е.В. имеет право на досрочное пенсионное обеспечение, предусмотренное п.п. 11 п. 1 ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», так как она имеет необходимый стаж работы что подтверждено представителем ответчика. Статья 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Приведенные обстоятельства подтверждают доводы истца о не соответствии закону протокола ГУ-УПФ РФ по г. Пятигорску № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Юрченко Е.В. в назначении досрочной пенсии по старости по п.п. 11 п.1. ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», который подлежит признанию незаконным. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ - «Трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Как установлено в судебном заседании истица за оформлением пенсионных прав обратилась в ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску ДД.ММ.ГГГГ, и как следует из показаний представителя ответчика с этого времени она имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в случае включения оспариваемых периодов в льготный стаж работы истца. При изложенных обстоятельствах, установленных судом, отказ ответчика в назначении истице трудовой пенсии является незаконным, в то время как исковые требования истицы основанными на законе, то есть периоды работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в Межколхозном санатории «Зори Ставрополья», в должности «дежурная медсестра», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности «дежурная медсестра» некоммерческого партнерства санатория «Зори Ставрополья», - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО Санаторий тарханы», подлежат включению в льготный медицинский стаж. В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. В связи с этим, ответчику надлежит назначить истице пенсию с учетом вышеуказанных периодов со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Изложенное, в полном объеме отвечает позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в постановлении от 21.01.2010 года № 1-П. Недопустимость придания обратной силы нормативному регулированию посредством толкования, ухудшающего положение лица в его отношениях с государством, обусловлена требованием формальной определенности правовой нормы, которое предполагает, что участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, а также приобретенных прав и обязанностей. В делах со сходными фактическими обстоятельствами Европейский Суд по правам человека признал нарушением принципа правовой определенности изменившееся толкование норм права высшим судом, которое влечет лишение заявителей по делу присужденных им ранее благ (сумм), предоставляемых государством или другими субъектами, выполняющими публичные функции. При этом отмечается, что хотя принятие судебного решения о защите нарушенных пенсионных прав в определенном размере нельзя рассматривать как гарантию от изменения пенсионного законодательства в будущем, в том числе в ущерб определенному благосостоянию получателей пенсий, тем не менее, государство не может произвольно вмешиваться в процесс судебного разрешения дела, так же и в случае придания одним и тем же нормам права, различного правового смысла. Таким образом, вынесение судебного решения об отказе в восстановлении предполагаемо нарушенного права, уже после вынесения иного судебного решения о защите нарушенных прав граждан, в виду иного толкования положенных в его основу норм права, если это приводит к ухудшению правового положения гражданина, установленного ранее вынесенным судебным решением при тождественности иных юридически значимых для дела обстоятельств, рассматривается Европейским Судом по правам человека как несовместимая с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а критерием ее правомерности, признается направленность на защиту приобретенного статуса гражданина или объединения граждан как заведомо более слабой стороны в отношениях с государством, что обеспечивает действие принципа правовой определенности в отношении правового статуса гражданина, что в целом соответствует и общим принципам действия норм права во времени, в том числе, придания им обратной силы. Действия ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску выразившиеся в отказе истцу в удовлетворении ее правовых претензий в виду иного толкования действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения по отношению к иным тождественным правовым ситуациям, повлекло за собой нарушение одного из основных прав человека и гражданина, гарантированного Конституцией РФ (ч. 1 ст. 39) - право на социальное обеспечение по возрасту, а следовательно, и право истца на заслуженный отдых. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст.ст. 12, 56, 67, 167, 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Иск Юрченко Е.В. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края об оспаривании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии, удовлетворить. Признать лечебной деятельностью, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» период работы Юрченко Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности дежурной медицинской сестры Межколхозного санатория «Зори Ставрополья», некоммерческого партнерства санатория «Зори Ставрополья» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры приемного отделения в ООО Санаторий «Тарханы». Признать незаконным отказ ГУ - УПФ по г. Пятигорску в назначении Юрченко Е.В. пенсии, признав за нею право на назначение досрочной трудовой пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Пятигорску включить в стаж работы Юрченко Е.В. дающий право для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности не менее 30 лет в городах и в поселках городского типа периоды работы: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности дежурной медицинской сестры Межколхозного санатория «Зори Ставрополья», некоммерческого партнерства санатория «Зори Ставрополья»; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры приемного отделения в ООО Санаторий «Тарханы», и назначить Юрченко Е.В. трудовую пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента обращения. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Пятигорский городской суд. Судья : Н.В. Степаненко