решение по делу №2- 1499/11



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 мая 2011 года город Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи - Бегиашвили Ф.Н.,

при секретаре - Овчинниковой А.С.,

с участием:

истца - Ткаченко Т.Г.,

представителяУФС ГРКиК по СК - Лысогор А.В., (действующей по доверенности),

представителя администрации города Пятигорска - Фетисовой С.В., (действующей по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по иску Ткаченко Т.Г. кПятигорскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю об обязании произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Ткаченко Т.Г. обратилась в суд с исковым заявлением кПятигорскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю об обязании произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок.

Свои требования истец мотивировал тем, что ей на праве собственности принадлежит жилой <адрес> по <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в УФРС РФ ДД.ММ.ГГГГ. Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью - <данные изъяты> квадратных метров, границы и площади которого утверждены постановлением руководителя администрации города Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ. Она обратилась в администрацию города Пятигорска с заявлением о предоставлении ей в собственность за плату указанного земельного участка, однако получила письменный отказ, основанный на то, что данный земельный участок находится в границах земель историко-культурного назначения и ограничен в обороте. Вступившим в законную силу решением Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ суд обязал администрацию города Пятигорска заключить с ней договор купли-продажи земельного участка. Постановлением администрации города Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ решено земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью - <данные изъяты> квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес> предоставить ей в собственность за плату. ДД.ММ.ГГГГ она с администрацией города Пятигорска заключила договор купли-продажи указанного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю для государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок, однако получила письменный отказ, чем полагает, что нарушаются ее законные права и интересы. Просит суд обязать ответчика произвести за ней государственную регистрацию права собственности на земельный участок из земель населенных пунктов, площадью - <данные изъяты> квадратных метров, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истец Ткаченко Т.Г. поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю - Лысогор А.В., действующая по доверенности, в судебном заседании, заявленные истцом требования полагала необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании представитель администрации города Пятигорска - Фетисова С.В., действующая по доверенности, полагала требования истца обоснованными, поскольку вступившим в законную силу решением Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ суд обязал администрацию города Пятигорска заключить с Ткаченко Т.Г. договор купли-продажи спорного земельного участка, на котором расположен принадлежащий ей на праве собственности жилой дом. Постановлением администрации города Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ решено земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью - <данные изъяты> квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес> предоставить истцу в собственность за плату. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией города Пятигорска и истцом заключен договор купли-продажи указанного земельного участка, который она лишена возможности зарегистрировать в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ст. 46) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, устанавливающей право каждого человека «на эффективное восстановление прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.

Статья 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в установленном законом порядке.

Судом установлено, что истцу принадлежит на праве собственности жилой дом по адресу: <адрес> основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в УФРС РФ ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 16).

Постановлением руководителя администрации города Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ, утверждены из земель населенных пунктов границы и площади земельного участка под индивидуальным жилым домом № по <адрес>, площадью - <данные изъяты> квадратных метров с учетом фактического землепользования, в границах, согласно плану земельного участка (л. д. 18).

Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, что подтверждается представленным суду кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ № (л. д. 2-22).

Статья 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В силу ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Вступившим в законную силу решением Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ суд обязал администрацию города Пятигорска заключить с Ткаченко Т.Г. договор купли-продажи земельного участка, из земель населенных пунктов, площадью - <данные изъяты> квадратных метров, с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес> (л. д. 8-12).

Во исполнение указанного судебного акта органом местного самоуправления издано постановление№ 6008 от ДД.ММ.ГГГГ, которым решено земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью - <данные изъяты> квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес> предоставить Ткаченко Т.Г. в собственность за плату (л. д. 17).

Судом установлено, что Гаспарян Р.О. обратился в Пятигорский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок.

Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ Пятигорский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю сообщило истцу об отказе в государственной регистрации права, сославшись на то, что из кадастрового паспорта земельного участка ДД.ММ.ГГГГ № следует, что земельный участок полностью входит в зону округа санитарной охраны города Пятигорска.Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (подпункт 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ). Согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Нахождение земельного участка в зоне округа горно-санитарной охраны курорта свидетельствует о том, что названный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на отчуждение. Так как указанный земельный участок входит в состав, земель, ограниченных в обороте, он не подлежит предоставлению в частную собственность. Данные обстоятельства препятствуют проведению государственной регистрации и являются основанием для последующего отказа в регистрации (л. д. 7).

Не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в п. 1 ст. 25.2 Закона земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.

Пунктом 4 ст. 28 ЗК РФ предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что земельный участок площадью - <данные изъяты> квадратных метров, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> относится к категории земель населенных пунктов.

Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (ч. 1 ст. 83 ЗК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 83 ЗК РФ, границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Судом установлено, что спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, что подтверждается исследованными судом письменными доказательствами.

ФЗ № 26 от 23 февраля 1995 года «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» предусмотрено, что курорт - это освоенная и используема в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Округ санитарной (горно-санитарной) охраны - это особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, природопользования и проживания.

Ст. 2 Закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (далее Закона), предусмотрено, что законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов.

Ст. 4 Закона предусмотрено также, что границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливает Правительство РФ.

Ст. 22 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», утвержденные до вступления в силу данного Закона округа санитарной охраны курортов, использующих природные лечебные ресурсы, относящиеся к недрам считать округами горно-санитарной охраны.

Особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное и оздоровительное значение, которые изъяты решением органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (ФЗ № 33 от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2001 года ФЗ № 196).

Указанным Законом регулируются отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований.

Ст. 1 данного ФЗ предусмотрено, что отношения, возникающие при пользовании землями особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Ст. 2, 3 лечебно-оздоровительные местности и курорты относятся к землям особо охраняемых природных территорий, на территориях которых могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Ст. 4 предусмотрено, что особо охраняемые территории подлежат включению в государственный кадастр, который должен включать в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях.

Ст. 32 данного ФЗ - в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов. В целях сохранения природных факторов на территориях курортов образуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с ФЗ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Согласно ст. 3 ЗК РФ, к отношениям по использованию и охране природных ресурсов, охране особо охраняемых природных территорий применяются соответственно специальное законодательство, законодательство о недрах, специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством, тем самым нормам земельного законодательства отдан приоритет.

На территории Ставропольского края расположен курорт федерального значения - Кавказские Минеральные Воды. Округ горно-санитарной охраны утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 09 июля 1985 № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае».

Согласно ст. 96 ЗК РФ, границы и режим округов горно-санитарной охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством РФ. С учетом того, что Правительство РФ является правопреемником Правительства РСФСР, границы округа горно-санитарной защиты региона Кавказские Минеральные Воды являются действующими и находятся на землях курортов.

Указанными законами не установлен запрет на приобретение в собственность земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, а поскольку у истца возникло правомерное пользование земельным участком, то он считает, что имеет право на регистрацию права собственности.

Спорный земельный участок отнесен к землям поселений, которые в силу ст.ст. 83, 85 ЗК РФ, предназначены и используются для застройки и развития городских и сельских поселений.

Существование частной собственности на землю на территории округа горно-санитарной защиты допускается.

В соответствии со ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В силу ст. 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются не только земля как природный объект и природный ресурс, но и земельные участки.

Истец Ткаченко Т.Г. является собственником земельного участка, т.к. спорный земельный участок принадлежит ей на праве собственности, на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 7 ЗК РФ, земли в РФ по целевому назначению включают в себя, в том числе, земли поселений и земли особо-охраняемых территорий и объектов, которые используются в соответствии с установленным для них назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного пользования в соответствии с зонированием территорий.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 ЗК РФ, категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, документах государственного земельного кадастра, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, иных документах в случаях, установленных федеральными законами.

К полномочиям РФ в области земельных отношений относятся установление ограничений прав землевладельцев, а также ограничений оборотоспособности земельных участков (ст. 9 ЗК РФ).

В силу ст. 83, 85 ЗК РФ, землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. В состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым зонам. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, а также иных видов застройки, согласно градостроительным регламентам.

П. 10 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что в пределах черты городских, сельских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, оздоровительное и иное особо ценное значение, которые используются в соответствии со ст. 94-100 ЗК РФ.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, оздоровительное и иное ценное значение, в том числе земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного пользования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (ст. 94-96 ЗК РФ).

В силу ст. 96 ЗК РФ, границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством РФ.

В силу ст. 56 ЗК РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах, которые устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти.

Закон о разграничении государственной собственности на землю введен в действие с 20 января 2002 года. Согласно ст. 3 п.10 Вводного закона, распоряжение землями, находящимися в государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством РФ не предусмотрено иное.

В соответствии со ст. 27 ЗК РФ земли курортов ограничены в обороте и могут быть отчуждены частным лицам только в случаях, установленных законом.

П. 2 ст. 7 ЗК РФ предусмотрено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Нормы ЗК РФ, регулирующие отнесение земель к той или иной категории, являются специальными по отношению к нормам земельного законодательства. Содержащиеся в других федеральных законах именно они подлежат применению в случаях возникновения каких-либо коллизий, т.к. ст. 2 ЗК РФ, прямо предусмотрено, что нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать положениям Кодекса.

В отношении земель населенных пунктов законодатель в ФЗ от 21 декабря 2004 года № 172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую (ч. 5 ст. 14), продублировав нормы ЗК РФ, указал, что «земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - в определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка».

Из кадастрового плана спорного земельного участка следует, что это земли поселений - населенных пунктов, тогда как в силу ФЗ о государственном земельном кадастре (в настоящее время Государственный кадастр недвижимости) было установлено, что именно в документах кадастра и указывается категория земельного участка.

В силу ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, ограниченных в обороте, если федеральным законодательством разрешено такое предоставление.

Объектом права собственности может быть только какое-либо определенное имущество, обособленное от иных вещей (ст. 209 ГК РФ). Объекты гражданских прав указаны в главе 6 ГК РФ. Ст. 130 ГК в качестве объекта недвижимости признает только земельн6ый участок, а не территории или земли. Установление права собственности на особо охраняемые природные территории не означает автоматического возникновения права на конкретные участки, расположенные в ее границах. В соответствии со ст. 6 ЗК РФ, объектом земельных отношений может быть земельный участок, границы которого установлены в определенном законом порядке.

Земельный участок и особо охраняемая территория являются различными объектами правоотношений. Для признания земли недвижимой вещью в юридическом смысле необходимо соблюдение особой процедуры ее обособления и индивидуализации, в том числе описание границ, местоположения с помощью услуг публичной власти.

Законодательство исходит из различия понятий земельного участка и особо охраняемой территории, предусматривая возможность государственной регистрации права собственности лишь на земельные участки, но не на территорию.

Законодательство, регулирующее земельные правоотношения предусматривает, что земельные участки могут относиться к любым видам земель, в том числе к особо охраняемым природным территориям, только за чертой земель населенных пунктов (ФЗ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

В соответствии с п.10 ст. 85 ЗК РФ, на территории населенного пункта могут быть зоны особо охраняемых территорий, на которые будет распространяться правовой режим, установленный ст. 94-100 ЗК РФ.

Без индивидуализации земельных участков и регистрации права на них, невозможно признать всю территорию городов-курортов федеральной собственностью.

Земельный участок, площадью - <данные изъяты> квадратных метров, с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <адрес> расположен в границах курортного населенного пункта, отнесен к категории земель населенных пунктов, а потому в обороте не ограничен. Право федеральной собственности на него не зарегистрировано, поскольку таких доказательств, в условиях состязательности процесса, суду не представлено, следовательно, право собственности на спорный земельный участок может быть зарегистрировано за истцом в соответствии со ст. 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Статьей 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Указанное право реализовано истцом.

Согласно ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Статьями 9 и 36 Конституции РФ предусмотрено, что земля может находиться в частной собственности граждан.

В силу ст. 2 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения) перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Согласно ст. 17 Закона о государственной регистрации, основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является вступившее в законную силу судебное решение.

В соответствии со ст. 6 Закона «О судебной системе РФ», вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судов и судов субъектов Федерации, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

В соответствии со ст. 223 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации этого права.

На основании ст. 219 ГК РФ, право собственности на недвижимое имущество, подлежит государственной регистрации и право собственности на него, возникает с момента такой регистрации.

Все собранные и исследованные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о том, что заявленные истцом требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, ответчиками, в условиях состязательности процесса, бесспорных доказательств в опровержение доводов истца не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 338 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Пятигорскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок из земель населенных пунктов, площадью - <данные изъяты> квадратных метров, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, за Ткаченко Т.Г..

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Пятигорский городской суд, путем подачи кассационной жалобы, в течение 10 дней.

Судья Ф. Н. Бегиашвили

-32300: transport error - HTTP status code was not 200