Дело № 2-1519/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2011 года город Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе
председательствующего судьи Лихомана В.П.,
при секретаре Лазгиян А.С.,
с участием
представителя заявительницы Магадовой М.М. Исраеляна М.Х.,
представителей заинтересованных лиц -
Управления Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра
и картографии по Ставропольскому краю Лысогор А.В.,
администрации г. Пятигорска Григоряна А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело № 2-1519/11 по заявлению Магадовой М.М. о возложении обязанности по государственной регистрации права на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю,
УСТАНОВИЛ:
В заявлении Магадова М.М. и в судебном заседании ее представитель Исраеляна М.Х., в обосновании заявленных требований сообщили, что ДД.ММ.ГГГГ Магадовой М.М. поданы документы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Пятигорский отдел для регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, находящийся по адресу: <данные изъяты>, кадастровый (условный) номер №.
25 апреля 2011 года Магадова М.М. получила сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что данный земельный участок полностью входит в зону - вторая зона округа санитарной охраны города Пятигорска и относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на отчуждение и он не подлежит предоставлению в частную собственность.
С указанными доводами Магадова М.М. не согласна по следующим основаниям.
17 августа 2000 года она купила жилой дом с надворными постройками, находящийся по адресу: <адрес>.
На основании договора купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом с надворными постройками и подсобными помещениями по указанному адресу.
Постановлением администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв.м, под индивидуальным жилым домом <адрес>, с видом разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки.
ДД.ММ.ГГГГ между Магадовой М.М. и администрацией г. Пятигорска заключен договор купли-продажи земельного участка.
Согласно п. 12 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов Федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07 декабря 1996 года № 1425, лишь на территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.
Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений.
На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного значения и отдыха, а также проведение определенных работ, в том числе строительство жилых домов без централизованных систем водоснабжения и канализации, а на территории третьей - вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
Пункт 18 Положения предусмотрено, что границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ. При этом обеспечение установленного режима санитарной и горно-санитарной охраны осуществляют в первой зоне - пользователи природных лечебных ресурсов, а во второй и третьей зонах - пользователи лечебных ресурсов, землепользователи и проживающие в этих зонах граждане.
Согласно ст. 3 ЗК РФ, к отношениям по использованию и охране природных ресурсов, охране особо охраняемых природных территорий применяются соответственно специальное законодательство, законодательство о недрах, специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством, тем самым нормам земельного законодательства отдан приоритет.
На территории Ставропольского края расположен курорт федерального значения - Кавказские Минеральные Воды. Округ горно-санитарной охраны утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 09 июля 1985 № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае».
Согласно ст. 96 ЗК РФ, границы и режим округов горно-санитарной охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством РФ. С учетом того, что Правительство РФ является правопреемником Правительства РСФСР, границы округа горно-санитарной защиты региона Кавказские Минеральные Воды являются действующими и находятся на землях курортов.
Указанными законами не установлен запрет на приобретение в собственность земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, а поскольку у Магадовой М.М. возникло правомерное пользование земельным участком, то она имеет право на приобретение в собственность указанного земельного участка.
Земельный участок отнесен к землям поселений, которые в силу ст.ст. 83, 85 ЗК РФ, предназначены и используются для застройки и развития городских и сельских поселений. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и уже находящихся в фактическом и законном пользовании граждан.
Существование частной собственности на землю на территории округа горно-санитарной защиты допускается.
В соответствии со ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В силу ст.ст. 83, 85 ЗК РФ, землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. В состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым зонам. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, а также иных видов застройки, согласно градостроительным регламентам.
В отношении земель населенных пунктов законодатель в Федеральном закона от 21 декабря 2004 года № 172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую (ч. 5 ст. 14), продублировав нормы ЗК РФ, указал, что земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - в определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Из кадастрового плана земельного участка следует, что это земли поселений - населенных пунктов, тогда как в силу Федерального закона о государственном земельном кадастре (в настоящее время государственный кадастр недвижимости) установлено, что именно в документах кадастра и указывается категория земельного участка.
Статьями 94, 98 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, даже в границах санитарных зон, у землепользователей не изымаются и не выкупаются. За исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов).
В силу ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, ограниченных в обороте, если федеральным законодательством разрешено такое предоставление.
Статьей 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Статьями 9 и 36 Конституции РФ предусмотрено, что земля может находиться в частной собственности граждан.
В силу ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения) перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Таким образом, Магадова М.М. считает, что данный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, что подтверждается кадастровой выпиской земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровым планом территории от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ №, тем самым Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (Пятигорский отдел) нарушило права и свободы заявительницы, незаконно чинит ей препятствия в государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Магадова М.М. просит суд обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю зарегистрировать за ней право собственности на земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель Магадовой М.М. - Исраелян М.Х. поддержал заявленные требования и просил заявление удовлетворить.
В судебном заседании представители заинтересованных лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Лысогор А.В. и администрации г. Пятигорска Григорян А.С. возражали в отношении заявленных Магадовой М.М. требований, просили суд вынести решение в соответствии с действующим законодательством.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 9, ч.ч. 1, 2 ст. 36 Конституции РФ закреплено право частной собственности на землю, что обеспечивает возможность гражданам, пользующимися земельными участками на законных основаниях, продолжать пользоваться на тех же основаниях, что и ранее, оформить право частной собственности в отношении используемых ими на законных основаниях земельных участков.
При этом выбор способа реализации своих охраняемых Конституцией РФ прав принадлежит гражданину. Закон возлагает на орган местного самоуправления обязанность по оформлению передачи земельного участка в собственность либо предоставлению земельного участка в пользование на праве аренды по заявлению гражданина.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
В силу ст. 11 ЗК РФ порядок предоставления в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности определяется органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК Российской Федерации собственник объекта недвижимости вправе по своему выбору приобрести в аренду или собственность земельный участок, на котором находится объект. Отказ в предоставлении земельных участков в собственность возможен только в случаях, предусмотренных законодательством (ст. 28 ЗК РФ).
Согласно представленным надлежащим письменным доказательствам, исследованным в судебном заседании, на основании договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ Магадова М.М. является собственником жилого дома с надворными постройками по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв.м, под индивидуальным жилым домом <адрес>, с видом разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки.
ДД.ММ.ГГГГ между Магадовой М.М. и администрацией г. Пятигорска был заключен договор купли-продажи указанного земельного участка.
Статьей 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 5 ст. 27 ЗК РФ к земельным участкам, ограниченным в обороте, отнесены земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Данным законом даются лишь общие понятия курорта, а также округов санитарной охраны как особо охраняемой природной территории с установленным в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, природопользования и проживания, а также определяются полномочия Правительства РФ по установлению границ и режима округов санитарной охраны курортов, имеющих федеральное значение. При этом в силу ст. 16 закона, лишь на территории первой зоны запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности, а ст. 2 закона гласит о том, что законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует лишь отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 января 2006 года № 14 г. Пятигорск признан курортом федерального значения в соответствующих границах и режимом округа санитарной зоны.
Однако, указанным Постановлением определяются границы природопользования, и не регулируются земельные отношения, вопросы ограничения оборота земельных участков, передачи их в частную собственность.
В Федеральном законе от 14 марта 1995 года № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» прямо указано, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В условиях, при которых в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, по мнению суда, представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю не представил доказательств того, что спорный земельный участок отнесен к землям особо охраняемых природных территорий, расположен на территории первой санитарной зоны, изъят из оборота либо ограничен в нем.
Согласно плану земельного участка, он имеет кадастровый номер, отнесен к категории земель населенных пунктов.
Кроме того, в силу ст.ст. 94, 96 ЗК РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Спорный земельный участок из хозяйственного пользования не изъят.
С учетом изложенного, а также учитывая, что представители заинтересованных лиц не представил доказательства в подтверждение того, что указанный земельный участок изъят из оборота либо ограничен в нем, суд считает, что право собственности на земельный участок подлежит государственной регистрации за Магадовой М.М.
Руководствуясь ст.ст. 11, 27, 36, 94, 96 ЗК РФ, ст.ст. 56, 193-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать Пятигорский отдел Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю произвести регистрацию права собственности за Магадовой М.М. на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым (условным) номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд, через Пятигорский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья В.П. Лихоман