решение по делу № 2-1316/2011



Дело № 2-1316/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 апреля 2011 года г. Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Шевляковой И.Б.

при секретаре судебного заседания Павловой А.С.,

с участием:

истца Солоновича М.А.,

представителя ответчика - ГУ - Управление

Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску

Ставропольского края Беглеровой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Солоенович М.А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края о признании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным, включении в специальный педагогический стаж периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л :

Солоенович М.А. обратился в Пятигорский городской суд с исковым заявлением к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края о признании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) по старости незаконным, включении в специальный педагогический стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя русского языка средней школы в <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя английского языка восьмилетней школы № ст. Ессентукской, признании за ним права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с даты возникновения права на указанную пенсию - с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 173), т.е. в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края (Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ему отказано со ссылкой на отсутствие требуемого по закону 25-летнего стажа педагогической деятельности. При подсчете продолжительности стажа педагогической деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в соответствии со Списком № 781, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, не были включены в педагогический стаж периоды его работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в средней школе (<адрес>) в должности «преподаватель», так как из представленных документов (трудовая книжка, архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, выданная Департаментом правового обеспечения деятельности Министерства) не усматривается, что средняя школа являлась советским учреждением; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя английского языка восьмилетней школы № ст. <адрес>, так как из представленных документов (трудовой книжки, копии выписок из приказов) не усматривается работа в учреждении и в должности, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Его педагогический стаж, по мнению ответчика, на день обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старостисоставляет <данные изъяты>, с чем он не согласен, полагая, что на ДД.ММ.ГГГГ стаж составляет 25 лет 00 месяцев 00 дней.

В судебном заседании истец Солоенович М.А. поддержал заявленные исковые требования, пояснив, что с отказом не согласен в части, по следующим основаниям. Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу ст. ст. 1, 2, 69 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное им право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действительности их государственной защиты. В спорные периоды работы истца действовало иное пенсионное законодательство. В частности, к нормам законодательства, действовавшего на момент приобретения права за период до 22.09.1993 года, относится Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое не ставило пенсионные права работников зависимость от педагогической нагрузки педагогических работников, а также утвержденное указанным Постановлением Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Пунктом 1 Положения предусмотрено, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях и организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается также работа по найму за границей по специальности в должностях, соответствующих должностям, дающим право на пенсию за выслугу лет учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения. Согласно данному Положению период его работы в качестве учителя русского языка средней школы в <адрес> является педагогической деятельностью, дающей право на досрочную трудовую пенсию. Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является периодом его работы после возращения из командировки. В командировку он был направлен с должности учителя английского языка восьмилетней школы № ст. <адрес>. По окончании командировки он вернулся на прежнее место работы в прежней должности, что гарантировано ему не только распоряжением Министерства просвещения РСФСР, но и трудовым законодательствам. Согласно ч. 2 ст. 116 КЗоТ РСФСР за командированными работниками сохраняются в течение всего рабочего времени командировки место работы (должность) и средний заработок. В связи с изложенным, считает, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является педагогической деятельностью, поскольку является периодом его работы по возращению из командировки в должности учителя английского языка. Заявление о назначении пенсии он подал ДД.ММ.ГГГГ, выразив тем самым желание получать досрочную трудовую пенсию. На ДД.ММ.ГГГГ его педагогический стаж составлял <данные изъяты> и был достаточен для назначения досрочной трудовой пенсии. Исходя из п. 1 ст. 18 и ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ, согласно которым трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за вышеназванной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на пенсию, считает, что право на назначение указанной пенсии у него возникло с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании полномочный представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края Беглерова Н.Н. исковые требования не признала и указала, что согласно подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Как указал Конституционный Суд РФ в Определениях от 20.10.2005 года № 392-0 и от 18.04.2006 года № 83-0, указал, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности в учреждениях для детей. Подпункт 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ не конкретизирует наименований должностей и учреждений, структурных подразделений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих педагогическую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (ст. 19, ч. 1 Конституции РФ), ибо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (ст. 39, ч. 1 Конституции РФ). Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации в Постановлении от 29.10.2002 года № 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, от 29.10.2002 года № 781 (педагоги) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, от 29.10.2002 года № 781 (педагоги). Данные Список и Правила конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в Федеральном законе № 173-ФЗ понятия «педагогическая деятельность» и «учреждения для детей», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 29.01.2004 года № 2-П установил, что при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 года могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования. Таким образом, в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении выслуги лет применялись следующие нормативные акты, регулировавшие порядок исчисления стажа: до 01.11.1999 года - Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года № 953; после 01.11.1999 года - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1067, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2001 года № 79. В стаж не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в средней школе (<адрес>) в должности «преподаватель», так как из представленных документов (трудовая книжка, архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ № АП-421-МОН, выданная Департаментом правового обеспечения деятельности Министерства) не усматривается, что средняя школа являлась советским учреждением; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя английского языка восьмилетней школы № ст. <адрес>, так как из представленных документов (трудовой книжки, копии выписок из приказов) не усматривается работа в учреждении и в должности, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна представить доказательства в подтверждение заявленных требований и возражений.

В подтверждение заявленных требований истцом суду представлены: трудовая книжка;справка, выданная ДД.ММ.ГГГГ Управлением Международных связей Министерства Просвещения СССР; справка, выданная ДД.ММ.ГГГГ Министерством Просвещения СССР; справка, выданная ДД.ММ.ГГГГ советником по экономическим вопросам Посольства ССР в <адрес>; справка, выданная ДД.ММ.ГГГГ Министерством высшего и среднего специального образования СССР; справка, выданная ДД.ММ.ГГГГ Управлением бухгалтерского учета и финансового контроля Министерства просвещения СССР; справка, выданная ДД.ММ.ГГГГ Ессентукской восьмилетней школой №; справка, выданная ДД.ММ.ГГГГ Министерством просвещения СССР; письмо на имя Пятигорского горвоенкома за подписью заведующим <адрес>о от ДД.ММ.ГГГГ; справка, выданная ДД.ММ.ГГГГ Департаментом правового обеспечения деятельности Министерства образования и науки РФ.

Ответчиком для обозрения суду представлено подлинное пенсионное дело Солоенович М.А.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, подлинное пенсионное дело Солоенович М.А., оценив представленные доказательства с учетом требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, каждое в отдельности и в совокупности суд считает, что в условиях состязательного процесса истец доказал законность своих требований.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, установленное законом (ч. 1); государственные пенсии устанавливаются законом (ч. 2).

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано.

Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющим основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (ст. 7) и одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, согласно требованиям ст. ст. 27 и 28 указанного Закона.

В соответствии с абз. 2 п. 23 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии» в случае, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.

Надлежащие письменные доказательства, а именно - заявление Солоенович М.А. свидетельствует о том, что за назначением досрочной трудовой пенсии по старости истец обратился к ответчику ДД.ММ.ГГГГ.

Трудовой книжкой истца подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ он принят на работу в Суворовскую среднюю школу № на должность учителя иностранного языка (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ переведен учителем иностранного языка Суворовской восьмилетней школу № (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ переведен учителем английского языка в восьмилетнюю школу № ст. Ессентукской (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ убыл в командировку в Республику Никарагуа (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), где согласно приказу по Минпросу СССР № от ДД.ММ.ГГГГ работал в должности преподавателя русского языка до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ освобожден от должности преподавателя русского языка в связи с возвращением из командировки (приказ по Минпросу СССР по № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ уволен по соглашению сторон (приказ № пар. 1 от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в среднюю школу № г. Пятигорска на должность учителя английского языка (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), уволен в порядке перевода в среднюю школу №, где работал в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с выездом в загранкомандировку (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в гимназию <данные изъяты> заместителем директора по учебной части (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ уволен в порядке перевода в среднюю школу № (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ работал в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в средней школе № (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность директора СОШ № (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность директора МОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ уволен по соглашению сторон (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ).

Указанные обстоятельства суд считает установленными.

Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края (Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), исследованным судом, истцу отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности ввиду отсутствия у нее требуемого по закону 25-летнего педагогического стажа, дающего право для назначения пенсии. При этом со ссылкой на нормы действующего на сегодняшний день пенсионного законодательства, а именно: Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, которым утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, вступившие в силу с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, ответчик счел не подлежащими включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в средней школе (<адрес>) в должности «преподаватель», так как из представленных документов (трудовая книжка, архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ № АП-421-МОН, выданная Департаментом правового обеспечения деятельности Министерства) не усматривается, что средняя школа являлась советским учреждением; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя английского языка восьмилетней школы № ст. <адрес>, так как из представленных документов (трудовой книжки, копии выписок из приказов) не усматривается работа в учреждении и в должности, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.

Суд считает, что выводы, содержащиеся в решении ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края (Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) об отказе в досрочном назначении Солоенович М.А. трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого по закону 25-летнего стажа педагогической деятельности, являются несостоятельными, основанными на неправильном применении и толковании норм пенсионного законодательства в силу следующих причин.

С 01.01.2002 года введен в действие Федеральный закон № 173-ФЗ, устанавливающий основания и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Подпунктом 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ предусмотрено назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста в соответствии со Списками соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организация), а в необходимых случаях - с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), утвержденных Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и утверждены правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение указанных пенсий.

В соответствии с п. 15 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, работа, осуществлявшаяся в предусмотренных Списком должностях в учреждениях Российской Федерации за границей, засчитывается в стаж работы на общих основаниях в порядке, предусмотренном названными Правилами.

Согласно записям в трудовой книжке, ДД.ММ.ГГГГ истец зачислен учителем иностранного языка в Суворовскую среднюю школу №, затем переведен: ДД.ММ.ГГГГ на должность учителя иностранного языка Суворовской восьмилетней школы №, ДД.ММ.ГГГГ - учителем английского языка восьмилетней школы № ст. Ессентукской. ДД.ММ.ГГГГ он убыл в командировку в <адрес>, где работал в должности преподавателя русского языка средней школы, ДД.ММ.ГГГГ освобожден от должности преподавателя русского языка в связи с возвращением из командировки, после чего продолжил работу в должности учителя английского языка восьмилетней школы № ст. Ессентукской, и ДД.ММ.ГГГГ был уволен.

Согласно справкам, выданным: ДД.ММ.ГГГГ Управлением Международных связей Министерства Просвещения СССР, ДД.ММ.ГГГГ Министерством Просвещения СССР, ДД.ММ.ГГГГ советником по экономическим вопросам Посольства СССР в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ Министерством высшего и среднего специального образования СССР, ДД.ММ.ГГГГ Управлением бухгалтерского учета и финансового контроля Министерства просвещения СССР, ДД.ММ.ГГГГ Ессентукской восьмилетней школой №, ДД.ММ.ГГГГ Министерством просвещения СССР, ДД.ММ.ГГГГ Департаментом правового обеспечения деятельности Министерства образования и науки РФ, а также письму на имя Пятигорского горвоенкома за подписью заведующего <адрес>о от ДД.ММ.ГГГГ, Солоенович М.А. находился на педагогической работе в <адрес> в качестве учителя русского языка средней школы с ДД.ММ.ГГГГ (приказ Минпроса СССР о командировании от ДД.ММ.ГГГГ №) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ Минпроса СССР о возвращении от ДД.ММ.ГГГГ №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему был предоставлен очередной трудовой отпуск в количестве 36 рабочих дней; из общеобразовательной школы № ст. Ессентукской он не был уволен, на период командировки за ним сохранялась должность, которую он занимал до отъезда.

Разрешая спор в части зачета периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из того, что в спорные периоды действовали утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 Перечень учреждений и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должностях учителей и преподавателей в начальных, семилетних, восьмилетних и средних школах независимо от их наименования. Данный Перечень относил начальные, семилетние, восьмилетние и средние школы независимо от их наименования к списку учебных заведений и детских учреждений.

Пункт 1 Положения устанавливал, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются: и) работа по найму за границей по специальности в должностях, соответствующих должностям, дающим право на пенсию за выслугу лет учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснил в п. 9 о том, что необходимо учитывать, что вопрос в виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работникам (должностям, организациям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен разрешаться судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям, профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).

Таким образом, право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности назначается в зависимости от вида деятельности, фактически выполняемой лицом работы, а не от наименования должности или правового статуса учреждения (организации).

Судом бесспорно установлено, что в спорные периоды, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец осуществлял педагогическую деятельность, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности преподавателя русского языка средней школы в <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности учителя английского языка восьмилетней школы № ст. Ессентукской. Как следует из представленных доказательств, будучи командированным в Республику Никарагуа для работы в должности преподавателя русского языка средней школы истец не был уволен с должности учителя английского языка восьмилетней школы № ст. Ессентукской, сохраняя в силу ч. 2 ст. 116 КЗоТ РСФСР в течение всего времени командировки прежнее место работы (должность), и возвратившись из командировки, продолжил работу в указанной должности до дня увольнения - ДД.ММ.ГГГГ.

В этой связи отказ во включении спорных периодов в специальный стаж истца является неправомерным.

Суд считает, что изменение пенсионного законодательства на момент разрешения вопроса о праве истца на досрочную пенсию, не должно нарушать его законно возникшего права.

С учетом правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Исходя из положений вышеуказанных норм материального права, суд считает исковые требования Солоенович М.А. о включении в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя русского языка средней школы в <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя английского языка восьмилетней школы № ст. Ессентукской обоснованными и подлежащими удовлетворению. То обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о его праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать его право.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение.

У суда не имеется оснований сомневаться в объективности и истинности сведений, содержащихся в представленных истцом документах и его пояснениях, поскольку суду, в условиях состязательности процесса, предусмотренного ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств, которые бы опровергли эти сведения.

С учетом собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу, что периоды педагогической деятельности Солоенович М.А.: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя русского языка средней школы в <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя английского языка восьмилетней школы № ст. Ессентукской, подлежат включению в стаж работы, дающей ему право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и считает подлежащими удовлетворению требования истца об обязании ответчика включить эти периоды в специальный стаж. Ответчиком в судебном заседании не представлено доказательств опровергающих доводы истца.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что на момент обращения в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края с заявлением о назначении пенсии, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ, с учетом периодов, которые подлежат зачету в специальный стаж, стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью составил 25 лет 00 месяцев 00 дней, а, соответственно, право на досрочное пенсионное обеспечение, предусмотренное подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ возникло у него с ДД.ММ.ГГГГ, а потому отказ ответчика в назначении Солоенович М.А. досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным.

При таких обстоятельствах, установленных судом, исковые требования Солоенович М.А. в части признания незаконным решения ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ (Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) и обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости по указанному основанию с даты возникновения права на указанную пенсию - с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Солоенович М.А. удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края об отказе Солоенович М.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ).

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края включить в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы Солоенович М.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя русского языка средней школы в <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя английского языка восьмилетней школы № ст. Ессентукской.

Признать за Солоенович М.А. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с даты возникновения права на указанную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы через Пятигорский городской суд.

Судья И.Б. Шевлякова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200