2-982/2011



Дело №2-982/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«24» МАЯ 2011г. г.Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи: Калининой О.Г.,

при секретаре судебного заседания: Чеботаревой Е.Г.,

с участием:

истца: Лобода И.С.,

представителя истца Дорофеевой Ж.А.

(по п.6 ст.53 ГПК РФ),

представителя ответчика Головиной А.А.

МУ «УСПН администрации г.Пятигорска»: (по доверенности),

представителя ответчика Араповой У.А.

МУ «УСПН администрации г.Пятигорска»: (по доверенности),

представителя третьего лица ГОУ ВПО «Российский Богатыревой Н.В.

Государственный социальный университет» филиал в г.Пятигорске: (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Лобода И.С. к МУ «Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска», Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, о возложении обязанности по принятию решения, взыскании пособия по уходу за ребенком до полутора лет, компенсации морального вреда, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Лобода И.С. обратилась в Пятигорский городской суд с исковым заявлением к МУ «Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска» о признании решения об отказе в назначении пособия незаконным, возложении обязанностей принять решение о назначении пособия, взыскании пособия по уходу за ребенком до полутора лет, компенсации морального вреда, судебных расходов, в котором указала, что имеет малолетнего ребенка ДД.ММ.ГГГГ г.р. - Лобода И.С. Марка. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она получала предоставленное ей законом пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет по месту учебы в Г1Ф РГСУ, после внесения изменений в законодательные акты, в частности принятие приказа Министерства здравоохранения и социального развития № функции по выплате пособий были переданы МУ «Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска». С января месяца 2010 года она неоднократно обращалась в МУ «Управление социальной поддержки населения администрации г. Пятигорска» о выплате пособия. И только ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована в качестве получателя пособия, причем мною был представлен полный пакет документов предусмотренных п.54 Приказа №-н. Решением от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным с нарушением десятидневного срока ( н.58 Приказа №-Н), ей было отказано в назначении пособия. В уведомлении об отказе № от ДД.ММ.ГГГГ причиной отказа является то, что заявитель не находился в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Согласно справки МУ «Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска» от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в выплате пособия, так как она не находилась в отпуске по уходу за ребенком. По данным той же справки она в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в академическом отпуске и получила сумму <данные изъяты> рублей. Сумма действительно ей была выплачена в ноябре 2010 года. Однако, согласно справок ПФ РГСУ от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она являлась студенткой очного отделения ПФ РГСУ, академический отпуск ей в период обучения не предоставлялся. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени в нарушение федерального законодательства ей пособие не выплачено. Согласно ст. 13 право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком );Данная позиция подтверждается порядком назначения и выплаты единого ежемесячного пособия на каждого ребенка и ежемесячного пособия на каждого ребенка и ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Размер пособия по уходу за ребенком для неработающих матерей в 2010 году в соответствии с действующим законодательством <данные изъяты> рублей в месяц. Считает, что действия ответчика неправомерны, что нарушает ее права на получение пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в соответствии со ст. 13 часть 1 пн.6 и ст. 13 часть 2 ФЗ РФ « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Кроме того, ответчик длительное время (более года) грубо нарушает ее конституционное право на социальное обеспечение. В результате она испытывает нравственные страдания, т.к. не может в полной мере обеспечить достойное существование себе и своему ребенку. До настоящего времени она не трудоустроена, поскольку ухаживаю за ребенком, иных источников дохода не имею, а потому из-за допущенных ответчиком нарушений по выплате мне пособия не имею возможности содержать себя и своего ребенка, а так же оплачивать коммунальные услуги. Все вышеизложенное свидетельствует о нарушении не только ее имущественных, но и неимущественных прав - достоинства ее личности, тогда как обеспечение права гражданина на защиту своего достоинства относится к основным конституционным принципам, а ст. 21 Конституции РФ предусмотрено, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Требование о моральном вреде считает обоснованными, поскольку вопреки требованиям закона ей не только не выплачивали пособие, но даже в установленный законом срок мне не предоставили письменный отказ, его я получила только после моего обращения в суд лишь в декабре 2010 года (спустя почти год с момента первоначального обращения и полгода с момента подачи документов), что свидетельствует о пренебрежительном отношении ответчика ко мне и моему достоинству - неотъемлемому свойству человека как высшей ценности, составляющей основу признания и уважения всех его прав и свобод (Постановление КС от ДД.ММ.ГГГГ).Лишь получение достойной компенсации позволит ей испытать положительные эмоции, соразмерные перенесенным нравственным страданиям, а, следовательно, восстановить психологическое благополучие, нарушенное этими страданиями. Просила отменить решение об отказе в назначении ежемесячного пособия МУ «Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска» от ДД.ММ.ГГГГ Обязать МУ «Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска» принять решение о назначению ей пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Взыскать с МУ «Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска» в ее пользу пособие по уходу за ребенком до полутора лет в размере <данные изъяты>, проценты за просрочку выплаты пособия в размере <данные изъяты> руб.,компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании истец Лобода И.С. представила заявление об отказе от исковых требований в части, в котором указала, что она отказывается от иска в части взыскания процентов за просрочку выплат пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, который был принят судом.

В судебном заседании установлено, что выплату пособий по уходу за ребенком до полутора лет, которую истец просит взыскать в ее пользу, осуществляет Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, в связи с этим министерство было привлечено соответчиком.

В судебном заседании истец Лобода И.С., представитель истца Лобода И.С. -Дорофеева Ж.А., действующая на основании письменного заявления истца в соответствии с п.6 ст.53 ГПК РФ, поддержали доводы искового заявления и просили их удовлетворить.

Представители ответчика МУ «Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска», действующие на основании доверенностей, Головина А.А., Арапова У.А., возражали против удовлетворения исковых требований и просили в иске отказать, представив письменные возражения на иск.

Представитель третьего лица ГОУ ВПО «Российский Государственный социальный университет» филиал в г.Пятигорске, действующая на основании доверенности Богатырева Н.В., пояснила, что не возражает против удовлетворения исковых требований.

Представитель соответчика Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края Чернокнижникова И.Н. извещенная надлежащим образом, на судебное заседание не явилась, однако ранее показала, что возражает против удовлетворения исковых требований.

Заслушав представителя истца, полномочного представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, каждое в отдельности и в совокупности суд считает, что истец в условиях состязательного процесса частично доказал законность своих требований по следующим основаниям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, политика которого - исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание России - направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (преамбула; статья 1, часть 1; статья 7, часть 1), материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 38, часть 1; статья 39, часть 1).

Как следует из материалов дела, истица имеет малолетнего ребенка ДД.ММ.ГГГГ г.р. - Лобода И.С. Марка. Истица является студенткой очной формы обучения в ГОУ ВПО «Российский Государственный социальный университет» филиал в г.Пятигорске. Справкой ПФ РГСУ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт обучения истицы на очном отделении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и того, что академический отпуск ей в период обучения не предоставлялся.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица получала предоставленное ей законом пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет по месту учебы в ГОУ РГСУ.

ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована в качестве получателя пособия в МУ «Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска».

Решением МУ «Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска» от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в назначении в связи с неполным предоставлением пакета документов, в частности, указывалось на отсутствие решения о предоставлении отпуска по уходу за ребенком по месту обучения.

Согласно справки МУ «Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска» от ДД.ММ.ГГГГ № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась в академическом отпуске и получила сумму <данные изъяты> рублей, факт получения которой истица не отрицает.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет истице не выплачено.

В Определении КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 179-О-П указано, что признавая необходимость государственной поддержки материнства и детства, Конституция Российской Федерации тем самым предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 382-О). Государство, исполняя указанную конституционную обязанность, гарантирует предоставление этим гражданам государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей. В свою очередь, федеральный законодатель при установлении соответствующих видов государственных пособий, определении их размеров и условий выплаты должен, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П, учитывать задачи социальной, в том числе демографической, политики на конкретно-историческом этапе развития государства и создавать - прежде всего для матерей, осуществляющих уход за детьми непосредственно после рождения и в первые месяцы жизни, - благоприятные социальные условия для реализации такой публично-значимой функции, как воспитание малолетних детей.

В этих целях Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрена единая система государственных пособий, предоставляемых гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая включает в себя в том числе ежемесячное пособие по уходу за ребенком, право на получение которого неразрывно связано с фактическим осуществлением ухода за малолетним ребенком до достижения им возраста полутора лет. Исходя из этого в части первой статьи 13 названного Федерального закона определен круг лиц, имеющих данное право (матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком), а в части первой статьи 15 - условия предоставления пособия и его размеры.

В соответствии с абз. 7 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют: матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком).

К указанной категории лиц, имеющих право на пособие, относится истица.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1012 н был утвержден Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (далее Порядок), который вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно подпункту "д" п. 2 Порядка в соответствии с настоящим Порядком гражданам, имеющим детей, назначаются и выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Согласно подпункту "д" п. 39 Порядка право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком).

Указанный пункт дублирует вышеуказанные положения Федерального закона. В подпункте "в" п. 45 Порядка определено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается лицам, указанным в подпунктах "д"-"ж" пункта 39 настоящего Порядка, - в органах социальной защиты населения по месту жительства.

Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты ежемесячного пособия установлен пунктом 54 Порядка, согласно которому для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком представляются:

а) заявление о назначении пособия;

б) свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка (детей), за которым осуществляется уход, и его копия либо выписка из решения об установлении над ребенком опеки; свидетельство о рождении ребенка, выданное консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, - при рождении ребенка на территории иностранного государства и его копия, а в случаях, когда регистрация рождения ребенка произведена компетентным органом иностранного государства;

документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный и удостоверенный штампом "апостиль" компетентным органом иностранного государства, с удостоверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык, - при рождении ребенка на территории иностранного государства - участника Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 5 октября 1961 года;

документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и легализованный консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, - при рождении ребенка на территории иностранного государства, не являющегося участником указанной в настоящем подпункте Конвенции;

в) документы, поименованные в подпункте "б" настоящего пункта, о рождении предыдущего ребенка (детей) либо документ об усыновлении предыдущего ребенка (детей) и его копия.

В случае смерти предыдущего ребенка представляется свидетельство о смерти и его копия;

г) выписка из трудовой книжки (военного билета) о последнем месте работы (службы), заверенная в установленном порядке, копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, справка о размере ранее выплаченного пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком - для лиц, указанных в подпунктах "в" и "г" пункта 39 настоящего Порядка;

д) справка с места работы (службы) отца (матери, обоих родителей) ребенка о том, что он (она, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия, а в случае, если отец (мать, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования, - справка из органов социальной защиты населения по месту жительства отца, матери ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком (для одного из родителей в соответствующих случаях), а также для лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком вместо матери (отца, обоих родителей) ребенка;

е) копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о выдаче вида на жительство - для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, копия удостоверения беженца - для беженцев, которым назначение и выплата пособия осуществляются органами социальной защиты населения;

ж) копия разрешения на временное проживание по состоянию на 31 декабря 2006 года - для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Российской Федерации и не подлежащих обязательному социальному страхованию;

з) копия трудовой книжки, заверенная в установленном порядке, с предъявлением документа, удостоверяющего личность, - для лиц, указанных в подпункте "д" пункта 39 настоящего Порядка (за исключением лиц из числа обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях), а также для лиц, указанных в подпункте "ж" пункта 39 настоящего Порядка;

и) копия трудовой книжки, заверенная в установленном порядке, копии документов, указанных в пункте 35 настоящего Порядка, с предъявлением документа, удостоверяющего личность, - для лиц, указанных в подпункте "е" пункта 39 настоящего Порядка;

к) копии документов, подтверждающих статус, а также справка из территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации об отсутствии регистрации в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации в качестве страхователя и о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств обязательного социального страхования - для адвокатов, нотариусов, физических лиц, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и(или) лицензированию, - в случае, если назначение и выплата им ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются органами социальной защиты населения;

л) справка из органа государственной службы занятости населения о невыплате пособия по безработице - для лиц, указанных в подпунктах "в"-"е" пункта 39 настоящего Порядка, за исключением лиц, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях;

м) документ, подтверждающий совместное проживание на территории Российской Федерации ребенка с одним из родителей либо лицом, его заменяющим, осуществляющим уход за ним, выданный организацией, уполномоченной на его выдачу, - для лиц, указанных в подпунктах "д" и "е" пункта 39 настоящего Порядка;

н) справка с места учебы, подтверждающая, что лицо обучается по очной форме обучения, справка с места учебы о ранее выплаченном матери ребенка пособии по беременности и родам - для лиц, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях, указанных в подпункте "д" пункта 39 настоящего Порядка.

Как установлено судом и не оспаривалось представителем ответчика, пакет документов, перечисленных в п. 54 Порядка истицей представлен.

Действительно, положения подпункта "д" п. 39 Порядка и ст. 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" изложены таким образом, при буквальном прочтении которых следует, что право лица, фактически осуществляющего уход за ребенком не подлежащего обязательному социальному страхованию, на получение социального пособия связывается с нахождением в отпуске по уходу за ребенком.

Однако суд считает, что поскольку перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособия не содержит ссылку на документ, подтверждающий нахождение лица обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении в отпуске по уходу за ребенком, законодательством об образовании не урегулирован вопрос предоставления указанному лицу отпуска по уходу за ребенком, перечень документов, установленный пунктом 54 Порядка является исчерпывающим и не предоставляет права органу социальной защиты населения требовать дополнительные документы, отказ в назначении пособия по уходу за ребенком нельзя признать обоснованным. Кроме того, из смысла ст. 256 Трудового кодекса РФ и общих правил предоставления отпуска по уходу за ребенком следует, что указанный вид отпуска предоставляется работодателем по месту работы, а не по месту учебы. Исходя из толкования п. 54 Порядка, применительно к истице, как к лицу, обучающемуся по очной форме обучения в образовательном учреждении, заявителю необходимо было представить справку с места с места учебы, подтверждающую, что лицо обучается по очной форме обучения, справку с места учебы о ранее выплаченном матери ребенка пособии по беременности и родам - для лиц, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях, указанных в подпункте "д" пункта 39 настоящего Порядка (п. "н").

Общепринятые в правовом и социальном государстве стандарты и гуманитарные ценности обязывают публичную власть надлежащим образом осуществлять охрану труда и здоровья людей, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2; статьи 39 и 41 Конституции Российской Федерации), в том числе в отношении такой особой категории, как женщины, осуществляющие уход за малолетними детьми. Это тем более важно в современной социально-демографической ситуации в Российской Федерации, когда институт материнства и детства приобретает повышенную публичную значимость, что обусловливает необходимость адекватной системы социальной защиты (включая социальное обеспечение) женщин, осуществляющих уход за малолетними детьми, наиболее полным образом гарантирующей реализацию ими прав, закрепленных в указанных статьях Конституции Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П).

Суд считает, что женщины в не зависимости от того находятся ли они в отпуске по уходу за ребенком либо обучаются, имея ребенка до достижения им 1,5 лет в равной мере нуждаются в материальной поддержке со стороны государства на период осуществления ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, они, следовательно, должны обеспечиваться государственной поддержкой на равных условиях.

Таким образом, действия ответчика приводят к не согласующимся с конституционным принципом равенства различиям в реализации матерями права на социальное обеспечение, а потому не могут считаться разумными и обоснованными.

В связи с изложенным, требования истицы в части отмены решения об отказе в назначении ежемесячного пособия МУ «Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска» от ДД.ММ.ГГГГ и возложения обязанности на МУ «Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска» о принятии решения по назначению истице пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат безусловному удовлетворению.

Однако, подлежат отклонению требования о взыскании с МУ «Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска» пособия по уходу за ребенком до полутора лет в размере <данные изъяты>, т.к. удовлетворение требования о принятии решения по назначению истице пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предполагают и его последующую выплату после принятия решения. Тем более, что как установлено в судебном заседании, в функции МУ «Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска» не входит непосредственная выплата пособия, управление лишь принимает решения по существу, а непосредственно перечислением денежных средств пособия по уходу за ребенком до полутора лет занимается Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, однако требований у нему, несмотря на разъяснение истице ее прав, ею не заявлено.

Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред ( физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а так же в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ №10 от 20.12.1994 года « Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом следует понимать нравственные и физические страдания, причиненные действиями ( бездействиями), посягающие на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающие его личные неимущественные права, либо нарушающие имущественные права гражданина.

Статья 150 ГК РФ содержит примерный перечень нематериальных благ и их понятие. В соответствии с данной нормой закона это жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемые и не передаваемые иным способом.

На основании ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера и объема причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, степени вины причинителя вреда в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимание обстоятельств, и не может быть поставлено в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков, других материальных требований, а также с учетом разумности и справедливости заявленных требований.

Степень и характер физических страданий являются оценочными категориями и подлежат доказыванию истцом.

Суд считает установленным, что в результате грубого нарушения ответчиком норм законодательства, связанных с невыплатой пособия, истец претерпел нравственные страдания, т.к. вопреки основополагающим принципам Конституции РФ в течение длительного времени неправомерна лишена ответчиком права на гарантированную государством социальную защиту материнства, а потому лишена и возможности обеспечения для себя и членов своей семьи-своего ребенка не только достойного существования, но и гарантированного государством минимального размера пособия для воспитания и содержания своего ребенка, не имея других источников дохода, кроме стипендии. Ст.21 Конституции РФ предусмотрено, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Поэтому исковые требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению частично по указанным основаниям.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных нравственных или физических страданий, степени вины ответчика, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Суд считает требования истца о взыскании компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей явно завышенными, не соответствующими степени причинения ему нравственных страданий, а также требованиям закона о разумности и справедливости, а поэтому не подлежащими удовлетворению в данном размере.

Вместе с тем, суд при определении размера компенсации учитывает, что компенсация морального вреда это способ восстановления прав и свобод лица и возмещение причиненного ему вреда, устранение вредных последствий. Лишь получение достойной компенсации позволяет испытать положительные эмоции, соразмерные перенесенным нравственным страданиям, а, следовательно, восстановить психологическое благополучие, нарушенное этими страданиями.

Суд учитывает, что нравственные страдания истца явились следствием виновных действий ответчика, связанных с нарушением основных прав и свобод человека, как имущественных, так и неимущественных, гарантированных Конституцией РФ, а также длительность нарушения этих прав.

Поэтому доводы представителя ответчика, в той части, что требования истца о компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению, суд считает не обоснованными и не соответствующими установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам дела, представленным письменным доказательствам и требованиям закона и подлежат удовлетворению в размере <данные изъяты> руб.

В соответствии со ст. 94 ГПК РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся, расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд, расходы на оплату услуг адвоката.

Согласно ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Статьей 100 ГПК РФ предусмотрено возмещение расходов на оплату услуг представителя в разумных пределах по письменному ходатайству стороны в пользу которой состоялось решение суда, поэтому подлежат удовлетворению требования истца о взыскании судебных расходов на представителя в размере <данные изъяты> руб., документально подтвержденных материалами дела.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лобода И.С. к МУ «Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска», Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, о возложении обязанности по принятию решения, взыскании пособия по уходу за ребенком до полутора лет, компенсации морального вреда, судебных расходов, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение МУ «Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Лобода И.С. ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет.

Обязать МУ «Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска» принять решение о назначении Лобода И.С. ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет - ДД.ММ.ГГГГ г.р. Л. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с МУ «Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска» в пользу Лобода И.С. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

Взыскать с МУ «Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска» в пользу Лобода И.С. судебные расходы в размере <данные изъяты> руб.

В остальной части исковых требований, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Пятигорский городской суд.

Судья О.Г. Калинина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200