№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 мая 2011 года г. Пятигорск.
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Говоровой Н.Г.
при секретаре судебного заседания Ключниковой О.В.
с участием истицы Тутуновой Э.А.
представителя ответчика ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску Беглеровой Н.Н.
представителя третьего лица МУЗ «Поликлиника № 1» Асланова Г.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по иску Тутунова Э.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> края о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости
у с т а н о в и л:
Истица Тутунова Э.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края о признании незаконным отказа ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, возложении на ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску обязанности по включению в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периода трудовой деятельности
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача терапевта, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости момента первичного обращения с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица Тутунова Э.А. исковые требования поддержала и в обоснование иска пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, однако решением ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано поскольку не был засчитан в стаж работы период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МП «Поликлиника №1» г.Пятигорска. Данное решение считает незаконным, нарушающим её права и охраняемые законом интересы, так как вся её трудовая деятельность в учреждениях здравоохранения подтверждается записями в трудовой книжке. Кроме того, медицинское учреждение городская поликлиника им.1 Мая, несмотря на изменение названия на основании распоряжения главы администрации г.Пятигорска № 4832 от 19.08.1992 года на Муниципальное предприятие « Поликлиника № 1», оставалось муниципальным учреждением здравоохранения, его деятельность, цели и функции не изменялись, и подпадают под п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Следовательно ее стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинской деятельностью составляет более 30 лет, что является основанием для назначения досрочной пенсии и свидетельствует о незаконности отказа ответчика. Просит признать незаконным отказ ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,, возложить обязанности по включению периодов работы в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и назначить досрочную трудовую пенсию с момента первичного обращения с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску, действующая на основании доверенности, Беглерова Н.Н. требования не признала и просила в иске отказать, по тем основаниям, что в соответствии с пп.20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ закреплено право назначения пенсий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в соответствии со Списками соответствующих работ, должностей и организаций, а право утверждать Списки делегировано Правительству РФ. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах независимо от их возраста. Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства РФ. Так, действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство РФ в Постановлении от 29.10.2002 года № 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и правила исчисления периодов работы. В связи с вышеизложенным, период работы истицы в должности «участкового врача» в Муниципальном предприятии «Поликлиника №1» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы не включен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ, так как наименование учреждения - Муниципальное Предприятие Списком от 29.10.2002 года № 781 не предусмотрено. Соответственно, при применении Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ, составляет 26 лет 07 месяцев 02 дня, что не дает истице права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Представитель третьего лица МУЗ «Поликлиника №1», действующий на основании доверенности, Асланов Г.Г. считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по тем основаниям, что истица, работая в должности участкового врача в муниципальном предприятии «Поликлиника №1», осуществляла свою профессиональную деятельность врача терапевта на полную тарифную ставку, полный рабочий день. Кроме того, за период реорганизации учреждения здравоохранения городской поликлиники с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы деятельность, цели и функции муниципального учреждения здравоохранения «Поликлиника №1» не изменились и подпадают под пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Выслушав истца, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы гражданского и пенсионного дела, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, каждого в отдельности и в совокупности суд приходит к следующему.
Согласно п.п.20 п.1 ст. 27 от 30.12.2008г. № 319-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно решения ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску № от ДД.ММ.ГГГГ Тутунова Э.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации в связи с не включением в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периода трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности участкового врача терапевта муниципального предприятия « Поликлиники 1 Мая».
Согласно трудовой книжки Тутунова Э.А. ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность участкового врача терапевта в терапевтическое отделение горполиклиники № 1 г.Пятигорска, ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность врача терапевта в отделение профилактики. На основании распоряжения главы администрации г. Пятигорска № 4832 от 19.08.1992 г., «Городская поликлиника им. 1 Мая» переименована в муниципальное предприятие «Поликлиника №1».
Согласно справки МУЗ «Поликлиника №1» от 17.05.2011 года № 753, городская поликлиника им 1 Мая с 25.08.1992 года на основании распоряжения главы администрации г.Пятигорска № 4932 от 19.08.1992 года переименована муниципальное предприятие «Поликлиника №1», а с 30.10.1997 года на оснвоании решения администрации г.Пятигорска, свидетельство № 775 от 30.10.1997 года переименована в муниципальное учреждение здравоохранения «Поликлиника №1 ( МУЗ Поликлиника №1 ).
Приведенные обстоятельства и доказательства: объяснения сторон, представителя третьего лица МУЗ Поликлиника №1 подтверждают доводы истицы о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица осуществляла лечебную и деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в должности участкового врача терапевта, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ врача терапевта в отделение профилактики поликлинике, которое в период с 19.08.1992 года именовалась муниципальное предприятие «Поликлиника №1», а с 30.10.1997 года именуется МУЗ Поликлиника №1 без изменения характера деятельности, цели, задач и функций лечебно -профилактической организации поликлиники- МУЗ «Поликлиники №1».
При оценке доводов сторон и представленных доказательств, суд принимает во внимание правовые позиции Конституционного Суда РФ, сформулированные в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П, в соответствии с которыми ч.1 ст.7 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, а важнейшим элементом социального обеспечения по возрасту является пенсионное обеспечение. Определяя правовые основания, условия назначения и порядок исчисления пенсий, законодатель должен учитывать, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ, в том числе право на социальное обеспечение, в том числе на пенсионное обеспечение, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, что необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования. Граждане, приобретшие пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Следовательно, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ».
Положениями ФЗ от 17.12. 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии, в том числе сохранение и преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления закона в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
Из положений данного Закона следует, что право граждан, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от того, предусмотрено ли на день разрешения спора в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, наименование учреждение здравоохранения ( лечебно-профилактической организации) в которой осуществлялась лечебная и иная деятельность лица по охране здоровья населения, если период выполнения данной деятельности, в соответствии с действующим на тот период законодательством, подлежал включению в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую досрочно.
Иное толкование положений существующего законодательства противоречило бы их действительному смыслу, создавало бы условия для неравенства граждан при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии и повлекло бы неправомерное ограничение права граждан на социальное обеспечение, что запрещено положениями ст. 19 Конституции РФ.
Реализуя названные предписания Министерство труда и социального развития РФ по согласование с Пенсионным фондом РФ Постановлением от 17 октября 2003 г. № 70 утвердило разъяснения « О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. 27,28 ФЗ № 173-ФЗ», в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия ФЗ № 173-ФЗ. При исчислении стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в частности, по нормам ст. 28 ФЗ № 173-ФЗ, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения этой работы, с применением подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством.
Согласно правовой позиции КС РФ в Постановлении от 24 мая 2001 г., Определении от 5 ноября 2002 г., Постановлении КС РФ № 2-П от 29.01.2004 г. при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе тот, который был установлен для назначения государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ». Придание обратной силы новым Правилам исчисления стажа, которые ухудшают положение граждан, осуществлявших медицинскую деятельность и выработавших определенный специальный стаж, ранее подлежавший включению в стаж для назначения пенсии по выслуге лет, обозначает по существу отмену этих льгот для указанной категории лиц.
В соответствии со ст. 81 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», ( с последующими изменениями и дополнениями) в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совмина РФСР от 06.09.1991 г. № 464, в котором указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Правительства РСФСР от 06.09.1991 года, № 464, а периоды работы после указанной даты засчитываются в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, кроме того установлено, что указанные Правила по желанию могут применяться и к периодам работы до 01.11.1999 года.
Из приведенного следует, что подлежит применению Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Правительства РСФСР от 06.09.1991 года № 464, согласно которого, врачи и средний медицинский персонал независимо от должности и наименования лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности имеют право на досрочное назначение пенсии.
Согласно Списка от 06.09.1991 г. № 464 предусматривался перечень профессий и должностей работников здравоохранения, в том числе врачей независимо от наименования должности и наименования лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений.
С учетом приведенного, суд считает доводы представителя ответчика опровергнутыми, а следовательно подлежащими удовлетворению исковые требования о признании незаконным отказа ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску № от ДД.ММ.ГГГГ по невключению в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периода трудовой деятельности истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности участкового врача терапевта муниципального предприятия «Поликлиника №1» г.Пятигорска. включить.
Учитывая, что иные периоды лечебной деятельности истицы, дающие право на пенсию в порядке пп.20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ ответчиком не оспариваются, а период трудовой деятельности истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности участкового врача терапевта муниципального предприятия «Поликлиника №1» г.Пятигорска подлежит включению в лечебный стаж, дающий право для назначения Тутунова Э.А. досрочной трудовой пенсии по старости, на момент ее обращения к ответчику за назначением пенсии её стаж лечебной деятельности дающий право на назначение пенсии по основаниям пп.20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» составлял более 30 лет, следовательно исковые требования о признании права на досрочное назначение пенсии по старости с момента первичного обращения за пенсией подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Тутунова Э.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по г.Пятигорску Ставропольского края удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по городу Пятигорску № от 29.03..2011 г. по невключению в стаж Тутунова Э.А. дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периода трудовой деятельности Тутунова Э.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности участкового врача терапевта муниципального предприятия «Поликлиника №1» г.Пятигорска об отказе Тутунова Э.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям пп.20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Признать за Тутунова Э.А. право на досрочное назначение пенсии по старости по пп.20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Обязать ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску включить в стаж Тутунова Э.А. дающий право на назначение ей трудовой пенсии по основаниям пп.20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» период её работы
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности участкового врача терапевта муниципального предприятия «Поликлиника №1» г.Пятигорска.
Обязать ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску назначить Тутунова Э.А. трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней через Пятигорский городской суд.
Судья Н.Г. Говорова