Дело № 2-1365/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 9 июня 2011 года г. Пятигорск Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Маслова А.Г., при секретаре судебного заседания Долговой Е.В., с участием: представителя истицы Ющенко С.В. в лице Маликовой Е.В., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по иску Ющенко С.В. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК об обязывании регистрации права собственности на земельный участок, УСТАНОВИЛ: Ющенко С.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК об обязывании регистрации права собственности на земельный участок. В обоснование заявленных требований Ющенко С.В. указала, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Данный жилой дом расположен на земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, разрешенное использование под индивидуальным жилым домом, категория земли населенных пунктов, который предоставлен ей на праве собственности, на основании постановления администрации г.Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ она сдала все необходимые документы для регистрации права на земельный участков Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК. Получила сообщение об отказе в государственной регистрации права. Просит суд обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК в г.Пятигорске зарегистрировать за ней право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м.. находящийся по адресу: <адрес> согласно постановления главы администрации г.Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ. Истица Ющенко С.В. извещенная надлежащим образом о времени и месте слушания гражданского дела, в судебное заседание не явилась. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившейся истица с участием ее представителя Маликовой Е.В. Представитель истица в судебном заседании поддержала заявленные требования и просила удовлетворить их в полном объеме. Представитель ответчика управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания гражданского дела, в судебное заседание не явился, при этом предоставлены письменные возражения. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ с учетом мнения представителя истца, суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика. В письменных возражениях представителем ответчика указано, что в соответствии со ст.16 ФЗ-122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрации проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. Пятигорский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК является регистрирующим органом, и производит государственную регистрацию на основании представленных документов и заявления правообладателя. ДД.ММ.ГГГГ Шилин Р.М., действующий в интересах Ющенко С.В. обратился с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>. Кроме того заявителем были представлены другие документы, необходимые для проведения государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок, а именно: квитанция об оплате государственной пошлины, кадастровый паспорт на земельный участок № от ДД.ММ.ГГГГ, Постановление главы администрации г.Пятигорска СК № от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в обязанности государственного регистратора входит правовая экспертиза документов и проверка законности сделки. При проведении правовой экспертизы были выявлены причины, препятствующие проведению государственной регистрации. Согласно ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что земельный участок полностью входит в зону «Вторая зона округа санитарной охраны города Пятигорска». В соответствии с действующим законодательством ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (подпункт 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ). Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 ЗК РФ, статья 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»). Понятие округа санитарной (горно-санитарной) охраны дано в Федеральном законе от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", согласно статье 1 которого округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Так как, указанный земельный участок входит в состав земель, ограниченных в обороте, он не подлежит предоставлению в частную собственность. Данные обстоятельства препятствовали проведению государственной регистрации, и послужили основанием для отказа в регистрации. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований. Представитель третьего лица администрации г.Пятигорска, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания гражданского дела, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ с учетом мнения представителя истца, суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица. Привлеченный в качестве третьего лица представитель ФГУ Земельная кадастровая палата по СК, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания гражданского дела, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ с учетом мнения представителя истца, суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица. Суд, выслушав мнение представителя истца, исследовав письменные возражения и материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ Долгополовой С.В. на праве собственности принадлежит домовладение, находящееся по адресу: <адрес>. Согласно свидетельству о заключении брака Ющенко В.С. и Долгополова С.В. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ и Долгополовой С.В. присвоена фамилия на «Ющенко». Постановлением администрации г.Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены из земель населенных пунктов границы и площадь земельного участка под индивидуальным жилым домом № по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. с учетом фактического землепользования. В соответствии с ч.2 ст.9, ч. 1,2 ст. 36 Конституции РФ закреплено право частной собственности на землю, что обеспечивает возможность гражданам, пользующимися земельными участками на законных основаниях, продолжать пользоваться на тех же основаниях, что и ранее, оформить право частной собственности в отношении используемых ими на законных основаниях земельных участков. При этом выбор способа реализации своих охраняемых Конституцией РФ прав принадлежит гражданину. Закон возлагает на орган местного самоуправления обязанность по оформлению передачи земельного участка в собственность либо предоставлении земельного участка в пользование на праве аренды по заявлению гражданина. В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. В силу ст. 11 Земельного кодекса РФ порядок предоставления в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности определяется органами местного самоуправления. В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации собственник объекта недвижимости вправе по своему выбору приобрести в аренду или собственность земельный участок, на котором находится объект. Отказ в предоставлении земельных участков в собственность возможен только в случаях, предусмотренных законодательством (статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации). Согласно представленному суду постановлению администрации г.Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ Ющенко С.В. предоставлен земельный участок в собственность бесплатно из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. под принадлежащим на праве собственности жилым домом литер <данные изъяты>. Доводы представителя управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК о том, что спорный земельный участок входит в состав земель, ограниченных в обороте, и не подлежит предоставлению в частную собственность, и право собственности на земельный участок не может быть зарегистрировано, суд находит необоснованными. Действительно статья 27 Земельного кодекса РФ предусматривает, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Согласно п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ к земельным участкам, ограниченным в обороте, отнесены земельные участки в пределах особо охраняемых территорий. Согласно ст. 3 ФЗ от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (с изменениями от 22 августа 2004 г.) признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Данным законом даются лишь общие понятия курорта, а также округов санитарной охраны как особо охраняемой природной территории с установленным в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, природопользования и проживания, а также определяются полномочия Правительства РФ по установлению границ и режима округов санитарной охраны курортов, имеющих федеральное значение. При этом в силу ст.16 данного закона лишь на территории первой зоны запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности, а ст.2 закона предусматривает, что законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует лишь отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов. Согласно постановления Правительства РФ от 17.01.2006г №14 г.Пятигорск признан курортом федерального значения в соответствующих границах и режимом округа санитарной зоны. Однако данным постановлением определяются границы природопользования, и не регулируются земельные отношения, вопросы ограничения оборота земельных участков, передачи их в частную собственность. В ФЗ №33 от 14.03.1995г. «Об особо охраняемых природных территориях» (с изменения и дополнениями от 10.05.2007 ФЗ № 69-ФЗ) прямо указано, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. В условиях состязательности процесса, предусмотренного ст. 56 ГПК РФ, по мнению суда, ответчик не представил доказательств того, что указанный земельный участок отнесен к землям особо охраняемых территорий, расположен на территории первой санитарной зоны, изъят из оборота либо ограничен в нем. Согласно плана земельного участка спорный участок имеет кадастровый номер, отнесен к категории земель населенных пунктов. В соответствии с п.2 ст. 1 ФЗ от 24.07.2007 года № 221 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологий его ведения на всей территории РФ, обеспечения в соответствии с указанным Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. Согласно документам земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов. Так, согласно подпункту 1 пункта 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте, т.е. не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в переделах особо охраняемых природных территорий. Однако из содержания пункта 3 ст. 96 Кодекса следует, что полностью исключены из оборота только земельные участки, находящиеся в 1 -й зоне округа санитарной охраны. Участки, входящие в состав 2-й и 3-й зон, не исключены из оборота и для них не установлен режим особой охраны, а лишь ограничено их использование в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях. Согласно пункту 3 ст. 2 ФЗ от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» ограничение использования заключается в регулировании режима хозяйственной деятельности, а не в ограничении этих земель в обороте. Кроме того, из этой же нормы следует, что округ не входит в состав земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Из содержания преамбулы ФЗ № 33-ФЗ следует, что к особо охраняемым природным территориям, независимо от категории земель, могут быть отнесены участки, обладающие следующие признаки: -они должны быть объектами только природного происхождения (участки земли и водной поверхности, где располагаются природные комплексы и объекты, и воздушное пространство над ними); -должны иметь особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение; -должны быть изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования; -для них должен быть установлен режим особой охраны, а не особый режим использования. Спорный земельный участок указанными признаками не обладает. Пунктом 10 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что в пределах черты городских, сельских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий используются в соответствии с требованиями, установленными ст. 94-100 Кодекса. Согласно ст. 83-85 ЗК РФ все земли находящиеся в черте г.Пятигорска, относятся к категории «земли поселений». На день разрешения спора зонирование в г.Пятигорске в соответствии со ст. 85 Кодекса не проведено, официальный статус по пункту 10 ст. 85 Кодекса спорному участку не присвоен, нормативно-правового акта, которым 2-я и 3-я зоны округа санитарной охраны были бы отнесены к особо охраняемым природным территориям, не принято, земельный участок из оборота не исключен, следовательно, что спорный участок не может отнесен к землям особо охраняемых природных территорий и на него не распространяется действие подпункта 5 ст. 27 ЗК РФ. Кроме того, в силу ст.94, 96 Земельного кодекса РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Спорный земельный участок из хозяйственного использования не изъят. С учетом изложенного, а также учитывая, что ответчик не представил доказательства в подтверждение того, что указанный земельный участок изъят из оборота либо ограничен в нем, суд считает, что отказ в регистрации права собственности спорного земельного участка на основании постановления администрации г.Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № является незаконным. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (Пятигорский отдел) произвести регистрацию права собственности за Ющенко С.В. на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Пятигорский городской суд в течение 10 дней.