Дело № 2-1394/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31 мая 2011 г. г. Пятигорск Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Духиной В.Г. при секретаре Дрозд А.С., с участием истцов Чалой Н.В., Чалого В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пятигорске гражданское дело по иску Чалой Н.В., Чалым В.В. к Управлению Судебного департамента при Верховном суде РФ в <адрес>, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании право на приватизацию и права собственности на квартиру У С Т А Н О В И Л : Чалой Н.В., Чалым В.В., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Чалым А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, обратились в суд с иском к Управлению Судебного департамента при Верховном суде РФ в <адрес>, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании права общей долевой собственности по <данные изъяты> доли каждому на жилое помещение - <адрес> общей пл. <данные изъяты> м2, в том числе жилой пл. <данные изъяты>, расположенную по <адрес> в <адрес>, в порядке приватизации В судебном заседании истица Чалой Н.В., действующая в своих интересах и как законный представитель интересах несовершеннолетнего сына Чалым А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, заявленные требования поддержала и в их обоснование пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ она состояла на жилищном учете в УСД при Верховном суде РФ по СК в качестве нуждающейся в жилом помещении в порядке очередности, в связи с чем, на основании ч.1.3-5 ст.57 Жилищного Кодекса РФ, п.4.1 Положения решением жилищной комиссии УСД при ВС РФ по СК, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ ей в связи с трудовыми отношениями была предоставлена в пользование на условиях социального найма на состав семьи <адрес> в <адрес>. Состав ее семьи: муж Чалым В.В., сын Чалым А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения. Указанное подтверждается представленными свидетельствами о заключении брака 1-ДН №, выданном отделом ЗАГСа по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, и о рождении ребенка 1-ДН №, выданном отделом ЗАГСа по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Факт предоставления указанного жилого помещения Чалой Н.В. на состав семьи, в т.ч. ее супругу Чалым В.В. и несовершеннолетнему сыну Чалым А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, подтверждается данными карточки квартиросъемщика №. Она с семьей вселилась в <адрес> общей пл. <данные изъяты> расположенную по адресу: <адрес>, проживает там постоянно и пользуется ею до настоящего времени на основании заключенного договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, выполняя все условия нанимателя жилого помещения. Однокомнатная <адрес> общей пл. <данные изъяты> м2, в том числе жилой пл. <данные изъяты>, расположенная по <адрес> в <адрес> была приобретена на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрирована на праве оперативного управления за Управлением Судебного департамента при Верховном суде РФ в СК, что подтверждается свидетельством о госрегистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> и записью в ЕГРП № от ДД.ММ.ГГГГ За прошедший период вопрос о выселении нанимателя и членов его семьи из занимаемой квартиры собственником или уполномоченным им органом (наймодателем) не ставился, условия пользования жилым помещением не изменялись, что свидетельствует о фактическом признании законности вселения и возникновения права проживания и пользования занимаемым жилым помещением нанимателей. В настоящее время истица и члены ее семьи владеют и пользуются спорной квартирой, несут расходы по её содержанию, тем самым обладают правами и на них возложены обязанности, вытекающие из договора социального найма жилого помещения. Заключенный с истицей договор социального найма подтверждает законность ее вселения и членов ее семьи в государственную квартиру, условия предоставления и пользования жилым помещением по социальному найму в соответствии с ч. 1 ст. 60 ЖК РФ, а значит и возможность приватизации данного жилого помещения. Согласно заключенному договору социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, от имени собственника <адрес> в <адрес> в качестве « Наймодателя » выступил руководитель УСД при Верховном суде РФ по СК ФИО5, заключивший договор социального найма, а «Нанимателем» данного жилья с указанием в нем членов его семьи (муж и сын) явилась Чалой Н.В.. Договор подписан сторонами, следовательно стороны согласны и признают все его условия, а значит и законность его предоставления, обоснованность вселения в спорную квартиру и правомерность пользования занимаемым жилым помещением, относящимся к государственному жилому фонду на условиях социального найма. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 19 ЖК РФ к государственному жилищному фонду относится совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, от имени которого в сфере жилищных отношений выступает уполномоченный орган. В данном случае таким органом явилось Управление Судебного департамента при Верховном суде РФ в <адрес>, которое являлось также балансодержателем на праве оперативного управления. Согласно ст. 6 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ » передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. По своей организационно-правовой форме Управление Судебного департамента при Верховном суде РФ в <адрес> относится к федеральному госучреждению, является юридическим лицом, наделен надлежащими полномочиями выступать от имени собственника в отношении имущества, переданного ему в оперативное управление, в т.ч. и спорной квартиры. Пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О некоторых вопросах применения судами Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ » ( с последующими изменениями и дополнениями ) разъяснено, что исходя из преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ », гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. Являясь нанимателем жилого помещения по договору социального найма, истица обратилась в Управление Судебного департамента при Верховном суде РФ в СК, как к наймодателю и балансодержателю спорной квартиры на праве оперативного управления с заявлением о передаче ей на состав семьи в общую собственность в порядке приватизации занимаемое ими на условиях социального найма жилого помещения - <адрес> в <адрес> Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ей фактически было отказано в удовлетворении ее просьбы по тем основаниям, что в силу Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственным или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Находящаяся в оперативном управлении УСД при Верховном суде РФ по СК, расположенная по адресу: <адрес>, является федеральной собственностью. В связи этим Управление обратилось в Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в СК с просьбой сообщить о возможности приватизации вышеуказанной квартиры, но так как до настоящего времени какого-либо ответа не поступило, УСД при Верховном суде РФ по СК отказалось заключить договор о передаче квартиры в собственность. Полагает, что отказ в приватизация жилья не соответствует нормам законодательства РФ, поскольку она с членами своей семьи, как наниматели на условиях социального найма жилого помещения, относящегося к государственному жилому фонду, наделена равным правом, предоставленным государством, на приватизацию жилья и поэтому она и члены ее семьи, ранее не использовавшим такое право, намерены воспользоваться предоставленным законом правом на получение жилья в бесплатную собственность в порядке приватизации. Так как по вине ответчиков, не предпринимающих никаких мер к заключению с ними договора о передаче жилья в собственность и фактически отказывающих им в приватизации квартиры, они лишены возможности воспользоваться гарантированным государством и конституцией правом на получение жилья в собственность, а ответчики явно выразили свое суждение по данному вопросу, не заключив с нанимателями договор передачи жилья в собственность, они считают, что способ защиты ими избран правильно в порядке искового производства с признанием права собственности на занимаемое жилое помещение. Истец Чалым В.В. в судебном заседании заявленные требования и доводы Чалой Н.В. поддержал в полном объеме и считал заявленные требования обоснованными, поскольку спорная <адрес> в <адрес> в настоящее время находится в оперативном управлении УСД при ВС РФ по СК, предоставлена она была Чалой Н.В. на состав семьи на законных основаниях с учетом нуждаемости, т.к. иным жильем истица Чалой Н.В. и члены ее семьи на праве собственности или условиях соцнайма не обладали, что подтверждается соответствующими документами. Факт предоставления жилого помещения и вселения их в квартиру в установленном порядке на условиях социального найма на основании постановления Совета судей СК от ДД.ММ.ГГГГ №, решения жилищной комиссии при Управлении от ДД.ММ.ГГГГ( протокол заседания №) никем не оспаривался и требований об их выселении за прошедший период заявлено не было. Квартира не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации, не является служебной, поэтому фактическое уклонение ответчиков от передачи занимаемого ими жилого помещения в собственность со ссылкой на отсутствие согласия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в СК на приватизацию предоставленной Чалой Н.В. по договору социального найма квартиры, является необоснованным, нарушающим их права и интересы на гарантированную государством приватизацию жилья. В настоящее время они владеют и пользуются спорной квартирой, относящейся к государственному жилому фонду, на условиях социального найма, несут расходы по её содержанию, оплате коммунальных услуг и др., исполняя обязанности, вытекающие из договора социального найма жилого помещения. Он наравне с членами своей семьи намерен воспользоваться предоставленным законом правом на получение жилья в бесплатную собственность, но по вине ответчиков лишен возможности использовать гарантированное государством и конституцией право на получение жилья в собственность. Ранее они в приватизации жилья не участвовали, что подтверждается соответствующими справками с места их регистрации, хотя наделены таким правом в силу закона и это право гарантировано законом, поэтому считает заявленные требования о праве на приватизацию жилья и передаче квартиры в общую долевую собственность в равных долях по <данные изъяты> доли каждому обоснованными и подлежащими удовлетворению. Представитель отдела опеки, попечительства и по делам несовершеннолетних администрации <адрес> в судебное заседание не явился, уведомив суд о возможности рассмотрения дела в ее отсутствие с учетом ранее изложенной позиции в ходе судебного разбирательства, когда представитель органа опеки и попечительства просила разрешить спор в соответствии с законом, не нарушая права и интересов несовершеннолетнего ребенка, который в данном случае, являясь членом семьи нанимателей и проживая вместе с родителями в указанном жилом помещении, имеет равное с родителями право на участие в приватизации и получение бесплатно в собственность в порядке приватизации <данные изъяты> занимаемого жилого помещения. Представитель ответчика Управления Судебного департамента при Верховном суде РФ в СК в судебное заседание не явился, уведомив суд о возможности рассмотрения дела в его отсутствие, указав при этом на необоснованность заявленных истцами требований по следующим основаниям. Чалой Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ состояла на жилищном учете в Управлении. Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. В соответствии с пунктами 4.1, 4.6 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями судей районных (городских) судов, судей гарнизонных военных судов, работников аппаратов районных (городских) судов, работников аппаратов гарнизонных военных судов, военнослужащих, прикомандированных к аппаратам гарнизонных военных судов, работников Управления, утвержденного начальником Управления от ДД.ММ.ГГГГ и согласованного Советом судей СК от ДД.ММ.ГГГГ, Управлением на конкурсной основе за счет средств федерального бюджета приобретена в оперативное управление однокомнатная <адрес> общей пл. <данные изъяты> м2, в том числе жилой пл. <данные изъяты> м2 по <адрес> в <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрирована на праве оперативного управления за Управлением Судебного департамента при Верховном суде РФ в СК, что подтверждается свидетельством о госрегистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> и записью в ЕГРП № от ДД.ММ.ГГГГ На основании частей 1, 3-5 ст. 57 ЖК РФ, пункта 4.1 Положения решением жилищной комиссии Управления Судебного департамента при Верховном суде РФ в СК ( протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) истице предоставлена спорная квартира и с ней заключен договор социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Чалой Н.В. обратилась в Управление с заявлением о приватизации спорного жилого помещения. Согласно статье 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. На основании сообщения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по СК Управлением в их адрес направлялось письмо с просьбой сообщить о возможности приватизации вышеуказанной квартиры ( исх. От ДД.ММ.ГГГГ №). В соответствии с п.13 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О совершенствовании учета федерального имущества», выписка из реестра федерального имущества, содержащая номер и дату присвоения постоянного реестрового номера федерального имущества, является документом, необходимым для осуществления полномочий собственника по совершению сделок с федеральным имуществом. В связи с этим УСД при ВС РФ по СК в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в СК направлялись сведения, необходимые для внесения объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес> реестр федерального имущества ( исх. от ДД.ММ.ГГГГ №). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ согласие на приватизацию предоставленной Чалой Н.В. по договору социального найма квартиры от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в СК в адрес Управления не поступало. Поскольку право собственности РФ на квартиру предоставленную Чалой Н.В. по договору социального найма не зарегистрировано в Управлении федеральной регистрационной службы по СК и от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в СК не получено согласие на приватизацию названного жилого помещения, в связи с указанными обстоятельствами УСД при Верховном суде РФ по СК не имеет возможности заключить с Чалой Н.В. договор на приватизацию спорного жилого помещения. Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в СК в судебное заседание не явился, уведомив суд о возможности рассмотрения дела в его отсутствие. Из письменного отзыва ответчика на иск следует, что в соответствии с п.4.9 раздела 11 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в СК, утвержденного приказом Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ № ( Положение), Территориальное управление Росимущества в СК осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта, и согласно списку в реестр федерального имущества внесено недвижимое имущество - <адрес> расположенная по адресу: <адрес> кадастровый номер <данные изъяты> общей пл. <данные изъяты>, являющееся собственностью РФ. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № предусматривается возможность передачи жилых помещений в собственность гражданам уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. И поскольку согласно п.2 раздела 11 Положения, территориальное управление осуществляет от имени РФ юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к его компетенции, а в соответствии с пунктом 4.8 раздела II Положения Территориальное управление осуществляет полномочия собственника до приватизации (отчуждения) федерального имущества только по поручению Росимущества, поэтому решение о приватизации и заключении договора передачи жилых помещений, закрепленных за соответствующими ФГУП или ФГУ, должно приниматься и осуществляется такими организациями самостоятельно, без обращения в территориальные органы или центральный аппарат Росимущества, за исключением случая, указанного в абз.2 ст.4 Федерального закона, которым предусмотрено, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения. При изложенных обстоятельствах суд, с учетом мнения истцов, считает возможным разрешить спор в отсутствие не явившихся лиц по имеющимся в деле материалам. Выслушав истцов, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. Конституция Российской Федерации (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище - одно из важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку жилище относится к основным материальным условиям жизни человека. В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека "каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи" (ст. 25). В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах также указывается: "Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии" (ст. 11). Конституцией РФ в статьях 40 и 35 закреплено право каждого на жилище и право гражданина иметь в частной собственности имущество ( в том числе, следовательно, и имущество в виде жилого помещения). Закрепление в Конституции Российской Федерации права на жилище означает право каждого иметь жилище, иметь гарантированную возможность быть обеспеченным жилищем и не опасаться того, что гражданин может быть произвольно лишен своего жилища. В соответствии с ч. З ст. 55 Конституции РФ права гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поскольку право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ, не содержит бланкетной нормы, отсылающей к какому-либо закону, и его реализация не зависит от каких-либо условий, кроме указанных в Конституции, постольку не требуется дополнительной регламентации указанного права в законе. Вместе с тем ст. 40 Конституции РФ предполагает, что отдельные положения конкретизируются и раскрываются в нормах жилищного и других отраслей законодательства, устанавливающих формы реализации права и соответствующий правовой механизм, посредством которого обеспечивается реализация конституционных прав. В силу ст.ст. 8, 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Право на приватизацию жилья гарантировано законом. В соответствии со ст. 55 Конституции РФ в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. При этом суд считает, что гарантированное ст. 40 Конституции РФ право истцов на жилище подлежит защите в соответствии с п.п. 1) п. 3 ст. 11 ЖК РФ путем признания жилищного права - права на приватизацию жилья, закрепленного Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» и принятыми впоследствии Законами и другими нормативными актами, предоставившими право на приватизацию жилых помещений в общежитии. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. На такие исключительные обстоятельства стороны не ссылались и доказательств этому не представлено. Согласно ст.8 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке. Поэтому суд считает правомерным обращение истцов в порядке искового производства с требованиями о признании права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации. Спор, возникший в связи с отказом или непринятием решения о приватизации жилого помещения, носит исковой характер как иск о признании права собственности на жилое помещение (а не требования о понуждении ответчика к заключению договора передачи имущества в собственность в порядке приватизации), поскольку характер данных правоотношений свидетельствует о возникшем споре по поводу защиты субъективного права: права конкретного лица на получение в собственность конкретного занимаемого им жилого помещения, а также с учетом того, что разрешение иска о праве собственности является более эффективной защитой нарушенного права, чем обязывание лица, выразившего уже свою волю к заключению договора отказом или непринятием решения о приватизации жилого помещения и уклоняющегося от такого договора. Кроме того, исходя из практики применения ч. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", отказ гражданину в праве на приватизацию при установлении судом отсутствия разрешения на приватизацию со стороны собственника, противоречит принципу равенства перед судом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации). Ограничение лишь формальным подтверждением отсутствия разрешения (согласия) на приватизацию, так как исходя из указанной нормы Закона при этом не требуется ни установление фактов возможного злоупотребления правом, ни исследование обоснованности отказа в приватизации со стороны собственника, умаляет предусмотренное ст. 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту и противоречит требованиям реального обеспечения прав и свобод граждан правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации). Установлено и не отрицается сторонами, что однокомнатная <адрес> общей пл. <данные изъяты> м2, в том числе жилой пл. <данные изъяты> м2, расположенная по <адрес> в <адрес>, является федеральной собственностью, относится к государственному жилому фонду, приобретена на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована на праве оперативного управления за Управлением Судебного департамента при Верховном суде РФ в СК, что подтверждается свидетельством о госрегистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> и записью в ЕГРП № от ДД.ММ.ГГГГ Факт законности предоставления жилого помещения Чалой Н.В. в связи с трудовыми отношениями, вселения и проживания Чалой Н.В. с семьей в <адрес> в <адрес> на условиях социального найма подтверждается заключенным ДД.ММ.ГГГГ Управлением Судебного департамента при Верховном суде РФ в СК в лице начальника Управления ФИО5 («Наймодатель») с Чалой Н.В. («Наниматель») договором № социального найма жилого помещения, которым «Наймодатель» передал «Нанимателю» и членам его семьи ( супруг Чалым В.В. и сын Чалым А.В.) в бессрочное владение и пользование для проживания в нем изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из однокомнатной квартиры общей пл. <данные изъяты>, в том числе жилой пл. <данные изъяты>, расположенное по адресу :г.Пятигорск, <адрес>. Договор социального найма подписан сторонами, не оспорен и не признан в установленном порядке недействительным, соответственно стороны достигли согласия по всем его условиям. Но, несмотря на это, ответчиками фактически было отказано в удовлетворении заявления истцов о передаче в общую долевую собственность в порядке приватизации занимаемого ими на условиях социального найма жилого помещения, относящегося к государственному жилому фонду, что явилось основанием для обращения истцов в суд за защитой нарушенного права. Статья 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусматривает, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный) на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. По смыслу этого Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации. При этом ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Исходя из указанных норм закона, установлению при разрешении настоящего спора подлежит статус спорного жилья на момент рассмотрения иска и факт проживания истцов в спорном жилом помещении на условиях социального найма. Согласно ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона, собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель),обязуется предоставить другой стороне, нанимателю, жилое помещение для проживания в нем. В условиях состязательности гражданского процесса ответчиком не опровергнуты доводы истцов о владении и пользовании указанным жилым помещением по договору социального найма, которые подтверждены документально представленным договором № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Управлением Судебного департамента при Верховном суде РФ в СК в лице начальника Управления ФИО5 («Наймодатель») и Чалой Н.В. («Наниматель») о передаче на условиях социального найма нанимателю и членам ее семьи ( супруг Чалым В.В. и сын Чалым А.В.) в бессрочное владение и пользование для проживания в нем изолированного жилого помещения, находящегося в государственной собственности, состоящего из однокомнатной квартиры общей пл. <данные изъяты>, в т.ч. жилой пл. <данные изъяты>, расположенной по адресу :г.Пятигорск, <адрес>. Таким образом, истица Чалой Н.В. и члены ее семьи на законных основаниях вселены на условиях социального найма в жилое помещение, относящееся к государственному жилому фонду, где проживают до настоящего времени, производят оплату за жилье и коммунальные услуги, что подтвердили представленными в суд квитанциями по оплате, исполняя в полной мере права и обязанности стороны по договору социального найма. Указанное ответчиками не оспорено. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" с последующими изменениями, граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящейся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи (а так же несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет) приобрести эти помещения в собственность. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении № Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ с последующими изменениями «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения по договору найма вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а так же несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в общую совместную или долевую собственность. Из смысла ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в РФ» следует, что запрет на приватизацию соответствующего жилья не является абсолютным, закон допускает, что при определенных обстоятельствах собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также учреждения хозяйственном ведении которых передан жилищный фонд, вправе принимать решение приватизации жилья. В соответствии со ст. 6, 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного управления, а так же государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями и оформляется договором о передаче жилого помещения в собственность. В связи с изложенным суд не может согласиться с доводами УСД при ВС РФ по СК, владеющего спорной квартирой на праве оперативного управления согласно свидетельству о госрегистрации от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, который ссылаясь на ст. 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» об осуществлении передачи жилых помещений в собственность граждан уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, в то же время отказавшего фактически в заключении договора передачи жилья в собственность по причине неполучения ответа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по СК на письмо УСД при ВС РФ по СК с просьбой сообщить о возможности приватизации вышеуказанной квартиры Чалой Н.В., а также отсутствия выписки из реестра федерального имущества, содержащей номер и дату присвоения постоянного реестрового номера федерального имущества в соответствии с п.13 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О совершенствовании учета федерального имущества», являющейся документом, необходимым для осуществления полномочий собственника по совершению сделок с федеральным имуществом. К тому же из отзыва Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в СК следует, что Территориальное управление Росимущества в СК осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта, и согласно списку в реестр федерального имущества внесено недвижимое имущество - <адрес> расположенная по адресу: <адрес> кадастровый номер <данные изъяты> <данные изъяты> общей пл. <данные изъяты>, являющееся собственностью РФ. Статьей 6 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № предусматривается возможность передачи жилых помещений в собственность гражданам уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. А поскольку согласно п.2 раздела 11 Положения, территориальное управление осуществляет от имени РФ юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к его компетенции, а в соответствии с пунктом 4.8 раздела II Положения Территориальное управление осуществляет полномочия собственника до приватизации (отчуждения) федерального имущества только по поручению Росимущества, поэтому решение о приватизации и заключении договора передачи жилых помещений, закрепленных за соответствующими ФГУП или ФГУ, должно приниматься и осуществляется такими организациями самостоятельно, без обращения в территориальные органы или центральный аппарат Росимущества, за исключением случая, указанного в абз.2 ст.4 Федерального закона, которым предусмотрено, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения. Указанные исключительные случаи к данному спору не относятся. Кроме того, следует учесть, что в силу закона ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключает возможность передачи жилого помещения в частную собственность, но ответчиками не представлены такие доказательства. С учетом изложенного суд считает, что требования истицы к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в СК заявлены излишне и не подлежат удовлетворению, т.к. решение вопроса о приватизации и заключении договора передачи жилых помещений, должно приниматься и осуществляется самостоятельно теми организациями, за которыми это жилье закреплено на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, без обращения в территориальные органы или центральный аппарат Росимущества. Факт предоставления жилого помещения на условиях социального найма истцам после ДД.ММ.ГГГГ также не может являться основанием, препятствующим приватизации жилья, т.к. исходя из гарантированных ч.3 ст. 55 Конституции РФ прав, положения ч.1 ст. 4 Закона «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» о том, что не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после ДД.ММ.ГГГГ, в данном случае не применимы и не являются ограничением осуществления гарантированного государством права граждан на приватизацию, поскольку оно было признано не соответствующим Конституции на основании Постановления Конституционного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное обстоятельство подтверждается также ФЗ «О внесении изменений в ст. 4 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», принятого Государственной Думой ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому исключены слова «предоставленные гражданам по договорам социального найма после ДД.ММ.ГГГГ, а также жилые помещения». Закон вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ. С учетом изложенного и анализа представленных доказательств суд приходит к выводу об обоснованности доводов истцов, т.к. вселившись в жилое помещение на законных основаниях по распоряжению правомочного органа, являясь, таким образом, нанимателем жилого помещения, используемого на условиях социального найма в соответствии с заключенным договором, гражданин вправе приобрести его в собственность в порядке приватизации. Необоснованный отказ ответчика в наделении истцов правами собственников в порядке приватизации со ссылкой на отсутствие надлежащим образом оформленного права собственности РФ на квартиру, предоставленную Чалой Н.В. по договору социального найма, не зарегистрированного в Управлении федеральной регистрационной службы по СК, и согласия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в СК на приватизацию Чалой Н.В. занимаемого ею с членами семьи жилого помещения - <адрес> в <адрес>, а также затягивание этого процесса по указанным причинам на неопределенное время, как следует из материалов дела и объяснений сторон, существенно ущемляет законные права истцов, учитывая документальные подтверждения зарегистрированного права оперативного управления за УСД при Верховном суде РФ по СК. Жилищный кодекс РФ не содержит статьи, посвященной приватизации жилой площади, предоставленной гражданам по договору социального найма. Но в силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества. Основания, принципы, порядок приватизации жилых помещений регламентируются Законом от ДД.ММ.ГГГГ №(в ред от ДД.ММ.ГГГГ) Правила приватизации конкретизированы в решении Роскоммунхоза от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а также в Постановлении КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст.4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Лица, ранее участвовавшие в приватизации, лишены такого права получения в бесплатную собственность занимаемых помещений. Из представленных истцами документов, не опровергнутых другой стороной, следует, что ранее истцы не использовали предоставленного им законом права приватизации жилой площади, что подтверждается соответствующими справками с их места жительства по адресу <адрес> с предыдущего места жительства по адресу: ст. <адрес>. В условиях состязательности гражданского процесса, когда каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, суд считает, что истцами представлены доказательства в обоснование заявленного иска, ответчиком таких бесспорных и достоверных доказательств, опровергающих доводы истцов, не представлено. Анализ представленных суду доказательств в своей совокупности позволяет сделать обоснованный вывод о том, что истица и члены ее семьи пользуются на условиях договора социального найма жилым помещением, отнесенным к федеральному имуществу государственного жилищного фонда, переданному в оперативное управление ответчика- УСД при ВС РФ по СК, в связи с чем, данная квартира может быть передана в собственность нанимателей в порядке приватизации. В соответствии со ст.129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Гражданское законодательство не устанавливает каких-либо ограничений в отношении приобретения и перехода прав на такое спорное имущество. Принимая во внимание, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных Законом условиях, если они обратились с таким требованием, суд приходит к выводу о необходимости защиты нарушенных жилищных прав истцов избранным ими способом в соответствии со ст. 218 ГК РФ, поскольку приватизация жилого помещения является одним из оснований приобретения права собственности. В ст.219 ГК указано, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Поскольку в силу ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход права и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждения юстиции, данное решение является основанием для совершения соответствующих действий в отношении истцов. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56, 194-198,199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Чалой Н.В., Чалым В.В. к Управлению Судебного департамента при Верховном суде РФ в <адрес> о признании право на приватизацию жилого помещения и право собственности в порядке приватизации удовлетворить. Признать за Чалой Н.В., Чалым В.В. и их несовершеннолетним сыном Чалым А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., право на приватизацию жилого помещения и право общей долевой собственности по <данные изъяты> доли за каждым на <адрес> общей пл. <данные изъяты> м2 по <адрес> в <адрес>. В удовлетворении иска к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании право на приватизацию жилого помещения и право собственности отказать. Решение суда является основанием для регистрации права на недвижимое имущество - <адрес> общей пл. <данные изъяты> м2 по <адрес> в <адрес> в Управлении Федеральной регистрационной службы по <адрес> за Чалой Н.В., Чалым В.В., Чалым А.В.. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Пятигорский городской суд в течение 10 дней. Судья В.Г.Духина