Дело № 2-1567/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 09 июня 2011 года город Пятигорск Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Лихомана В.П., при секретаре Лазгиян А.С., с участием истиц Бордусенко Л.М., Магомедовой Л.К. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело № 2-1567/11 по исковому заявлению Бордусенко Л.М., Михайлова В.М. и Магомедовой Л.К. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об оспаривании отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, УСТАНОВИЛ: В исковом заявлении истцы Бордусенко Л.М., Михайлов В.М. и Магомедова Л.К., а также в судебном заседании Магомедова Л.К. и Бордусенко Л.М., действуя в своих интересах и интересах Михайлова В.М., в обосновании заявленных исковых требований суду сообщили, что они являются собственниками домовладения по адресу: <адрес>. Для подготовки документов оформления земельного участка в собственность в начале октября 2009 года они обратились в «Кавминводское земельно-кадастровое бюро» по г. Пятигорску. «Земельно-кадастровым бюро» оформление документов было затянуто и только 30 ноября 2010 года был выдан кадастровый паспорт земельного участка по адресу: <адрес>. В феврале 2011 года они обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю для оформления земельного участка по адресу <адрес>, в собственность. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю вынесло сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, только потому, что в кадастровом паспорте земельного участка имеется запись о зонах с особыми условиями использования территорий - земельный участок по <адрес> полностью входит в зону: вторая зона округа санитарной охраны г. Пятигорска (зона ограничений). При получении в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю сообщения об отказе, им было разъяснено, что, имея постановление главы города Пятигорска от 30 августа 1999 года № 1753 «О закреплении за домовладением <адрес> земельного участка по фактическому пользованию в соответствии с материалами инвентаризации» в котором указано, что данный земельный участок закрепляется за совладельцами домовладения в пожизненное наследуемое владение, они имели право на упрощенную форму оформления земли в собственность, однако ранее этого им никто не разъяснил. Бордусенко Л.М., Михайлов В.М. и Магомедова Л.К. просят суд отменить сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, вынесенное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии В судебное заседание не явился представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, который не известил суд о наличии уважительных причин неявки. Из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю. Заслушав объяснения истиц, исследовав материалы гражданского дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 9, ч.ч. 1, 2 ст. 36 Конституции РФ закреплено право частной собственности на землю, что обеспечивает возможность гражданам, пользующимися земельными участками на законных основаниях, продолжать пользоваться на тех же основаниях, что и ранее, оформить право частной собственности в отношении используемых ими на законных основаниях земельных участков. При этом выбор способа реализации своих охраняемых Конституцией РФ прав принадлежит гражданину. Закон возлагает на орган местного самоуправления обязанность по оформлению передачи земельного участка в собственность либо предоставлении земельного участка в пользование на праве аренды по заявлению гражданина. Согласно требованию ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. В соответствии с требованиями ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной пли муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане, имеющие в собственности или безвозмездном пользовании здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Согласно ст. 59 ЗК РФ споры о праве и признание права собственности на земельный участок осуществляется в судебном порядке. К видам прав, возникающих у заинтересованных лиц в результате предоставления земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, относятся: право постоянного (бессрочного) пользования, право аренды либо право собственности на земельный участок, передаваемый бесплатно либо посредством заключения договора купли-продажи земельного участка. Статьей 27 ЗК РФ прямо указаны случаи, когда земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть предоставлены гражданам в собственность, а именно: изъятия земельных участков из оборота, установленный в федеральном законе запрет на приватизацию земельных участков, резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд, то есть установление на определенный срок ограничений по использованию таких земельных участков. В силу ч. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в собственность. Пункт 5 ст. 27 ЗК РФ содержит перечень ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в котором нет указаний на зону с особыми условиями использования территорий, чего не содержится и в ст. 27 ЗК РФ в целом. Согласно представленным надлежащим письменным доказательствам, исследованным в судебном заседании, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного нотариусом г. Пятигорска Мандрыко Р.В. в реестре №, истица Бордусенко Л.М. является собственником на праве долевой собственности жилого дома, <данные изъяты> доля в праве, с надворными постройками и подсобными помещениями по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ. На основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного нотариусом г. Пятигорска Мандрыко Р.В. в реестре №, Михайлов В.М. является собственником на праве долевой собственности жилого дома, <данные изъяты> доля в праве, с надворными постройками и подсобными помещениями по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного нотариусом г. Пятигорска Жабиной Н.А. в реестре №, Магомедова Л.К. является собственником на праве долевой собственности жилого дома, <данные изъяты> доля в праве, с надворными постройками и подсобными помещениями по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленному истцами кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ № на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов. ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые ограничиваются в обороте (п. 5 ст. 27 ЗК РФ). К ним, в частности, относятся земельные участки в пределах особо охраняемых территорий; в пределах лесного фонда, за исключением случаев, указанных в законе; земельные участки в составе водного фонда; участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников: объектами археологического наследия; участки, предоставленные для нужд обороны и безопасности, оборонной промышленности. Однако, спорный земельный участок, к земельный участкам, указанным в п. 5 ст. 27 ЗК РФ земельным участкам, не относится. Порядок создания (образования) особо охраняемых природных территорий установлен Федеральным законом от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях». Исходя из требований закона, наряду с процедурой создания особо охраняемых природных территорий должно быть изменено и целевое назначение земель, а целевое назначение спорного земельного участка осталось неизменным - земли поселений, в соответствии с земельным законодательством, которое предусматривает следующие категории земель, выделяемых по целевому назначению: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса. Постановлением Правительства РФ от 06 июля 1992 года № 462 утверждено «Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ - Кавказских Минеральных Водах Ставропольского края и его Администрации», которым, в частности регулируются вопросы охраны и рационального использования природных лечебных факторов, экономического и социального развития Кавказских Минеральных Вод, ее компетенция, а также границы особо охраняемого эколого-курортного региона РФ - Кавказских Минеральных Вод. Указанным Постановлением установлены границы природопользования, перечень работ, проведение, которых без согласования в установленном порядке запрещается (разведочные работы, добыча полезных ископаемых, строительство новых, расширение и реконструкция действующих предприятий), режим ведения сельского хозяйства. Данным Постановлением не регулируются земельные отношения, вопросы ограничений оборота земельных участков и передача их в частную собственность. 23 февраля 1995 года принят Федеральный закон № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». В ст. 16 указанного Закона сказано, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны, в составе которой выделяется до трех зон, причем запрет на проживание и все виды хозяйственной деятельности введены только в первой зоне. Из изложенного следует, что указанный нормативный документ регулирует вопросы охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов и не затрагивает вопросы землепользования, ограничения оборота земли особо охраняемой территории. Статьей 32 Закона определено, что в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными целями. В целях сохранения природных факторов на их территориях организуются округа санитарной или горно-санитарной защиты. В п. 10 установлено, что на территории санитарного округа установлен режим хозяйственного ведения, запрещающий всякие работы загрязняющие почву, воду, воздух, санитарное и экологическое состояние территорий. Изложенное свидетельствует о том, что указанный нормативный акт также не регулирует земельные отношения и приобретение права собственности на земельный участок, а лишь определяет порядок организации и режим хозяйствования, проживания и природопользования в пределах указанных территорий. Постановлением Правительства РФ от 17 января 2006 года № 14 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах» курорт Пятигорск признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09 июля 1985 года № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае». Согласно ст. 15 раздела указанного постановления Правительства «Положение о курорте федерального значения Пятигорск» земли, водные объекты, леса и парки в пределах территории курорта Пятигорск имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа санитарной охраны. Вопросы регулирования земельных отношений, ограничений оборота земельных участков и передачи их в частную собственность данное Положение также не регулирует. Земли г. Пятигорска, в том числе и спорный участок в пределах г. Пятигорска, относится к землям поселений и в настоящее время целевое назначение земель города не изменено в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 декабря 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», перевод земель поселений или земельных участков в составе таких земель в другую категорию в установленном порядке органом государственной власти субъекта РФ также не производился. В соответствии со ст. 2 ЗК РФ, согласно которой нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, актах органов местного самоуправления, изданных на основании и во исполнение земельного законодательства, иных правовых актов РФ, должны соответствовать ЗК РФ. ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые ограничиваются в обороте (п. 5 ст. 27 ЗК РФ), под который спорный земельный участок не подпадает. В силу ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом; с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с п. 5 ст. 25.2 настоящего Федерального закона. Исходя из положений ст. 35 ЗК РФ собственники здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка в установленном законом порядке, право пользования которым к ним перешло с переходом права собственности на недвижимое имущество. В условиях состязательности процесса, предусмотренного ст. 56 ГПК РФ, по мнению суда, ответчик не представил доказательств того, что спорный земельный участок отнесен к землям особо охраняемых территорий, расположен на территории первой санитарной зоны, изъят из оборота либо ограничен в нем. Согласно кадастровому паспорту земельного участка, указанный участок имеет кадастровый номер, отнесен к категории земель населенных пунктов. Кроме того, в силу ст.ст. 94, 96 ЗК РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Спорный земельный участок из хозяйственного пользования не изъят. С учетом изложенного, а также, учитывая, что представитель ответчика не представил доказательства в подтверждение того, что указанный земельный участок изъят из оборота либо ограничен в нем, суд считает сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об отказе истцам в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, незаконными и подлежащими отмене, а земельный участок подлежащим государственной регистрации на праве общей долевой собственности за Бордусенко Л.М., Михайловым В.М. и Магомедовой Л.К. с учетом положений ст. 25-2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и п. 9-1 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2, 27, 28, 29, 35, 36, 39, 94, 96 ЗК РФ, ст.ст. 12, 56, 167, 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об отказе в государственной регистрации права Бордусенко Л.М., Михайлову В.М. и Магомедовой Л.К. от ДД.ММ.ГГГГ №, отменить. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю произвести регистрацию права общей долевой собственности за Бордусенко Л.М., Михайловым В.М. и Магомедовой Л.М. на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым (условным) номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд, через Пятигорский городской суд в течение 10 дней. Судья В.П. Лихоман
по Ставропольскому краю, и возложить на ответчика обязанность по регистрации права собственности на земельный участок по адресу <адрес>, за ними.