Дело № 2-1715/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 июня 2011 года г. Пятигорск Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Ивлевой О.В. при секретаре Кривцановой Е.С. с участием: истца Хачумовой Л.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пятигорске гражданское дело по иску Крымукова М.К. действующей также в интересах несовершеннолетних: Крымукова И.Р., Крымуковой К.Р. к Управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом по СК, Федеральное государственное унитарное предприятие «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» о признании фактического пользования жилой площадью на основании договора социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации УСТАНОВИЛ: Крымукова М.К., действующая также в интересах несовершеннолетних Крымукова И.Р., Крымуковой К.Р. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом по СК, Федеральное государственное унитарное предприятие «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» о признании фактического пользования жилой площадью на основании договора социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование заявленных требований истица указала, что ее отец Гусейнов К.К., при распределении после окончания Вуза в ДД.ММ.ГГГГ был направлен на работу в. Пятигорск, и состоит в трудовых отношениях с ответчиком. В соответствии с Удостоверением № он подлежал обеспечению жилой площадью в общежитии по месту работы. В трудовых отношениях с ответчиком отец состоит со ДД.ММ.ГГГГ (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается справкой и копией трудовой книжки. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ее отец был зарегистрирован в общежитии № по <адрес>. В этот период состав семьи у него увеличился и в связи с наличием 2-х детей его жилищные условия были улучшены путем предоставления отдельной квартиры № в семейном общежитии по <адрес> в <адрес>, куда они все ( семьей в составе 4-х человек: отец Гусейнов К.К., мать Гусейнова Д.А., ее сестра Гусейнова М.К. ДД.ММ.ГГГГ г/р. и она Гусейнова М.К. - ДД.ММ.ГГГГ г/р.) были переселены и зарегистрированы по месту жительства, по распоряжению директора предприятия, в ДД.ММ.ГГГГ г. году. Она зарегистрирована по данному месту жительства по достижении 18-и летнего возраста с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, как член семьи нанимателя. В ДД.ММ.ГГГГ году она вступила в зарегистрированный брак с Крымуковым Р.И. От брака родились дети Крымукова И.Р. Ибрагим ДД.ММ.ГГГГ/р. и Крымукова И.Р. Камилла ДД.ММ.ГГГГ/р. Ее дети также были зарегистрированы по месту жительства в квартире <адрес>, что подтверждается свидетельствами о регистрации по месту жительства № и № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, она и ее дети являются членами семьи нанимателя и также в соответствии с законом имеют право претендовать на получение занимаемого жилья в собственность в порядке приватизации. Ранее в приватизации участия они не принимали, что подтверждается справкой выданной МУП УЖФ. Остальные члены ее семьи - Гусейнов К.К., Гусейнова Д.А., Гусейнова М.К. - от участия в приватизации отказались, о чем ими выданы нотариальные согласия. На участие в приватизации претендует она и ее несовершеннолетние дети: Крымуковым Р.И. и Крымуковой К.Р. Ее супруг Крымуков Р.А. также не претендует на приватизацию жилой площади, так как не вселялся и не был зарегистрирован по месту проживания в спорной квартире. Здание общежития №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу <адрес> находится в федеральной собственности, закреплено за ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» на праве хозяйственного ведения и внесено в реестр федерального имущества. Право собственности РФ и право хозяйственного ведения зарегистрированы УФРС по СК по г. Пятигорску, что подтверждается выданными свидетельствами. Указанное здание относится к государственному жилому фонду. Заселение в общежитие всех жильцов имевшее место до ДД.ММ.ГГГГ, в основной своей массе, производилось не на основании ордера, а на основании распоряжения генерального директора. В связи с чем, ее заселение и проживание в общежитии, не смотря на отсутствие ордера, произошло с соблюдением закона. В связи с увольнением из предприятия ей дубликат ордера, в порядке восстановления документов не выдавался. При предоставлении ей жилой площади в общежитии № по <адрес>, никаких условий о срочности проживания не оговаривалось. Фактически, был заключен договор социального найма, без указания срока его действия, т.е. бессрочно, в соответствии со ст.674 ГК РФ. Спорный жилой дом № зарегистрирован органами технической инвентаризации и УФРС по СК по г. Пятигорску в качестве общежития, не смотря на вступившее в законную силу 08.02.2010 г. решение Пятигорского суда, признавшего указанное общежитие - жилым домом, что также - препятствует приватизации. Так как ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» возлагает обязанности по заключению договоров приватизации на унитарное предприятие, в хозяйственном ведении которого находится жилой фонд, она обратилась с письменным заявлением к директору ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» с просьбой передать ей занимаемую квартиру в собственность путем включения договора приватизации, так как аналогичная квартира в указанном доме уже приватизирована жильцами и право собственности на нее зарегистрировано в регистрирующем органе. В письменном ответе было указано, что ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое - предприятие» не возражает против приватизации занимаемого ею помещения, однако является законным пользователем федерального имущества, в том числе здания общежития, которое находится v него на праве хозяйственного ведения, в связи с чем, на заключение договора приватизации требуется согласие собственника, полномочия которого в силу закона осуществляет Федеральное агентство по правлению государственным имуществом по Ставропольскому краю. Такого согласия ими получено не было, в связи с чем, ей рекомендовано обратиться с просьбой о заключении договора приватизации к собственнику имущества. На ее письменное заказное уведомление, адресованное в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю с просьбой о заключении договора приватизации и передаче жилья в собственность, в течение установленного законом месячного срока ответа получено не было. Отсутствие ответа ответчика - ТУ Росимущества по СК, она расценивает как отказ в приватизации жилых помещений в форме бездействия. Данный отказ считает незаконным и необоснованным, создающим препятствия для осуществления законного права на бесплатную приватизацию. Вопрос о передаче здания общежития по <адрес> в муниципальную собственность до настоящего времени не решен, процесс передачи не завершен. За подписью ряда жильцов в адрес Федерального агентства по управлению федеральным существом и его территориальное управление по Ставропольскому краю направлялись письма с просьбой решить вопрос об изменении статуса общежития и переводе его в статус жилого дома, о разрешении приватизации занимаемых квартир, ответы были даны о том, что после передачи здания общежития в муниципальную собственность-вопрос о приватизации, будет решен. Однако, решения о передаче здания общежития в муниципальную собственность так и не состоялось. В адрес руководства ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» также направлялись письма с просьбами о переводе общежития в статус жилого дома, положительного решения принято не было. Решения по вопросу передачи общежития из федеральной собственности в муниципальную также до настоящего времени не принято. Отказ от государственной регистрации изменения статуса общежития и затягивание решения вопроса о передаче жилья в собственность является незаконным и создает препятствия для осуществления законного права на бесплатную приватизацию занимаемого жилого помещения, так как в силу норм законодательства РФ указанный жилой фонд подлежал передаче в муниципальную собственность в ДД.ММ.ГГГГ. Просит суд признать фактическое пользование ею Крымукова М.К. и несовершеннолетними Крымукова И.Р., Крымуковой К.Р. жилой площадью в квартире <адрес> на основании договора социального найма и признать за ними право общей долевой собственности в порядке приватизации на квартиру №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в доме <адрес> В судебном заседании представитель истца, действуя по доверенности Хачумова Л.А., заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив при этом суду, что несмотря на то, что дом, в котором проживает истица зарегистрирован в качестве общежития, это здание не отвечает требованиям, предъявляемым к общежитиям, поскольку не отвечает ни одному из критериев установленных ЖК РФ, Примерным положением об общежитиях (в ред. постановления Правительства РФ от 23.07.93 года № 726). Типовым нормам оборудования общежитий мебелью, постельными принадлежностями и другим инвентарем, утвержденным Госпланом СССР, Госстроем СССР и Минфином СССР 30.12.1976 года № МП-46-Д по согласованию с ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.1974 года № 706, так как в нем отсутствует мебель, постельные принадлежности, культурный инвентарь, комендант, вахтер, воспитатели, уборщицы помещений, медпункт, красный уголок и т.д. Кроме того, общежития предназначаются для временного проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы. Однако, среди жильцов имеется значительное количество постоянно проживающих лиц, не относящихся к перечисленным категориям. Кроме того, правительство Российской Федерации распоряжением от 17.10.2002 года № 1453-р обязало федеральные государственные учреждения, имеющие на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, завершить до 31.12.2004 года передачу указанных объектов в муниципальную собственность в соответствии с Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 года № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность». Объекты, указанные в приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. Согласно статьи 7 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса Российское Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма. Невыполнение требований закона о передаче дома по независящим от истца причинами не могут нарушать его право на приватизацию. В судебное заседание представитель ответчика Росимущества, будучи надлежащим образом извещенный о дне и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, при этом предоставил письменные возражения на исковые требования. В соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд считает возможным, рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. В письменных возражениях представитель ответчика пояснил, что в соответствии с п. 4.9 раздела II Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Ставропольском крае, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 г. № 2"7о (Положение), Территориальное управление Росимущества в Ставропольское крае осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта. В реестр федерального имущества внесено недвижимое имущество -общежитие, расположенное по адресу: <адрес>. Данное общежитие является собственностью Российской Федерации. Согласно п. 2 раздела II Положения, Территориальное управление осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к его компетенции. В соответствии с пунктом 4.8 раздела II Положения Территориальное управление осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества только по поручению Росимущества. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 г. № 1541-1 (далее - Федеральный закон) предусматривается возможность передачи жилых помещений в собственность гражданам уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Таким образом, решение о приватизации и заключении договора передачи жилых помещений, закрепленных за соответствующими ФГУП или ФГУ, должно приниматься и осуществляется такими организациями самостоятельно, без обращения в территориальные органы или центральный аппарат Росимущества, за исключением случая, предусмотренного в абзаце 2 ст. 4 Федерального закона, которым предусмотрено, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения. Просят суд Крымукова М.К., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Крымукова И.Р., Крымуковой К.Р., в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. В судебное заседание представитель ответчика ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие», будучи надлежащим образом извещенный о дне и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд считает возможным, рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Представитель третьего лица - администрации г. Пятигорска, будучи надлежащим образом извещенный о дне и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд считает возможным, рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации г. Пятигорска. Гусейнов К.К., Гусейнова Д.А., Гусейнова М.К., привлеченные к участию в деле в качестве 3-х лиц, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без их участия. Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит заявленные истицей требования обоснованными и подлежащими удовлетворению полностью по следующим основаниям. В соответствии с ч.3 ст. 55 Конституции РФ права гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества. В соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» основанием для вселения в жилое помещение по договору найма является ордер. В силу ст. 51 ЖК РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилого фонда заключается на основании ордера. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" с последующими изменениями, граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящейся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи (а так же несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет) приобрести эти помещения в собственность. В судебном заседании установлено, что истица проживает в квартире <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и была вселена на законных основаниях, как член семьи нанимателя. ( До этого семья проживала в общежитии того же предприятия с ДД.ММ.ГГГГ. по <адрес>) По достижении 18-летнего возраста, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время она зарегистрирована по указанному адресу. Кроме того, судом установлено, что общежитие по <адрес> является федеральной собственностью, передано в хозяйственное ведение ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» и находится у него на балансе. Вместе с тем, жилые помещения являются общежитием на основании соответствующих положений, содержащихся в главе 4 ЖК РСФСР, разделе IV ЖК РФ, «Примерном положении об общежитиях», утвержденном Постановлением СМ РСФСР от 11.08.88 года № 328 с последующими изменениями. Поручением Правительства РФ № АЖ-П13-57-96 от 17.11.2005 года было дано распоряжение о передаче в муниципальную собственность находящихся на балансе федеральных государственных унитарных предприятий объектов жилищного фонда. В соответствии с указанным поручением в адрес ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» было направлено письмо Роскартографии № 4/4-06-571 от 21.02.2006 года, с указаниями по предоставлению сведений на планируемые к передаче объекты и перечнем документов, необходимых для их передачи. Администрацией ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» был подготовлен список объектов жилищного фонда, включающий в себя здание общежития по <адрес> и передан Роскартографии. 18.08.2006 года ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» направило в Роскартографию пакет документов, требуемый для подготовки решений о передаче на баланс МО г. Пятигорска указанного общежития. ФГУП обратилось в администрацию г. Пятигорска по вопросу принятия в муниципальную собственность общежития, на которое был получен ответ о необходимости предоставления ряда документов. В ДД.ММ.ГГГГ одобрение передачи общежития Роскартографией и ТУ Росимущества по СК было получено, представленный пакет документов был рассмотрен и возвращен для доработки. Администрация г. Пятигорска в лице МУ «Управления имущественных отношений» была уведомлена о предстоящей передаче, что подтверждается направленным ею в адрес ФГУП факсимильной связью письмом о подготовке документов. ДД.ММ.ГГГГ ФГУП обратилось с письмом в Думу г. Пятигорска о рассмотрении вопроса о принятии на баланс указанного общежития, которое было направлено в МУ «Управление имущественных отношений» для подготовки предложений по принятию общежития в муниципальную собственность, что до настоящего времени не завершено. Порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов РФ и муниципальную собственность установлен ч. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, в частности в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничений полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Перечень имущества, подлежащего отнесению к федеральной собственности, приведен в абз. 2, 3, 4 ч. 11 ст. 154 упомянутого Федерального закона, к которому спорный объект жилищно-коммунальной сферы не относится. Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета Министров СССР РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», указанные в Приложении № к Постановлению объекты государственной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, подлежали передаче в муниципальную собственность. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2002 года № 1453-р предусмотрено, что федеральные государственные учреждения, имеющие на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, обязаны завершить до 31.12.2004 года передачу указанных объектов в муниципальную собственность в соответствии с Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 года № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность». Объекты, указанные в приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. Таким образом, в силу п. 1 ч. 1 ст. 8 ПС РФ у ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» возникла обязанность передать общежитие, а у администрации г. Пятигорска принять спорный объект в муниципальную собственность. Кроме того, разрешая возникший спор, суд учитывает положения статьи 7 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса Российское Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ, согласно которой к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма. Из данной правовой нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами самоуправления соответствующих документов. Таким образом, граждане, которые занимают жилые помещения в указанных домах, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ», которая предусматривает, что граждане РФ. Занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. В силу ст. 6 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» вправе осуществить передачу квартиры в собственности истца, хотя не оформлено в установленном законом порядке право оперативного управления имуществом. Отсутствие выписки из реестра федерального имущества на квартиру не является основанием для отказа к заключению договора приватизации, поскольку Законом «О приватизации жилищного фонда в РФ» не предусмотрено внесение сведений о квартире в реестр, как условие, необходимое для заключения договора приватизации. Отсутствие зарегистрированного права оперативного управления на спорную квартиру, необходимого для регистрации договора приватизации, и, следовательно права собственности, и по мнению суда, не может ограничивать граждан в реализации права на приватизацию жилых помещений. Суд считает правомерным обращение истицы в порядке искового производства с требованиями о признании права общей долевой собственности на жилое помещение. Спор, возникший в связи с отказом или непринятием решения о приватизации жилого помещения, носит исковой характер как иск о признании права собственности на жилое помещение (а не требования о понуждении ответчика к заключению договора передачи имущества в собственность в порядке приватизации), поскольку характер данных правоотношений свидетельствует о возникшем споре по поводу защиты субъективного права: права конкретного лица на получение в собственность конкретного занимаемого им жилого помещения, а также с учетом того, что разрешение иска о праве собственности является более эффективной защитой нарушенного права, чем обвязывание лица, выразившего уже свою волю к заключению договора отказом или непринятием решения о приватизации жилого помещения и уклоняющегося от такого договора. Кроме того, исходя из практики применения части второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", отказ гражданину в праве на приватизацию при установлении судом отсутствия разрешения на приватизацию со стороны собственника, противоречит принципу равенства перед судом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации). Ограничение лишь формальным подтверждением отсутствия разрешения (согласия) на приватизацию, так как исходя из указанной нормы Закона при этом не требуется ни установление фактов возможного злоупотребления правом, ни исследование обоснованности отказа в приватизации со стороны собственника, умаляет предусмотренное статьей 46 Конституции РФ право на судебную защиту и противоречит требованиям реального обеспечения прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации). В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 1541-1 от 04.07.1991 года граждане РФ, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Согласно п. 7 данного Закона передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленным соответствующим органом. В соответствии со ст. 6,7 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного управления, а так же государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями и оформляется договором о жилого помещения в собственность. Приведенные обстоятельства и доказательства подтверждают доводы истца о том, что она пользуются жилым помещением жилищного фонда, находящимся в оперативном управлении учреждения, на условиях договора социального найма. В условиях состязательности гражданского процесса, когда каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, ответчиками не представлены доказательства, опровергающие доводы истицы и ее представителя. В связи с чем, указанное жилое помещение подлежит передаче бесплатно в собственность в соответствии с РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" гражданам, занимающим жилые помещения по договору социального найма. С учетом приведенных обстоятельств, суд считает подлежащими удовлетворению требования о передаче в общую долевую собственность ей и ее несовершеннолетним детям в порядке приватизации жилого помещения бесплатно, а, следовательно о признании за ними права общей долевой собственности на жилое помещение, поскольку согласно Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», ст. 218 ГК РФ приватизация жилого помещения является одним из оснований приобретения права собственности на основании сделки об отчуждении имущества. В материалах дела имеется сведения, что другие члены семьи нанимателя отказались о приватизации занимаемого жилого помещения, что подтверждается письменными материалами дела. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Крымукова М.К. к Управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом по СК, ФГУП «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» о признании фактического пользования жилой площадью на основании договора социального найма, и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить. Признать фактическое пользование Крымукова М.К. квартирой, расположенной по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма. Признать право общей долевой собственности за Крымукова М.К., Крымукова И.Р., Крымуковой К.Р. на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по <данные изъяты> доли за каждым. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Пятигорский городской суд в течение 10 дней. Судья О.В.Ивлева