2-1576/2011



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июня 2011 года                                                                  г. Пятигорск

       Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи                                      Говоровой Н.Г.

при секретаре судебного заседания                              Ключниковой О.В.      

с участием

процессуального истца прокурора                                           Ждановой А.О.                                               

представителя

ответчика ОАО « Ставропольэнергосбыт»                    Чебулаевой А.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по иску прокурора города Железноводска в интересах неопределенного круга лиц жителей города курорта Железноводска к ОАО « Ставропольэнергосбыт» о признании незаконными действий ОАО « Ставропольэнергосбыт» по расчету объема потребляемой электрической энергии собственниками помещений в многоквартирных домах города-курорта Железноводска, не оборудованных общедомовыми приборами учета электроэнергии, либо оборудованных, но не эксплуатируемых в связи с отсутствием договоров между ресурсо-снабжающей организацией и исполнителями коммунальных услуг по нормативам потребления без учета показаний индивидуальных приборов учета

у с т а н о в и л :

Прокурор города Железноводска в интересах неопределенного круга лиц жителей города курорта Железноводска предъявил иск к ОАО « Ставропольэнергосбыт» о признании незаконными действий ОАО « Ставропольэнергосбыт» по расчету объема потребляемой электрической энергии собственниками помещений в многоквартирных домах города-курорта Железноводска, не оборудованных общедомовыми приборами учета электроэнергии, либо оборудованных, но не эксплуатируемых в связи с отсутствием договоров между ресурсо-снабжающей организацией и исполнителями коммунальных услуг по нормативам потребления без учета показаний индивидуальных приборов учета и обязать ответчика не производить начисление потребленной электрической энергии указанными собственниками по нормативам без учета показаний индивидуальных приборов учета.

        В суде представитель процессуально истца помощник прокурора г.Железноводска Жданова А.О. иск поддержала и в обоснование иска пояснила, что в прокуратуру г.Железноводска поступили многочисленные заявления собственников жилых помещений многоквартирных домов не оборудованных общедомовыми приборами учета электроэнергии, либо оборудованных, но не эксплуатируемых в связи с отсутствием договоров между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг, об обращении прокурора в суд в защиту интересах указанных граждан, оспаривающих законность расчета ответчиком объема потребляемой энергии по нормативам потребления без учета показаний индивидуальных приборов учета, установленных в жилых помещениях указанных граждан. Договорные отношения между гражданами потребителями и ресурсоснабжающей организацией ОАО « Ставропольэнергосбыт» регулируются Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, утвердившим Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Согласно положений ст. 539, 540, 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии. В силу п.3 Правил под индивидуальными приборами учета понимается средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителям, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме, а согласно п.16 Правил при наличии в помещениях индивидуальных, общих ( квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных ( общедомовых ) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих ( квартирных) приборов учета. Во исполнение ст. 157 ЖК РФ, Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года « Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», постановлением Правительства СК от 29.12.2007 года № 157-п установлены нормативы потребления электрической энергии населением СК при отсутствии приборов учета электрической энергии, устанавливающее норматив потребления электрической энергии на общедомовые затраты ( в случае отсутствия коллективных приборов учета). положениями п.5 ст. 13 ФЗ № 261-ФЗ « Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности …» предоставлено право на оснащение многоквартирных домов коллективными ( общедомовыми ) приборами учета до 01.01.2012 года. Поскольку ответчиком незаконно с 01.01.2011 года производится расчету объема потребляемой электрической энергии собственниками помещений в многоквартирных домах города-курорта Железноводска, не оборудованных общедомовыми приборами учета электроэнергии, либо оборудованных, но не эксплуатируемых в связи с отсутствием договоров между ресурсо-снабжающей организацией и исполнителями коммунальных услуг по нормативам потребления без учета показаний индивидуальных приборов учета прокурором г.Железноводска ДД.ММ.ГГГГ было внесено директору ЦМО ОАО « Ставропольэнергосбыт» представление об устранении нарушений, которое не было удовлетворено. Просит признать незаконными действия ответчика ОАО « Ставропольэнергосбыт» по расчету объема потребляемой электрической энергии собственниками помещений в многоквартирных домах города-курорта Железноводска, не оборудованных общедомовыми приборами учета электроэнергии, либо оборудованных, но не эксплуатируемых в связи с отсутствием договоров между ресурсо-снабжающей организацией и исполнителями коммунальных услуг по нормативам потребления без учета показаний индивидуальных приборов учета и обязать ОАО « Ставропольэнергосбыт» не производить начисления потребляемой электрической энергии собственниками помещений в многоквартирных домах города-курорта Железноводска, не оборудованных общедомовыми приборами учета электроэнергии, либо оборудованных, но не эксплуатируемых в связи с отсутствием договоров между ресурсо-снабжающей организацией и исполнителями коммунальных услуг по нормативам потребления без учета показаний индивидуальных приборов учета.

        Представитель ответчика ОАО « Ставропольэнергосбыт», действующая на основании доверенности Чебулаева А.О., считает иск подлежащим отклонению по следующим основаниям. Положениями п.88 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530 определено, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством. Собственники жилых помещений многоквартирных домов осуществляющие непосредственное управление многоквартирных домов вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика - энергосбытовой организации, при этом определение объемов поставляемой электрической энергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. В силу положений п. 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530, исполнитель коммунальных услуг на основании договра энергоснабжения приобретант электроэнергию у гарантирующего поставщика ( энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам жилых помещений коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды ( освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии лестничных площадок, лифтов, лестниц и иного общего имущества в многоквартирном доме) а так же для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Количество приобретаемой исполнителем энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей организации и внутридомовых электрических сетей. Из положений ст. 49 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 « О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» следует, что ими регулируются отношения между исполнителями ( управляющими компаниями и ТСЖ ) с одной стороны и потребителями - гражданами. При непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений оплачивают не коммунальные услуги, а приобретенную у ресурсоснабжающей организации объемы коммунальных ресурсов, и к данным отношениям применяются положения ст. 539-548 ГК РФ. Положениями абз.2 п.7, 19, 21 Правил предусмотрены специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме за приобретение у ресурсоснабжающей организации электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества в случае отсутствия коллективных ( общедомовых ) приборов учета по нормативу потребления независимо от выбранного собственниками жилых помещений способа управления многоквартирным жилым домом. Границей поставки объема электрической энергии является внешняя граница стены дома, а не индивидуальный прибор учета. ОАО « Ставропольэнергосбыт» являющийся с ДД.ММ.ГГГГ гарантирующим поставщиком в г.Железноводске провело работу по приведению договорных отношений в соответствии с законодательством.

     Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

     В силу положений ст. 46 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" устанавливается способ защиты прав неопределенного круга потребителей, в том числе предъявление требований неимущественного характера, целью которых является признание действий противоправными в отношении всех потребителей и прекращение таких действий.

В силу положений ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги, включающие в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение отопление.

В соответствии с п.8 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.       

Из приведенного следует, что заключение собственником жилого помещения в многоквартирном доме договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг, непосредственно с ресурсоснабжающими организациями допускается только в случае, если собственники жилых помещений в многоквартирном доме осуществляют непосредственное управление таким домом.

    В силу положений ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации так же устанавливаются Правила предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений в многоквартирных домах а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями,

Во исполнение положений ст. 157 ЖК РФ, закрепляющих общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, и возлагающих на Правительство Российской Федерации полномочия по определению особенностей их предоставления, в том числе с использованием показаний различных приборов учета, были приняты Постановления Правительства от 23 мая 2006 года № 306 утвердившие Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, и от 23 мая 2006 года № 307 утвердившие Правила предоставления коммунальных услуг.

Согласно Постановления правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 « О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвердившего Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, признаны утратившими со дня вступления в силу Правил, утвержденных настоящим Постановлением : Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".

Так же указанным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 установлено, что Правила, утвержденные настоящим Постановлением вступают в силу по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абз. 4 п.п. « б» п.4 настоящего Постановления, согласно которых постановлено : представить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта о внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, предусматривающих в том числе: исключение из объемов коммунальных ресурсов, учитываемых при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении, объемов коммунальных ресурсов, предусматриваемых для содержания общего имущества многоквартирного дома, и нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов и предусматривающих порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Согласно п 2. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 установлено, что Правила, утвержденные настоящим Постановлением применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.

Действующие Правила предоставления коммунальных услуг гражданам регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных, в том числе порядок определения платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Положениями ст. 30, 36, 39 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ устанавливается обязанность собственников помещений в многоквартирном доме квартиры нести расходы на содержание помещений в многоквартирном доме, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме, и принадлежащим собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности.

В силу положений ст. 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным жилым домом, с каждым собственником помещения ресурсоснабжающая организация заключает договор, в том числе и договор элнетроснабжения, которые в силу положений ст. 539-548 ГК РФ являются договорами энергоснабжения.

В силу ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Положения п. 7 Правил содержит специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме, предусматривающие плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Общий объем (количество) потребленной электрической энергии определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном п.21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п.19 Правил- по нормативу.

Приведенное свидетельствует о том, что положения абз 2 п.7 в совокупности с положениями п.19.21 Правил подлежат применению вне зависимости от выбранного собственниками жилых помещений способа управления многоквартирным домом. ( Об этом свидетельствует и судебная практика Определение ВС РФ от 19.06.2008 года № КАС 08-236 ).

Как следует из правовых позиций Конституционного Суда РФ, изложенных в Определении Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 года № 1099 -О-О, положения п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 предусматривают затраты на содержание общего имущества : в том числе на обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения( в старой редакции - обеспечение освещений помещений общего пользования). Министерство регионального развития Российской Федерации, разъясняя вопрос об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу коммунальной услуги по электроснабжению, исходит из того, что Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме не предполагают включение расходов на оплату коммунальных ресурсов (электрическую и тепловую энергию, холодную и горячую воду, газ) в цену работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома ( Письмо от 18 июня 2007 года N 11356-ЮТ/07). Вместе с тем, из положений ст 157 ЖК РФ следует, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а согласно п.22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

В соответствии с Правилами установления нормативов N 306 коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.

Этому соответствует и положения п.3 и приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которыми при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета, которыми являются средства измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.

Согласно Письма Минрегиона РФ № 11356 -ЮТ /7 от 18.06.2008 года)

расходы на содержание внутридомовых сетей не могут учитываться при формировании тарифов на электроэнергию в связи с тем, что границы эксплуатационной ответственности по содержанию сетей при наличии общедомовых приборов учета в многоквартирном доме определяются в соответствии с п.8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливающих, что внешней границей сетей электроснабжения входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. Общедомовые затраты могут быть учтены, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Оплата собственниками потребленной электрической энергии по индивидуальным приборам учета при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета не учитывает общедомовые затраты.

Приведенные положения свидетельствуют о том, что коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого с собственником жилого помещения исполнителем, каковым является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Следовательно положения п.16 Правил, на которые ссылается истец, подлежат применению при заключении гражданином договора на предоставление коммунальных услуг. Следовательно, собственники жилых помещений, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных услуг и договоров с ресурсоснабжающими организациями производят оплату коммунальных услуг исходя из установленных нормативов потребления.

          Из положений ст. 539- 548 ГК РФ в их взаимосвязи следует, что по договору снабжения тепловой энергией организация обязуется подавать абоненту тепловую энергию для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, а абонент обязуется оплачивать получаемую тепловую энергию.

В силу ст. 540 ГК РФ в случае если абонентом по договору выступает гражданин договор считается заключенным на неопределенный срок с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке, а следовательно с учетом приведенных обстоятельств, суд считает, что все граждане, в интересах которых предъявлен иск являются потребителями с момента по поставки электрической энергии для обеспечения своих коммунально-бытовых нужд через присоединенную сеть на основании публичных договоров.

В целях нормативного урегулирования закрепления необходимости определения размера платы за коммунальные услуги исходя из их фактического потребления, Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 постановлено Министерству регионального развития Российской Федерации представить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта о внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, предусматривающих в том числе: исключение из объемов коммунальных ресурсов, учитываемых при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении, объемов коммунальных ресурсов, предусматриваемых для содержания общего имущества многоквартирного дома, и нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов, а так же предусматривающих порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

      Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что доводы процессуального истца о незаконности действий ОАО « Ставропольэнергосбыт» по расчету объема потребляемой электрической энергии собственниками помещений в многоквартирных домах города-курорта Железноводска, не оборудованных общедомовыми приборами учета электроэнергии, либо оборудованных, но не эксплуатируемых в связи с отсутствием договоров между ресурсо-снабжающей организацией и исполнителями коммунальных услуг по нормативам потребления без учета показаний индивидуальных приборов учета опровергнуты возражениями представителя ответчика, следовательно подлежат отклонению исковые требования прокурора города Железноводска в интересах неопределенного круга лиц жителей города курорта Железноводска к ОАО « Ставропольэнергосбыт» о признании незаконными действий ОАО « Ставропольэнергосбыт» по расчету объема потребляемой электрической энергии собственниками помещений в многоквартирных домах города-курорта Железноводска, не оборудованных общедомовыми приборами учета электроэнергии, либо оборудованных, но не эксплуатируемых в связи с отсутствием договоров между ресурсо-снабжающей организацией и исполнителями коммунальных услуг по нормативам потребления без учета показаний индивидуальных приборов учета и обязании ответчика не производить начисление потребленной электрической энергии указанными собственниками по нормативам без учета показаний индивидуальных приборов учета.

В силу положений ст. 333.36 НК РФ освобождаются от уплаты госпошлины при подаче искового заявления в суд прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

     В удовлетворении исковых требований прокурора города Железноводска в интересах неопределенного круга лиц жителей города курорта Железноводска к ОАО « Ставропольэнергосбыт» о признании незаконными действий ОАО « Ставропольэнергосбыт» по расчету объема потребляемой электрической энергии собственниками помещений в многоквартирных домах города-курорта Железноводска, не оборудованных общедомовыми приборами учета электроэнергии, либо оборудованных, но не эксплуатируемых в связи с отсутствием договоров между ресурсо-снабжающей организацией и исполнителями коммунальных услуг по нормативам потребления без учета показаний индивидуальных приборов учета и возложении обязанности не производить начисление потребленной электрической энергии указанными собственниками по нормативам без учета показаний индивидуальных приборов учета, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней через Пятигорский городской суд.

Судья                                     Н. Г. Говорова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200