№ 2-1992/2011



Дело № 2-1992/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2011 года                                                                                                  г. Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи      Степаненко Н.В.,

при секретаре судебного заседания     Каган Я.О.,

с участием

истицы                                                                                                         Агоевой М.Б.,

представителя ответчика ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску                       Беглеровой Н.Н.,

представителя 3-го лица МУЗ «Поликлиника №1»                                Асланова Г.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по иску Агоевой М.Б. к ГУ «Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Пятигорску об отмене решения ГУ Управление пенсионного фонда РФ об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, о возложении обязанности включить в стаж периодов работы, о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с момента подачи заявления,

У С Т А Н О В И Л:

Агоева М.Б. обратилась в суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Пятигорску об отмене решения ГУ Управление пенсионного фонда РФ об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, о возложении обязанности включить в стаж периодов работы, о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с момента подачи заявления.

В судебном заседании истица заявленные требования поддержала и пояснила, что она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Республиканском кардиологическом диспансере КБР в должности медсестры; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Республиканской клинической больнице г. Нальчика в должности медсестры; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в санатории «Эльбрус» в должности медсестры; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Баксанской районной больнице в должности врача; С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в центральной городской больнице <адрес> в должности врача; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в поликлинике имени <данные изъяты> в должности врача-кардиолога; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала и по настоящее время работает в МУЗ «Поликлиника » в должности врача - кардиолога. Работая в указанных должностях, осуществляла свою профессиональную деятельность на полную тарифную ставку, полный рабочий день.

На её заявление в адрес Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску СК на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску СК ответило отказом от ДД.ММ.ГГГГ .

Период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном предприятии «Поликлиника <данные изъяты>» в должности участкового врача, не включен в специальный медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно справки Муниципального учреждения здравоохранения «Поликлиника » с ДД.ММ.ГГГГ городская Поликлиника им. <данные изъяты> переименована в Центральную городскую больницу, на основании решения Пятигорского Горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ предоставлена самостоятельность городской Поликлинике им. <данные изъяты> на основании решения Пятигорского горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ и приказа ЦГБ от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ городская Поликлиника им. переименована в муниципальное предприятие «Поликлиника » на основании распоряжения Главы администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное предприятие «Поликлиника » переименовано в муниципальное учреждение здравоохранения «Поликлиника » (МУЗ Поликлиника ) решение администрации г. Пятигорска, свидетельство, от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, за периоды реорганизации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ деятельность, цели и функции Муниципального учреждения здравоохранения «Поликлиника » не изменились, и соответствуют п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Просила суд признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску СК от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Агоевой М.Б., об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном предприятии «Поликлиника <данные изъяты>» в должности участкового врача. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску СК включить в специальный стаж работы период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном предприятии «Поликлиника <данные изъяты>» в должности участкового врача, предоставляющий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Признать за Агоевой М.Б., право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с момента подачи заявления- ДД.ММ.ГГГГ

Полномочный представитель ответчика Беглярова Н.Н., в судебном заседании заявленные требования не признала и пояснила, что выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1 Конституции РФ), ибо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1 Конституции РФ).

Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации в Постановлении от 29.10.2002г. № 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (далее - Список № 781 и Правила № 781).

Данные Список и Правила конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. № 173-ФЗ понятия «лечебная деятельность» и «учреждения здравоохранения», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

В стаж лечебной деятельности не включён период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном предприятии «Поликлиника <данные изъяты>» в должности «участкового врача», т.к. указанное учреждение Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 № 781 не предусмотрено.

Соответственно, при применении Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, Списка 29.10.2002 № 781 (медики), Правил от 29.10.2002 № 781 (медики), стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, составляет <данные изъяты> года <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня.

Также при определении права заявителю была проведена оценка пенсионных прав с применением Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. № 2-П (далее Постановление), в соответствии с которым исчисление медицинского стажа за периоды работы до 01.11.1999 может производиться в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, а за периоды работы после 01.11.1999 - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066.

Исчисление стажа на соответствующих видах работ после 12.11.2002 года производится в соответствии со Списком № 781 и Правилами № 781.

На основании расчета с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. № 2-П не включён в стаж на соответствующих видах работ период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном предприятии «Поликлиника <данные изъяты>» в должности «участкового врача», т.к. указанное учреждение Списком, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 № 464 не предусмотрено.

С учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П специальный стаж заявителя составляет <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, что не даёт права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В случае удовлетворения требований, у истца будет имеется стаж необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости с момента её первичного обращения к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Представитель МУЗ «Поликлиника » Асланов Г.Г. в судебном заседании считал требования подлежащими удовлетворению. Считал, что истица, работая в должности участкового врача в муниципальном предприятии «Поликлиника », осуществляла свою профессиональную деятельность участкового врача на полную тарифную ставку, полный рабочий день. Кроме того, за период реорганизации учреждения здравоохранения городской поликлиники с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ деятельность, цели и функции муниципального учреждения здравоохранения «Поликлиника » не изменились и подпадают под пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «о трудовых пенсиях в РФ». Кроме того, иным работникам при таких же условиях и в тот же период была назначена досрочная трудовая пенсия.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, считает заявленный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Статьей 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гражданам РФ гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Законом РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющим основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, согласно требованиям ст.ст. 27 и 28 указанного Закона.

Согласно п.п.20 п.1 ст. 27 от 30.12.2008г. № 319-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно решения ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску от ДД.ММ.ГГГГ Агоевой М.Б. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации в связи с не включением в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периода трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном предприятии «Поликлиника <данные изъяты>» в должности участкового врача

Согласно справки МУЗ «Поликлиника » от ДД.ММ.ГГГГ , городская поликлиника им <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения главы администрации г.Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ переименована муниципальное предприятие «Поликлиника », а с ДД.ММ.ГГГГ на основании решения администрации г.Пятигорска, свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ переименована в муниципальное учреждение здравоохранения «Поликлиника » (МУЗ Поликлиника ).

Приведенные обстоятельства и доказательства: объяснения сторон, представителя третьего лица МУЗ Поликлиника подтверждают доводы истицы о том, что в период с период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица осуществляла лечебную и деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в должности участкового врача, которое в период с ДД.ММ.ГГГГ именовалось - муниципальное предприятие «Поликлиника », а с ДД.ММ.ГГГГ именуется МУЗ Поликлиника без изменения характера деятельности, цели, задач и функций лечебно-профилактической организации поликлиники - МУЗ «Поликлиники ».

При оценке доводов сторон и представленных доказательств, суд принимает во внимание правовые позиции Конституционного Суда РФ, сформулированные в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П, в соответствии с которыми ч. 1 ст. 7 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, а важнейшим элементом социального обеспечения по возрасту является пенсионное обеспечение. Определяя правовые основания, условия назначения и порядок исчисления пенсий, законодатель должен учитывать, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ, в том числе право на социальное обеспечение, в том числе на пенсионное обеспечение, по смыслу статей 1, 2, 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, что необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования. Граждане, приобретшие пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Следовательно, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Положениями ФЗ от 17.12. 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии, в том числе сохранение и преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления закона в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

Из положений данного Закона следует, что право граждан, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от того, предусмотрено ли на день разрешения спора в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, наименование учреждение здравоохранения (лечебно-профилактической организации) в которой осуществлялась лечебная и иная деятельность лица по охране здоровья населения, если период выполнения данной деятельности, в соответствии с действующим на тот период законодательством, подлежал включению в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую досрочно.

Иное толкование положений существующего законодательства противоречило бы их действительному смыслу, создавало бы условия для неравенства граждан при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии и повлекло бы неправомерное ограничение права граждан на социальное обеспечение, что запрещено положениями ст. 19 Конституции РФ.

Реализуя названные предписания Министерство труда и социального развития РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ Постановлением от 17 октября 2003 г. № 70 утвердило разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. 27,28 ФЗ № 173-ФЗ», в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия ФЗ № 173-ФЗ. При исчислении стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в частности, по нормам ст. 28 ФЗ № 173-ФЗ, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения этой работы, с применением подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством.

Согласно правовой позиции КС РФ в Постановлении от 24 мая 2001 г., Определении от 5 ноября 2002 г., Постановлении КС РФ № 2-П от 29.01.2004 г. при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе тот, который был установлен для назначения государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Придание обратной силы новым Правилам исчисления стажа, которые ухудшают положение граждан, осуществлявших медицинскую деятельность и выработавших определенный специальный стаж, ранее подлежавший включению в стаж для назначения пенсии по выслуге лет, обозначает по существу отмену этих льгот для указанной категории лиц.

В соответствии со ст. 81 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», (с последующими изменениями и дополнениями) в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совмина РФСР от 06.09.1991 г. № 464, в котором указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Согласно Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Правительства РСФСР от 06.09.1991 года, № 464, а периоды работы после указанной даты засчитываются в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, кроме того, установлено, что указанные Правила по желанию могут применяться и к периодам работы до 01.11.1999 года.

Из приведенного следует, что подлежит применению Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Правительства РСФСР от 06.09.1991 года № 464, согласно которого, врачи и средний медицинский персонал независимо от должности и наименования лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности имеют право на досрочное назначение пенсии.

Согласно Списка от 06.09.1991 г. № 464 предусматривался перечень профессий и должностей работников здравоохранения, в том числе врачей независимо от наименования должности и наименования лечебно - профилактических и санитарно -эпидемиологических учреждений.

С учетом приведенного, Суд считает доводы представителя ответчика опровергнутыми, а следовательно подлежащими удовлетворению исковые требования о признании незаконным отказа ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску от ДД.ММ.ГГГГ во включении в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периода трудовой деятельности истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном предприятии «Поликлиника <данные изъяты>» в должности участкового врача.

Учитывая, что иные периоды лечебной деятельности истицы, дающие право на пенсию в порядке пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ ответчиком не оспариваются, а период трудовой деятельности истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности участкового врача в муниципальном предприятии «Поликлиника <данные изъяты>» <адрес> подлежит включению в лечебный стаж, дающий право для назначения Агоевой М.Б. досрочной трудовой пенсии по старости, на момент её обращения к ответчику за назначением пенсии её стаж лечебной деятельности дающий право на назначение пенсии по основаниям пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «о трудовых пенсиях в РФ» составлял более 30 лет, что следует из показаний ответчика данных в ходе судебного заседания, следовательно исковые требования о признании права на досрочное назначение пенсии по старости с момента первичного обращения за пенсией подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Агоевой М.Б. к ГУ «Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Пятигорску» - удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску СК в отношении Агоевой М.Б., об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном предприятии «Поликлиника <данные изъяты>» в должности участкового врача.

Возложить на Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края» обязанность включить в специальный стаж работы Агоевой М.Б., предоставляющий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном предприятии «Поликлиника <данные изъяты>» в должности участкового врача и назначить Агоевой М.Б. трудовую пенсию по старости с момента её обращения в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Пятигорский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья :                                                                                                                    Н.В. Степаненко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200