Дело №2-2145/11 Р Е Ш Е Н И Е 09 августа 2011 года Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Соловьяновой Г.А. при секретаре Купцовой С.Н. с участием истца Балан Т.А. представителя ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску Беглеровой Н.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Балан Т.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по г.Пятигорску о признании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, незаконным; признании за право на досрочную трудовую пенсию по старости; возложении обязанности на Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по г.Пятигорску включить в трудовой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности медицинской сестры, с ДД.ММ.ГГГГ у индивидуального предпринимателя <данные изъяты> в должности медицинской сестры, с ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>» в должности медицинской сестры, назначив досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, У С Т А Н О В И Л: Балан Т.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по г.Пятигорску о признании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, незаконным; признании за право на досрочную трудовую пенсию по старости; возложении обязанности на Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по г.Пятигорску включить в трудовой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности медицинской сестры, с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года у индивидуального предпринимателя <данные изъяты> в должности медицинской сестры, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>» в должности медицинской сестры, назначив досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании истец Балан Т.А. заявленные требования поддержала. Суду показала, что ГУ - Управлением Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску был зачтен медицинский стаж 23 года 06 месяцев 07 дней, не зачтенный стаж составил 09 лет 05 месяцев 15 дней. При суммировании указанных периодов, стаж работы составляет 32 года 11 месяцев 22 дней, что достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, в соответствии с пп. 20 ч. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», однако получено решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости № № от ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия требуемого 30-летнего стажа, с которым она не согласна и который просит признать незаконным. ГУ - Управлением Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску не включены периоды работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии. С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ - в <данные изъяты>» в должности «медицинская сестра»; с ДД.ММ.ГГГГ работа у индивидуального предпринимателя <данные изъяты> в должности «медицинская сестра»; со ДД.ММ.ГГГГ работа в <данные изъяты> в должности «медицинская сестра», т.к. наименования учреждения «Общество с Ограниченной Ответственностью», Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> «индивидуальный предприниматель» Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 и Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, не предусмотрены. Федеральным Законом № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», установлены основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии, который предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе и права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. В Российской Федерации существует несколько систем здравоохранения, - государственная, муниципальная и частная, как это следует из ст.ст.12,13,14 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 54-87-1. К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью. В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами. Во все спорные периоды она работала только медицинским работником, что подтверждается записями в трудовой книжке, архивными справками. Конкретно в <данные изъяты> осуществляла допуск водителей к работе, проводила лечебно-профилактические мероприятия, заполняла учетные медицинские документы, осуществляла подготовку санитарного актива участка, проводила занятия по оказанию сампомощи и взаимопомощи при травмах, отравлениях, острых состояниях и несчастных случаях, своевременное заполнение установленных действующими нормативно-правовыми актами учетно-отчетной документации, квалификационно и своевременно исполняла приказы, распоряжения и поручения руководства предприятия. При осуществлении трудовой деятельности у индивидуального предпринимателя и <данные изъяты> осуществляла следующие виды работ: готовила к работе стоматологические установки, стерильный стоматологический инструментарий и стерильный перевязочный материал, проверяла наличие и пополняла недостающие медикаменты, пломбировочный материал и инструментарий на столах врачей-стоматологов, помогала врачу-стоматологу в работе с больными, знала методы и средства дезинфекции и стерилизации, проводила предстериализационную обработку и стерилизацию стоматологического инструмента и материалов, вела журнал контроля, следила за исправностью аппаратуры, оборудования и хозяйственного имущества, обеспечивала надлежащее санитарное состояние кабинета, вела журналы учета кварцевания, проведения генеральных уборок, осуществляла сбор и транспортировку медицинских отходов в соответствие с инструкцией, строго соблюдала правила техники безопасности, охраны труда и противопожарного состояния кабинета. В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п.4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Частью 2 ст.19 названного Закона предусмотрено, что днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления. Днем отправления ее заявления значится 21 февраля 2011 года, согласно почтовому штемпелю организации федеральной почтовой связи. При этом, руководствуясь пунктом 11 раздела 3 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (Приложение к Постановлению Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27 февраля 2002 года № 17\19пб), она просила ГУ - УПФ РФ по г. Пятигорску истребовать необходимые документы, касающиеся ее стажа работы. Однако, несмотря, на предусмотренное Законом право, ей пришлось неоднократно самостоятельно ходить и получать документы в организациях по местам своей трудовой деятельности, приносить в Пенсионный фонд. В связи с этим считает, что пенсия ей должна быть назначена с момента обращения в Пенсионный фонд - ДД.ММ.ГГГГ, а не с даты приема документов Пенсионным фондом, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, как считает ГУ УПФ РФ по СК в г. Пятигорске. Просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В судебном заседании представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Беглерова Н.Н., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала. Считает, что действия Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда по г.Пятигорску соответствуют требованиям закона и не подлежат удовлетворению. Суду показала, что Балан Т.А. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости согласно подпункту 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по СК в г. Пятигорске вынесло решение № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по причине отсутствия требуемого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, которое считает законным и обоснованным. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В соответствии с пунктом 2 Правил № 781 при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, наряду с Правилами № 781 применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516. В стаж лечебной деятельности календарно включены период работы с ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры хирургического отделения с ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры анестезиолого-реанимационного отделения Пятигорской городской больницы № 1. В стаж на соответствующих видах работ не включены периоды работы: ДД.ММ.ГГГГ в Пятигорской городской больнице в должности медицинская сестра», так как факт работы документально не подтвержден; ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>» в должности «медицинская сестра», так как наименование учреждения «Общество» Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 не предусмотрено; с ДД.ММ.ГГГГ в ИП Осипенко А.А. в должности «медицинская сестра», так как наименование учреждения «индивидуальный предприниматель» Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 не предусмотрено; с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>» в должности «медицинская сестра», так как наименование учреждения «Общество» Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 не предусмотрено. Принимая во внимание вышеизложенное, стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствий с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, составляет 16 лет 24 дня. Руководствуясь постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона 173-Ф3, исчисление медицинского стажа за периоды работы до 01 января 1999 года может производиться в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, а за периоды работы после 01 ноября 1999 года, в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066. В стаж лечебной деятельности Балан Т.А., как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должности медсестры хирургического отделения и с ДД.ММ.ГГГГ года в должности медсестры анестезиолого-реанимационного отделения <данные изъяты> Таким образом, стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года 2-П, составляет 23 года 06 месяцев 07 дней, что не дает Балан Т.А. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. На титульном листе трудовой книжки указано, что книжка выдана ДД.ММ.ГГГГ на имя «Филина Т.А. Впоследствии истица ступила в брак с Ляпиным А.В., в связи с чем изменила фамилию на «Ляпина Т.А.», что подтверждено справкой о заключении брака №№ от ДД.ММ.ГГГГ года, выданной отделом записи актов гражданского состояния управления записи актов гражданского состояния Ставропольского края по г.Пятигорску. В связи с заключением брака с Балан В.В., изменила фамилию на «Балан Т.А.», на основании свидетельства о заключении брака №, выданного ДД.ММ.ГГГГ который прекращен ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется свидетельство I-№ от ДД.ММ.ГГГГ Судом установлено, что Балан Т.А. начала свою трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ Приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ зачислена на второй курс медсестринского отделения медицинского училища, который окончила ДД.ММ.ГГГГ. Приказом №№ от ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в <данные изъяты> на должность медсестры хирургического отделения. ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность медсестры в анестезиолого-реанимационное отделение. Уволена по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ года. работает в сфере здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты>» в должности зам. директора. Из вкладыша в трудовую книжку №, выданного ДД.ММ.ГГГГ на имя Балан Т.А. усматривается, что приказом №№ от ДД.ММ.ГГГГ принята в <данные изъяты> на должность медсестры, уволена ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала у ИП <данные изъяты> в должности медсестры. Со ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает в качестве медсестры в <данные изъяты>». Согласно справке <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ Балан Т.А. осуществляла трудовую деятельность в указанном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры полный рабочий день. Данное общество осуществляет свою деятельность на основании Устава от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пп.3.1. ч. 3 которого, является юридическим лицом. Согласно п.4.1 данного Устава целью создания и деятельности Общества является удовлетворение общественных потребностей в товарах, работах, услугах и получение прибыли в интересах общества. Согласно п.4.3 основными видами деятельности являются: коммерческая, торгово-закупочная, посредническая деятельность, организация всех видов торговли (оптовая, розничная) различными группами товаров, с открытием собственных предприятий торговли, организация и эксплуатация предприятий торговли, организация и эксплуатация предприятий общественного питания,, производство продуктов питания, изготовление и реализация кондитерских изделий, напитков, оказание транспортных услуг, производство товаров народного потребления, внешнеэкономическая деятельность. Из пункта 4.4. усматривается, что к осуществлению отдельных видов деятельности, на занятие которой необходимо получение лицензии, Общество вправе приступать с момента получения такой лицензии или в указанный в не срок. На <данные изъяты> выдано свидетельство о государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №№; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ, по месту нахождения на территории РФ серия №. Имеется должностная инструкция медицинской сестры <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, в которой отражены должностные обязанности: осуществление допуска водителей к работе; проведение лечебно-профилактических мероприятий; заполнение учетной медицинской документации; осуществление подготовки санитарного актива участка, проведение занятий по оказанию помощи и взаимопомощи при травмах, отравлениях, острых состояниях и несчастных случаях; и т.д.. Из трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № №, заключенного между индивидуальным предпринимателем <данные изъяты> и Балан Т.А. усматривается, что Балан Т.А. принята на работу в должности медицинской сестры на полный рабочий день в стоматологический кабинет, срок действия которого - бессрочный. Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ИП <данные изъяты> усматривается, что Балан Т.А. работала в должности медицинской сестры стоматологического кабинета в период с ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме. На имя индивидуального предпринимателя <данные изъяты> комитетом по лицензированию и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности при Правительстве Ставропольского края выдана лицензия от ДД.ММ.ГГГГ № № на осуществление медицинской деятельности, срок действия которой определен до ДД.ММ.ГГГГ Согласно приложению к лицензии, в соответствии с решением комиссии по лицензированию и сертификации медицинской деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, частному практикующему стоматологу <данные изъяты> разрешена медицинская деятельность по терапевтической стоматологии сроком до ДД.ММ.ГГГГ без установления сертификационной категории. Лицензионные требования и условия: 1. Медицинская деятельность может осуществляться в системе добровольного медицинского страхования и платных услуг населению края. Медицинская деятельность на территории Ставропольского края должна осуществляться в соответствии с законодательством РФ об охране здоровья граждан, Постановлениями Правительства РФ, приказами Министерства здравоохранения РФ, законами СК и постановлениями Губернатора края. 2. Осуществление медицинской деятельности должно проводиться в соответствии с установленными на момент лицензирования нормативными актами и стандартами. 3. При нарушении лицензиатом лицензионных условий лицензия аннулируется или приостанавливается ее действие. ДД.ММ.ГГГГ медицинская деятельность ИП <данные изъяты>. продлена на 3 года с установлением 2-х аккредитационных категорий - медицинская деятельность разрешена в системе добровольного медицинского страхования, разрешено оказание платных услуг населению края, согласно лицензии от ДД.ММ.ГГГГ № № Получен сертификат аккредитации на срок до ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающий, что медицинская деятельность, осуществляемая Осипенко А.А., соответствует нормативным требованиям, предъявляемым к осуществлению видов медицинской деятельности. Согласно лицензии от ДД.ММ.ГГГГ № № медицинская деятельность ИП <данные изъяты> разрешена сроком на 5 лет по осуществлению работ и услуг - амбулаторно-поликлиническая помощь по специальностям стоматология и стоматология ортопедическая. Медицинская деятельность разрешена в рамках оказания платных медицинских услуг населению. На основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ № № ИП <данные изъяты> разрешена медицинская деятельность, а именно: осуществление амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи по стоматологии, стоматологии ортопедической. Должностная инструкция медсестры стоматологического кабинета от ДД.ММ.ГГГГ отражает обязанности медсестры, в осуществление которой входит: готовить к работе стоматологические установки; стерильный стоматологический инструментарий и стерильный перевязочный материал; проверять наличие и пополнять недостающие медикаменты, пломбировочные материалы и инструментарий на столах врачей-стоматологов; помогать врачу-стоматологу в работе с больными; знать методы и средства дезинфекции и стерилизации; и т.д.. ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты>» и Балан Т.А. заключен трудовой договор № № согласно которого Балан Т.А. приступила к исполнению обязанностей медицинской сестры с ДД.ММ.ГГГГ Согласно справке <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № №, Балан Т.А. работает в указанном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время полный рабочий день. <данные изъяты>» осуществляет деятельность на основании Устава от ДД.ММ.ГГГГ Из статьи 3 указанного Устава усматривается, что данное учреждение является юридическим лицом, коммерческой организацией. Согласно ст. 4 указанного Устава, основной целью Общества является получение прибыли и на основе получения прибыли, удовлетворение социально-экономических интересов участников общества и членов трудового коллектива Общества. Основными видами деятельности общества являются медицинская деятельность, которая предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи. Вместе с тем осуществляет оптово-розничную торговлю, издательскую деятельность, внешнеэкономическую деятельность, посредническую деятельность, полиграфическую деятельность, физкультурно-оздоровительную деятельность, оказывает услуги в сфере общественного питания, информационные услуги, гостиничные услуги, услуги турагентства и туроператора, услуги в сфере отдых и развлечений, и другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством РФ. Отдельными видами деятельности может заниматься только на основании полученной лицензии. Указанное выше Общество с Ограниченной Ответственностью осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ № № Согласно приложениям к лицензии от ДД.ММ.ГГГГ года №№ № в номенклатуру работ и услуг входит: осуществление доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу, стоматологии; амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи по стоматологии, стоматологии ортопедической. Имеется должностная инструкция медсестры стоматологического кабинета от ДД.ММ.ГГГГ отражает обязанности медсестры, в осуществление которой входит: готовить к работе стоматологические установки; стерильный стоматологический инструментарий и стерильный перевязочный материал; проверять наличие и пополнять недостающие медикаменты, пломбировочные материалы и инструментарий на столах врачей-стоматологов; помогать врачу-стоматологу в работе с больными; знать методы и средства дезинфекции и стерилизации; и т.д.. Истице Протоколом решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости №№ от ДД.ММ.ГГГГ отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого для назначения пенсии специального трудового стажа, который суд считает обоснованным и соответствующим требованиям действующего законодательства. Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2). С 01 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Статьей 28 названного Закона предусмотрено сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан. В силу подпункта 11 пункта 1 указанной статьи трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах. В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовую пенсию», при решении вопроса о зачете периодов работы в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), следует учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании, а именно характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал. Закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В соответствии с пунктом 2 Правил № 781 при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, наряду с Правилами № 781 применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516. Руководствуясь постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона 173-Ф3, исчисление медицинского стажа за периоды работы до 01 января 1999 года может производиться в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, а за периоды работы после 01 ноября 1999 года, в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066. При этом, Список от 06 сентября 1991 года № 464 состоит всего из двух пунктов и предусматривает перечень (не конкретный, а в общем плане) профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на досрочную трудовую пенсию по старости. В пункте 1 были названы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования и должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В пункте 2 назывались врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Таким образом, согласно указанному Списку право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, дает не любая такая деятельность, а если она осуществлялась в соответствующих должностях и учреждениях. Понятие «учреждение» раскрывается в гражданском законодательстве, а применительно к медицинским учреждениям, также и Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 (ст. 12). Указанные Основы устанавливают, что медицинские учреждения обязательно должны являться юридическими лицами. Как видно из приведенного в Списке от 06 сентября 1991 года № 464 перечня врачей и среднего медицинского персонала, он является обобщенным, т.е. в нем не содержатся конкретные наименования должностей врачей и среднего медицинского персонала, а также лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений. В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 6.09.1991 года, а также постановлениями Правительства РФ N 1066 от 22.09.1999 года и N 781 от 29.10.2002 года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы в должностях, указанных в Списках в разделе "Наименование должностей" при условии ее выполнения в учреждениях здравоохранения, названных в разделе "Наименование учреждений" соответствующих Списков. В определении Конституционного суда РФ от 18 апреля 2006 года № 84-0 указано, что, закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе определить как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.), что также отражено в п. 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии". В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для определенной категории лиц льготных условий назначения трудовой пенсии по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда. Исходя из этого, законодатель выделил в особую категорию работников, т.е. лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости. Осуществляемая индивидуальными предпринимателями профессиональная деятельность, в том числе в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях. В связи с этим выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного ст. 39 Конституции РФ. Как следует из материалов дела, спорными периодами работы Балан Т.А. являются: с ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>» в должности «медицинская сестра», с ДД.ММ.ГГГГ в ИП <данные изъяты> в должности «медицинская сестра», <данные изъяты> в <данные изъяты> должности «медицинская сестра». Судом установлено, что основными видами деятельности <данные изъяты> согласно Устава являются: коммерческая, торгово-закупочная, посредническая деятельность, организация всех видов торговли (оптовая, розничная) различными группами товаров, с открытием собственных предприятий торговли, организация и эксплуатация предприятий торговли, организация и эксплуатация предприятий общественного питания,, производство продуктов питания, изготовление и реализация кондитерских изделий, напитков, оказание транспортных услуг, производство товаров народного потребления, внешнеэкономическая деятельность. Для осуществления отдельных видов деятельности, в данном случае, медицинской, необходимо получение лицензии. Однако данной лицензии, суду не представлено. Кроме того, наименование учреждения <данные изъяты> не предусмотрено Списком № 781, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года. Исследовав предоставленные суду правоустанавливающие документы в отношении ИП <данные изъяты> судом установлено, что индивидуальный предприниматель действовал на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ № №, срок действия которой в последующем продлевался, согласно которой разрешена медицинская деятельность, а именно: осуществление амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи по стоматологии, стоматологии ортопедической. Наименование ИП также не предусмотрено Списком № 781, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года. Из Устава ООО «<данные изъяты> усматривается, что данное учреждение является юридическим лицом, коммерческой организацией, осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ № №. Однако Уставом предусмотрено, что Общество с Ограниченной Ответственностью осуществляет не только медицинскую деятельность, но и оптово-розничную торговлю, издательскую, внешнеэкономическую, посредническую, полиграфическую, физкультурно-оздоровительную деятельность, оказывает услуги в сфере общественного питания, информационные, гостиничные услуги, услуги турагентства и туроператора, в сфере отдых и развлечений, и другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством РФ, которые существенно отличаются от деятельности работников учреждений здравоохранения. Таким образом, указанные периоды работы Балан Т.А. в названных учреждениях и ИП не могут быть включены в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, поскольку наименование названных учреждений и ИП, не предусмотрены Списком 781, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года. Кроме того, представленные суду документы не подтверждают с достоверностью факт работы истца в спорные периоды, выполнение которой было сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда, в связи с чем суд в удовлетворении заявленных требований отказывает. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Балан Т.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по г.Пятигорску о признании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, незаконным; признании за право на досрочную трудовую пенсию по старости; возложении обязанности на Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по г.Пятигорску включить в трудовой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ в ООО <данные изъяты>» в должности медицинской сестры, ДД.ММ.ГГГГ у индивидуального предпринимателя <данные изъяты> в должности медицинской сестры, с ДД.ММ.ГГГГ в ООО «<данные изъяты>» в должности медицинской сестры, назначив досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, отказать. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней. Судья: Г.А. Соловьянова
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И