дело № 2-2179/11 Решение именем Российской Федерации 18 августа 2011 года г.Пятигорск Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего Пакова Н.Н., при секретаре Чернобай Е.С., с участием: пом. прокурора Михайловой В.В., представителя ответчика адвоката Маркеловой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда г. Пятигорска гражданское дело по исковому заявлению Минераловодского межрайонного транспортного прокурора в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «ВИСТ-КМВ» о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия, установил: Минераловодский межрайонный транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ООО «ВИСТ-КМВ» о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия. В судебном заседании помощник прокурора Михайлова В.В. заявленные исковые требования поддержала и в обосновании заявленных требований пояснила, что Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой, с привлечением инспекторов Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта в деятельности ООО «ВИСТ-КМВ», являющегося пользователем подъездных железнодорожных путей необщего пользования, примыкающих к станции Скачки Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», расположенных по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, …..В результате проведенной 23.06.2011г. проверки установлено, что деятельность по эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта на подъездных путях необщего пользования, примыкающих к станции Скачки Северо-Кавказской железной дороги, осуществляется с грубыми нарушениями действующего законодательства. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. В соответствии с ч. 1 ст. 16 ФЗ № 17-ФЗ железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность. Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования. Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега. В случае если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования. На основании ФЗ № 17-ФЗ Министром путей сообщения Российской Федерации утверждена «Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути» № ЦП-774 от 01.07.2000 (далее Инструкция № ЦП-774). В ходе проверки подъездного пути необщего пользования, находящегося в пользовании ООО «ВИСТ-КМВ» на основании договора аренды от 01.11.2010г., заключенного между ООО «ВИСТ-КМВ» и индивидуальным предпринимателем Алхазовым Н.И., и примыкающего к станции Пятигорск СКЖД, установлено, что в нарушение требования требований п. 2.2.7. Инструкции № ЦП-774 на пути № 1 на переводной кривой Стрелочного перевода № 260 выявлен уклон отвода ширины колеи 12 %, при допустимой норме менее 5 %; - в нарушение требований п. 2.2.7. Инструкции № ЦП-774 на пути № 1 на переводной кривой стрелочного перевода № 261 выявлен уклон отвода ширины колеи 12 %, при допустимой норме менее 5 %;- в нарушение требований п. 3.1.4. Инструкции № ЦП-774 на пути № 2 на первом стыковом звене по правой рельсовой нитке от тупикового упора выявлена вертикальная ступенька в стыковом соединении 7 мм, при допустимой норме не более 5 мм;- в нарушение требования п. 3.1.6. Инструкции № ЦП-774 на втором стыковом звене от тупикового упора затяжка гаек стыковых болтов выполнена с усилием менее минимального допустимого значения. Согласно справки о результатах проверки от 23.06.2011, выданной главным государственным инспектором отдела государственного железнодорожного надзора Петричевым С.Н., выявленные нарушения угрожают безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности, техническому состоянию железнодорожного подвижного состава. Опрошенный в ходе проверки главный государственный инспектор Петричев С.Н. пояснил, что выявленные, в ходе проведенной 23.06.2011г. проверки, нарушения требований законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта угрожают безопасности движения железнодорожного транспорта, могут повлечь сход подвижного состава и создают угрозу для граждан. В связи с этим, создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц, могут быть нарушены конституционные права граждан на жизнь и здоровье, закрепленные в ст.ст. 20, 41 Конституции РФ. В результате железнодорожного происшествия, которое может произойти вследствие несоблюдения ООО «ВИСТ-КМВ» установленных требований закона, может пострадать любой гражданин, находящийся в непосредственной близости от территории указанного общества, любой его сотрудник и сотрудники близлежащих организаций, находящихся в непосредственной близости от подъездного пути ООО «ВИСТ-КМВ», либо любой работник железнодорожного транспорта, осуществляющих подачу-уборку вагонов на подъездной путь общества. Кроме того, в случае схода вагонов на подъездном пути ООО «ВИСТ-КМВ» может быть создана угроза причинения вреда подвижным составам, находящимся на соседних подъездных путях, что может повлечь нарушения прав иных граждан. В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием для принятия судом решения о приостановлении или запрещении деятельности, создающей такую опасность, если прекращение или приостановление такой деятельности не противоречит общественным интересам. Статьей 12 ГК РФ установлен перечень способов защиты гражданских прав, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и изменения правоотношения. Просит суд признать незаконными действия ООО «ВИСТ-КМВ», выражающиеся в эксплуатации подъездного железнодорожного пути необщего пользования, расположенном по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, … в нарушение требований Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ, «Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути» № ЦП-774 от 01.07.2000г. Обязать ООО «ВИСТ-КМВ» содержание железнодорожных путей, находящихся во владении общества, расположенных по адресу: г. Пятигорск, …. примыкающих к станции Скачки Северо-Кавказской железной дороги, привести в соответствие с требованиями «Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути» № ЦП-774 от 01.07.2000 г. Представитель ответчика ООО «ВИСТ-КМВ» адвокат Маркелова Е.И., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала и пояснила, что считает исковое заявление необоснованным не подлежим удовлетворению по следующим основаниям: на момент обращения в суд права и интересы неопределенного круга лиц не нарушались. Соответственно, в соответствии с ч. 1 ст. 3 и ст. 12 ГК РФ. Соответственно, удовлетворение подобных требований никак не будет способствовать восстановлению прав неопределенного круга лиц. В исковом заявлении прокурор не указывает, почему действия ООО «ВИСТ-КМВ» являются незаконными и какой статье закона они противоречат. Ссылка на п. 2.2.7 Инструкции № ЦП-774 является несостоятельной, т.к. такого пункта в Инструкции нет. Кроме того, исковое заявление не содержит ни одного доказательства, подтверждающего обстоятельства иска, просит суд в иске отказать. Привлеченный в качестве 3 лица Алхазов Н.И. надлежащим образом извещен о времени и месте слушания гражданского дела в суд не явился, об уважительности причин отсутствия суд не известил, ходатайство об отложении гражданского дела не заявлял. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца, представителя ответчика, суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося 3 лица, признавая причину неявки ответчика неуважительной. Суд, выслушав доводы представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании, Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой, с привлечением инспекторов Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта в деятельности ООО «ВИСТ-КМВ», являющегося пользователем подъездных железнодорожных путей необщего пользования, примыкающих к станции Скачки Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», расположенных по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, … В результате проведенной 23.06.2011г. проверки установлено, что деятельность по эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта на подъездных путях необщего пользования, примыкающих к станции Скачки Северо-Кавказской железной дороги, осуществляется с грубыми нарушениями действующего законодательства. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. В соответствии с ч. 1 ст. 16 ФЗ № 17-ФЗ железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность. Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования. Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега. В случае если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования. На основании ФЗ № 17-ФЗ Министром путей сообщения Российской Федерации утверждена «Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути» № ЦП-774 от 01.07.2000. В ходе проверки подъездного пути необщего пользования, находящегося в пользовании ООО «ВИСТ-КМВ» на основании договора аренды от 01.11.2010, заключенного между ООО «ВИСТ-КМВ» и индивидуальным предпринимателем Алхазовым Н.И., и примыкающего к станции Пятигорск СКЖД, установлено, что в нарушение требования требований п. 2.2.7. Инструкции № ЦП-774 на пути № 1 на переводной кривой Стрелочного перевода № 260 выявлен уклон отвода ширины колеи 12 %, при допустимой норме менее 5 %; - в нарушение требований п. 2.2.7. Инструкции № ЦП-774 на пути № 1 на переводной кривой стрелочного перевода № 261 выявлен уклон отвода ширины колеи 12 %, при допустимой норме менее 5 %;- в нарушение требований п. 3.1.4. Инструкции № ЦП-774 на пути № 2 на первом стыковом звене по правой рельсовой нитке от тупикового упора выявлена вертикальная ступенька в стыковом соединении 7 мм, при допустимой норме не более 5 мм;- в нарушение требования п. 3.1.6. Инструкции № ЦП-774 на втором стыковом звене от тупикового упора затяжка гаек стыковых болтов выполнена с усилием менее минимального допустимого значения; Согласно справки о результатах проверки от 23.06.2011г., выданной главным государственным инспектором отдела государственного железнодорожного надзора Петричевым С.Н., выявленные нарушения угрожают безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности, техническому состоянию железнодорожного подвижного состава. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы нарушаются в связи с неисполнением ООО «ВИСТ-КМВ» требований федерального законодательства и необеспечением безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта на подъездных железнодорожных путях необщего пользования, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным. В результате железнодорожного происшествия, которое может произойти вследствие несоблюдения ООО «ВИСТ-КМВ» установленных требований закона, может пострадать любой гражданин, находящийся в непосредственной близости от территории указанного общества, любой его сотрудник и сотрудники близлежащих организаций, находящихся в непосредственной близости от подъездного пути ООО «ВИСТ-КМВ», либо любой работник железнодорожного транспорта, осуществляющих подачу-уборку вагонов на подъездной путь общества. Кроме того, в случае схода вагонов на подъездном пути ООО «ВИСТ-КМВ» может быть создана угроза причинения вреда подвижным составам, находящимся на соседних подъездных путях, что может повлечь нарушения прав иных граждан. В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием для принятия судом решения о приостановлении или запрещении деятельности, создающей такую опасность, если прекращение или приостановление такой деятельности не противоречит общественным интересам. Представителем ответчика представлено в судебное заседание акт о том, что нарушения, выявленные согласно справке от 23 июня 2011 г. главного государственного инспектора отдела государственного железнодорожного надзора МТУ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по СКФО Петричева С. Н., устранены, а именно: - Путь № 1, на переводной кривой СП № 260, уклон отвода ширины колеи приведен в соответствие с Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути МПС России № ЦП-774 от 01.07.2000 г. - Путь № 1, на переводной кривой СП № 261, уклон отвода ширины колеи приведен в соответствие с Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути МПС России № ЦП-774 от 01.07.2000 г. - Путь № 2, 1/2 звено от тупикового упора, вертикальная ступенька в стыковом соединении приведена в соответствие с Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути МПС России № ЦП-774 от 01.07.2000 г. -Путь № 2, 2/3 звено от тупикового упора, затяжка гаек стыковых болтов произведена с усилием согласно значениям, предусмотренным инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути МПС России №ЦП 774 от 01.07.2000г. Таким образом, в судебном заседании установлен факт незаконности действий действия ООО «ВИСТ-КМВ», выражающиеся в эксплуатации подъездного железнодорожного пути необщего пользования, расположенном по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, …. в нарушение требований Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ, «Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути» № ЦП-774 от 01.07.2000г., однако, выявленные нарушения ответчиком устранены в добровольном порядке, а потому требования истца о понуждении ООО «ВИСТ-КМВ» содержании железнодорожных путей, находящихся во владении общества, расположенных по адресу: г. Пятигорск, …примыкающих к станции Скачки Северо-Кавказской железной дороги, приведение в соответствие с требованиями «Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути» № ЦП-774 от 01.07.2000 г. суд признает неподлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Минераловодского межрайонного транспортного прокурора в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «ВИСТ-КМВ» о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия - удовлетворить частично. Признать незаконными действия ООО «ВИСТ-КМВ», выражающиеся в эксплуатации подъездного железнодорожного пути необщего пользования, расположенном по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, …в нарушение требований Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ, «Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути» № ЦП-774 от 01.07.2000г. В остальной части исковых требований Минераловодского межрайонного транспортного прокурора в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «ВИСТ-КМВ» - отказать. Решение может быть обжаловано, опротестовано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья Н.Н.Паков