Дело № 2-2284 /11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 25 августа 2011 года город Пятигорск Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Говоровой Н.Г. при секретаре судебного заседания Ключниковой О.В. с участием процессуального истца прокурора Шуйской Н.В. истца Сабсовича М.Б. представителей ответчиков администрации г.Пятигорска Григоряна А.С. МУ « Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска Баранова А.А, Головиной А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по иску прокурора города Пятигорска в интересах Сабсовича М.Б. к администрации г.Пятигорска, МУ « Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска о признании права на бесплатный проезд в городском электрическом и пассажирском автобусном транспорте У С Т А Н О В И Л: Прокурор г.Пятигорска в интересах Сабсовича М.Б. предъявил иск к администрации г.Пятигорска, МУ « Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска» о признании права на дополнительную меру социальной поддержки в виде бесплатного проезда в городском электрическом и пассажирском автобусном транспорте и возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки бесплатного проезда в городском электрическом и пассажирском автобусном транспорте. В суде процессуальный истец помощник прокурора города Пятигорска Шуйская Н.В, истец Сабсовича М.Б. исковые требования поддержали и пояснили, что в прокуратуру г.Пятигорска обратился Сабсовича М.Б. с заявлением о нарушении его права на получение меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда в городском электрическом и пассажирском автобусном транспорт, в связи с чем была проведена проверка, результаты которой свидетельствуют о том, что ответчиками нарушены права истца Сабсовича М.Б. на бесплатный проезд в городском электрическом и пассажирском автобусном транспорте, которым истец пользовался до апреля 2011 года, являясь бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, инвалидом 3 группы, ветераном труда. В силу п.8 ст. 154 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ и п.1 Указа Президента РФ от 15.10.1992 года № 1235 « О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», установлено, что данной категории граждан, признанными инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов ВОВ. Указанные льготы предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам ВОВ. Ранее до апреля 2001 года истец Сабсовича М.Б. пользовался правом бесплатного проезда в городском электрическом и пассажирском автобусном транспорте на основании выданного органом социальной защиты удостоверения, подтверждающего его право на льготы, предоставленные инвалидам и участникам ВОВ, однако администрация г.Пятигорска принимая новый Порядок приобретения права на бесплатный проезд в городском транспорте, в нарушение федерального законодательства устанавливает необоснованные правила о предоставлении дополнительного документа справки, что противоречит федеральному законодательству. Толкование норм в их совокупности свидетельствует о том, что истец Сабсовича М.Б. имеет право на все льготы, в том числе и меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда в городском электрическом и пассажирском автобусном транспорте. Просят иск удовлетворить в полном объеме. В суде представители ответчиков МУ « Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска Баранов А.А, Головина А.А., и администрации г.Пятигорска Григорян А.С. пояснили, что ответчик исковые требования считает подлежащими отклонению по следующим основаниям. Сабсовича М.Б. состоит на учете в МУ « Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска как бывшим несовершеннолетний узник концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», инвалид третьей группы и имеет право на меры социальной поддержки в соответствии с Указом Президента РФ от 15.10.1992 года № 1235 « О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны». Сабсовича М.Б. ежемесячно получает денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства СК от 17.09.2008 года. В силу ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ всем бывшим несовершеннолетний узник концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» предоставляются социальные услуги в виде медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения и бесплатного проезда на пригородном ж.д.транспорте, а так же на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, а все остальные льготы были заменены на ежемесячные денежные выплаты. В соответствии с ФЗ от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих данное право. Решением Думы г.Пятигорска СК от 29.10. 2010 года № 15-61 ГД « О внесении изменений в решение Думы города Пятигорска « Об утверждении комплексной муниципальной целевой программы « Социальная поддержка населения города-курорта Пятигорска на 2009-2011 года внесены изменения в программу « Социальная поддержка населения г.Пятигорска на 2009-2011 годы в вопросах предоставления права бесплатного проезда в городском электрическом транспорте и в городском пассажирском автобусном транспорте участникам и инвалидам ВОВ. В связи с участившимися случаями неправомерного пользования бесплатным проездом лицами, не относящимися к данной категории граждан, был изменен порядок приобретения льготных ежемесячных проездных билетов на основании справки специальной формы. При обращении Сабсовича М.Б. за получением указанной справки ему было разъяснено об отсутствии у него права на получение данной меры социальной поддержки, поскольку она предоставляется инвалидам и участникам ВОВ. Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» приравнены к ветеранам ВОВ и имеют право на пользование мерами социальной поддержки аналогичным мерам социальной поддержки ветеранам ВОВ но в рамках ст. 14 и 15 указанного Закона « О ветеранах». Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу положений ст. ст 8, 9 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ « О ветеранах» государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей. Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В силу положений ст. 10 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ « О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные ст. 14-19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В дополнение к мерам социальной поддержки, установленным ст. 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно положений ст. 7 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, а по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. 4. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В силу положений ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления вправе принимать акты по вопросам установления мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, а так же по вопросам создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения. Как следует из Решения Думы города Пятигорска « Об утверждении комплексной муниципальной целевой программы « Социальная поддержка населения города-курорта Пятигорска на 2009-2011 годы», основанием для разработки подпрограммы « Социальная поддержка транспортного обслуживания отдельных категорий граждан на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска» является ФЗ от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Устав муниципального образования города курорта Пятигорска среди участников подпрограммы, пользующиеся мерой социальной поддержки - правом бесплатного проезда в городском электрическом транспорте и в городском пассажирском автобусном транспорте, указаны участники ( инвалиды) ВОВ ( в соответствии с п.п.1 п.1 ст. 2и 4 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ « О ветеранах» ). Пунктом 8. ст 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов ( участников ) Великой Отечественной войны. Согласно положений Указа Президента РФ от 15.10.1992 года № 1253 « О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны. Льготы бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, предусмотренные настоящим Указом, предоставляются по предъявлении удостоверения о праве на них, выдаваемого территориальными органами социальной защиты населения. Согласно разъяснения « О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» № 4 от 07.07.1999 года, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 25.06.2009 года с изменениями внесенными решением Верховного Суда РФ от 05.02.2009 N ГКПИ08-1851) льготы предоставляются бывшим несовершеннолетним узникам фашизма на основании удостоверения о праве на них, форма которого утверждена в установленном порядке. Бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы предоставляются на основании названного удостоверения и справки, подтверждающей факт установления инвалидности. Удостоверение выдается органами социальной защиты населения по месту жительства бывшего несовершеннолетнего узника фашизма на основании любых документов военного времени, подтверждающих факт нахождения в период второй мировой войны в концлагерях, гетто и других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками, а также справок и других документов архивных и иных учреждений, содержащих необходимые сведения. При решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона "О ветеранах" для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно ст. 14 и ст.15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы. Положения ст. ст. 14, 15 ФЗ « О ветеранах» в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусматривающие меры социальной поддержки инвалидов и участников ВОВ, подлежит применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 N 89-О. Так, Из правовой позиции Конституционного Суда РФ сформулированной в Определении от 04.04.2006 года № 89-О следует, что Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и возлагая на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты ( ст 7) гарантировать каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом ( ст 39 часть 1), вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Из этого следует, что федеральный законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, в частности при выборе или изменении формы их предоставления, вместе с тем, внося изменения в содержание мер социальной защиты, в том числе направленные на ее сужение, он должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (часть 2 ст 55 Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки ( Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О). С принятием ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки. Согласно преамбуле ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, данный ФЗ был принят в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; нормы данного Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Применительно к законодательному регулированию мер социальной поддержки лиц с особым статусом, в том числе инвалидов и участников ВОВ, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал, что Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств. Истолкование взаимосвязанных нормативных положений Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, Федерального закона "О ветеранах" как позволяющих снижать по сравнению с прежним правовым регулированием уровень социальной защищенности участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а следовательно и приравненных к ним категорий граждан из числе бывших несовершеннолетних узников фашистских лагерей, не только вступало бы в противоречие с целями принятия ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и закрепленными в нем принципами и условиями перехода к новой системе социальной поддержки граждан, а следовательно и системе социальной поддержки органами местного самоуправления указанных граждан, но и означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории участников и инвалидов Великой Отечественной войны прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед этими лицами без предоставления им равноценной компенсации. Следовательно, лишение приравненных к участникам и инвалидам Великой Отечественной войны бывших несовершеннолетних узников фашистских лагерей, права на получение мер социальной поддержки на равных условиях со всеми другими участниками и инвалидами Великой Отечественной войны, фактически означало бы и необоснованное снижение ранее приобретенного ими статуса. Между тем государство не может произвольно изменять уже признанный им статус таких лиц и уменьшать обусловленный этим статусом объем социальных гарантий, поскольку в противном случае подрывается авторитет государственной власти, уважение граждан к закону, умаляется достоинство личности. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П, и неоднократно подтвержденной в ряде последующих решений, изменение ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для них прав, приобретенных в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями ст 2, 18, 19, 54,55,57 Конституции РФ. Из объяснений истца Сабсовича М.Б., которые не оспорены и не опровергнуты ответчиком, следует, что истец пользовался правом бесплатного проезда в городском электрическом транспорте и в городском пассажирском автобусном транспорте по предъявлении удостоверения о праве на них, выдаваемого территориальными органами социальной защиты населения, что свидетельствует о соответствии Порядка обеспечения бесплатного проезда участников ( инвалидов) ВОВ в городском пассажирском электрическом и пассажирском автобусном транспорте ( утвержденного Постановлением администрации г.Пятигорска от 12.05.2010 года ) решению Думы города Пятигорска « Об утверждении комплексной муниципальной целевой программы « Социальная поддержка населения города-курорта Пятигорска на 2009-2011 годы». Следовательно, установление иного Порядка предоставления бесплатного проезда участников ( инвалидов) ВОВ в городском пассажирском электрическом и пассажирском автобусном транспорте ( утвержденного Постановлением администрации г.Пятигорска от 15.02.2011 года ) ограничивает права, приравненных к участниками и инвалидам ВОВ бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, на получение льгот - мер социальной поддержки - независимо от того, из какого источника финансируется предоставление таких льгот, поскольку право на получение указанных средств поддержки гарантировано Конституцией РФ, федеральными законами, а так же муниципальными правовыми актами, в том числе Решением Думы города Пятигорска « Об утверждении комплексной муниципальной целевой программы « Социальная поддержка населения города-курорта Пятигорска на 2009-2011 годы», подпрограммы « Социальная поддержка транспортного обслуживания отдельных категорий граждан на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска», которые не содержат положений, исключающих возможность предоставления такой меры социальной поддержки - как право бесплатного проезда в городском электрическом транспорте и в городском пассажирском автобусном транспорте приравненным к инвалидам и участникам ВОВ бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей. Иное толкование применения Решением Думы города Пятигорска « Об утверждении комплексной муниципальной целевой программы « Социальная поддержка населения города-курорта Пятигорска на 2009-2011 годы», подпрограммы « Социальная поддержка транспортного обслуживания отдельных категорий граждан на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска», повлекло бы неправомерное снижение объема ранее гарантированных для данной категории граждан мер социальной поддержки, что не соответствует положениям ст.7, 19, 39 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку нарушает принцип равноправия. Приведенное свидетельствует о необоснованном отказе истцу Сабсовича М.Б. в предоставлении такого права бесплатного проезда в городском электрическом транспорте и в городском пассажирском автобусном транспорте. С учетом приведенных обстоятельств, суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора города Пятигорска в интересах Сабсовича М.Б. к администрации г.Пятигорска, МУ « Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора города Пятигорска в интересах Сабсовича М.Б. к администрации г.Пятигорска, МУ « Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска» удовлетворить. Признать за Сабсовичем Михаилом Борисовичем право бесплатного проезда в городском электрическом транспорте и городском пассажирском автобусном транспорте. Обязать администрацию г.Пятигорска, МУ « Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска» предоставить Сабсовича М.Б. меру социальной поддержки в виде бесплатного проезда в городском электрическом транспорте и городском пассажирском автобусном транспорте. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней через Пятигорский городской суд. Судья Н.Г. Говорова