2-2275/2011



Дело № 2-2275/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 августа 2011 года                                                                      г. Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи                          Говоровой Н.Г.

при секретаре судебного заседания                                   Ключниковой О.В.

с участием истца                                                                   Уланова П.В.                      

представителя ответчика Главного управления

МЧС РФ по Ск                                                              Ситниковой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по иску Уланов П.В. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации

У С Т А Н О В И Л:

    

Уланов П.В.обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по СК ( МЧС России по СК ) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, расположенного по адресу <адрес>.

В судебном заседании истец Уланов П.В. исковые требования поддержал и в обоснование иска пояснил, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> согласно реестра федерального имущества находится на балансе Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по СК. Право оперативного управления ответчика на данное недвижимое имущество жилой дом не зарегистрировано. Ранее пожарная служба -СВПЧ-15, где он проходил службу находилась в ведении Министерства внутренних дел РСФСР. На основании совместного решения руководителя СВПЧ-15 и жилищно-бытовой комиссии ему в 1991 году было предоставлено для проживания жилое помещение <адрес>, где он был прописан, и которой он пользовался на условиях найма жилого помещения бессрочно, производил оплату за жилье и коммунальные услуги. В последствие, в 2007 году, в связи с освобождением <адрес>, площадью 10,4 кв.м, ему была предоставлена <адрес> после сдачи им <адрес>. Жилое помещение, являющееся государственной собственностью Ставропольского края, находился в пользовании истца на условиях договора социального найма, поскольку предоставлено в связи с трудовыми отношениями, бессрочно. Согласно ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» истец вправе приобрести жилое помещение в собственность в порядке приватизации, однако ему было необоснованно отказано со ссылкой на статус жилого помещения как служебного, что не соответствует действительности, так данное жилое помещение не относится к категории служебного, ранее находилось в пользовании других нанимателей не в связи с их трудовыми обязанностями.

Истец просит признать за ним право собственности на жилое помещение, общей площадью 10,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> порядке приватизации по тем основаниям, что отсутствуют препятствия для приобретения права собственности на указанное жилое помещение, которое учтено в установленном законом порядке как квартира, соответствует всем требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Представитель ответчика Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по СК Ситникова Т.А., исковые требования не признала и пояснила, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> является государственной собственностью Ск, находится на балансе Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по СК, однако право оперативного управления на данное имущество за ответчиком не зарегистрировано. На основании п. 16 Типового положения о находящимся в государственной собственности служебном помещении жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенным органам РФ и внутренним войскам МВД РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ служебное жилое помещение не подлежит приватизации, бронированию, обмену, сдаче в поднаем, переустройству и перепланировке. В связи с тем, за Главным управлением Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по СК право собственности на вышеуказанный жилой дом не признано, и не зарегистрировано право оперативного управления, а жилое помещение является служебным, отсутствуют основания для передачи истцу указанного жилого помещения в собственность в порядке приватизации. Ранее жилое помещение имело статус служебного на основании решения исполкома, однако в настоящее время такие решения отсутствуют.

Представитель третьего лица Пятигорского отдела УФРС РФ по СК, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившегося третьего лица представителя Пятигорского отдела УФРС РФ по СК.

Выслушав объяснение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 8, 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, и в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В соответствии с ч.3 ст. 55 Конституции РФ права гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" с последующими изменениями, граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящейся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи ( а так же несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет) приобрести эти помещения в собственность.

Суд установил, что Уланов П.В. в 1991 году в связи с прохождением службы в СВПЧ-15, находившегося в ведении ВВ МВД на основании совместного решения руководителя и жилищно-бытовой комиссии было предоставлено на условиях договора найма жилого помещения <адрес> по адресу <адрес>, что подтверждается объяснениями истца, материалами инвентарного дела, карточками прописки, паспортом истца, содержащим сведения о регистрационном учете истца в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В 2007 году истцу после сдачи <адрес> том же доме, истцу на основании совместного решения руководителя 2-го отряда СПС и жилищно-бытовой комиссии было предоставлено помещение , площадью 10. 4 кв.м бессрочно жилое, что подтверждается помимо объяснений истца, которые ответчиком не опровергнуты, письменными доказательствами: карточкой квартиросъемщика, карточкой прописки, паспортом истца, содержащим сведения о регистрационном учете истца в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, протоколом совместного заседания руководителя 2-го отряда СПС и жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.        

Приведенные обстоятельства подтверждают доводы истца о том, что он занимает жилое помещение в домах государственного жилищного фонда по адресу <адрес> на условиях социального найма, поскольку доводы истца не опровергнуты ответчиком, которым не были представлены доказательства в подтверждение своих доводов о том, что жилое помещение имеет статус служебного.

Как следует из материалов инвентарного дела п. 4 Постановления главы г. Пятигорска от 30.10.1997 года № 2007 «Об утверждении актов Межведомственной комиссии», - статус общежития, расположенного по <адрес> в г. Пятигорске был изменен на статус жилого дома коридорного типа.

     

Согласно выписки из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ», Постановлении Правительства РФ от 03.07.1998 года № 696 « Об организации учета федерального имущества» значится внесенным в список федерального имущества жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 708, 8 кв.м.

Согласно уведомления в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют записи о регистрации прав, ограничений и (обременений) на <адрес>, расположенную по адресу <адрес>.

       

Как следует из положений ст. 130, п.1 ст. 673 ГК РФ, ст. 15 ЖК РФ к объектам недвижимости относятся жилые помещения, то есть изолированные помещения, пригодные для постоянного проживания граждан, отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно п.2 ст. 19 ЖК РФ жилые помещения, по назначению составляющие жилищный фонд социального использования, предоставляются гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда.

В силу ст. 15,16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся квартира, часть квартиры, комната, при этом квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, состоящее из комнаты одной или нескольких и помещений спомогательного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием, а комната - это часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Согласно технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ помещения - квартиры, поэтажного плана, объектом недвижимого имущества является <адрес> литере А по адресу <адрес>, общей площадью 10,4 кв.м, состоящая из 1-ой жилой комнаты, площадью 10,4 кв.м., с местами общего пользования помещения, в том числе помещения - кухни, площадью 12,3 кв.м.

Уланов П.В. в приватизации квартир по вышеуказанному адресу участия не принимал, задолженности по оплате коммунальных услуг не имеет, что не опровергается ответчиком и подтверждается письменными доказательствами: справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОАО «Управление жилым фондом», справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГУ «ОФПС-2 по СК, а также карточкой квартиросъемщика на имя Уланова П.В.

Приведенные письменные доказательства подтверждают доводы истца о том, что истец занимает жилое помещение квартиру, отвечающую требованиям ст. 15.16 ЖК РФ, прдъявляемым к жилым помещениям как объектам недвижимого имущества, которые могут быть предметом договора найма жилого помещения и могут быть переданы гражданам в собственность в порядке приватизации жилого помещения.

Из положений ст. 18 Закона РФ « О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР « О приватизации жилищного фонда РСФСР» № 4199-1 от 23.12.1992 года следует, что при передаче государственных предприятий в иную форму собственности, жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий должен быть передан в полное хозяйственное ведение правопреемников этих предприятий, иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию.

В силу ст 4 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541 -1 « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Исходя из правовых позиций Конституционного Суда РФ, отраженных в его Постановлениях следует, что государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией РФ, в силу чего ограничение прав и свобод гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обуславливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.

Из материалов инвентарного дела на жилой дом, расположенный по <адрес> в <адрес>, следует, что указанный жилой дом состоит из квартир, в отношении подавляющего большинства которых между жильцами данных квартир и ГУ МЧС РФ по СК либо его предшественниками были заключены договоры о передаче жилья в собственность, а в дальнейшем, лицами, получившими жилые помещения в собственность в порядке приватизации, были заключены в отношении данных жилых помещений договоры купли-продажи с иными лицами. Указанные договоры и переход к гражданам, проживающим в указанном жилом доме, права собственности на занимаемые ими жилые помещения, были зарегистрированы в установленном законом порядке с выдачей соответствующих свидетельств о государственной регистрации.

       Отказ ответчика от заключения с истцом договора о передаче ему в собственность занимаемого им на условиях социального найма жилого помещения препятствует истцу в осуществлении его права свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства ( ст.27 ч.1 Конституции), получать в порядке приватизации наравне с другими гражданами жилье в собственность, а, следовательно, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, что свидетельствует о нарушении ответчиком прав и интересов истца, гарантированных ст.19 Конституции РФ, т.е. принципа равенства прав и свобод граждан перед законом.

В соответствии с ч.3 ст. 55 Конституции РФ права гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства

Возможность приватизации истцом занимаемого им помещения, в котором он проживает на условиях найма, где он имеет регистрацию постоянного места жительства, которое находится в доме, имеющем статус жилого дома, не влечет тех последствий, в связи с чем введены ограничения ст.55 Конституции РФ.

В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно ч. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральные закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в федеральной собственности может находиться: имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти; имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации; имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.

Судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> находится на балансе Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по СК.

Согласно Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.10.2002 года № 1453-р федеральные государственные учреждения, имеющие на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы обязаны завершить до 31.12.2004 года передачу указанных объектов в муниципальную собственность в соответствии с Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 года № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения Федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность».

Объекты, указанные в приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Из приведенного следует, что к жилому жому, расположенному по адресу <адрес> применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

В связи с чем, жилое помещение общей площадью 10,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> подлежит передаче бесплатно в собственность в соответствии с РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" гражданам, занимающим жилые помещения по договору социального найма.

Суд установил, что истец Уланов П.В. наниматель жилого помещения исполняет обязанности по договору социального найма жилого помещения, так как используют жилое помещение по назначению для проживания, несёт все расходы по содержанию жилого помещения, производит оплату за наём жилого помещения и предоставляемые коммунальные услуги.

Суду не представлены доказательства наличия обстоятельств, являющихся основаниями для отказа истцу в передаче жилого помещения в собственность бесплатно в порядке приватизации.

Приведенное подтверждает доводы истца о его праве на приобретение в собственность бесплатно указанного жилого помещения в порядке приватизации.

В силу положений Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ», ст. 218 ГК РФ приватизация жилого помещения является одним из оснований приобретения права собственности на жилое помещение.

Одним из оснований государственной регистрация     права собственности на недвижимое имущество является вступившее в законную силу судебное решение о признании права собственности на жилое помещение.

С учетом приведенных обстоятельств, суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования о признании за истцом права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, а исковые требования о возложении обязанности на ответчика по выдаче истцу необходимых документов для приватизации подлежат отклонении, как необоснованные.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Уланов П.В. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краюо признанииправа собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить частично.     

Признать за Уланов П.В. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение квартиру, общей площадь 10, 4 кв.м. расположенную по адресу <адрес>,

В удовлетворении остальной части исковых требований Уланов П.В. к отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Пятигорский городской суд в течение 10 дней.

Судья                          Говорова Н.Г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200