2-2546/2011



         Дело № 2-2546/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 сентября 2011 г.                                                                             г. Пятигорск                  

Пятигорский городской суд Ставропольского Края в составе:

Председательствующего судьи                Ивлевой О.В.

При секретаре                                            Малаховой И.Л.

С участием:

Прокурора          Швец Е.С.

Истца         Диканской Ю.В.

Представителя администрации г. Пятигорска Григорян А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пятигорске гражданское дело по иску прокурора г. Пятигорска в защиту интересов Диканской Ю.В. к администрации города Пятигорска, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма

УСТАНОВИЛ:

Диканской Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Прокурор г. Пятигорска Ставропольского края обратился в суд в интересах Диканской Ю.В. с иском к администрации г. Пятигорска, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края с требованием в порядке ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» о обязании обеспечить Диканской Ю.В. жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании помощник прокурора Швец Е.С. заявленные требования и изложенные в иске доводы поддержала, настаивала на их удовлетворении, пояснив при этом суду, что Прокуратурой города проведена проверка по обращению Диканской Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющей статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено следующее: Постановлением главы города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ над малолетней Диканской Ю.В. учреждена опека, опекуном назначена Малышева Т.А., поскольку мать ребенка - Немых (Диканская) Н.В. умерла, отец дал письменное согласие на учреждение опеки. Пунктом 2 указанного постановления за несовершеннолетней закреплено право на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Впоследствии постановлением главы города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ пункт 2 вышеуказанного правового акта отменен как противоречащий требованиям действующего законодательства. Решением Предгорного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отец несовершеннолетней - Диканский В.Н. - лишен родительских прав. По достижению совершеннолетнего возраста Диканской Ю.В. была принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под № <данные изъяты> (постановление руководителя администрации города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ ), поскольку фактически на момент учреждения опеки какого-либо жилого помещения за ней не закреплялось. В соответствии с абзацем вторым ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно абзацу третьему ч. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. Согласно подпункту 7 пункта 9.2 Положения о Министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного постановлением губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ , Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. В соответствии с п. 7 ст. 1 закона Ставропольского края -кз от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения. При этом, органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на их финансовое обеспечение за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Ставропольского края (п. 1 ч. 1 ст. 4 названного закона). В настоящее время Диканской Ю.В. окончила ФГОУ СПО «Пятигорский аграрный техникум», что подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании серии , выданным ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства администрацией города Пятигорска, за счет материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края, должно быть предоставлено Диканской Ю.В. жилое помещение не менее 18 квадратных метров общей площади. Вместе с тем, соответствующее жилое помещение до настоящего времени не предоставлено, что противоречит вышеперечисленным нормам закона.Просит судобязать администрацию города Пятигорска и Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края обеспечить Диканской Ю.В. жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

Диканской Ю.В., в судебном заседании полностью поддержала заявленный прокурором г. Пятигорска в ее интересах иск, просит его удовлетворить по тем же основаниям. В обоснование своих требований, пояснила, что Постановлением главы города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ над ней учреждена опека, опекуном назначена Малышева Т.А., поскольку ее мать - Немых (Диканская) Н.В. умерла, отец дал письменное согласие на учреждение опеки. Пунктом 2 указанного постановления за ней было закреплено право на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Впоследствии постановлением главы города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ пункт 2 вышеуказанного правового акта отменен как противоречащий требованиям действующего законодательства. Решением Предгорного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ее отец - Диканский В.Н. - лишен родительских прав. По достижению совершеннолетнего возраста она была принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под № <данные изъяты> (постановление руководителя администрации города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ ), поскольку фактически на момент учреждения опеки кого-либо жилого помещения за ней не закреплялось. В настоящее время она окончила ФГОУ СПО «Пятигорский аграрный техникум», что подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании серии , выданным ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время она проживает в квартире по найму по адресу: <адрес>.

Просила судобязать администрацию города Пятигорска и Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края обеспечить ее жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

Представитель администрации города Пятигорска, Григорян А.С., заявленные требования не признал и в иске прокурору в интересах Диканской Ю.В. просил отказать по тем основаниям, что предусмотренные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов РФ. В соответствии со ст.50 ЖК РФ и решением Думы г. Пятигорска от 26.04.06г. №55-63 ГД, норма предоставления установлена в размере 18,0 м2 общей площади жилого помещения. Социальная поддержка таких лиц осуществляется на территории СК органами государственной власти края. Законом СК №120-кз от 31.12.04г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями СК по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в соответствии с которым органы местного самоуправления должны были приобретать жилье по норме предоставления в соответствии с законодательством для передачи в собственность муниципального образования и дальнейшего предоставления его по договору социального найма в пользование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающихся. Заключить договор социального найма с Диканской Ю.В. возможно только после предоставления субвенции органам исполнительной власти СК муниципальному образованию г. Пятигорска. На настоящее время ответчик не располагает средствами для приобретения жилья истице. Кроме того, Диканской Ю.В. не имеет преимущественного права получения квартиры по договору социального найма, т.к. состоит под №<данные изъяты> в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в учете нуждающихся в жилых помещениях при администрации г. Пятигорска, имеющих равные с ней права. Кроме того, просил учесть, что в соответствии с постановлением губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в п.п.9.2. Положения о Министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного постановлением губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ. уполномоченным органом исполнительной власти СК по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является министерство строительства и архитектуры. После внесения законодательных изменений в законодательные акты СК министерство в рамках возложенных полномочий будет осуществлять финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий путем предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета Ставропольского края и контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели финансовых средств. В этой связи министерством истребованы муниципальные нормативные акты, регламентирующие исполнение функций (предоставление услуг) по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др. сведения. Администрация г.Пятигорска предоставляет жилое помещение ребенку-сироте при наличии финансового обеспечения - выделенных бюджетных средств на эти цели субъектом РФ, т.е. Министерством образования СК, а после 23.09.10г.-Министерством строительства СК. Поскольку данное финансирование отсутствовало, то отсутствовали и основания предоставления истице жилого помещения по договору социального найма.

Представитель Министерства строительства и архитектуры СК, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уведомив суд о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.

Согласно представленным возражениям Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края заявленные исковые требования не признает, поскольку пунктом 6 статьи 26.3.Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 указанного Закона, органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны обеспечить эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из бюджета Ставропольского края на осуществление отдельных государственных полномочий. Выделяемые средства распределены между органами местного самоуправления пропорционально фактической потребности.

В соответствии с п. 3 Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» субсидия предоставляется органами местного самоуправлениямуниципальных образований Ставропольского краяоднократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Ставропольского края в установленном порядке доведены уведомления о показателях бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств в сроки, установленные порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи главных распорядителей средств бюджета Ставропольского края. Согласно Приложению 15 к Закону Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2011 год", субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций местным бюджетам в 2011 году на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», г. Пятигорску Ставропольского края на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения за счёт средств краевого бюджета в 2011 году выделено 6 621, 35 рубля, что подтверждается платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, министерство передало финансовые средства, необходимые для осуществления переданных администрации муниципального района Ставропольского края государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. То есть, министерство надлежащим образом исполнило полномочия, возложенные на него законодательством. В объёме доведённых лимитов бюджетных обязательств органы местного самоуправления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физическими и (или) юридическими лицами или представляют субсидии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с п. 7 «Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, путем ее перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления.Статьёй 12 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз предусмотрено, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами.Просят суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объёме.

Выслушав объяснения сторон по иску, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные сторонами в условиях состязательности процесса и равноправия сторон доказательства, в том числе и письменные, суд считает иск подлежащим удовлетворению, а доводы ответчиков необоснованными.

Как установлено в судебном заседании, Постановлением главы города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ над малолетней Диканской Ю.В. учреждена опека, опекуном назначена Малышева Т.А., поскольку мать ребенка - Немых (Диканская) Н.В. умерла, отец дал письменное согласие на учреждение опеки.

Пунктом 2 указанного постановления за несовершеннолетней закреплено право на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Постановлением главы города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ пункт 2 вышеуказанного правового акта отменен как противоречащий требованиям действующего законодательства.

Решением Предгорного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отец несовершеннолетней - Диканский В.Н. - лишен родительских прав.

Постановлением администрации г. Пятигорска СК от ДД.ММ.ГГГГ, Диканской Ю.В. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под

Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией РФ, Законом от 21.12.96г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и др. нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. «ж» ч.1ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

На основании ст. 17 Международного Пакта о гражданских и политических правах, одобренным Генеральной Ассамблеей ООН, никто не может подвергаться произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность жилища.

Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно ч.1 ст. 1, п. 1 ч.1 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство, к которому относится и сам ЖК РФ, основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище,

и на необходимости беспрепятственного осуществления жилищных прав, в том числе прав органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.

Из ст.132 Конституции РФ следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться федеральным законодателем или законодателем субъекта федерации и только в форме закона с учетом Установленного Конституцией РФ разграничения предметов ведения и полномочий РФ и субъектов РФ.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Законом №131-ФЗ, в соответствии с которым БК РФ (ст.86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ Такой порядок является обязательным во всех случаях. Соответственно ч.4ст.49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Пунктом 2 ч. 2 ст.57 ЖК РФ закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в т.ч. в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в ВС РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, государством гарантировано предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вне очереди по договорам социального найма.

В силу ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Договор социального найма является гражданско-правовой сделкой и несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность только в случаях, прямо указанных в законе или соглашении сторон (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

Поскольку договор социального найма, как любой гражданско-правовой договор, создает определенные права и обязанности сторон, никто не может быть освобожден от исполнения взятых на себя обязательств, они могут быть изменены лишь по взаимному согласию лиц, его заключивших, или в силу закона.

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища, установленный п.4 ст. 3 ЖК РФ, предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом и иными ФЗ.

        Аналогичные положения закреплены и в Конституции РФ (ч. 1 ст. 40).

Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (ст. 8 ГК РФ).

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают и из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Аналогичные положения содержатся и в ЖК РФ (ст. 10).

В соответствии со ст. 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты и восстановления нарушенного права. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно истцу.

В обоснование заявленных к ответчикам требований в интересах Диканской Ю.В. прокурор г. Пятигорска, как процессуальный истец, ссылается на нарушение ответчиками требований ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей», Закон СК от 16 марта 2006 года № 7 -КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», отказ администрации города Пятигорска СК о предоставлении жилого помещения вне очереди.

Представитель ответчика, не оспаривая факт возложенных на него государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, жильем, в опровержение заявленного иска сослалась на внесение изменений в закон субъекта РФ и ненадлежащее финансирование со стороны Министерства образования СК по обеспечению исполнения выше названных нормативных актов, а также на то, что строительство жилья в г. Пятигорске не ведется, свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда отсутствуют, денежных средств на приобретение жилья нет, поставщиков жилья на открытых конкурсах не имеется для приобретения жилых помещений в собственность и передачи его в пользование такой категории лиц на условиях соцнайма, в связи с чем, не было и не имеется возможности приобрести жилое помещение и предоставить его Диканской Ю.В. на условиях социального найма.

Данные доводы суд считает необоснованными.

Законом СК №120-кз от 31.12.04г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями СК по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в соответствии с которым органы местного самоуправления должны были приобретать жилье по норме предоставления в соответствии с законодательством для передачи в собственность муниципального образования и дальнейшего предоставления его по договору социального найма в пользование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающихся.

В соответствии с постановлением губернатора Ставропольского края от 23.09.10г. №517 «О внесении изменения в п.п.9.2. Положения о Министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного постановлением губернатора Ставропольского края от 7.07.08. №530» уполномоченным органом исполнительной власти СК по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является министерство строительства и архитектуры.

Однако, данный закон не освобождает органы местного самоуправления от исполнения возложенных на них законом государственных полномочий, т.к. после внесения законодательных изменений в законодательные акты СК изменился лишь распорядитель финансовых средств и теперь министерство строительства и архитектуры СК в рамках возложенных полномочий будет осуществлять финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий путем предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета Ставропольского края и контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели финансовых средств.

Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению указанной категории лиц и постановке их на очередь нуждающихся соответствуют также положениям п. 3 ст. 14 ЖК РФ, согласно которому к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений является учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены ст. 15 ЖК РФ, в соответствии с которой:жилым признается изолированное помещение, относящееся кнедвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требования законодательства (ч.2 ст. 15 ЖК РФ).

Дети признаются не имеющими закрепленного жилья, если они не являются собственниками (сособственниками) жилых помещений и если жилье, в котором они проживали до того, как остались без родителей, было утрачено, признано аварийным, или относилось к специализированному жилищному фонду, а также - если их местожительство неизвестно, и в иных аналогичных случаях.

Установлено и данный факт не отрицается ответчиком, что ДД.ММ.ГГГГ Диканской Ю.В. принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под на основании постановления администрации г. Пятигорска , с учетом имеющегося у нее статуса.

Указанное постановление администрации г.Пятигорска не обжаловано, не оспорено и имеют юридическую силу. В то же время, при наличии статуса такой категории лиц и отсутствии пригодного для проживания жилья, постановке Диканской Ю.В. на очередь нуждающихся в жилье, она не может должным образом осуществить свои жилищные права, в том числе право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.

Законодательство РФ предоставляет детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, особые жилищные права, гарантированные государством. Так, согласно п.2ст.57 ЖК РФ лица из данной категории, не имеющие закрепленного жилья, вне очереди обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма.

Ответчик не отрицает и это подтверждается представленными письменными документами, что Диканской Ю.В., обладающая указанным статусом, признана нуждающейся в жилье, состоит в общегородской очереди нуждающихся в жилом помещении и в списке лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья под , из чего следует, что администрация г.Пятигорска, признав Диканской Ю.В. нуждающейся в жилье и поставив ее в общегородскую очередь нуждающихся, исходя из ее права на внеочередное получение жилья, приняла на себя в силу закона обязательства обеспечить указанное лицо благоустроенным жилым помещением вне очереди по месту жительства и предоставление Диканской Ю.В. жилого помещения по договору социального с учетом количества выделенных на эти цели денежных средств не зависит от номера в списке такой же категории лиц детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

Предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к которым относится и Диканской Ю.В. установлено актом федерального значения.

В отношении детей-сирот п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" срок предоставления жилья по договору социального найма определен следующими юридическими фактами: окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ или возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Часть 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список внеочередников, тем более от времени включения в названный список. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. в порядке очередности лиц равной категории.

Тот факт, что органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ формируется и ведется список лиц имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, не свидетельствует о том, что жилье гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очереди по названному списку.

Как следует из ст. ст. 13 и 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления в области жилищных отношений не относится определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Органы государственной власти субъекта РФ определяют лишь порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок определен в ст. 57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч. 1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч. 2), а внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без всякой очереди. Поэтому установление органом местного самоуправления или даже законодательным органом субъекта РФ очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства, т.к. в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. В такой же мере и разрешение требований о предоставлении детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

С учетом изложенного доводы ответчиков при рассмотрении дела о предоставлении жилья вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, о том, что строительство жилья в г.Пятигорске не ведется, свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда отсутствуют, денежных средств на приобретение жилья нет, поставщиков жилья на открытых конкурсах не имеется для приобретения жилых помещений в собственность и передачи его в пользование такой категории лиц на условиях соцнайма, в связи с чем, не было и не имеется возможности предоставить Диканской Ю.В. жилое помещение, не основаны на законе.

По закону СК № 7 -КЗ от 16 марта 2006 года ( в редакции закона от 9 июля 2007 года № 34 -КЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении СК или учреждении социального обслуживания населения СК, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением по их выбору: либо по договору социального найма, либо в форме предоставления им субсидий, исходя из общей площади жилья 33 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по СК, устанавливаемой Правительством СК (в редакции закона № 75 -КЗ от 10.11.08 г).

Как видно, ЖК РФ закрепив за гражданами, указанными в п.1 и п.3ч.2ст.57 ЖК РФ, право на получение жилья вне очереди, не указал о сроке предоставления жилья данным категориям граждан.

Тот факт, что ответчик -Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, является главным распорядителем, а администрация города Пятигорска, как орган местного самоуправления, лишь получателем денежных средств, не может повлиять на правомочность требований истца об обеспечении жильем на условиях социального найма к указанному в иске сроку.

Отсутствие в ЖК РФ указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, указанным в п.1 и п.3ч.2ст.57 ЖК РФ, говорит о том, что жилье должно предоставляться данным гражданам после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочердников), т.к. не терпит отлагательства обеспечением жильем таких лиц из той категории граждан, кому государство обязалось предоставить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности.

В связи с этим, суд считает не противоречащим закону требование прокурора о предоставлении Диканской Ю.В. жилого помещения на условиях социального найма вне очереди до ДД.ММ.ГГГГ, т.к. ч.2ст.57 ЖК РФ, как и другие нормы ГК РФ, не ставит передачу жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения других жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников и порядковый номер в этом списке обратившегося лица.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований или возражений. В условиях состязательности процесса таких бесспорных доказательств со стороны ответчиков в опровержение доводов истца не представлено.

С учетом приведенных обстоятельств и доводов сторон, суд считает подлежащим удовлетворению иск прокурора г. Пятигорска в интересах Диканской Ю.В. о возложении обязанности на ответчиков по внеочередному предоставлению жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с нормами предоставления жилья в г. Пятигорске, установленными Положением о порядке предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма в г.Пятигорске, утвержденного Решением Думы г.Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ ГД, который по мнению суда является необходимым и достаточным для проведения установленных законом процедур по заключению с Диканской Ю.В. договора социального найма жилого помещения.

Руководствуясь ст.ст.12,56, 167, 194-198 ГПК РФ, суд

            Р Е Ш И Л :

                Исковые требования прокурора г. Пятигорска, в интересах Диканской Ю.В., к администрации города Пятигорска, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении вне очереди жилого помещения, соответствующего санитарным нормам и правилам, по договору социального найма удовлетворить.

Обязать администрацию города Пятигорска, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края предоставить Диканской Ю.В., вне очереди в г. Пятигорске жилое помещение, соответствующее санитарным нормам и правилам, на условиях договора социального найма.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья:________________________________О.В.Ивлева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200