решение 2-2795/11



дело № 2-2795/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 октября 2011 года                                                                     город Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе

председательствующего судьи Пакова Н.Н.,

при секретаре Чернобай Е.С.,

с участием:

ст.помощника прокурора Швец Е.С.,

представителя администрации Рыбиной Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Пятигорска в защиту интересов Варшавской К.Е. к администрации г. Пятигорска, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении вне очереди жилого помещения, соответствующего санитарным нормам и правилам, по договору социального найма,-

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Пятигорска обратился в суд в защиту интересов Варшавской К.Е. с исковым заявлением к администрации г. Пятигорска, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении вне очереди жилого помещения, соответствующего санитарным нормам и правилам, по договору социального найма.

В обоснование своих доводов истец указал, что прокуратурой города проведена проверка исполнения требований законодательства Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено следующее: постановлением главы администрации города Пятигорска от 21.03.1995 № 361 малолетняя Варшавская Кристина Евгеньевна, 03.12.1995 года рождения, определена в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) № 32», поскольку отец ребенка - Варшавский Е.П. - записан в свидетельстве о рождении ребенка со слов матери, а мать - Варшавская Е.А. - болела и нуждалась в длительном стационарном лечении. Пунктом 2 указанного постановления за несовершеннолетней закреплено право на жилое помещение, расположенное по ул. …. г. Пятигорска. Впоследствии постановлением руководителя администрации города Пятигорска от 06.09.2010 № 4267 пункт 2 постановления главы администрации города Пятигорска от 21.03.1995 № 361 отменен. После окончания пребывания в образовательном учреждении Варшавская К.Е. принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под № 37 (постановление главы города Пятигорска от 24.02.2011№ 460), поскольку фактически на момент направления в образовательное учреждение кого-либо жилого помещения за ней не закреплялось. В соответствии с абзацем вторым ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно абзацу третьему ч. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. Согласно подпункту 7 пункта 9.2 Положения о Министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного постановлением губернатора Ставропольского края от 07.07.2008 № 530, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. В соответствии с п. 7 ст. 1 закона Ставропольского края № 120-кз от 31.12.2004 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения. При этом, органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на их финансовое обеспечение за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Ставропольского края (п. 1 ч. 1 ст. 4 названного закона). Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства администрацией города Пятигорска, за счет материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края, должно быть предоставлено Варшавской К.Е. жилое помещение не менее 18 квадратных метров общей площади. Вместе с тем, соответствующее жилое помещение до настоящего времени не предоставлено, что противоречит вышеперечисленным нормам закона.

Просит суд обязать ответчиков обеспечить Варшавскую К.Е. жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании помощник прокурора г. Пятигорска Швец Е.С. заявленные исковые требования поддержала и просила обязать ответчиков обеспечить Варшавскую К.Е. жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Истец Варшавская К.Е. в судебное заседание не явилась, об уважительности причин неявки суд не известила, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявила, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель администрации г. Пятигорска, Рыбина Е.В. действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила суду, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к дополнительным гарантиям по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дополнительные гарантии на жилое помещение. Нормами вышеуказанных нормативных правовых актов предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ). Согласно статье 2 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Ставропольского края. Частью 2 статьи 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору, либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, решением Думы города Пятигорска от 26 апреля 2006 года № 55-63 ГД «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» (с изменениями от 30 мая 2011 года № 20-4 РД) норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере: не менее 28,0 квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноко проживающего гражданина и семьи, состоящей из двух человек; не менее 14,0 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек.

Социальная поддержка лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на территории Ставропольского края органами государственной власти Ставропольского края. В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Закон Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз) органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Согласно статье 5 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз органы государственной власти Ставропольского края обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий. В целях реализации переданных отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. За счет субвенции, предоставляемой в соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз, органы местного самоуправления приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования и по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз размер субвенции на планируемый год, необходимой муниципальному району или городскому округу, рассчитывается по формуле, исходя из нормы общей площади жилого помещения на одного человека. Контроль за исполнением переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляет Правительство Ставропольского края через уполномоченный орган исполнительной власти Ставропольского края в области образования (часть 3 статьи 10 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз). Во исполнение Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз Постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому субсидия предоставляется органами местного самоуправления однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Исходя из вышеизложенного, обеспечение жилищных прав Варшавской К.Е. будет осуществляться в соответствии с нормами действующего законодательства. Законом Ставропольского края от 7 декабря 2010 года № 103-кз «О бюджете Ставропольского края на 2011 год» муниципальному образованию городу-курорту Пятигорску на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрена субвенция за счет средств краевого бюджета в размере 6621,35 млн. рублей, за счет средств федерального бюджета в размере 3873,52 млн. рублей.

Выделение дополнительных финансовых средств на приобретение жилых помещений муниципальному образованию городу-курорту Пятигорску не предусмотрено. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» устанавливает порядок проведения открытого конкурса на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд города Пятигорска. В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Считает, что Варшавская К.Е. не имеет преимущественного права получения жилого помещения по договору социального найма, так как она является 37 в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях при администрации города Пятигорска, так как он позже остальных поставлен в очередь. Остальные дети из очереди имеют равные с Варшавской К.Е. права на получение жилого помещения по договору социального найма и не должны быть ущемлены.

Просит суд в удовлетворении исковых требований прокурора города Пятигорска, выступающего в защиту интересов Варшавской К.Е. об обеспечении ее жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, отказать.

Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, представив суду письменные возражения по заявленному иску, согласно которым считают исковые требования прокурора г. Пятигорска в интересах Варшавской К.Е. необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: пунктом 6 статьи 26.3.Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 статьи 26.3, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 указанного Закона, органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны обеспечить эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из бюджета Ставропольского края на осуществление отдельных государственных полномочий. Выделяемые средства распределены между органами местного самоуправления пропорционально фактической потребности. В соответствии с п. 3 Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Согласно Приложению 15 к Закону Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2011 год", субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций местным бюджетам в 2011 году на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», г. Пятигорску Ставропольского края на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не имеющих закреплённого жилого помещения за счёт средств краевого бюджета в 2011 году выделено…..рублей, что подтверждается платежными поручениями № 132 от 09.02.2011 г., № 540 от 08.04.2011 г.

В объёме доведённых лимитов бюджетных обязательств органы местного самоуправления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физическими и (или) юридическими лицами или представляют субсидии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с п. 7 «Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, путем ее перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления. Статьёй 12 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз предусмотрено, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами. Таким образом, в связи с передачей полномочий и финансирования органов местного самоуправления по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Минстрой СК не может быть обязан предоставить Варшавской К.Е. жилое помещение, так как в соответствии с законодательством данная обязанность возложена на органы местного самоуправления, в данном случае на администрацию г. Пятигорска, которой в свою очередь не должным образом организована работа по расходованию средств с целью обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Соответственно на основании п.1 ч.2 ст. 5. Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз Минстрой СК может быть обязан обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств для исполнения данной обязанности, но не обеспечить жилым помещением Варшавскую К.Е.

Просят суд требование прокурора в отношении министерства строительства и архитектуры СК обеспечить Варшавскую К.Е. жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, отказать.

Суд, выслушав доводы помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений п.3 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с п.п.2 п.2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Постановлением главы администрации города Пятигорска от 21.03.1995 № 361 малолетняя Варшавская Кристина Евгеньевна, 03.12.1995 года рождения, определена в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) № 32», поскольку отец ребенка - Варшавский Е.П. - записан в свидетельстве о рождении ребенка со слов матери, а мать - Варшавская Е.А. - болела и нуждалась в длительном стационарном лечении. Пунктом 2 указанного постановления за несовершеннолетней закреплено право на жилое помещение, расположенное по ул. …. г. Пятигорска.

Впоследствии постановлением руководителя администрации города Пятигорска от 06.09.2010 № 4267 пункт 2 постановления главы администрации города Пятигорска от 21.03.1995 № 361 отменен.

После окончания пребывания в образовательном учреждении Варшавская К.Е. принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под № 37 (постановление главы города Пятигорска от 24.02.2011№ 460), поскольку фактически на момент направления в образовательное учреждение кого-либо жилого помещения за ней не закреплялось.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

В соответствии с законом Ставропольского края № 120-кз от 31.12.2004 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.

Таким образом, Варшавская К.Е. в соответствии с требованиями действующего законодательства должно быть предоставлено жилое помещение не менее 18 квадратных метров общей площади. Вместе с тем, соответствующее жилое помещение до настоящего времени не предоставлено, что противоречит вышеперечисленным нормам закона.

Суд установил, что Варшавская К.Е. жилым помещением не обеспечена.

Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года № 250-О-П «По жалобе муниципального образования городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Согласно Закона СК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в СК отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - отдельные государственные полномочия), состоящими в обеспечении жилыми помещениями.

Согласно ст.6 указанного закона, финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в Законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций, размер которых определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края, с учетом обеспечения жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством Ставропольского края. При определении размера субвенций на планируемый год учитывается прогнозируемое количество детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в приобретении жилья, которые будут обеспечены жилыми помещениями в планируемом году, норма площади жилого помещения, установленная законодательством Ставропольского края; средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемая ежеквартально уполномоченным Правительством Ставропольского края органом исполнительной власти Ставропольского края; поправочный коэффициент, определяемый как соотношение средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в соответствующем муниципальном районе или городском округе Ставропольского края к средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю".

Согласно ст. 4 Органы местного самоуправления обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Ставропольского края по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий; и при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Ставропольского края.

Как следует из Закона Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2010 год» размер субвенций на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в СК отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» городу курорту Пятигорску составил на обеспечение жилыми помещениями за счет средств краевого бюджета и за счет средств федерального бюджета.

Суд установил, что в соответствии с постановлением губернатора Ставропольского края от 23 сентября 2010 г. № 517 «О внесении изменения в подпункт 9.2 Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского от 07 июля 2008 г. № 530» уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей и детей, оставшихся без попечения родителей, является - министерство строительства и архитектуры Ставропольского края.

Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, является главным распорядителем, администрация города Пятигорск - является получателем денежных средств, выделяемых на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в СК отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а на МУ Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска возложена обязанность по заключению договоров социального найма жилого помещения от имени собственника жилого помещения и организация проведения установленной законом процедуры приобретения жилого помещения. Данные обстоятельства свидетельствуют об обоснованности предъявленных требований к указанным ответчикам.

Доводы представителя ответчика о том, что истец Варшавская К.Е. не имеет преимущественного права получения квартиры по договору социального найма, так как он является 37 в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях при администрации города Пятигорска, так как она позже остальных была поставлен в очередь. Остальные 36 человек из очереди имеют равные права на получение квартиры по договору социального найма и не должны быть ущемлены. К тому же, считает невыполнимыми требования прокурора о незамедлительном обеспечении Варшавской К.Е. жилой площадью по договору социального найма, так как в настоящее время отсутствуют денежные средства на немедленное исполнение данного решения, не являются основанием к отказу в иске по тем основаниям, что истец, не являясь участником бюджетных правоотношений, не наделен правами влияния на распределение денежных средств между распорядителями и получателями бюджетных средств, тогда как ответчики, являясь органами государственной власти Ставропольского края и органами местного самоуправления, наделены не только государственными полномочиями по реализации возложенных законом обязанностей, но и правами на получение финансового обеспечения переданных государственных полномочий, и являясь участниками бюджетных правоотношений, а следовательно и наделены правами на защиту способами установленными законом своих прав и законных интересов, в том числе, и в связи с реализацией возложенных законом обязанностей.

Положениями ст. 12 Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в СК отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрена ответственность органов местного самоуправления, их должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий, а положениями ст.5,10 указанного Закона определены обязанности органов государственной власти Ставропольского края, в том числе уполномоченного органа исполнительной власти Ставропольского края в области образования (Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края), по обеспечению передачи органам местного самоуправления финансовых средств необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, по осуществлению контроля за исполнением государственных полномочий, по даче разъяснений и содействию в разрешении вопросов в связи с осуществлением государственных полномочий.

В условиях состязательности гражданского процесса, ответчиками не опровергнуты доводы прокурора, предъявившего иск в интересах истца Варшавской К.Е. о не выполнении ответчиками без уважительных причин, возложенных на них ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанностей по внеочередному обеспечению жилым помещением по договору социального найма Варшавскую К.Е. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о необоснованности доводов представителей ответчиков о нарушении прав других лиц, имеющих право на получение вне очереди жилого помещения в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», включенных в список с более раннего срока, чем истец, поскольку положениями приведенного закона, а так же ст. 57 ЖК РФ определено равное право на обеспечение жилым помещением детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от времени включения в список указанных лиц.

Согласно Положения о порядке предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма в г.Пятигорске, утвержденного Решением Думы г.Пятигорска от 28.12.2006 N 65-9 ГД жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам в черте соответствующего населенного пункта общей площадью на одного члена семьи не менее нормы предоставления (18 кв. м.) и должно быть благоустроенным, отвечать установленном санитарным и техническим правилам и нормам, предъявляемым к жилым помещениям, применительно к городу Пятигорску, находиться в черте города Пятигорска.

С учетом приведенных обстоятельств и доводов сторон, суд считает подлежащим удовлетворению иск прокурора города Пятигорска в интересах Варшавской К.Е. к администрации г.Пятигорска, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, об обязании обеспечить вне очереди жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Пятигорска в защиту интересов Варшавской К.Е. к администрации г. Пятигорска, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении вне очереди жилого помещения, соответствующего санитарным нормам и правилам, по договору социального найма - удовлетворить.

Обязать администрацию г. Пятигорска, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края обеспечить Варшавскую К.Е. жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано, опротестовано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья           Н.Н. Паков

-32300: transport error - HTTP status code was not 200