дело № 2-2774/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 сентября 2011 года город Пятигорск Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Лихомана В.П., при секретаре Лазгиян А.С., с участием старшего помощника г. Пятигорска Шуйской Н.В., представителя ответчика - администрации г. Пятигорска Штейна А.М., представителя третьего лица - МУ «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска» Лопатько А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело № 2-2774/11 по исковому заявлению прокурора г. Пятигорска в интересах Колесниковой О.В. к администрации г. Пятигорска, министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении вне очереди жилого помещения, соответствующего санитарным нормам и правилам по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: В исковом заявлении прокурор г. Пятигорска и судебном заседании старший помощник г. Пятигорска Шуйская Н.В. в обоснование заявленных исковых требований суду сообщили, что прокуратурой г. Пятигорска проведена проверка исполнения требований законодательства Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что постановлением главы г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ над малолетней Колесниковой О.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения учреждена опека; опекуном назначена Гридчина А.И. Пунктом 2 указанного постановления за несовершеннолетней закреплено право на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Впоследствии постановлением руководителя администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ, пункт 2 постановления главы города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ отменен. По окончанию опеки Колесникова О.И. принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под № (постановление руководителя администрации города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ), поскольку фактически на момент направления в образовательное учреждение какого-либо жилого помещения за ней не закреплялось. В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) (далее дети-сироты), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. Согласно пп. 7 п. 9.2 Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного постановлением губернатора Ставропольского края от 07 июля 2008 года № 530, министерство строительства и архитектуры Ставропольского края является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона Ставропольского края № 120-кз от 31 декабря 2004 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения. При этом, органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на их финансовое обеспечение за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Ставропольского края (п. 1 ч. 1 ст. 4 указанного закона). Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства администрацией г. Пятигорска, за счет материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных министерством строительства и архитектуры Ставропольского края, Колесниковой О.И. должно быть предоставлено жилое помещение не менее 18 квадратных метров общей площади. Вместе с тем, соответствующее жилое помещение до настоящего времени ей не предоставлено, что противоречит вышеперечисленным нормам закона. Прокурор г. Пятигорска обращается в суд с исковым заявлением в интересах Колесниковой О.И. на основании ст. 45 ГПК РФ и заявления вышеуказанного гражданина о нарушении ее жилищных прав. Прокурор г. Пятигорска просит суд обязать администрацию г. Пятигорска и министерство строительства и архитектуры Ставропольского края обеспечить Колесникову О.И. жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. В судебном заседании старший помощник прокурора г. Пятигорска Шуйская Н.В. поддержала заявленные прокурором г. Пятигорска исковые требования и просила их удовлетворить. В судебном заседании представитель ответчика - администрации г. Пятигорска Штейн А.М. возражал в отношении заявленных прокурором г. Пятигорска исковых требований, поскольку считает их необоснованными, в обоснование чего пояснил, что по смыслу ст. 96 ЗК РФ к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 1992 года № 309 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации» району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 июля 1992 года № 462 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах» установлены границы особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод. В состав особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод входят в Ставропольском крае города: Георгиевск, Минеральные Воды, Железноводск, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Лермонтов, а также районы Минераловодский, Георгиевский и Предгорный. В границах Кавказских Минеральных Вод выделяются первый экологический подрайон с режимом жестко ограниченного природопользования, и второй экологический подрайон с режимом ограниченного природопользования (округ санитарной охраны курорта) и зона ограниченного природопользования. Граница первого экологического подрайона с режимом жестко ограниченного природопользования проходит по автомобильной дороге, соединяющей населенные пункты Бекешевская и Боргустанская; восточнее пос. Новоборгустанский граница этого подрайона трассируется в направлении на север и выходит к р. Куме в районе пос. Орбелиановка. От пос. Орбелиановка граница поворачивает на восток и идет вдоль автомагистрали до пос. Побегайловка; от восточной окраины пос. Побегайловка трассируется на северо-запад вдоль автомагистрали до пос. Кумагорск; далее огибает пос. Кумагорск с севера и сворачивает в южном направлении, выходя на автомагистраль Ростов-Баку восточнее пос. Канглы, проходит по этой автомагистрали в восточном направлении до пос. Змейка, затем поворачивает в восточном направлении и идет по административной границе Предгорного района, а затем по автомагистрали Георгиевск-Пятигорск до ст. Константиновской лесной дачи, далее трассируется в южном направлении до границы Ставропольского края с Кабардино-Балкарской Республикой и проходит вдоль границы на запад до притока р. Малки ручья Сулл-укон, затем поворачивает на юго-запад по ручью и следует на запад вдоль автодороги Хабаз перевал Шаджатмаз. До автодороги Таллык-Бекешевская граница первого экологического подрайона совпадает с административной границей Ставропольского края с Кабардино-Балкарской Республикой, далее с восточными границами Карачаевского, Усть-Джегутинского и Прикубанского районов Карачаево-Черкесской Республики. Как видно из текста г. Пятигорск входит в границы первого округа санитарной охраны курорта КМВ. В соответствии с п. 12. Постановления Правительства РФ от 07 декабря 1996 года № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» на территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 2 ст. 7 закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к дополнительным гарантиям по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дополнительные гарантии на жилое помещение, а именно данными нормами предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Предусмотренные данным законом гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 5 указанного закона). В статье 2 указано на то, что дети-сироты имеют право на обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в переделах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю. В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса, решением Думы города Пятигорска от 26 апреля 2006 года № 55-63 ГД, норма предоставления установлена в размере 18,0 кв.м общей площади жилого помещения. Социальная поддержка лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на территории Ставропольского края органами государственной власти края. Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, органы государственной власти Ставропольского края обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. За счет субвенции, предоставляемой в соответствии с законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования и по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» размер субвенции на планируемый год, необходимой муниципальному району или городскому округу рассчитывается по формуле исходя из нормы общей площади жилого помещения на одного человека. Контроль за исполнением переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляет Правительство Ставропольского края через уполномоченный орган исполнительной власти Ставропольского края в области образования (ч. 3 ст. 10 указанного закона). Во исполнение закона Ставропольского края № 7-кз постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года № 60-п утвержден «Порядок предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», согласно которому, субсидия предоставляется органом местного самоуправления за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Исходя из всего перечисленного, обеспечение жилищных прав Колесниковой О.И. будет осуществляться в соответствии с нормами действующего законодательства. Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2010 год» г. Пятигорску на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения предусмотрено выделить за счет средств краевого бюджета - <данные изъяты> и <данные изъяты> за счет средств федерального бюджета. В выделении дополнительных финансовых средств на приобретение жилых помещений администрации г. Пятигорска министерством образования Ставропольского края отказано. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» устанавливает порядок проведения открытого конкурса на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд г. Пятигорска. В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Заявленные прокурором г. Пятигорска исковые требования удовлетворению не подлежат, так как заключить договор социального найма жилого помещения возможно только после предоставления субвенции органами исполнительной власти Ставропольского края муниципальному образованию г. Пятигорск. Колесникова О.И. не имеет преимущественного права получения квартиры по договору социального найма, так как она является <данные изъяты> в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях при администрации г. Пятигорска, так как она позже остальных была поставлена в очередь. Остальные <данные изъяты> человека из очереди имеют равные с Колесниковой О.И. права на получение квартиры по договору социального найма и не должны быть ущемлены. В соответствии со ст.ст. 4, 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, в связи с чем, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, в соответствии со ст.ст. 4, 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, то есть ответчиком - Ставропольским краем, в лице министерства финансов Ставропольского края. По изложенным основаниям представитель ответчика администрации г. Пятигорска Штейн А.М. просил в удовлетворении исковых требований прокурора г. Пятигорска о предоставлении Колесниковой О.И. по договору социального найма жилое помещение, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, отказать. В судебном заседании представитель третьего лица муниципального учреждения «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска» Лопатько А.С. согласился с доводами представителя администрации г. Пятигорска, возражал в отношении заявленных прокурором г. Пятигорска исковых требований и просил в удовлетворении иска отказать полностью. В судебное заседание представитель ответчика министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, извещенный о времени и месте судебного разбирательства не явился, представив заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика министерства строительства и архитектуры Ставропольского края. Согласно письменным возражениям представителя ответчика министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, п. 6 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в п. 2 настоящей статьи, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 указанного Закона, органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны обеспечить эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из бюджета Ставропольского края на осуществление отдельных государственных полномочий. Выделяемые средства распределены между органами местного самоуправления пропорционально фактической потребности. В соответствии с п. 3 Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Ставропольского края в установленном порядке доведены уведомления о показателях бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств в сроки, установленные порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи главных распорядителей средств бюджета Ставропольского края. Согласно Приложению 15 к Закону Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2011 год», субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций местным бюджетам в 2011 году на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», г. Пятигорску Ставропольского края на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения за счет средств краевого бюджета в 2011 году выделено <данные изъяты>, что подтверждается платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ были перечислены средства федерального бюджета в сумме <данные изъяты> на реализацию переданных полномочий (заявка № от ДД.ММ.ГГГГ). Следовательно, министерство строительства и архитектуры Ставропольского края передало финансовые средства, необходимые для осуществления переданных администрации г. Пятигорска государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. То есть, министерство надлежащим образом исполнило полномочия, возложенные на него законодательством. В объеме доведенных лимитов бюджетных обязательств органы местного самоуправления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физическими и (или) юридическими лицами или представляют субсидии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с п. 7 «Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, путем ее перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления. Статьей 12 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз предусмотрено, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных указанным Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами. По изложенным основаниям представитель ответчика министерства строительства и архитектуры Ставропольского края просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурора г. Пятигорска в интересах Колесниковой О.И. о предоставлении вне очереди жилого помещения, соответствующего санитарным нормам и правилам по договору социального найма. В судебное заседание не явилась Колесникова О.В., извещенная о его времени и месте. На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, а также с учетом лиц, участвующих в деле, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии Колесниковой О.В. С учетом доводов лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности и в их совокупности, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу положений п. 3 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно представленным письменным доказательствам, постановлением руководителя администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № Колесникова О.И. принята на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, регистрационный № и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под №. По настоящее время Колесникова О.И. жильем не обеспечена. Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления с соблюдением установленного Федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, что отметил Конституционный Суда РФ в определении от 05 февраля 2009 года № 250-О-П. Согласно Закону Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. Согласно Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящими в обеспечении жилыми помещениями. Согласно ст. 6 указанного Закона Ставропольского края, финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в Законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций, размер которых определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края, с учетом обеспечения жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством Ставропольского края. При определении размера субвенций на планируемый год учитывается: прогнозируемое количество детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в приобретении жилья, которые будут обеспечены жилыми помещениями в планируемом году; норма площади жилого помещения, установленная законодательством Ставропольского края; средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемая ежеквартально уполномоченным Правительством Ставропольского края органом исполнительной власти Ставропольского края; поправочный коэффициент, определяемый как соотношение средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в соответствующем муниципальном районе или городском округе Ставропольского края к средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю. Согласно ст. 4 указанного Закона, органы местного самоуправления обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Ставропольского края по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий; и при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Ставропольского края. Администрация г. Пятигорска является получателем денежных средств, выделяемых на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а на муниципальное учреждение «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска» возложена обязанность по заключению договоров социального найма жилого помещения от имени собственника жилого помещения и организация проведения установленной законом процедуры приобретения жилого помещения. Положениями ст. 12 Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрена ответственность органов местного самоуправления, их должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий, а положениями ст.ст. 5 и 10 указанного Закона определены обязанности органов государственной власти Ставропольского края, в том числе уполномоченного органа исполнительной власти Ставропольского края в области строительства (министерства строительства и архитектуры Ставропольского края) по обеспечению передачи органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, по осуществлению контроля за исполнением государственных полномочий, по даче разъяснений и содействию в разрешении вопросов в связи с осуществлением государственных полномочий. В условиях состязательности гражданского процесса ответчиками не опровергнуты подтвержденные надлежащими доказательствами доводы прокурора г. Пятигорска, предъявившего иск в интересах истицы Колесниковой О.И. о не выполнении ответчиками без уважительных причин, возложенных на них обязанностей, установленных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по внеочередному обеспечению жилым помещением по договору социального найма Колесниковой О.И. Согласно Положению о порядке предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма в г. Пятигорске, утвержденного Решением Думы г. Пятигорска от 28 декабря 2006 года № 65-9 ГД жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам в черте соответствующего населенного пункта общей площадью на одного члена семьи не менее нормы предоставления (18 кв.м) и должны быть благоустроены, отвечать установленном санитарным и техническим правилам и нормам, предъявляемым к жилым помещениям, применительно к г. Пятигорску, находиться в черте г. Пятигорска. Руководствуясь ст.ст. 12, 45, 56, 167, 193-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора г. Пятигорска в интересах Колесниковой О.В. к администрации г. Пятигорска, министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении Колесниковой О.В. вне очереди жилого помещения, соответствующего санитарным нормам и правилам по договору социального найма, удовлетворить. Обязать администрацию г. Пятигорска и министерство строительства и архитектуры Ставропольского края обеспечить Колесникову О.В. во внеочередном порядке жилым помещением, соответствующим санитарным нормам и правилам по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд, через Пятигорский городской суд в течение десяти дней со дня принятия его судом в окончательной форме. Судья В.П. Лихоман