Дело № 2-2495/11 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 октября 2011 года Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи - Жуковой Л.М. при секретаре - Карибовой Г.А., с участием: процессуального истца - Шуйской Н.В. старшего помощника прокурора г. Пятигорска представителя МОУ СОШ №12 - заместителя директора школы Швелидзе Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Пятигорского городского суда Ставропольского края, гражданское дело по иску Прокурора города Пятигорска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе с углублённым изучением английского языка № 12 о возложении обязанности по установке системы фильтрации сети «Интернет», приостановлении деятельности по предоставлению доступа в сеть «Интернет», У С Т А Н О В И Л: Процессуальный истец, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился к МОУ СОШ с углублённым изучением английского языка № 12 с требованиями не им имущественного характера следующего содержания: о возложении обязанности по установке системы фильтрации (контент-фильтра) информационно-коммуникационной сети «Интернет», исключающей беспрепятственный доступ к информации, не совместимой с задачами образования, приостановлении деятельности, связанной с предоставлением учащимся доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», до исключения беспрепятственного доступа к получению информации, не совместимой с целями образования. Свои доводы мотивирует тем, что прокуратурой города Пятигорска проведена проверка исполнения законодательства о противодействии экстремизму при реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе с углублённым изучением английского языка № 12. В ходе проверки установлено, что образовательное учреждение осуществляет учебный процесс по программам общего образования, в том числе посредствам информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступ к которой предоставлен в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». В соответствии со ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-Фз «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию детей, в пределах их полномочий способствуют физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей. Мониторинг интернет-ресурсов, проведенный прокуратурой города в образовательном учреждении, выявил информационные системы (сайты), беспрепятственный доступ к которым в условиях образовательного процесса является не допустимым, поскольку их содержание не совместимо с целями и задачами обучения, а также может причинить вред нравственному и духовному развитию несовершеннолетних. Так, в ходе проверки в кабинете информатики указанного образовательного учреждения, посредствам учебного компьютера, имеющего доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предоставленного в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», осуществлено соединение с информационными сайтами http://video.google.rn/videoplay7docicH737257514178776569,http://cultlib.alfaspace.net/68htm, на которых были размещены, соответственно, кинофильм «Вечный жид» и брошюра «Мать-земля: чудо-чудное, диво-дивное. Введение в геобиологию», автором которой является автором которой является Добровольский А.А.. Указанные материалы решением Тихвинского городского суда Ленинградской области от 25.05.2004 и Котельнического районного суда Кировской области от 09.03.2005 года признаны экстремистскими и в соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114 «О противодействии экстремисткой деятельности» включены в Федеральный список экстремистских материалов, размещенный на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации по адресу: http://www.minjust.ru/ru/activity/nko/fedspisok.Таким образом, в ходе проверки установлено, что в указанном учреждении на учебных компьютерах, имеющих доступ к сети «Интернет», предоставленный в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», имеется беспрепятственный доступ обучающихся к сайтам и материалам экстремистской направленности, причиняющий вред нравственном и духовному развитию несовершеннолетних. Круг обучающихся, чьи права и законные интересы могут быть нарушены бездействием МОУ СОШ № 12, выразившемся в обеспечении свободного доступа к интернет-ресурсам, содержащим материалы экстремистского характера, не определен ввиду его нестабильности. Просит возложить обязанность на МОУ СОШ № 12 по установке системы фильтрации (контент-фильтра) информационно-коммуникационной сети «Интернет», исключающей беспрепятственный доступ к информации, не совместимой с задачами образования, приостановлении деятельности, связанной с предоставлением учащимся доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», до исключения школой беспрепятственного доступа к получению информации, не совместимой с целями образования. В судебном заседании представитель процессуального истца - ст. помощник прокурора Шуйская Н.В., действуя в пределах предоставленных ей полномочий, полностью поддержала заявленные, в интересах неопределенного круга лиц требования истца к ответчику, просила удовлетворить их в полном объеме, по основаниям, изложенным процессуальным истцом, независимо от предоставленной ответчиком документации. Заместитель директора по информационно-коммуникационным технологиям МОУ СОШ с углублённым изучением английского языка № 12 Швелидзе Е.И., действуя на основании доверенности от 08.09.2011 года, в судебном заседании по существу признала заявленные к школе требования. Пояснила, что данная ситуация возникла в связи с тем, что в начале четвертой четверти 2010 - 2011 учебных годов, операционные системы на учебных компьютерах были изменены, новый контент-фильтр не был своевременно установлен, образовательная деятельность с использованием доступа к сети «Интернет» в указанный период времени на учебных компьютерах не осуществлялась. На неоднократные письма, адресованные в МУ «Управление образования администрации г. Пятигорска» по этому вопросу, получен ответ о том, что образовательные учреждения г. Пятигорска являются бюджетными учреждениями, финансируются в пределах выделенных бюджетных ассигнований из местного (городского) бюджета выделялись средства на оплату трафика сети «Интернет», на установку системы фильтрации информационно-коммуникационной сети «Интернет» бюджетные средства не выделялись, т.к. контент-фильтрация осуществлялась централизованно на уровне провайдера. В настоящее время выявленные прокуратурой недостатки в работе компьютерного класса полностью устранены, установлена система фильтрации (контент-фильтр), что подтверждено актом о проверки работоспособности системы, который представлен суду. Просит также учесть, что производимого МУ «УИО» администрации города Пятигорска СК, отчисления денежных средств из Местного бюджета мизерное и не покрывает всех необходимых расходов по надлежащему техническому содержанию здания и обеспечению учебного процесса. Представитель МУ «Управления образования администрации г. Пятигорска» - Нордгеймер Ю.Р., действуя по доверенности указанного ответчика, при рассмотрении заявленных требований полагается на усмотрение суда. Пояснил, что образовательные учреждения г. Пятигорска являются бюджетными учреждениями, финансируются в пределах выделенных бюджетных ассигнований, из Местного городского бюджета. Городом выделялись средства только на оплату трафика сети «Интернет», на установку системы фильтрации информационно-коммуникационной сети «Интернет» бюджетные средства не выделялись. Он понимает, что школы поставлены в плохие финансовые условия, но за пределы бюджета данный ответчик выйти не может. В основном все школы города Пятигорска выживают за счет родительских комитетов школ, которые предоставляют пожертвования родителей учеников, в том числе на ремонт классов, технических помещений школы и др. Понимает, что директора школ нарушают закон РФ «Об образовании» и финансирование школ за счет родителей недопустимо. Просит учесть, что все просьбы «УО» к администрации города Пятигорска СК по вопросу увеличения финансирования МОУ города Пятигорска СК никаких положительных результатов не дали. Представитель Министерства образования Ставропольского края в судебное заседание не явился, предоставив отзыв на исковое заявление, из содержания которого усматривается следующее: на Министерство образования СК возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети «Интернет» федерального списка экстремистских материалов, указанная информация доведена до сведения всех образовательных учреждений Ставропольского края, в соответствии со ст. 13 ФЗ от 25 июля 2002 года «О противодействии экстремисткой деятельности». Отделом государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования проводятся проверки образовательных учреждений Ставропольского края по соблюдению законодательства в части противодействия экстремистской деятельности и защиты детей от распространения информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию. В отчетных документах, предоставляемых управлением образования администрации г. Пятигорска, содержалась информация о том, что в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края при подключении к сети «Интернет» в полной мере обеспечены защитой ученические компьютеры, имеющие выход в сеть «Интернет», исключен доступ учащихся к интернет-ресурсам, не совместимым с задачами их воспитания. В компьютерных классах и других местах доступа к сети «Интернет» установлено программное обеспечение контентной фильтрации. Министерством ведется мониторинг подключения образовательных учреждений к системам контент-фильтрации, исключающим доступ к информационным ресурсам, несовместимым с задачами обучения и воспитания обучающихся. Работа по внедрению системы исключения доступа ведется в соответствии с методическими указаниями по порядку внедрения системы контентной фильтрации в образовательных учреждениях. Приказами назначены ответственные за внедрение системы контентной фильтрации во всех органах управления образованием в муниципальных районах и городских округах. Во все общеобразовательные учреждения направлены все инструктивно-методические и справочные материалы по существующим образовательным ресурсам и безопасному доступу к ресурсам сети «Интернет», расположенные на сайтах ed.gov.ru, skf.edu.ru, www.ntf.ru., а также «черный» список адресов. Для эффективного использования образовательных и развивающих ресурсов в сети Интернет составлен каталог, в котором представлено более 650 Интернет-ресурсов, в том числе образовательные порталы, каталог доведен до сведения всех школ в текстовом и электронном виде. Муниципальными органами управления образования созданы советы по контентной фильтрации в соответствии с методическими указаниями. Для решения задачи исключения доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами образования и воспитания обучающихся, на основе внедрения соответствующих программно-технических средств необходима координация и консолидация усилий заинтересованных органов уровня субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также непосредственно общеобразовательных учреждений. В Указанном отзыве содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя МО СК. Суд, с учетом мнения сторон, вынес определение о рассмотрении дела по имеющимся в нем доказательствам, в отсутствие не явившейся стороны, в соответствии с требованиями п. 5 ст. 167 ГПК РФ. Выслушав объяснения сторон по иску, исследовав представленные в условиях состязательности процесса и равноправия сторон, доказательства и оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и в совокупности, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ст. 46) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, устанавливающей право каждого человека «на эффективное восстановление прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом. Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в установленном законом порядке. В соответствии с указанной выше статьей правосудие по гражданским делам осуществляется на основе равноправия и состязательности сторон, при этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно истцу. В обоснование заявленных к ответчику требований, истец ссылается на следующие письменные доказательства: - Устав МУО СОШ № 12 от 31 июля 2009 года (л.д.21-58); - материалы проверки исполнения законодательства о противодействии экстремизму, реализации национального проекта «Образование» - объяснение И.о. директора МОШ СОШ от 1 августа 2011 года, из содержания которого усматривается, что при проверке компьютерного класса образовательного учреждения, подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в ходе мониторинга информации, размещённой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», были выявлены информационные системы начале 4-й четверти 2010-2011 г.г. операционные системы http://video.google.rn/videoplay7docicH737257514178776569,http://cultlib.alfaspace.net/68htm, на которых были размещены, соответственно, кинофильм «Вечный жид» и брошюра «Мать-земля: чудо-чудное, диво-дивное. Введение в геобиологию», автором которой является Добровольский А.А.. (л.д.6), а также судебные постановления. В опровержение заявленных к ответчику требований директор МОУ СОШ ссылается на акт проверки работоспособности контент-фильтрации от 02.08.2011 года, из содержания которого усматривается, что система контент-фильтрации обеспечивает исключение доступа пользователей к материалам экстремистской направленности, а также к информации, не совместимой с целями и задачами образования (л.д.44); фото таблицы, подтверждающие факт запрета к доступу - материалам экстремистской направленности, а также к информации, не совместимой с целями и задачами образования (л.д.44-49). В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений. Содержание указанной нормы закона следует рассматривать в контексте п.3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон в отстаивании и защите своих прав. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ст. 67 ГПК РФ). В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы гражданина и человека могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц. Федеральным законом № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 года, установлены требования ограничивающие доступ лиц, обучающихся в общеобразовательных учреждениях к «Интернет» сайтам, содержащим информацию, наносящую вред здоровью, нравственному и духовному развитию личности (в данном случае несовершеннолетних учашихся). Статьей 13 указанного выше Федерального закона, п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года № 1313, на Министерство юстиции Российской Федерации возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети «Интернет» федерального списка экстремистских материалов. Информация об указанном списке экстремистских материалов доведена до сведения всех образовательных учреждений Ставропольского края, что нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства дела, и по существу признано ответчиком. Судом установлен факт того, что в кабинете информатики указанного МОУ СОШ, на сайте сети «Интернет», имеющего доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предоставленного в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», осуществлено соединение с информационными сайтами http://video.google.rn/videoplay7docicH737257514178776569,http://cultlib.alfaspace.net/68htm, на которых были размещены, соответственно, кинофильм «Вечный жид» и брошюра «Мать-земля: чудо-чудное, диво-дивное. Введение в геобиологию», автором которой является автором которой является Добровольский А.А.. Вступившими в законную силу решениями Тихвинского городского суда Ленинградской области от 25.05.2004 и Котельнического районного суда Кировской области от 09.03.2005, указанные материалы признаны экстремистскими. В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением, признаются общеизвестными и не нуждаются в доказывании. В соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114 «О противодействии экстремисткой деятельности» указанная выше литература экстремистского характера включена в Федеральный список экстремистских материалов, размещенный на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации по адресу: http://www.minjust.ru/ru/activity/nko/fedspisok. Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений ст. 2 Закона «Об образовании» от 10.07.1992 года (в редакции 17.12.-2009 года ФЗ № 313). Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Закон (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 24.10.2007 N 232-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ). Однако, в ходе проводимой прокуратурой г. Пятигорска проверки исполнения законодательства о противодействии экстремизму при реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе с углублённым изучением английского языка № 12 установлено: при осуществлении учебного процесса по программам общего образования, в том числе посредствам информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступ к которой предоставлен в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», осуществляется пользование информационными системами (сайтами), доступ к которым в условиях образовательного процесса является не допустимым, поскольку их содержание не совместимо с целями и задачами обучения. Данные обстоятельства подтверждены указанными выше надлежащими письменными доказательствами, имеющимися в материалах гражданского дела, которым судом дана правовая оценка с учетом требований ст.ст. 60, 67 ГПК РФ. Доказательств обратного, ответчиком в условиях состязательности процесса и равноправия сторон, в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, не представлено, и требования истца по существу признаны и устранены. Учитывая конкретные обстоятельства дела, и не смотря на то, что на момент разрешения заявленных процессуальным истцом к указанному ответчику требований, выявленные в ходе проверки недостатки устранены, суд находит заявленные истцом к ответчику требования основанными на законе и подлежащими удовлетворению в части заявленных требований о возложении обязанности на администрацию МОУ СОШ с углублённым изучением английского № 12 установить систему Фильтрации (контент-фильтр) информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», исключающую беспрепятственный доступ к информации, не совместимой с целями и задачами образования, в остальной части заявленных требований истцу следует отказать. Руководствуясь ст.ст. 17,36 Конституции РФ, Законом «Об образовании», 8, 10, 12, ГК РФ, 45, 55-57, 194-199, 338 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л : Обязать администрацию МОУ СОШ с углублённым изучением английского языка № 12 установить систему Фильтрации (контент-фильтр) информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», исключающую беспрепятственный доступ к информации, не совместимой с целями и задачами образования, в остальной части заявленных требований - отказать. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд, путем подачи кассационной жалобы через Пятигорский городской суд, в течение 10 дней, со дня принятия его судом в окончательной форме. Судья Л.М. Жукова.
(на основании доверенности от 08.09.2011 года)