Дело № 2-2909/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 октября 2011 года г. Пятигорск Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Степаненко Н.В., при секретаре судебного заседания Каган Я.О., с участием: истицы Ивановой О.Ю., представителя ответчика Соседской Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по иску Ивановой О.Ю. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края требований об отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, о наложении обязанности включить в стаж лечебной деятельности период работы истицы, признании права на досрочное назначение пенсии, У С Т А Н О В И Л: ИвановаО.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края требований об отмене решения комиссии об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, о наложении обязанности включить в стаж лечебной деятельности период работы истицы, признании права на досрочное назначение пенсии. В судебном заседании истица Иванова О.Ю. пояснила, что: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в республиканской клинической больнице им. <данные изъяты> <адрес> в должности акушерки отделения патологии беременных. - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в областной клинической больнице им. <данные изъяты> <адрес> в должности медицинской сестры в гастроэнтерологическом отделении. - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты> областной больнице в должности врача-интерна. - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты> областной больнице в должности врача-терапевта консультативной поликлиники. - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала <данные изъяты> областной больнице в должности участкового терапевта. - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты> поликлинике <данные изъяты> в должности участкового врача-терапевта. - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Муниципальном предприятии «Поликлиника <данные изъяты> в должности участкового врача терапевта. - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала и по настоящее время работаю в МУЗ «Поликлиника №» <адрес> в должности участкового врача-терапевта. На заявление в ГУ - УПФ РФ по г. Пятигорску СК о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску СК ответило отказом. Периоды её работы: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> областной больнице в должности врача- интерна; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> областной больнице в должности участкового терапевта. - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном предприятии «Поликлиника <данные изъяты>» в должности участкового врача, не включены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. С данным отказом она не согласна. Работая в вышеуказанных должностях, она осуществляла свою профессиональную деятельность на полную тарифную ставку, полный рабочий день. Согласно справки Муниципального учреждения здравоохранения «Поликлиника №1» с ДД.ММ.ГГГГ городская Поликлиника им. 1 Мая переименована в Центральную юродскую больницу, на основании решения Пятигорского Горисполкома № от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ предоставлена самостоятельность городской Поликлинике им. 1 Мая на основании решения Пятигорского горисполкома № от ДД.ММ.ГГГГ и приказа ЦГБ № от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ городская Поликлиника им. 1 Мая переименована в муниципальное предприятие «Поликлиника №1» на основании распоряжения Главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное предприятие «Поликлиника № 1» переименовано в муниципальное учреждение здравоохранения «Поликлиника № 1», решение администрации г. Пятигорска, свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, за периоды работы в вышестоящих учреждениях она осуществляла одну и ту же деятельность - медицинскую и считает, что периоды её работы, не включенные в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии попадают под действие п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Просила суд: Решение ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску СК от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении Ивановой О.Ю., об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости - отменить. Обязать ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску СК включить в специальный стаж работы, предоставляющий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> областной больнице в должности врача-интерна; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> областной больнице в должности участкового терапевта; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном предприятии «Поликлиника 1 Мая» в должности участкового врача. Признать за нею право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с момента подачи заявления. Полномочный представитель ответчика Соседская Л.В., возражая против удовлетворения исковых требований пояснила, что выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1 Конституции РФ), либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1 Конституции РФ). Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации Действуя в пределах предоставленного ему полномочий, Правительство Российской Федерации в Постановлении от 29.10.2002г. № 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Данные Список и Правила конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ понятия «лечебная деятельность» и «учреждения здравоохранения», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. Аналогичным образом реализовывалось и право работников здравоохранения на пенсию за выслугу лет по ранее действующему законодательству (статьи 81 и 83 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»). Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 29.01.2004 года № 2-П установил, что при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 года могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования. В целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении выслуги лет применялись следующие нормативные акты, регулировавшие порядок исчисления стажа: - до 01.11.1999 года - Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечение и иная работа которых по охране здоровья населения, даёт право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. № 953; - после 01.11.1999 года - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее Список от 22.09.1999г. № 1066) и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее Правила от 22.09.1999г. № 1066), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1066. Таким образом, по нормам ранее действовавшего законодательства (с учетом Постановления КС № 2-П от 29.01.2004 года) не представляется возможным зачесть в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> областной больнице в должности «врача-интерна» в стаж на соответствующих видах работ нет основания, т.к. указанная должность «Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения» (утв. Приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 № 377) не отнесена к числу врачей-специалистов, поэтому необходимо документально подтвердить факт работы врача-интерна по соответствующей специальности. - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> областной больнице в должности «участкового терапевта» в стаж на соответствующих видах работ нет основания, т.к. указанная должность «Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения» (утв. Приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 № 377) не предусмотрена. - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном предприятии «Поликлиника 1 мая» в должности «участкового врача» в стаж на соответствующих видах работ нет основания, т.к. предприятие Списком, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 464 не предусмотрена. Считает, что позиция Пенсионного фонда согласуется с разъяснениями Верховного суда, выраженными в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2010 года, утвержденным Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 15.09.2010 года. В случае принятия судом решения об удовлетворении заявленных исковых требований, у истца будет иметься необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. Ответчиком для обозрения суду представлено пенсионное дело Ивановой О.Ю. из которого следует, что она обратилась с заявлением о назначении досрочной пенсии в порядке пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ и решением УПФ ей в этом отказано за отсутствием требуемого по закону 30 летнего стажа в связи с не включением в него спорных периодов, указанных в иске и возражениях на него и по основаниям, изложенным в возражении на иск. При этом в материалах пенсионного дела имеются допустимые доказательства, подтверждающие наличие у Ивановой О.Ю. лечебного стажа, подлежащего включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, который ответчиком не оспаривается. Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, подлинное пенсионное дело Ивановой О.Ю., оценив представленные доказательства с учетом требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, каждое в отдельности и в совокупности суд считает, что истец в условиях состязательного процесса доказал законность своих требований по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Статьей 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гражданам РФ гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Законом РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющим основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, согласно требованиям ст.ст. 27 и 28 указанного Закона. Согласно п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ от 30.12.2008г. № 319-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Положениями ФЗ от 17.12. 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии, в том числе сохранение и преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления закона в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе, права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. Из положений указанного Закона следует, что право граждан, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от того, предусмотрено ли на день разрешения спора в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, наименование учреждение здравоохранения (лечебно-профилактической организации) в которой осуществлялась лечебная и иная деятельность лица по охране здоровья населения, если период выполнения данной деятельности, в соответствии с действующим на тот период законодательством, подлежал включению в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую досрочно. Согласно решения ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску № от ДД.ММ.ГГГГ Ивановой О.Ю. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации в связи с не включением в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периодов трудовой деятельности: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> областной больнице в должности «врача-интерна», - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> областной больнице в должности «участкового терапевта», - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном предприятии «Поликлиника 1 мая» в должности «участкового врача» т.к. предприятие Списком, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 464 не предусмотрена. Рассматривая вопрос о возможности включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ периода работы истицы - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> областной больнице в должности «врача-интерна» суд приходит к следующему. Из анализа законодательства, регулирующего вопросы назначения пенсии в связи с лечебной деятельностью, можно сделать вывод о возможности включения времени работы врачом-интерном в стаж для назначения досрочной пенсии при наличии трех условий: врач-интерн должен работать в учреждении, которое поименовано в Списке, должен быть зачислен на штатную должность в лечебной организации, врач-интерн с 1 ноября 1999 года должен трудиться не менее нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени. Это предусмотрено п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781. (Для медицинских работников предусмотрено сокращенное рабочее время - не более 39 часов в неделю (ст. 350 ТК РФ). Сколько должен трудиться тот или иной медицинский работник, установлено Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 года N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой должности или специальности".) До 01 ноября 1999 года объем работы не важен. В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, приведенной в приложении № 3 к положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. № 377, должность врача-интерна выделена как самостоятельная и прямо не отнесена к врачам-специалистам. Врач-интерн осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста и по завершении подготовки в интернатуре сдает выпускные экзамены по специальности. Кроме того из представленной суду должностной инструкции врача-интерна следует, что врач-интерн относится к категории специалистов. На должность врача-интерна назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование без предъявления требований к стажу работы. Назначение на должность врача-интерна и освобождение от нее производится приказом руководителя учреждения здравоохранения по представлению. Врач-интерн осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста, отвечая наравне с ним за свои действия. Работает в соответствии с типовым планом подготовки врачей-интернов. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка учреждения здравоохранения, в котором проходит интернатуру. Врач-интерн несет ответственность: за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ; за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ; за ошибки в проведении лечебных мероприятий, повлекшие за собой тяжкие последствия для пациента - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством. Удовлетворяя требования Ивановой О.Ю. о включении в стаж лечебной деятельности периода работы в <данные изъяты> областной больнице в должности «врача-интерна» суд исходит из того, что, будучи врачом-интерном, истица осуществляла функции врача, была зачислена в штатную должность (запись в трудовой книжке), на неё распространяются права и льготы, установленные для медицинских работников по специальности. Отказывая во включении периода работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> областной больнице в должности «участкового терапевта» в стаж на соответствующих видах работ ответчик ссылается на Приказ Минздрава РФ от 15 октября 1999 № 377. При этом в тексте указанного приказа допускается написание указанной должности как, - «врач-терапевт участковый» (Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения), - так и «участковый терапевт» (Положение об оплате труда работников здравоохранения РФ). В «положении об организации деятельности врача-терапевта участкового» указано, что на должность врача-терапевта участкового назначаются специалисты, имеющие высшее медицинское образование по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия» и сертификат специалиста по специальности «Терапия». То есть указание в трудовой книжке истицы наименования должности, как «участковый терапевт» не свидетельствует о том, что истица в указанный период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) не осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, учитывая, что до указанного периода истица с ДД.ММ.ГГГГ работала в должности «врача терапевта», что подтверждается трудовой книжкой. На основании указанного суд приходит к выводу, что подлежит включению в стаж лечебной деятельности период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> областной больнице в должности «участкового терапевта». Согласно справки МУЗ «Поликлиника №1» от ДД.ММ.ГГГГ №, городская поликлиника им 1 Мая с ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения главы администрации г.Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ переименована муниципальное предприятие «Поликлиника №1», а с ДД.ММ.ГГГГ на основании решения администрации г.Пятигорска, свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ переименована в муниципальное учреждение здравоохранения «Поликлиника №1» (МУЗ Поликлиника №1). Приведенные обстоятельства и доказательства, подтверждают доводы истицы о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном предприятии «Поликлиника 1 мая» в должности «участкового врача терапевта» истица осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в должности участкового врача терапевта, которое в период с ДД.ММ.ГГГГ именовалось - муниципальное предприятие «Поликлиника №1», а с ДД.ММ.ГГГГ именуется МУЗ Поликлиника №1 без изменения характера деятельности, цели, задач и функций лечебно-профилактической организации поликлиники - МУЗ «Поликлиники №1». При оценке доводов сторон и представленных доказательств, суд принимает во внимание правовые позиции Конституционного Суда РФ, сформулированные в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П, в соответствии с которыми ч. 1 ст. 7 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, а важнейшим элементом социального обеспечения по возрасту является пенсионное обеспечение. Определяя правовые основания, условия назначения и порядок исчисления пенсий, законодатель должен учитывать, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены. Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ, в том числе право на социальное обеспечение, в том числе на пенсионное обеспечение, по смыслу статей 1, 2, 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, что необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования. Граждане, приобретшие пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Следовательно, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Положениями ФЗ от 17.12. 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии, в том числе сохранение и преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления закона в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. Из положений данного Закона следует, что право граждан, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от того, предусмотрено ли на день разрешения спора в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, наименование учреждение здравоохранения (лечебно-профилактической организации) в которой осуществлялась лечебная и иная деятельность лица по охране здоровья населения, если период выполнения данной деятельности, в соответствии с действующим на тот период законодательством, подлежал включению в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую досрочно. Иное толкование положений существующего законодательства противоречило бы их действительному смыслу, создавало бы условия для неравенства граждан при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии и повлекло бы неправомерное ограничение права граждан на социальное обеспечение, что запрещено положениями ст. 19 Конституции РФ. Реализуя названные предписания Министерство труда и социального развития РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ Постановлением от 17 октября 2003 г. № 70 утвердило разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. 27,28 ФЗ № 173-ФЗ», в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия ФЗ № 173-ФЗ. При исчислении стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в частности, по нормам ст. 28 ФЗ № 173-ФЗ, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения этой работы, с применением подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством. Согласно правовой позиции КС РФ в Постановлении от 24 мая 2001 г., Определении от 05 ноября 2002 г., Постановлении КС РФ № 2-П от 29.01.2004 г. при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе тот, который был установлен для назначения государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Придание обратной силы новым Правилам исчисления стажа, которые ухудшают положение граждан, осуществлявших медицинскую деятельность и выработавших определенный специальный стаж, ранее подлежавший включению в стаж для назначения пенсии по выслуге лет, обозначает по существу отмену этих льгот для указанной категории лиц. В соответствии со ст. 81 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», (с последующими изменениями и дополнениями) в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совмина РФСР от 06.09.1991 г. № 464, в котором указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Согласно Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Правительства РСФСР от 06.09.1991 года, № 464, а периоды работы после указанной даты засчитываются в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, кроме того, установлено, что указанные Правила по желанию могут применяться и к периодам работы до 01.11.1999 года. Из приведенного следует, что подлежит применению Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Правительства РСФСР от 06.09.1991 года № 464, согласно которого, врачи и средний медицинский персонал независимо от должности и наименования лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности имеют право на досрочное назначение пенсии. Согласно Списка от 06.09.1991 г. № 464 предусматривался перечень профессий и должностей работников здравоохранения, в том числе врачей независимо от наименования должности и наименования лечебно - профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений. С учетом приведенного, Суд считает доводы представителя ответчика опровергнутыми, а, следовательно, подлежащими удовлетворению исковые требования Ивановой О.Ю. Учитывая, что иные периоды лечебной деятельности истицы, дающие право на пенсию в порядке пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ ответчиком не оспариваются, а периоды трудовой деятельности истицы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Республиканской клинической больнице им. <данные изъяты> <адрес> в должности «акушерки», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Областной клинической больнице им. <данные изъяты> <адрес> в должности «медсестры», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> областной больнице в должности «врача-интерна», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> областной больнице в должности «участкового терапевта», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном предприятии «Поликлиника 1 мая» в должности «участкового врача» подлежат включению в лечебный стаж, дающий право для назначения Ивановой О.Ю. досрочной трудовой пенсии по старости, на момент её обращения к ответчику за назначением пенсии её стаж лечебной деятельности дающий право на назначение пенсии по основаниям пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» составлял более 30 лет, что следует из показаний ответчика данных в ходе судебного заседания, следовательно исковые требования о признании права на досрочное назначение пенсии по старости с момента первичного обращения за пенсией подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Ивановой О.Ю. к ГУ «Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Пятигорску» - удовлетворить. Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску СК от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении Ивановой О.Ю., об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости - отменить. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску СК включить в специальный стаж работы Ивановой О.Ю. периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> областной больнице в должности врача-интерна; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> областной больнице в должности участкового терапевта; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном предприятии «Поликлиника 1 Мая» в должности участкового врача, предоставляющий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Признать за Ивановой О.Ю., право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с момента её обращения в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Пятигорский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: Н.В. Степаненко