Дело № 2-2708/11 РЕ Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 октября 2011 года г. Пятигорск Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Ивлевой О.В. при секретаре Кривцановой Е.С. с участием: истца помощника прокурора г. Пятигорска: Швец Е.С. Представителя ответчика Администрации г. Пятигорска Штейн А.М. ответчика : представителя «Потребительское Общество Константиновское» Асриян А.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании в Пятигорске гражданское дело по иску Прокурора г. Пятигорска в защиту интересов неопределенного круга лиц муниципального образования города-курорта Пятигорск, РФ к Администрации г. Пятигорска, Потребительскому Обществу «Константиновское», Асриян Р.А. о признании недействительным Постановления администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № « О предоставлении за плату в общую долевую собственность Потребительскому Обществу « Константиновское и Асриян Р.А. земельного участка, Признании недействительным ( ничтожным) договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и применении последствий недействительности сделки и приведении сторон в первоначальное положение. УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Пятигорска в защиту интересов неопределенного круга лиц муниципального образования города-курорта Пятигорск, РФ обратился в суд с иском к Администрации г. Пятигорска, Потребительскому Обществу «Константиновское», Асриян Р.А. о признании недействительным Постановления администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № « О предоставлении за плату в общую долевую собственность Потребительскому Обществу « Константиновское» и Асриян Р.А. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> признании заключенного между администрацией г. Пятигорска и Потребительским Обществом «Константиновское», Асриян Р.А., договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ по указанному адресу, недействительным (ничтожным), и применении последствий недействительности сделки, приведении сторон в первоначальное положение. В обоснование исковых требований истец указал, что Прокуратурой города Пятигорска проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях. Установлено, что постановлением администрации города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № Потребительскому обществу «Константиновское» и Асриян Р.А. предоставлен в общую долевую собственность за плату земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., под принадлежащим на праве долевой собственности Потребительскому обществу «Константиновское» и Асриян Р.А. магазином № пропорционально долям без выделения в натуре площади земельного участка каждому. Указанный земельный участок расположен по адресу: <адрес> в границах указанных в кадастровом паспорте, прилагаемом к постановлению. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией города Пятигорска и Потребительским обществом «Константиновское», Асриян Р.А. заключен договор купли-продажи указанного земельного участка, согласно которому он передан в общую долевую собственность без выделения в натуре площади земельного участка каждому: Потребительскому обществу «Константиновское» - <данные изъяты> доли в праве; Асриян Р.А. - <данные изъяты> доли в праве. Цена выкупа участка составила <данные изъяты> руб. (Потребительское общество «Константиновское» - <данные изъяты> руб., Асриян Р.А. - <данные изъяты> руб.) Во исполнение договора купли-продажи платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ указанные денежные суммы перечислены Потребительским обществом «Константиновское» и Асриян Р.А. на счет Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю (МУ «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска»). Особенности оборота земельных участков обусловлены спецификой земли как природного объекта и публичным характером регулирования земельных отношений, что нашло отражение в ст. 9 Конституции РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 17.01.2006 №14 город Пятигорск признан курортом федерального значения. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к землям особо охраняемых природных территорий (ст. 95 Земельного кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях»). В соответствии с ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов ограничиваются в обороте, а в соответствии с ч. 2 указанной статьи не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001. У2178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Аналогичный запрет установлен и ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Кроме того, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 4 Постановления от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснил, что правомерным основанием для отказа в приобретении в собственность земельных участков, на которых расположены принадлежащие собственникам объекты недвижимого имущества, служит то обстоятельство, что земельный участок ограничен в обороте, федеральным законом установлен запрет на его приватизацию. В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.01.2000 №>28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом. Если земельный участок расположен в границах округов санитарной охраны курорта, к нему применяется режим земель особо охраняемых природных территорий в силу приведенных нормативных актов, независимо от наличия информации об этом в земельном кадастре. То обстоятельство, что в соответствии с кадастровым паспортом, предоставленный администрацией города Пятигорска в собственность земельный участок отнесен к числу земель населенных пунктов, не исключает его принадлежности к особо охраняемым природным территориям. Таким образом, в результате принятия незаконного постановления администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № с последующим заключением договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в общую долевую собственность Потребительского общества «Константиновское» и Асриян Р.А. был передан земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. в пределах особо-охраняемой природной территории - города-курорта Пятигорска, относящейся в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ к объектам общенационального достояния, что повлекло за собой нарушение охраняемых законом интересов общества и государства. На основании ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре. Предоставлением земельного участка в собственность в пределах особо-охраняемой природной территории - города-курорта Пятигорска, были нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку нарушенные нормы действующего законодательства направлены на обеспечение режима повышенного уровня охраны природных лечебно-оздоровительных местностей и курортов, являющихся национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначенных для лечения и отдыха населения, относящихся к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании изложенного, руководствуясь ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГК РФ просит исковые требования удовлетворить в полном объеме. В судебном заседании представитель истца помощник прокурора г. Пятигорска Швец Е.С. исковые требования поддержала в полном объеме, считает, что истец полностью изложил в тексте искового заявления все доводы в подтверждение, что земли города курорта Пятигорска не могут быть переданы в собственность. Просит признать недействительным постановление администрации города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении за плату в общую долевую собственность Потребительскому обществу «Константиновское» и Асриян Р.А. земельного участка в <адрес> признать заключенный между администрацией города Пятигорска Ставропольского края и Потребительским обществом «Константиновское», Асриян Р.А. договор от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером № недействительной (ничтожной) сделкой. Применить последствия ее недействительности в виде возврата сторон в первоначальное положение: возврата администрации города Пятигорска указанного земельного участка; возврата Потребительскому обществу «Константиновское» и Асриян Р.А. денежных сумм, уплаченных во исполнение договора. Потребительскому обществу «Константиновское» <данные изъяты> коп., Асриян Р.А. <данные изъяты> коп. Представитель ответчика администрации г. Пятигорска, выступавший по доверенности Штейн А.М. возражал против тех доводов на которые ссылается представитель истца и просил приобщить к материалам дела возражения, где указывает, что нельзя смешивать два понятия: курорт Пятигорск, как курорт федерального значения и понятие «курорт» как с особо охраняемой природной территорией. Курорты республиканского значения отнесены к федеральной собственности именно как природные объекты, а не как муниципальные образования в своих границах. Курорт Пятигорск, как курорт федерального значения следует отличать от муниципального образования город курорт Пятигорск. Их границы не совпадают. К федеральной собственности могут быть отнесены не все земли, расположенные в границах муниципального образования, а только те земли, которые отведены под курорты, расположенные в особо охраняемых природных территориях. Спорный земельный участок вошел в состав земель муниципального образования Пятигорск из состава земель Предгорного района, переданные постановлением главы администрации Предгорного района от ДД.ММ.ГГГГ № после формирования санитарно-охранных границ курорта Пятигорска. Считает, что нарушены предусмотренные Конституцией РФ права граждан на приобретение в собственность земельного участка. Спорный земельный участок является муниципальной собственностью. На день судебного разбирательства в городе-курорте Пятигорске не установлены зоны горно- санитарной охраны. Данное обстоятельство подтверждается решением Промышленного районного суда г. Ставрополя., оставленного без изменения определением судебной коллегии Ставропольского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ Просит в удовлетворении иска отказать. Представитель Потребительского общества «Константиновское» Асриян А.А. просил в удовлетворении исковых требований отказать, считает, что земли <адрес> ранее относились к Предгорному району. Право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. по договору купли продажи передан в собственность за плату. На этом земельном участке на протяжении длительного времени расположен магазин, который принадлежит им на праве собственности. Считает, что оснований для ограничения данного земельного участка в обороте нет. Ответчик Асриян Р.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Как пояснил в судебном заседании Асриян А.А. ему известно и времени и месте рассмотрения иска прокурора г. Пятигорска, по какой причине он не явился в судебное заседание, пояснить не может. Ходатайства об отложении судебного заседания суду не поступало. Суд полагает возможным с учетом мнения сторон, рассмотреть дело в отсутствие ответчика Асриян Р.А., признавая причину отсутствия неуважительной. Суд, выслушав доводы сторон. Исследовав материалы дела, считает, что требования Прокурора г. Пятигорска подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании ответчикам Потребительскому обществу «Константиновское» и Асриян Р.А. на праве долевой собственности принадлежит нежилое строение магазин № расположенный по адресу: <адрес> Данное обстоятельство сторонами в судебном заседании не оспаривается и подтверждается письменными доказательствами. Потребительское общество « Константиновское» включено в реестр юридических лиц, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. Земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества магазин № по указанному выше адресу сформирован и поставлен на кадастровый учет. В кадастровом паспорте земельного участка указано, что его разрешенное использование: под магазин. Действительно граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, это право закреплено Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 36). Вместе с тем ст. 27ЗК РФ предусмотрены ограничения оборотоспособности земельных участков. Так согласно названной статьи оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным Кодексом РФ, федеральными законами. Так согласно п. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: 1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса); 2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ) 3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; 4) объектами организаций федеральной службы безопасности; 5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны; 6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; 7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; 8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; (пп. 8 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ) 9) воинскими и гражданскими захоронениями; 10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки (п.5 ст. 27 ЗК РФ): в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; Таким образом: ЗК РФ относит к их числу земли особо охраняемых природных территорий, кроме тех, которые относятся к землям, изъятым из оборота, указанным в п. 4 ст. 27 ЗК. Это земли государственных природных заказников, памятников природы, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов и земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Указом Президента Российской Федерации от 27.03.1992 N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации" району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах" установлены границы особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказских Минеральных Вод. В состав особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод вошел город Пятигорск. Установлено, что особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды является федеральным курортом. Согласно п. 5 ст. 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14 в соответствии с Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае". В соответствии со ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами. В силу ст.ст. 15 и 27 ЗК РФ к ограниченным в обороте отнесены, в частности, земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков). Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации). Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен статьей 28 (пункт 8) Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Такой же запрет установлен и статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с решениями уполномоченных органов полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (п. 1 ст. 94 ЗК РФ). В соответствии со ст. 95 и 96 ЗК РФ к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности, допускается в случаях, предусмотренных федеральными законами. Пунктом 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий не подлежат приватизации. В силу п. 7 ст. 2 и п. 4 ст. 31 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и п. 2 ст. 3 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством РФ по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В п. п. 2, 3 ст. 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 1 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" указано, что в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Границы округов санитарной или горно-санитарной охраны оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ (п. 4 ст. 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", п. 2 ст. 16 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"). Как следует из материалов дела спорный земельный участок по <адрес> расположен в санитарно-охранной зоне особо охраняемого эколого-курортного региона КМВ, в границах курорта федерального значения г. Пятигорска. Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 N 14 курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае". Принимая решение суд исходит из того, что на момент заключения договора купли-продажи земельного участка станица Константиновская это территория города курорта Пятигорск, а потому доводы представителя ответчика не могут быть приняты во внимание. Суд так же не может согласиться с доводами ответчиков, о том, что спорный участок не может относиться к землям особо-охраняемых природных территорий федерального значения, поскольку относится к иной категории - земли населенных пунктов, так как по смыслу ст. 85 ЗК РФ земли поселений могут одновременно относиться и к землям особо охраняемых природных территорий, а потому то обстоятельство, что в соответствии с кадастровым планом земельный участок отнесен к числу земель поселений, не исключает его принадлежности к особо охраняемым природным территориям. Не имеет правового значение и то, что до настоящего времени не произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на заявленные в споре земельные участки, поскольку в соответствии со ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. В связи с изложенным доводы истца являются обоснованными и спорный договор купли-продажи земельного участка является недействительной (ничтожной) сделкой, поскольку он не соответствует требованиям закона (ст. 168 ГК РФ). В материалах дела имеется Постановление Администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении за плату в общую долевую собственность земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка. Данное Постановление по указанным выше основаниям противоречит закону и потому подлежит отмене как незаконное. Требования о признании данного постановления недействительным заявлены в пределах срока предусмотренного ст. 256 ГПК РФ. Заявленный иск Прокурором г. Пятигорска не противоречит требованиям ст. 45, 245 ГПК РФ. С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, заявленных прокурором г. Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Прокурора г. Пятигорска удовлетворить. Признать незаконным Постановление Администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении за плату в общую долевую собственность земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка Потребительскому обществу «Константиновское» и Асриян Р.А. пропорционально долям без выделения в натуре площади зеиельного участка каждому. Признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м Применить последствия недействительности ничтожной сделки: возвратить стороны в первоначальное положение, обязать стороны по указанному договору купли-продажи возвратить другой стороне все полученное по сделке: земельный участок администрации г. Пятигорска, Администрации г. Пятигорска возвратить Потребительскому обществу «Константиновское» полученную по сделке сумму <данные изъяты> Асриян Р.А. сумму <данные изъяты> Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Пятигорский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.. Судья: _______________________________О.В. Ивлева