№ 2- 3161/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 ноября 2011 года г. Пятигорск.
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Говоровой Н.Г.
при секретаре судебного заседания Ключниковой О.В.
с участием истицы Фоменко Т.Н.
представителя ответчика ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску Соседской Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по иску Фоменко Т.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по г.Пятигорску Ставропольского края о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости
у с т а н о в и л:
Истица Фоменко Т.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края о признании незаконным отказа ГУ УПФ РФ по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, возложении на ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску обязанности по включению в стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периода трудовой деятельности и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с момента первичного обращения с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица Фоменко Т.Н. исковые требования поддержала и в обоснование иска пояснила, что 29.06. 2011 года обратилась в ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску с заявлением о досрочном назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, однако решением ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано, поскольку не был включен в стаж работы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности зав. фельдшерским з/пунктом медсанчасти, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в поликлинике 1 мая в должности зав. здравпункта очистных сооружений, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в поликлинике 1 мая в должности зав. здравпунктом ГПТУ-2, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности зав.здравпунктом завода ЖБИ Скачки, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности зав.здравпунктом завода ЖБИ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера диспетчера Пятигорской станции скорой и неотложной помощи, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности выездного фельдшера Пятигорской станции скорой и неотложной медицинской помощи, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера Пятигорской станции скорой и неотложной медицинской помощи. Данное решение считает незаконным, нарушающим её права и охраняемые законом интересы, так как вся её трудовая деятельность в вышеуказанном медицинском учреждении подтверждается записями в трудовой книжке. Несмотря на неоднократные изменения названия данного медицинского учреждения, которое в последний раз было переименовано в МУЗ «Пятигорска станция скорой медицинской помощи», учреждение оставалось муниципальным учреждением здравоохранения, его деятельность, цели и функции не изменялись, следовательно работа в указанном медицинском учреждении подпадают под действие положенийп.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Кроме того, п.1 Постановления СовМина РСФСР № 464 от 06.09.1991 года, утвержден Список должностей и профессий, лечебная деятельность в которых дает право на выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона РСФСР « О государственных пенсиях в РСФСР», в соответствии с которым средний медицинский персонал, к которому относится фельдшер и заведующий здрав пунктом, независимо от наименования должности, имеет право на выслугу лет. А поскольку запись в трудовой книжке, где указано на наименование её должности фельдшер, либо зав здравпунктом, фельдшер выездной и фельдшер диспетчер, свидетельствует о том, что истица осуществляла лечебную деятельность фельдшера, то периоды её работы в указанных должностях подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ О трудовых пенсиях в РФ». Следовательно ее стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинской деятельностью на момент обращения составляет 30 лет, что является основанием для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Просит требования удовлетворить в полном объеме. Просит признать незаконным отказ ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,, возложить обязанности по включению указанных периодов работы в стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и назначить трудовую пенсию с момента первичного обращения с заявлением от 29.06..2011 года.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску, действующая на основании доверенности, Соседская Л.В.требования не признала и просила в иске отказать, по тем основаниям, что пп.20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ закреплено право назначения пенсий, предусмотренных пунктом 1 в соответствии со Списками соответствующих работ, должностей и организаций, а право утверждать Списки делегировано Правительству РФ. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городах не менее 30 лет независимо от их возраста. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утверден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы. Данные Списки и Правила конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ понятия «лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. С учетом применения Списка № 781 и Правил № 781 в указанный стаж подлежат включению периоды работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера Пятигорской станции скорой и неотложной медицинской помощи и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера Пятигорской станции скорой медицинской помощи. Остальные указанные истицей период её трудовой деятельности не включены в стаж, дающий права на назначение указанной досрочной трудовой пенсии по старости по тем основаниям, что Списком № 781 не предусмотрена должность фельдшера 3/ пунктом, а предусмотрена должность заведующая фельдшерским здравпунктом - фельдшер ( медицинская сестра), кроме того не предусмотрена должность фельдшер диспетчер. Во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П, и применяя к периодам до ДД.ММ.ГГГГ Список и Правила от 06.09.1991 года № 464, а к периодам после ДД.ММ.ГГГГ применяются Список и Правила от 22.09.1999 года № 1066. Применение указанного законодательства так же не дает право истице на досрочное назначение пенсии, поскольку «Номенклатурой должностей.. .» и Списком № 464 не предусмотрена должность заведующей здравпунктом очистных сооружений, ГПТУ2,ЖБИ. А так же не предусмотрены должности фельдшер диспетчер и выездной фельдшер, и учреждение станция скорой и неотложной медицинской помощи. Но поскольку вопрос о виде( типе ) медицинского учреждения, а так же вопрос о тождественности выполняемой трудовой функции, условия и характера деятельности лица, подлежат решению судом в ходе судебного заседания, истица вправе предоставлять доказательства в подтверждение своих доводов.
Согласно исследованных объяснений представителя третьего лица МУЗ «Пятигорская станция скорой медицинской помощи» Ершовой Т.В, исковые требования подлежат удовлетворению по тем основаниям, что истица, работая в должности «фельдшера», «выездного фельдшера», «фельдшера диспетчера, в муниципальном учреждении здравоохранения «Пятигорская станция скорой и неотложной медицинской помощи», осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения на полную тарифную ставку и полный рабочий день. А согласно Приказа Минздрава СССР от 11.10.1982 года « О штатных нормативах медицинского персонала ….» установлены должности заведующей здравпунктом - фельдшер или медицинская сестра». Из должностных инструкций фельдшера по вызову и передаче их линейным бригадам, утвержденной главным врачом МУЗ Пятигорской ССМП и должностной инструкции диспетчера ССНМП по приему вызовов и передаче выездной бригады следует, что фельдшер диспетчер фактически исполнял обязанности фельдшера приемного покоя, занимаясь лечебной деятельностью по охране здоровья граждан, поскольку для исполнения обязанностей по указанной должности необходимо иметь специальную подготовку специальное среднее медицинское образование лечебное дело «сестринское дело» и имеющий опыт выездной работы в должности фельдшера, повышать квалификацию, проходить аттестацию. Так же характер трудовых обязанностей выездного фельдшера свидетельствует о том, что медицинскую деятельность по охране здоровья населения, выездной фельдшер осуществляет непосредственно больному по месту его нахождения, в том числе вне лечебного учреждения. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения. Кроме того, за период реорганизации учреждения здравоохранения «Пятигорской станции скорой и неотложной медицинской помощи» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы деятельность, цели и функции муниципального учреждения здравоохранения «Пятигорская станция скорой медицинской помощи», не изменялись, несмотря на изменение названия и подпадают под пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку трудовые обязанности истицы по осуществлению лечебной деятельности по охране здоровья населения не менялись. Распоряжением главы администрации г. Пятигорска от 20.07.1993 года № 1880-р, зарегистрирована Пятигорская станция скорой и неотложной медицинской помощи и её Устав. Кроме того, указанные периоды в должности «фельдшер заведующая здравпунктом», фельдшер диспетчер и выездной фельдшер должен быть включен в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, так как согласно Списку, утвержденному Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 464 - врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Выездной фельдшер и фельдшер диспетчер осуществляли лечебную деятельность по охране здоровья населения, при этом выездной фельдшер при выезде по месту жительства больного или же по месту его нахождения, а фельдшер диспетчер по месту нахождения медицинского учреждения станции скорой медицинской помощи, куда так же обращаются больные. При этом фельдшер диспетчер ведет опрос больного, оказывает необходимую первую медицинскую помощь, в том числе перевязки, делает инъекции, ставит капельницы, дает медикаменты, определяет дальнейшее обращение к специалистам. Так же при приеме вызова, в том числе и по телефону, ведет опрос обратившихся граждан, определяет срочность и специализацию скорой помощи, предавая бригаде, выезжающей по вызову, что требует медицинской подготовки и специального среднего медицинского образования. А согласно Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, указывающего работу в определенных учреждениях здравоохранения, предусмотрены в пункте 16. Станции: скорой медицинской помощи. Постановлением Минтруда РФ от 03.10.2002 года № 66 установлено тождество наименованию учреждения «станция скорой и неотложной медицинской помощи» наименованию учреждения «станция скорой медицинской помощи». Следовательно, стаж истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии составил более 30 лет.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского и пенсионного дела, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, каждого в отдельности и в совокупности суд приходит к следующему.
Согласно п.п.20 п.1 ст. 27 от 30.12.2008г. № 319-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно решения ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску протокол № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в назначении Фоменко Т.Н. досрочной трудовой пенсии по старости Фоменко Т.Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с не включением в стаж работы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периодов работы : с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности зав. фельдшерским з/пунктом медсанчасти, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в поликлинике 1 мая в должности фельдшера здравпункта очистных сооружений, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в поликлинике 1 мая в должности заведующей здравпунктом ГПТУ-2, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности зав.здравпунктом завода ЖБИ Скачки, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей здравпунктом завода ЖБИ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера - диспетчера Пятигорской станции скорой и неотложной помощи, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности выездного фельдшера Пятигорской станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Согласно трудовой книжки Фоменко Т.Н. ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность зав. фельдшерским з/пунктом медсанчасти треста Ставропольтрудопровострой», откуда уволилась по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ принята в горполиклинику на должность фельдшера здравпункта очистных сооружений, а с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность заведующего здравпунктом ГПТУ№2, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности зав.здравпунктом завода ЖБИ Скачки, с ДД.ММ.ГГГГ принята переводом на должность заведующей здравпунктом завода ЖБИ, принята переводом со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на должность фельдшера - диспетчера Пятигорской станции скорой и неотложной помощи, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности выездного фельдшера Пятигорской станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Согласно справки главного врача МУЗ «Пятигорская станция скорой медицинской помощи», с ДД.ММ.ГГГГ медицинское учреждение имело название « Станция скорой медицинской помощи отдела здравоохранения исполнительного комитета Пятигорского совета депутатов трудящихся», в 1961 году было переименовано в Скорая и неотложная медицинская помощь отдела здравоохранения исполнительного комитета Пятигорского городского совета депутатов трудящихся», с 1977 года - в « Станция скорой и неотложной медицинской помощи Пятигорского городского отдела здравоохранения». В 1985 году переименовано в «Станция скорой и неотложной медицинской помощи городского медицинского объединения» ( свидетельство о регистрации № 1596 от ДД.ММ.ГГГГ, с 1993 года «Пятигорская станция скорой и неотложной помощи» ( свидетельство о регистрации № 3760 от ДД.ММ.ГГГГ), с 1998 года переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения «Пятигорская станция скорой и неотложной медицинской помощи», (свидетельства о регистрации № 611 от 21.08.1998 года, в 2000 году в Муниципальное учреждение здравоохранения «Пятигорская станция скорой медицинской помощи», ( свидетельства о регистрации № 481 от 02.06.2000 год).
Согласно справки МУЗ «Поликлиника №1» Фоменко Т.Н.( Бойко) работала с ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера здравпункта очистных сооружений, а с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность заведующего здравпунктом ГПТУ№2, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности зав.здравпунктом завода ЖБИ Скачки, с ДД.ММ.ГГГГ принята переводом на должность заведующей здравпунктом завода ЖБИ, все здравпункты являлись структурными подразделениями городской поликлиники им.1 Мая. На основании распоряжения главы администрации г.Пятигорска от 19.08.1992 года городская поликлиника им.1 Мая переименована в МУП поликлиника №1, на основании постановления главы администрации г.Пятигорска от 30. 10.08.1997 года МУП поликлиника №1 переименована в МУЗ поликлиника №1, г.Пятигорска.
Согласно справки медсанчасти № 8 ГУЗ « Иртышская центральная бассейновая клиническая больница» Минздрава РФ Медсанчасть при тресте «Ставропольтрудопровострой» была в последствие реорганизована в медсанчасти № 8 ГУЗ « Иртышская центральная бассейновая клиническая больница» Минздрава РФ, при этом ГУ медсанчасть № 8 ГУЗ ИЦБКБ не являлась структурным подразделением треста «Ставропольтрудопровострой».
Согласно штатного расписания Пятигорской станции скорой и неотложной медицинской помощи, утвержденного в 1984, 1989, 1992 году предусмотрены должности фельдшер диспетчер, выездной фельдшер.
Из должностной инструкции фельдшера (диспетчера ) по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, утвержденной в 1998, 2001 году следует, что на указанную должность назначается специалист со средним специальным образованием по специальности лечебное дело, « сестринское дело», и находится в подчинении старшего врача смены.
Согласно Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.11.2004 года № 179 « Об утверждении Порядка оказания скорой медицинской помощи» в составе станции скорой медицинской помощи должны быть предусмотрены: оперативный отдел (диспетчерская) (для приема вызовов), который обеспечивает круглосуточный централизованный прием обращений (вызовов) населения, своевременное направление выездных бригад скорой медицинской помощи, оперативное управление и контроль за их работой, организацию скорой медицинской помощи в зависимости от сложившейся оперативной ситуации. Прием вызовов и передача их выездным бригадам осуществляются фельдшером (медицинской сестрой) по приему и передаче вызовов оперативного отдела (диспетчерской) станции скорой медицинской помощи.
Из приведенных письменных доказательств, объяснений участвующих в деле истицы, представителя третьего лица МУЗ «Пятигорская станция скорой медицинской помощи» установлено, что Фоменко Т.Н. работая в должности выездного фельдшера и фельдшера-диспетчера Пятигорской станции скорой и неотложной медицинской помощи, осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, при этом в должности выездного фельдшера при выезде по месту жительства больного или же по месту его нахождения, а в должности фельдшера- диспетчера по месту нахождения медицинского учреждения станции скорой медицинской помощи. При этом на должность фельдшера -диспетчера, как и на должность выездного фельдшера и фельдшера принимается лицо, имеющее среднее специальное медицинское образование по специальности "лечебное дело", квалификации "фельдшер", а так же специальную подготовку или опыт работы по оказанию медицинской помощи при неотложных состояниях.
Следовательно, указание на выполнение обязанностей фельдшера и фельдшера ( диспетчера) по приему вызовов и передаче выездным бригадам, относящийся к среднему медицинскому персоналу, не может служить основанием для отказа включить спорные периоды работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
При оценке доводов сторон и представленных доказательств, суд принимает во внимание правовые позиции Конституционного Суда РФ, сформулированные в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П, в соответствии с которыми ч.1 ст.7 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, а важнейшим элементом социального обеспечения по возрасту является пенсионное обеспечение. Определяя правовые основания, условия назначения и порядок исчисления пенсий, законодатель должен учитывать, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ, в том числе право на социальное обеспечение, в том числе на пенсионное обеспечение, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, что необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования. Граждане, приобретшие пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Следовательно, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ».
Положениями ФЗ от 17.12. 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии, в том числе сохранение и преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления закона в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
Из положений данного Закона следует, что право граждан, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от того, предусмотрено ли на день разрешения спора в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, наименование учреждение здравоохранения (лечебно-профилактической организации) в которой осуществлялась лечебная и иная деятельность лица по охране здоровья населения, если период выполнения данной деятельности, в соответствии с действующим на тот период законодательством, подлежал включению в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую досрочно.
Иное толкование положений существующего законодательства противоречило бы их действительному смыслу, создавало бы условия для неравенства граждан при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии и повлекло бы неправомерное ограничение права граждан на социальное обеспечение, что запрещено положениями ст. 19 Конституции РФ.
Реализуя названные предписания Министерство труда и социального развития РФ по согласование с Пенсионным фондом РФ Постановлением от 17 октября 2003 г. № 70 утвердило разъяснения « О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. 27,28 ФЗ № 173-ФЗ», в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия ФЗ № 173-ФЗ. При исчислении стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в частности, по нормам ст. 28 ФЗ № 173-ФЗ, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения этой работы, с применением подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством.
Согласно правовой позиции КС РФ в Постановлении от 24 мая 2001 г., Определении от 5 ноября 2002 г., Постановлении КС РФ № 2-П от 29.01.2004 г. при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе тот, который был установлен для назначения государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ». Придание обратной силы новым Правилам исчисления стажа, которые ухудшают положение граждан, осуществлявших медицинскую деятельность и выработавших определенный специальный стаж, ранее подлежавший включению в стаж для назначения пенсии по выслуге лет, обозначает по существу отмену этих льгот для указанной категории лиц.
В соответствии со ст. 81 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», (с последующими изменениями и дополнениями) в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совмина РФСР от 06.09.1991 г. № 464, в котором указаны врачи и средний медицинский персонал, куда входит должность «фельдшер», независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Правительства РСФСР от 06.09.1991 года, № 464, а периоды работы после указанной даты засчитываются в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, кроме того установлено, что указанные Правила по желанию могут применяться и к периодам работы до 01.11.1999 года.
Из приведенного следует, что согласно Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Правительства РСФСР от 06.09.1991 года № 464, врачи и средний медицинский персонал, к которому относится должность «фельдшер», независимо от должности и наименования лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности имеют право на досрочное назначение пенсии.
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения ( правила от 22.09.1999 года № 1066 и Список от 22.09.1999 года № 1066), предусмотрена работа в должности «фельдшер» и учреждение «станция скорой медицинской помощи», а Списком № 781 от 29.10.2002 года предусмотрена должность «фельдшер» и учреждение «станция скорой медицинской помощи» и «станция скорой и неотложной медицинской помощи».
Согласно Приказа Минздрава СССР от 25.06.1981 года «О внесении изменений в штатные нормативы медицинского и другого персонала учреждений здравоохранения» предписано изменить наименование должностей в штатных нормативах медицинского и другого персонала учреждений здравоохранения и указать вместо диспетчер -фельдшер фельдшер, фельдшер отделения плановой и экстренной консультативной помощи, обеспечивающих прием вызовов на фельдшер или медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездной бригаде.
Согласно постановления Министерства труда и социального развития от 03.10.2002 года № 66, Министерство труда и социального развития Р.Ф. по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и по представлению Министерства здравоохранения РФ установило тождество наименования учреждения "станция скорой и неотложной медицинской помощи" наименованию учреждения "станция скорой медицинской помощи", предусмотренному Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Согласно Приказа Минздавсоцразвития РФ от 31.05.2006 года № 435 «Установить по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождество наименований должностей "фельдшер выездной бригады", "фельдшер скорой помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи" и "фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи" наименованию должности "фельдшер", предусмотренному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Согласно Приказа Минздраа СССР от 11.10.1982 года № 999 « О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник … к медицинскому персоналу фельдшерских здравпунктов отнесены :заведующий здравпунктом - фельдшер или медицинская сестра.
Согласно Приказа Минздрава РФ от 15.10.1999 № 377 « Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» к среднему медицинскому персоналу отнесены заведующий здравпунктом фельдшер ( медицинская сестра), фельдшер, фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам
Следовательно, приведенные обстоятельства и доказательства: объяснения сторон, представителя третьего лица МУЗ «Пятигорская станция скорой медицинской помощи», подтверждают доводы истицы о том, что в спорные периоды она осуществляла лечебную и деятельность по охране здоровья населения в государственном и муниципальном учреждениях здравоохранения, работа в котором, подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку медицинское учреждение здравоохранения станция скорой медицинской помощи в г.Пятигорске, являвшееся государственным учреждением здравоохранения, а в последствии муниципальным учреждением здравоохранения, изменяло свое наименование в указный период, однако не менялись характер деятельности учреждения, цели, задачи и функции лечебно-профилактической организации Муниципального учреждения здравоохранения «Пятигорская станция скорой медицинской помощи», а функциональные и должностные обязанности фельдшера диспетчера тождественны и функциональным и должностным обязанностям фельдшера.
С учетом приведенного, суд считает доводы представителя ответчика опровергнутыми, а следовательно подлежащими удовлетворению исковые требования о признании необоснованным отказа ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску включить в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения спорных периодов трудовой деятельности истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности зав. фельдшерским з/пунктом медсанчасти, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в поликлинике 1 мая в должности фельдшера здравпункта очистных сооружений, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в поликлинике 1 мая в должности заведующей здравпунктом ГПТУ-2, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности зав.здравпунктом завода ЖБИ Скачки, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей здравпунктом завода ЖБИ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера - диспетчера Пятигорской станции скорой и неотложной помощи, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности выездного фельдшера Пятигорской станции скорой и неотложной медицинской помощи, и отказ назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента первичного обращения.
В силу Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и пересчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую соответствии с ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» и « О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ N 303н ПФ РФ N 110п от 28.04.2010) граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи заявления, пенсия назначается со дня обращения за ней, нормами п. 3 ст. 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предоставляющая гражданам возможность обращения за назначением трудовой пенсии в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, направлена на обеспечение беспрепятственной реализации права на пенсионное обеспечение.
Конституционный Суд РФ в своем определении от 17.10.2006 N 380-О указал, что в соответствии с абзацем вторым пункта 7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Приложение к Постановлению Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N 17/19пб), заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
Надлежащие письменные доказательства и объяснения истицы подтверждают доводы истицы о том, что ею осуществлялась лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения на протяжении боле 30 лет в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Фоменко Т.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края удовлетворить.
Признать необоснованным решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по городу Пятигорску протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Фоменко Т.Н. включить в стаж работы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения периодов работы : с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности зав. фельдшерским з/пунктом медсанчасти, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в поликлинике 1 мая в должности фельдшера здравпункта очистных сооружений, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в поликлинике 1 мая в должности заведующей здравпунктом ГПТУ-2, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности зав.здравпунктом завода ЖБИ Скачки, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей здравпунктом завода ЖБИ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера - диспетчера Пятигорской станции скорой и неотложной помощи, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности выездного фельдшера Пятигорской станции скорой и неотложной медицинской помощи и назначения досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям пп.20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» со дня обращения с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску включить в стаж Фоменко Т.Н. дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения периодов работы : с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности зав. фельдшерским з/пунктом медсанчасти, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в поликлинике 1 мая в должности фельдшера здравпункта очистных сооружений, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в поликлинике 1 мая в должности заведующей здравпунктом ГПТУ-2, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности зав.здравпунктом завода ЖБИ Скачки, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей здравпунктом завода ЖБИ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера - диспетчера Пятигорской станции скорой и неотложной помощи, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности выездного фельдшера Пятигорской станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Признать за Фоменко Т.Н. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пп.20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по городу Пятигорску назначить Фоменко Т.Н. трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с пп.20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней через Пятигорский городской суд.
Судья Н.Г. Говорова