Дело № 2-2830/11 РЕ Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 ноября 2011 года г. Пятигорск Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Ивлевой О.В. при секретаре Кривцановой Е.С. с участием: истца, помощника прокурора г. Пятигорска Шуйской Н.В. Представителя ответчика Администрации г. Пятигорска Штейн А.М. представителя ответчика Северина Л.И. Захаркина Н.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании в Пятигорске гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Пятигорска в защиту интересов неопределенного круга лиц муниципального образования города-курорта Пятигорск РФ к Администрации г. Пятигорска, Блем А.Р. о признании недействительным Постановления администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении за плату в общую долевую собственность Блем А.Р. и Северина Л.И. земельного участка по <адрес> признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и применении последствий недействительности сделки в виде приведения сторон в первоначальное положение УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Пятигорска обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц муниципального образования города-курорта Пятигорск РФ с иском к Администрации г. Пятигорска, Блем А.Р. о признании недействительным Постановления администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении за плату в общую долевую собственность Блем А.Р. и Северина Л.И. земельного участка по <адрес> признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и применении последствий недействительности сделки в виде приведения сторон в первоначальное положение. В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Прокуратурой города Пятигорска проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях. Установлено, что постановлениемадминистрациигорода Пятигорскаот ДД.ММ.ГГГГ № Блем А.Р. и Северина Л.И. предоставлен в общую долевую собственность за плату земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., под принадлежащим на праве общей долевой собственности Блем А.Р. (<данные изъяты> доля в праве), Северина Л.И. (<данные изъяты> доля в праве) складом № литер <данные изъяты> пропорционально долям в праве собственности без выделения в натуре площади земельного участка каждому. Указанный земельный участок расположен по адресу: <адрес> в границах, указанных в кадастровом паспорте, прилагаемом к постановлению. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией города Пятигорска и Блем А.Р., Северина Л.И. заключен договор купли-продажи указанного земельного участка, согласно которому он передан в общую долевую собственность без выделения в натуре площади земельного участка каждому: Блем А.Р. - <данные изъяты> доли в праве, Северина Л.И. - <данные изъяты> доли в праве. Цена выкупа участка составила <данные изъяты>. (Блем А.Р. - <данные изъяты> Северина Л.И. - <данные изъяты>.). Во исполнение договора купли-продажи платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ указанные денежные суммы перечислены Блем А.Р. и Северина Л.И. на счет Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю (МУ «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска»). Особенности оборота земельных участков обусловлены спецификой земли как природного объекта и публичным характером регулирования земельных отношений, что нашло отражение в ст. 9 Конституции РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 17.01.2006 г. №14 город Пятигорск признан курортом федерального значения. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к землям особо охраняемых природных территорий (ст. 95 Земельного кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях»). В соответствии с ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов ограничиваются в обороте, а в соответствии с ч. 2 указанной статьи не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Аналогичный запрет установлен и ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Кроме того, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 4 Постановления от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснил, что правомерным основанием для отказа в приобретении в собственность земельных участков, на которых расположены принадлежащие собственникам объекты недвижимого имущества, служит то обстоятельство, что земельный участок ограничен в обороте, федеральным законом установлен запрет на его приватизацию. В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.01.2000 №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом. Если земельный участок расположен в границах округов санитарной охраны курорта, к нему применяется режим земель особо охраняемых природных территорий в силу приведенных нормативных актов, независимо от наличия информации об этом в земельном кадастре. То обстоятельство, что в соответствии с кадастровым паспортом, предоставленный администрацией города Пятигорска в собственность земельный участок отнесен к числу земель населенных пунктов, не исключает его принадлежности к особо охраняемым природным территориям. Таким образом, в результате принятия незаконного постановления администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № с последующим заключением договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в общую долевую собственность Блем А.Р. и Северина Л.И. был передан земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. в пределах особо-охраняемой природной территории - города-курорта Пятигорска, относящейся в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ к объектам общенационального достояния, что повлекло за собой нарушение охраняемых законом интересов общества и государства. На основании ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре. Предоставлением земельного участка в собственность в пределах особо-охраняемой природной территории - города-курорта Пятигорска, были нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку нарушенные нормы действующего законодательства направлены на обеспечение режима повышенного уровня охраны природных лечебно-оздоровительных местностей и курортов, являющихся национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначенных для лечения и отдыха населения, относящихся к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.Просит судпризнать недействительным постановление администрации города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении за плату в общую долевую собственность Блем А.Р. и Северина Л.И. земельного участка по <адрес> признать заключенный между администрацией города Пятигорска Ставропольского края, Блем А.Р. и Северина Л.И. договор от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером № недействительной (ничтожной) сделкой, применить последствия ее недействительности в виде приведения сторон в первоначальное положение: передачи администрации города Пятигорска указанного земельного участка, возврата Блем А.Р. и Северина Л.И. денежных сумм, уплаченных во исполнение договора. В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора г. Пятигорска Шуйской Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме, считает, что истец полностью изложил в тексте искового заявления все доводы в подтверждение, что земли города курорта Пятигорска не могут быть переданы в собственность. Просит признать недействительным постановление администрации города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении за плату в общую долевую собственность Блем А.Р. и Северина Л.И. земельного участка по <адрес> признать заключенный между администрацией города Пятигорска Ставропольского края, Блем А.Р. и Северина Л.И. договор от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером № недействительной (ничтожной) сделкой, применить последствия ее недействительности, а именно: привести стороны в первоначальное положение: предать администрации города Пятигорска указанный земельный участок, возвратить Блем А.Р. и Северина Л.И. денежные суммы, уплаченные во исполнение договора (Блем А.Р. <данные изъяты>., Северина Л.И. <данные изъяты>.). Представитель ответчика администрации г. Пятигорска, выступавший по доверенности Штейн А.М. возражал против тех доводов, на которые ссылается представитель истца и просил приобщить к материалам дела возражения, где указывает, что позиция Прокуратуры по городу Пятигорску не представляется бесспорной по следующим основаниям. Прежде всего, нуждается в уточнении само понятие "курорт Пятигорск" как курорт федерального значения. Его нельзя смешивать с понятием "курорт" как с особо охраняемой природной территорией. Исключительно к федеральной собственности относятся не любые, а именно "охраняемые или особым образом используемые природные объекты", в т.ч. курорты, имеющие общереспубликанское значение. Из текста практики Верховного Суда РФ следует, что курорты республиканского значения отнесены к федеральной собственности именно как природные объекты, а не как муниципальные образования в своих границах. Курорт представляет собой освоенную и используемую в лечебно-профилактических целях особо охраняемую природную территорию, располагающую природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Поэтому правовой режим курортов федерального значения, расположенных на территории муниципального образования, нельзя распространять на всю территорию муниципального образования города-курорта Пятигорск. Следует также отличать курорт Пятигорск как курорт федерального значения от муниципального образования город-курорт Пятигорск. Их границы не совпадают. Согласно действующему законодательству курортный регион (район) - это территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горносанитарной) охраны. В свою очередь, округ санитарной (горно-санитарной) охраны, есть особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района). Как следует из закрепленного в законе определения, курортный регион (район) может представлять собой только определенную часть территории муниципального образования, объединенную общим округом санитарной охраны, а не границей муниципального образования. Курортный регион - это совокупность нескольких курортов, компактно расположенных в непосредственной близости друг от друга. Помимо курортных зон в городе Пятигорске, как и в любом муниципальном образовании, имеются жилые и производственные зоны, зоны инженерных и транспортных инфраструктур, которые не могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям. Таким образом, исключительно к федеральной собственности могут быть отнесены не все земли, расположенные в границах муниципального образования, а только те земельные участки, которые отведены под курорты, расположенные в особо охраняемых природных территориях. Город-курорт Пятигорск нужно рассматривать как субъект права, а не как особо охраняемый природный объект. В соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь имущество, включая землю, в частной собственности (статья 35, часть 2; статья 36, часть 1), вместе с тем, не устанавливает условия реализации данного права, - они определяются федеральным законодателем в рамках его компетенции. Исходя из данных конституционных предписаний и требования статьи 55 (часть 3} Конституции Российской Федерации, а также, учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц, законодатель вправе определить и условия отчуждения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, в том числе круг объектов, не подлежащих такому отчуждению. Федеральный законодатель в порядке реализации возложенных на него полномочий предусмотрел в Земельном кодексе Российской Федерации, в пункте 2 и подпункте 1 пункта 5 статьи 27 - что земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанных в пункте 4 данной статьи, ограничиваются в обороте и, соответственно, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Как следует из пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ «Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Из содержания абзаца 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации следует: что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. К таким законам, в частности, относится Федеральный закон от 03.12.2008 № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, или муниципальной собственности и о внесен ни изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». В соответствии с нормами Федерального закона от 03.12.2008 № 244-ФЗ земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования, а не отнесенные к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, относятся к муниципальной собственности. Таким образом, действия администрации города-курорта Пятигорска, по распоряжению земельными участками основаны на нормах указанного федерального закона и полностью соответствуют требованиям действующего законодательства. Основным запретом на приватизацию земельных участков в соответствии с заявлением Истца является запрет устанавливаемый в соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Однако, как следует из подпункта 1 пункта 2 статьи 3 указанного закона, действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы. Таким образом, указанной нормой нормативно реализован принцип неразрывной связи между приватизируемым объектом недвижимости и расположенным под ним земельным участок. При этом, исходя из смысла указанной нормы, действие указанного закона не распространяется на предоставление земельных участков, если участок предоставляется не в комплексе с объектами недвижимости, подлежащими приватизации. В данном случае положения п. 8 ст. 28 Федерального закона, от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» применению не подлежат, а применяются положения Земельного кодекса РФ. Аналогичный прямой запрет отсутствует и в отраслевом Федеральном законе от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Несмотря на принятые Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 г. № 1425 «Об утверждении положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» и от 17.01.2006 г. № 14 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах.», постановление Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 г. № 300 «Об установлении границ и режимов округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае» действующим законодательством регламентирован только порядок использования земельных участков в пределах зон горно-санитарной охраны, но не вопрос установления ограничений на приватизацию указанных земельных участков. Порядок и условия приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, определены в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в ст. 36 ЗК РФ, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (плана). Перечень документов, прилагаемых к заявлению на приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. На основании пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации Минэкономразвития России приказом от 30.10.2007 № 370 утвердило перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения. Согласно пункту 6 приказа к заявлению прилагается кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» -выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре). В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учетном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных указанным законом сведений. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологий его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с указанным Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. Согласно документам, прилагаемым к заявлениям о приобретении прав на земельные участки, предоставленные земельные участки отнесены к категориям земель - земли населенных пунктов. На основании вышеизложенного, администрация города-курорта Пятигорска издавала постановления о предоставлении земельных участков в собственность физическим лицам, в соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ, на основании перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности согласно приказа Минэкономразвития России от 30.10.2007 № 370, с учетом сведений государственного кадастра недвижимости. Вынесение постановлений администрации города-курорта Пятигорска повлекло возникновение гражданско-правовых отношений между администрацией города-курорта Пятигорска и указанным юридическим лицом. Указанные правовые акты явились основанием заключения договоров купли-продажи земельных участков. В силу пункта 2 статьи. 8 Гражданского кодекса. РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Также в нарушение статьи 56 ГПК Российской Федерации истец не предоставил в дело доказательств о том, что данный земельный участок изъят из оборота. Суть вопроса заключена в том, что Постановлением Совета Министров РСФСР от 9 июля 1985 года №300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае» были установлены границы и режим округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск. В этом постановлении также описаны границы I, II, III зон округа. При этом описание границ участков проведено не по координатам, а по неким условным точкам, местоположение большинства из которых в настоящее время неизвестно. В 1996 году Правительством РФ было принято Постановление от 7 декабря 1996 г. №1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения",которое (с изменениями от 20 декабря 2002 г., 19 июля 2006 г.) устанавливает, что для таких местностей, как города-курорты КМВ, а именно в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах федерального значения в комплексе природных лечебных факторов имеются объекты, относящиеся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных), необходимо установить не округа санитарной охраны, как это сделано Постановлением Совета Министров РСФСР от 9 июля 1985 года №300, а округа горно-санитарной охраны. П.п. 8 и 9 постановления Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. №1425 установлены требования к разработке проектов округов горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, а также к порядку их согласования. Стоит также отметить, что требования к разработке и согласованию проектов округов горно-санитарной охраны отличаются от аналогичных требований к округам санитарной охраны, что подчеркивает различный подход законодателя к санитарным и горно-санитарным округам. Таким образом, на сегодняшний день в городе-курорте Пятигорске не установлены зоны горно-санитарной охраны. Данное обстоятельство подтверждается решением Промышленного районного суда города Ставрополя от 05.04.2011г. по делу № 2-642/11 и кассационным определением от 31.05.2011г. судебной коллегией по гражданским делам Ставропольского края. Это имеет преюдициальное значение. Также не доказано и отсутствует в материалах дела доказательства, что земли города Пятигорска отнесены к землям особо охраняемых территорий и объектов, в свою очередь в кадастровой выписке, которая была представлена на момент заключения вышеуказанного договора купли-продажи указанно категория земель - земли населенных пунктов. Также согласно содержанию пункта 3 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации полностью исключены из оборота только земельные участки, находящиеся в 1-й зоне округа санитарной охраны; участки, входящие в состав 2-й и 3-й зон, не исключены из оборота; их использование ограничено в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях. Спорный земельный участок относится к категории "земли поселений", на территории города Пятигорска" не проведено зонирование, поэтому спорному участку не присвоен соответствующий статус в соответствии с пунктом 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, сведения о включении земельного участка в государственный кадастр природных территорий отсутствуют, земли, расположенные во 2 и 3 зонах округа горно-санитарной охраны не включаются в особо охраняемые природные территории, а потому спорный земельный участок не исключен из оборота. Как следует из п. 15 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. № 2 заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих должно отвечать требованиям, предусмотренным абзацем вторым части 1 статьи 247 и статьей 131 ГПК РФ, в части, не противоречащей особенностям производства но делам данной категории» установленным главами 23 и 25 ГПК РФ. В нем, в частности, должно быть указано, какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, какие права и свободы нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия). Вынесение постановлений администрации города-курорта Пятигорска повлекло возникновение гражданско-правовых отношений между администрацией города-курорта Пятигорска и указанными гражданами. Указанные правовые акты явились основанием заключения договоров купли-продажи земельных участков. В силу пункта. 2 статьи 8 Гражданского, кодекса. РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В настоящее время достоверные сведения о государственной регистрации прав собственности указанных граждан не имеется.Следовательно, в заявлении Прокурора города Пятигорска об оспаривании действий органов местного самоуправления отсутствуют основания, предусмотренные абзацем вторым части 1 статьи 247 и статьей 131 ГПК РФ, в части, не противоречащей особенностям производства по делам данной категории, установленным главами 23 и 25 ГПК РФ. Таким образом, требование Прокурора города Пятигорска о признании незаконными действий администрации города-курорта Пятигорска по предоставлению в собственность физических лиц и юридических лиц земельных участков, расположенных в границах особо охраняемой территории муниципального образования города-курорта Пятигорска и возложении на администрацию города-курорта Пятигорска обязанности не предоставлять в собственность физическим и юридическим лицам земельные участки, расположенные в границах особо охраняемой территории муниципального образования города-курорта Пятигорска не соответствует требованиям действующего законодательства и противоречит судебной практике. Просят суд в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме. Представитель ответчика Северина Л.И., Захаркина Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, указав при этом суду, что согласно ч.2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в собственность граждан осуществляется за плату. Согласно ч.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных и муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан. В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.9,10,11 ЗК РФ. В соответствии со ст.36 ЗК РФ граждане, имеющие в собственности здания, строения и сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков принадлежит собственникам зданий, строений, сооружений. Согласно ч.1 ст.37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничения его использования. В соответствии с ч. 3 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Согласно п.9, п. 13,14 ч.2 ст.7 ФЗ №221-ФЗ от 24.07.2007г. сведения об ограничениях вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, категория земель к которой отнесен земельный участок, разрешенное использование. В соответствии с ч. 2, 4 ст. 14 ФЗ №221-ФЗ от 24.07.2007г. сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в предусмотренные настоящим федеральным законом сведения об объекте недвижимости.Согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ № земельного участка № данный земельный участок отнесен к землям населенного пункта, с разрешенным использованием под здание склада, без каких-либо ограничений в обороте или отнесения указанного участка к категории земель особо охраняемых природных территорий. Согласно сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ записи ограничений (обременении) на этот объект отсутствуют.Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.01.2006г. №14 г.Пятигорск признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 г. №300.Согласно ст.3 раздела I Положения о курорте федерального значения общая площадь курорта Пятигорск составляет 9674 гектара и включает в себя зоны различного функционального назначения.Согласно ст. 15 раздела II указанного Положения земли в пределах территории курорта Пятигорск имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны. Никаких ограничений оборота в указанном Положении не содержится.В соответствии с ч.2 ст. 16 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» устанавливается, что границы и режим округов утверждаются Правительством РФ.Согласно ч.4 ст.32 Федерального закона от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом о природных и лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. В соответствии с ч.4 статьи 2 указанного закона все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке схем землеустройства и в соответствии с ч.5 указанной статьи на основании указанных схем органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения о резервировании земель. Которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями и об ограничении на них хозяйственной деятельности. Согласно ст.4 указанного закона осуществляется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий. Никаких решений о резервировании земель государственными органами не принималось и никаких сведений об особо охраняемых территориях в государственном кадастре не содержится.В соответствии с ч.4 ст.95 ЗК РФ границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением для этих участков особого правового режима. Согласно ч.3 статьи 96 ЗК РФ земли в границах санитарных зон у собственников земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона горно-санитарной охраны курортов), использование участков в границах второй и третьих зон ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях. Таким образом, до определения границ, зон, режима округа горносанитарной охраны города- курорта Пятигорска, утвержденного Правительством РФ требование о признании Постановления и договора купли-продажи спорного участка недействительными находят необоснованными. В обороте указанный участок не ограничен, что подтверждается сведениями из государственного кадастрового реестра, указанными в кадастровом паспорте. В качестве обоснования своих требований Прокурор г. Пятигорска указывает на нормы недействующего законодательства, а именно федеральный закон №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», признанный недействующим. Само по себе Постановление Правительства от 17.01.2006г. №14 признает город Пятигорск курортом федерального значения, однако, не устанавливает режим, зоны округа горно-санитарной охраны. В государственном кадастровом реестре земельных участков сведений об ограничениях в обороте спорного участка, указания на особо охраняемую природную территорию не имеется. Анализ законодательства об особо охраняемых природных территориях и курортов, земельного законодательства указывает на отсутствие запрета для граждан нахождения в собственности земельных участков особо охраняемых территорий.Право частной собственности на землю закреплено ч.2 ст.9, ч.1 ст.36 Конституции РФ, а также ст.15 ЗК РФ и может быть ограничено только на основании Федерального закона.Просила суд в удовлетворении заявленных исковых требований Прокурору г.Пятигорска к администрации города Пятигорска, Блем А.Р., Северина Л.И. о признании постановления администрации города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № недействительным, признании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка недействительной (ничтожной) сделкой отказать за необоснованностью.Считает, что оснований для ограничения данного земельного участка в обороте нет. Ответчик Блем А.Р. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представлено, ходатайств об отложении судебного заседания суду не поступало. Суд полагает возможным, с учетом мнения сторон, рассмотреть дело в отсутствие ответчика Блем А.Р., признавая причину отсутствия неуважительной. Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, считает, что требования Прокурора г. Пятигорска подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании ответчикам Блем А.Р. и Северина Л.И. на праве долевой собственности по <данные изъяты> каждому, принадлежит нежилое строение склад литер <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес> Данное обстоятельство сторонами в судебном заседании не оспаривается и подтверждается письменными доказательствами. Земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества по указанному выше адресу сформирован и поставлен на кадастровый учет. В кадастровом паспорте земельного участка указано, что его разрешенное использование: под здание склада. Действительно граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, это право закреплено Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 36). Вместе с тем, ст. 27 ЗК РФ предусмотрены ограничения оборотоспособности земельных участков. Так, согласно названной статьи, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным Кодексом РФ, федеральными законами. В соответствии с п. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: 1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса) 2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ). 3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; 4) объектами организаций федеральной службы безопасности; 5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны; 6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; 7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых, созданы закрытые административно-территориальные образования; 8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний (пп. 8 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ) 9) воинскими и гражданскими захоронениями; 10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки (п.5 ст. 27 ЗК РФ): в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи. Таким образом, ЗК РФ относит к их числу земли особо охраняемых природных территорий, кроме тех, которые относятся к землям, изъятым из оборота, указанным в п. 4 ст. 27 ЗК. Это земли государственных природных заказников, памятников природы, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов и земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Указом Президента Российской Федерации от 27.03.1992 N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации" району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах" установлены границы особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказских Минеральных Вод. В состав особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод вошел город Пятигорск. Установлено, что особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды является федеральным курортом. Согласно п. 5 ст. 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, " освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 г. № 14 в соответствии с Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае". В соответствии со ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами. В силу ст.ст. 15 и 27 ЗК РФ, к ограниченным в обороте отнесены, в частности, земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков). Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации). Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен статьей 28 (пункт 8) Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Такой же запрет установлен и статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с решениями уполномоченных органов полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (п. 1 ст. 94 ЗК РФ). В соответствии со ст. 95 и 96 ЗК РФ к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности, допускается в случаях, предусмотренных федеральными законами. Пунктом 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий не подлежат приватизации. В силу п. 7 ст. 2 и п. 4 ст. 31 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и п. 2 ст. 3 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством РФ по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В п. п. 2, 3 ст. 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 1 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" указано, что в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Границы округов санитарной или горно-санитарной охраны оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ (п. 4 ст. 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", п. 2 ст. 16 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"). Как следует из материалов дела спорный земельный участок по адресу: <адрес> расположен в зоне особо охраняемой природной территории эколого-курортного региона КМВ, в границах курорта федерального значения г. Пятигорска, относящейся в соответствии с ФЗ от 14.03.1995 №33-ФЗ к объектам общенационального достояния. Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 N 14 курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае". Принимая решение, суд не может согласиться с доводами ответчиков, о том, что спорный участок не может относиться к землям особо-охраняемых природных территорий федерального значения, поскольку относится к иной категории - земли населенных пунктов, так как по смыслу ст. 85 ЗК РФ земли поселений могут одновременно относиться и к землям особо охраняемых природных территорий, а потому то обстоятельство, что в соответствии с кадастровым планом земельный участок отнесен к числу земель поселений, не исключает его принадлежности к особо охраняемым природным территориям. Не имеет правового значение и то, что до настоящего времени не произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на заявленные в споре земельные участки, поскольку в соответствии со ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. В связи с изложенным доводы истца являются обоснованными и спорный договор купли-продажи земельного участка является недействительной (ничтожной) сделкой, поскольку он не соответствует требованиям закона (ст. 168 ГК РФ). В материалах дела имеется Постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №о предоставлении за плату в общую долевую собственность земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка. Данное Постановление по указанным выше основаниям противоречит закону и потому подлежит отмене как незаконное. Требования о признании данного постановления недействительным заявлены в пределах срока предусмотренного ст. 256 ГПК РФ. Заявленный Прокурором г. Пятигорска иск не противоречит требованиям ст. 45, 245 ГПК РФ. Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Определением Конституционного суда РФ от 20.02.2002 N 48-О, от 25.03.2004 N 98-О признаны не противоречащими Конституции РФ содержащиеся в пунктах 1 и 2 статьи 167 общие положения о последствиях недействительности сделки в части, касающейся обязанности каждой из сторон возвратить другой все полученное по сделке, поскольку данные положения - по их конституционно-правовому смыслу в нормативном единстве со статьей 302 - не могут распространяться на добросовестного приобретателя, если это непосредственно не оговорено законом (Постановление Конституционного Суда РФ от 21.04.2003 N 6-П). Как указано было выше, договор купли-продажи земельного участка, заключенного между администрацией г. Пятигорска и Блем А.Р., СеверинойЛ.И. от ДД.ММ.ГГГГ сторонами исполнен, а именно ответчики Блем А.Р. и Северина Л.И. оплатили сумму стоимости передаваемого в собственность земельного участка в размере <данные изъяты>. Указанное обстоятельство подтверждается письменными материалами дела. Сведений о том, что невозможно привести стороны в первоначальное положение, суду не представлено. С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, заявленных прокурором г. Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Прокурора г. Пятигорска удовлетворить. Признать незаконным Постановление Администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении за плату в общую долевую собственность Блем А.Р. и Северина Л.И. земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером № по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка, пропорционально долям в праве собственности без выделения в натуре площади земельного участка каждому. Признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., заключенного между Администрацией г. Пятигорска в лице первого заместителя главы администрации г. Пятигорска Бондаренко О.Н. и Блем А.Р., Северина Л.И. Применить последствия недействительности ничтожной сделки: возвратить стороны в первоначальное положение, обязать стороны по указанному договору купли-продажи возвратить другой стороне все полученное по сделке: земельный участок возвратить администрации г. Пятигорска, Администрации г. Пятигорска возвратить Блем А.Р., Северина Л.И. полученную по сделке сумму <данные изъяты>, Блем А.Р. - <данные изъяты>, Северина Л.И. - <данные изъяты> Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Пятигорский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.. Судья: _______________________________О.В. Ивлева
виде кадастрового паспорта объекта недвижимости, кадастровый паспорт
объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного
кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта
недвижимости, а также отвида объекта недвижимости иные