решение по делу № 2-3149/11



Дело № 2-3149/11

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

19 декабря 2011 года Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи:     Соловьяновой

при секретаре судебного заседания Купцовой С.Н.

с участием:

истца         Габриелян К.С.

старшего помощника прокурора     Шуйской Н.В.

представителя администрации города Пятигорска

(по доверенности)       Фетисовой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры города Пятигорска в интересах Габриелян К.С. к администрации города Пятигорска, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края об обеспечении Габриелян К.С. жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм,

У С Т А Н О В И Л:

      Прокуратура города Пятигорска в интересах Габриелян К.С. обратилась в суд с иском к администрации города Пятигорска, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края об обеспечении Габриелян К.С. жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

      В судебном заседании старший помощник прокурора Шуйская Н.В. исковые требования поддержала в заявленном объеме. Суду показала, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Габриелян К.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, имеющей статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать заявителя - Габриелян М.С. умерла ДД.ММ.ГГГГ отец - Габриелян С.О. умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы города Пятигорска Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ Габриелян О.С. освобожден от обязанностей опекуна в отношении Габриелян К.С., опекуном назначена Ивлева Л.С., о чем выдано удостоверение опекуна. Решением Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт постоянного проживания Габриелян К.С. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на территории Российской Федерации в г. Пятигорске.

По окончании опеки, постановлением руководителя администрации города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ Габриелян К.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях под № предоставляемых по договорам социального найма и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

      Однако до настоящего времени администрация города Пятигорска Габриелян К.С.не обеспечена жилой площадью.

В соответствии с абзацем вторым ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно абзацу третьему ч. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

Согласно подпункту 7 пункта 9.2 Положения о Министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного постановлением губернатора Ставропольского края от 07.07.2008 № 530, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

В соответствии с п. 7 ст. 1 закона Ставропольского края № 120-кз от 31.12.2004 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.

В соответствии с законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.

При этом, органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на их финансовое обеспечение за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Ставропольского края (п. 1 ч. 1 ст. 4 названного закона).

Администрация города Пятигорска до настоящего времени не предоставила Габриелян К.С. за счет материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края, жилое помещение не менее 18 квадратных метров общей площади.

      В связи с чем, просит суд удовлетворить исковые требования в полном объеме, возложить обязанность на администрацию города Пятигорска, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края обеспечить Габриелян К.С. жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

      В судебном заседании истец Габриелян К.С. исковые требования поддержала, объяснения, изложенные старшим помощником прокурора Шуйской Н.В. подтвердила в полном объеме. Жилья не имеет, проживает в доме родственников по адресу: <адрес>, где и состоит на регистрационном учете.

      Просит суд возложить обязанность на администрацию города Пятигорска, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края обеспечить ее жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании представитель администрации г. Пятигорска Фетисова С.В. действующая по доверенности, исковые требования не признала. Суду показала, что в соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 2 ст. 7 закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к дополнительным гарантиям по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дополнительные гарантии на жилое помещение, а именно данными нормами предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Предусмотренные данным законом гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 5 указанного закона). В статье 2 указано на то, что дети-сироты имеют право на обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в переделах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю. В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса, решением Думы города Пятигорска от 26.04.2006 г. № 55-63 ГД, норма предоставления установлена в размере 18,0 кв. м. общей площади жилого помещения. Социальная поддержка лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на территории Ставропольского края органами государственной власти края. Законом Ставропольского края № 120-кз от 31.12.2004 г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, органы государственной власти Ставропольского края обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. За счет субвенции, предоставляемой в соответствии с законом Ставропольского края № 120-кз от 31.12.2004 г., приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования и по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с законом Ставропольского края от 31.12.2004 г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» размер субвенции на планируемый год, необходимой муниципальному району или городскому округу рассчитывается по формуле исходя из нормы общей площади жилого помещения на одного человека. Контроль за исполнением переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляет Правительство Ставропольского края через уполномоченный орган исполнительной власти Ставропольского края в области образования (ч. 3 ст. 10 указанного закона). Во исполнение закона Ставропольского края № 7-кз постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 г. № 60-п утвержден «Порядок предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», согласно которому, субсидия предоставляется органом местного самоуправления за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Исходя из всего перечисленного, обеспечение жилищных прав Габриелян К.С. будет осуществляться в соответствии с нормами действующего законодательства. Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2011 год» городу Пятигорску на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения предусмотрено выделить за счет субвенций <данные изъяты>. В выделении дополнительных финансовых средств на приобретение жилых помещений администрации города Пятигорска министерством образования Ставропольского края отказано. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005г. устанавливает порядок проведения открытого конкурса на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд города Пятигорска. В соответствии с п. 3 ст. 20 ФЗ № 131-ФЗ «Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств». Заключить договор социального найма жилого помещения возможно только после предоставления субвенции органами исполнительной власти Ставропольского края муниципальному образованию г. Пятигорск. Считаем, что Габриелян К.С. не имеет преимущественного права получения квартиры по договору социального найма, так как она является 19 в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях при администрации города Пятигорска, так как она позже остальных была поставлена в очередь. Остальные 18 человек из очереди имеют равные с Габриелян К.С. права на получение квартиры по договору социального найма и не должны быть ущемлены. В соответствии со ст. ст. 4, 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях),обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, в связи с чем, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, руководствуясь ст. ст. 4, 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, т.е. ответчиком - Ставропольским краем, в лице Министерства Финансов Ставропольского края.

Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

В судебное заседание представитель Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явился. Однако, поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, рассматривает дело в отсутствие представителя Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края.

От Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края поступили возражения, согласно которых, в соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов: социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей.

Законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 указанного Закона, органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны обеспечить эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из бюджета Ставропольского края на осуществление отдельных государственных полномочий. Выделяемые средства распределены между органами местного самоуправления пропорционально фактической потребности.

В соответствии с п. 3 Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году.

Органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Ставропольского края в установленном порядке доведены уведомления о показателях бюджетной росписи и лимиты бюджетных лимитных обязательств в сроки, установленные порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи главных распорядителей средств бюджета Ставропольского края.

Согласно Приложение № 15 к Закону Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2011 год», субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций местным бюджетам в 2011 году на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», управлению образования администрации г. Пятигорска на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств краевого бюджета в 2011 году выделено <данные изъяты>., что подтверждается платежными поручениями. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ перечислены денежные средства федерального бюджета в сумме <данные изъяты> руб. не реализацию переданных полномочий.

В объеме доведенных лимитов бюджетных обязательств органы местного самоуправления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физическими и (или) юридическими лицами или представляют субсидии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с п. 7 «Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края 16 апреля 2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, путем ее перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления.

Статьей 12 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз предусмотрено, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами.

Следовательно, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края надлежащим образом исполнило полномочия, возложенные на него законодательством, передав финансовые средства, необходимые для осуществления переданных администрации г. Пятигорска государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений п. 3 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как установлено в судебном заседании, согласно свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ года, умерла ДД.ММ.ГГГГ года Габриелян М.С. (мать истца).

Из свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, умер ДД.ММ.ГГГГ Габриелян С.О. (отец истца).

Постановлением главы города Пятигорска Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ Габриелян О.С. освобожден от обязанностей опекуна в отношении Габриелян К.С. и ее родной сестры Габриелян Л.С., опекуном назначена Ивлева Л.С., о чем выдано удостоверение опекуна.

Решением Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт постоянного проживания Габриелян К.С. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на территории Российской Федерации в г. Пятигорске.

После окончания опеки, постановлением руководителя администрации города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ Габриелян К.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях под №

В силу п.»ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно абз.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно Закону Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

В соответствии с законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семьей, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.

Таким образом, Габриелян К.С. в соответствии с требованиями действующего законодательства должно быть предоставлено жилое помещение не менее 18 квадратных метров общей площади. Вместе с тем, соответствующее жилое помещение до настоящего времени не предоставлено, что противоречит вышеперечисленным нормам закона.

Как установлено судом, Габриелян К.С. жилым помещением не обеспечена.

Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 года № 250-О-П «По жалобе муниципального образования городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Согласно Закона Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ года № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями

Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее отдельные государственные полномочия), состоящими в обеспечении жилыми помещениями.

Согласно ст. 6 указанного Закона Ставропольского края, финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в Законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций, размер которых определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края, с учетом обеспечения жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством Ставропольского края.

При определении размера субвенций на планируемый год учитывается: прогнозируемое количество детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в приобретении жилья, которые будут обеспечены жилыми помещениями в планируемом году; норма площади жилого помещения, установленная законодательством Ставропольского края; средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципалитету, устанавливаемая ежеквартально уполномоченным Правительством Ставропольского края органом исполнительной власти Ставропольского края; поправочный коэффициент, определяемый как соотношение средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в соответствующем муниципальном районе или городском округе Ставропольского края к средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю.

Согласно ст. 4 Органы местного самоуправления обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Ставропольского края по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий; и при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Ставропольского края.

     Как следует из закона Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2011 год» городу Пятигорску на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения предусмотрено выделить за счет субвенций <данные изъяты> рублей.

В соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 23 сентября 2010 года №517 «О внесении изменения в подпункт 9.2 Положения о Министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного Постановлением губернатора Ставропольского края от 07 июня 2008 года №530», уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, также главным распорядителем; администрация города Пятигорска является получателем денежных средств, выделяемых на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а на МУ «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска» возложена обязанность по заключению договоров социального найма жилого помещения от имени собственника жилого помещения и организация проведения установленной законом процедуры приобретения жилого помещения.

    Установленные судом обстоятельства свидетельствуют об обоснованности предъявленных требований к указанным ответчикам.

Положениями ст. 12 Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрена ответственность органов местного самоуправления, их должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий, а положениями ст.ст. 5 и 10 указанного Закона определены обязанности органов государственной власти Ставропольского края, в том числе уполномоченного органа исполнительной власти Ставропольского края в области строительства (министерства строительства и архитектуры Ставропольского края) по обеспечению передачи органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, по осуществлению контроля за исполнением государственных полномочий, по даче разъяснений и содействию в разрешении вопросов в связи с осуществлением государственных полномочий.

В условиях состязательности гражданского процесса ответчиками не опровергнуты доводы прокурора г. Пятигорска, предъявившего иск в интересах истца Габриелян К.С. о не выполнении ответчиками без уважительных причин возложенных на них обязанностей, установленных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по обеспечению жилым помещением по договору социального найма Габриелян К.С.

Согласно Положения о порядке предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма в г. Пятигорске, утвержденного Решением Думы г. Пятигорска от 28 декабря 2006 года № 65-9 ГД жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам в черте соответствующего населенного пункта общей площадью на одного члена семьи не менее нормы предоставления (18 кв.м) и должны быть благоустроены, отвечать установленном санитарным и техническим правилам и нормам, предъявляемым к жилым помещениям, применительно к городу Пятигорску, находиться в черте города Пятигорска.

С учетом приведенных обстоятельств, установленных судом, исковые требования прокурора г. Пятигорска в интересах Габриелян К.С. к администрации г. Пятигорска, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края об обеспечении жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, подтверждены надлежащими доказательствами и основаны на законе, в то время как не опровергнуты ответчиками в условиях состязательности гражданского процесса, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию города Пятигорска, Министерство строительства и архитектурыСтавропольского края обеспечить Габриелян К.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженку г. Пятигорска Ставропольского края жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательном виде, путем подачи кассационной жалобы через Пятигорский городской суд.

      

      Судья:                                                                                                            Г.А. Соловьянова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200