Дело № 2-225/12 Р Е Ш Е Н И Е (заочное) Именем Российской Федерации 25 января 2012 года Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи - Бегиашвили Ф.Н., при секретаре - Овчинниковой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, в городе Пятигорске гражданское дело по иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю к Совету территориального общественного самоуправления «Новопятигорск - Скачки» о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица, У С Т А Н О В И Л: Главное управление Министерства юстиции Российской по СК обратилось в суд с иском к Совету территориального общественного самоуправления «Новопятигорск-Скачки» о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица. Свои требования истец мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Пятигорска зарегистрирован Совет территориального общественного самоуправления «Новопятигорск-Скачки» (далее Территориальное общественное самоуправление) распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р). ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией МНС России по г. Пятигорску Ставропольского края в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о юридическом лице (ОГРН <данные изъяты>). В нарушение ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Территориальное общественное управление не представляло отчеты о своей деятельности, сведения о персональном составе руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе, полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за 2006-2008гг., по формам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.04.2006г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций». 05 августа 2009 года, в связи с непредставлением информации о продолжении деятельности в адрес постоянно действующего руководящего органа некоммерческой организации было направлено предупреждение (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) об устранении выявленных нарушений. Предупреждение не возвращалось, уведомление о вручении отсутствует. 09 октября 2009 года в адрес постоянно действующего руководящего органа и по домашнему адресу руководителя некоммерческой организации было направлено повторное предупреждение (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ). Предупреждение, направленное по домашнему адресу руководителя некоммерческой организации, получено адресатом 27.10.2009 г., о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении. Предупреждение, направленное в адрес постоянно действующего руководящего органа некоммерческой организации, не возвращалось, уведомление о вручении отсутствует. Также, в нарушение ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Территориальное общественное самоуправление не представило документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе, полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за 2009-2010 гг. 16 марта 2011 года Территориальному общественному самоуправлению направлялось информационное письмо о необходимости ежегодного предоставления отчетности, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. В настоящее время нарушения не устранены Совет территориального общественного самоуправления «Новопятигорск-Скачки» в течение пяти лет не представляет отчеты о своей деятельности в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю. Согласно п. 10 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ, неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица. Просит ликвидировать Совет территориального общественного самоуправления «Новопятигорск-Скачки» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц. Ответчик - представитель Совета территориального общественного самоуправления «Новопятигорск-Скачки» в судебное заседание не явился, хотя своевременно и должным образом был извещен по последнему известному месту нахождения о дате, времени и месте слушания дела, о наличии уважительных причин неявки суд не известил, ходатайства об отложении судебного разбирательства не представил. Представитель Совета территориального общественного самоуправления «Новопятигорск-Скачки» также не воспользовался правами, предусмотренными ст. 56, 57 ГПК РФ и не представил обоснованных возражений и соответствующих доказательств в опровержение существа заявленных исковых требований. Учитывая мнение участвующих в деле лиц, руководствуясь ст. 119, 167 ч. 3 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, а, также руководствуясь ст. 233 ГПК РФ суд, с письменного согласия истца, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства. Истец - Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю и третье лицо представитель ИФНС России по г. Пятигорску, надлежащим образом извещенные о месте, дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представив суду заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. Кроме того, из письменного ходатайства истца усматривается, что он не возражает, чтобы гражданское дело рассматривалось в порядке заочного производства. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца и третьего лица в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 167 ГПК РФ. Исследовав письменные доказательства, исследовав материалы гражданского дела, суд, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности,суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). В силу положений ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а так же в других формах, предусмотренных законом, в том числе, в форме автономных некоммерческих организаций Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом и учредительными документами (ст. 53 ГК РФ, ст. 3,13,13.1 ФЗ №7-ФЗ). В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ № 7 «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 года некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке. Суд установил, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Пятигорска зарегистрирован Совет территориального общественного самоуправления «Новопятигорск-Скачки» на основании распоряжения главы администрации города Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 17). Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ инспекцией МНС России по г. Пятигорску Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о юридическом лице (л. д. 7-10). Согласно п. 5 ст. 32 ФЗ № 7 «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 года уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган вправе: 1) запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы; 2) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; 3) направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях; 4) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе, по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; 5) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Согласно п. 3 ст. 32 ФЗ № 7 «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 года некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе, полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Суд установил, что юридическое лицо Территориальное общественное самоуправление «Новопятигорск-Скачки» в указанный компетентным органом срок не представилоотчеты о своей деятельности, сведения о персональном составе руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе, полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за 2006-2008 г.г. по утвержденным формам, что подтверждается предупреждениями № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 18-20). В соответствии с п.2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда при систематическом осуществлении некоммерческой организацией деятельности, противоречащей её уставным целям, а так же в иных случаях, предусмотренных законом. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В силу п. 10. ст. 32 ФЗ № 7 « О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 года в редакции ФЗ от 10.01.2006 № 18-ФЗ)непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, который предусмотрен гражданским кодексом и ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 г. (ст.18). Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Некоммерческая организация считается прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (ст. 21 ФЗ № 7-ФЗ). Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случаях осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями законов. Требования о ликвидации юридического лица по данному основанию может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (ст. 61 ГК РФ). Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится уполномоченным органом или его территориальным органом (п.1.1 ст. 18 ФЗ № 7-ФЗ). Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, а потому, полномочным лицом, имеющим право на обращение в суд с требованием о ликвидации некоммерческой организации, в связи с нарушением ею требований ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях». Уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, в случае выявления нарушений законодательства РФ вправе вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца, которое может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд ( п.5 ст. 32 ФЗ № 7-ФЗ). Согласно п. 10 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», действительно является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. Федеральным законом «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность, предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации. Контроль за деятельностью некоммерческой организации осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях». Так, в соответствии с п. 3 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» и Постановлением Правительства РФ № 212 от 15.04.2006 г. в редакции, действовавшей до 1 августа 2009 г. все некоммерческие организации обязаны были представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе, полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. В соответствии с п.3.1 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», введенным ФЗ от 17.07.2009 г. № 170 ФЗ, вступившим в силу 1 августа 2009 г., вышеуказанную информацию не должны представлять некоммерческие организации, соответствующие ряду условий: - учредителями (участниками, членами) организаций не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства; - такие организации не имели в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства; - поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до 3 миллионов рублей. Некоммерческие организации, которые удовлетворяют всем перечисленным условиям, вместо представления информации, предусмотренной п. 3 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», обязаны предоставлять в уполномоченный орган (Минюст России) или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие перечисленным условиям и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности, а также в соответствии с п.3.2 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» обязаны ежегодно размешать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщение о продолжении своей деятельности. При этом в соответствии с приказом Министерства юстиции РФ от 7 октября 2010 г. № 252 данная информация должна быть размешена в сети «Интернет» ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. С учетом изложенного, суд считает, что доводы истца о систематическом грубом нарушении ответчиком требований ФЗ № 7-ФЗ о необходимости предоставления сведений, предусмотренных ст. 32 данного ФЗ, являются обоснованными. Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, в том числе, если его деятельность осуществляется с неоднократными или грубыми нарушениями законов или иных правовых актов. С учетом приведенных обстоятельств, подтверждающих доводы истца, исковые требования о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица подлежат удовлетворению. Суд, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности и в их совокупности, считает их достаточными для удовлетворения в полном объеме исковых требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю к Совету территориального общественного самоуправления «Новопятигорск-Скачки» о ликвидации юридического лица и исключении записи о регистрации из единого государственного реестра юридических лиц. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю к Совету территориального общественного самоуправления «Новопятигорск - Скачки» о ликвидации юридического лица и исключении записи о регистрации из единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить. Ликвидировать юридическое лицо Совет территориального общественного самоуправления «Новопятигорск - Скачки». Исключить Совет территориального общественного самоуправления «Новопятигорск - Скачки» из Единого государственного реестра юридических лиц. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения копии решения. Судья Ф.Н. Бегиашвили