решение по гражданскому делу 2-3/2012



Дело № 2-3/12

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

02 февраля 2012 года Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи:     Соловьяновой

при секретаре судебного заседания Купцовой С.Н.

с участием:

истца          Ивлев А.В.

старшего помощника прокурора     Шуйская Н.В.

представителя администрации города Пятигорска

(по доверенности)       Фетисова С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры города Пятигорска в интересах Ивлев А.В. к администрации города Пятигорска, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о возложении обязанности на Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края выделить администрации города Пятигорска финансовые средства для исполнения обязанности по обеспечению Ивлев А.В. жилой площадью не ниже установленных социальных норм; на администрацию города Пятигорска обеспечить Ивлев А.В. жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм,

У С Т А Н О В И Л:

      Прокуратура города Пятигорска в интересах Ивлев А.В. обратилась в суд с иском к администрации города Пятигорска, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о возложении обязанности на Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края выделить администрации города Пятигорска финансовые средства для исполнения обязанности по обеспечению Ивлев А.В. жилой площадью не ниже установленных социальных норм, возложении обязанности на администрацию города Пятигорска обеспечить Ивлев А.В. за счет средств, выделенных Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края, жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

      В судебном заседании старший помощник прокурора Шуйская Н.В. исковые требования поддержала в заявленном объеме. Суду показала, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Ивлев А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющего статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать заявителя - ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец - ФИО3, 1959 года рождения, на момент зачисления Ивлев А.В. в общегородскую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании постановления главы администрации города Пятигорска СК от ДД.ММ.ГГГГ, находился в розыске. В настоящее время розыск в отношении ФИО3 прекращен, поскольку установлено его место проживания: <адрес> Постановлением главы города Пятигорска Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ над Ивлев А.В. назначен попечитель ФИО4, о чем выдано удостоверение попечителя. По окончании попечительства постановлением и.о. главы администрации города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ Ивлев А.В. принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по<адрес>.

     Однако до настоящего времени администрация города Пятигорска Ивлев А.В. не обеспечила жилой площадью.

     В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абзацем вторым ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно абзацу третьему ч. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

Согласно подпункту 7 пункта 9.2 Положения о Министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного постановлением губернатора Ставропольского края от 07.07.2008 № 530, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

В соответствии с п. 7 ст. 1 закона Ставропольского края № 120-кз от 31.12.2004 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.

При этом, органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на их финансовое обеспечение за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Ставропольского края (п. 1 ч. 1 ст. 4 названного закона).

Администрация города Пятигорска до настоящего времени не предоставила Ивлев А.В. за счет материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края, жилое помещение не менее 18 квадратных метров общей площади.

      В связи с чем, просит суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.

      В судебном заседании истец Ивлев А.В. исковые требования поддержал, объяснения, изложенные старшим помощником прокурора Шуйская Н.В., подтвердил в полном объеме. Суду пояснил, что жилья не имеет, проживает по адресу: <адрес>, где и состоит на регистрационном учете. Его отец Ивлев А.В. с ним одно семьей не жил, материальной помощи на его содержание не оказывал, злоупотреблял спиртные напитки, длительное время находился в розыске. В прошлом году в отношении отца розыск прекращен в виду установления его места жительства. У отца никогда своей жилой площади не было.

      Просит суд возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края выделить администрации города Пятигорска финансовые средства для обеспечения его жилой площадью не ниже установленных социальных норм, возложении обязанности на администрацию города Пятигорска обеспечить его за счет средств, выделенных Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края, жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании представитель администрации г. Пятигорска Фетисова С.В. действующая по доверенности, исковые требования не признала. Суду показала, что в соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 2 ст. 7 закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к дополнительным гарантиям по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дополнительные гарантии на жилое помещение, а именно данными нормами предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Предусмотренные данным законом гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 5 указанного закона). В ч. 2 ст. 7 Закона СК от ДД.ММ.ГГГГ -кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано на то, что дети-сироты имеют право на обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в переделах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю. В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса, решением Думы города Пятигорска от 26.04.2006 г. № 55-63 ГД, норма предоставления установлена в размере 18,0 кв. м. общей площади жилого помещения. Социальная поддержка лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на территории Ставропольского края органами государственной власти края. Законом Ставропольского края № 120-кз от 31.12.2004 г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, органы государственной власти Ставропольского края обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. За счет субвенции, предоставляемой в соответствии с законом Ставропольского края № 120-кз от 31.12.2004 г., приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования и по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с законом Ставропольского края от 31.12.2004 г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» размер субвенции на планируемый год, необходимой муниципальному району или городскому округу рассчитывается по формуле исходя из нормы общей площади жилого помещения на одного человека. Контроль за исполнением переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляет Правительство Ставропольского края через уполномоченный орган исполнительной власти Ставропольского края в области образования (ч. 3 ст. 10 указанного закона). Во исполнение закона Ставропольского края № 7-кз постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 г. № 60-п утвержден «Порядок предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», согласно которому, субсидия предоставляется органом местного самоуправления за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Исходя из всего перечисленного, обеспечение жилищных прав Ивлев А.В. будет осуществляться в соответствии с нормами действующего законодательства. В соответствии с п. 3 ст. 20 ФЗ № 131-ФЗ «Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств». Заключить договор социального найма жилого помещения возможно только после предоставления субвенции органами исполнительной власти Ставропольского края муниципальному образованию г. Пятигорск. Считают, что Ивлев А.В. не имеет преимущественного права получения квартиры по договору социального найма, так как он является в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях при администрации города Пятигорска, так как он позже остальных был поставлен в очередь. Остальные человек из очереди имеют равные с Ивлев А.В. права на получение квартиры по договору социального найма и не должны быть ущемлены.

Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

В судебное заседание представитель Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явился. Однако, поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, рассматривает дело в отсутствие представителя Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края.

От Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края поступили возражения, согласно которых, в соответствии с п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации», законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 указанного Закона, органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны обеспечить эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из бюджета Ставропольского края на осуществление отдельных государственных полномочий. Выделяемые средства распределены между органами местного самоуправления пропорционально фактической потребности.

В соответствии с п. 3 Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году.

Согласно Приложение № 15 к Закону Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2011 год», субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций местным бюджетам в 2011 году на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», управлению образования администрации г. Пятигорска на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств краевого бюджета в 2011 году выделено <данные изъяты> руб., что подтверждается платежными поручениями. Кроме того, 14 сентября 2011 года перечислены денежные средства федерального бюджета в сумме <данные изъяты> руб. не реализацию переданных полномочий.

В объеме доведенных лимитов бюджетных обязательств органы местного самоуправления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физическими и (или) юридическими лицами или представляют субсидии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с п. 7 «Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края 16 апреля 2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, путем ее перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления.

Статьей 12 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз предусмотрено, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами.

Следовательно, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края надлежащим образом исполнило полномочия, возложенные на него законодательством, передав финансовые средства, необходимые для осуществления переданных администрации г. Пятигорска государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании свидетель ФИО3 суду показал, что Ивлев А.В. приходится ему родным сыном. С ФИО2 ( мать Ивлев А.В.) состоял в браке по день ее смерти, умершей ДД.ММ.ГГГГ. При ее жизни, вместе сначала проживали в <адрес>. Впоследствии переехали в г. Пятигорск и проживали в квартире его матери, которая в настоящее время принадлежит его сестре ФИО5. После смерти супруги, сын проживал с ним до 2005 года, до какого именно месяца, он не помнит. Сыну было 17 лет, когда он решил уехать в Санкт-Петербург на заработки, но не вернулся. Сын проживал вместе с его матерью - ФИО1, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ. На похоронах матери не был. Попечителем сына была назначена Климова Ольга - знакомая их семьи. Никто из родственников, близких не знал, где он находился с 2005 года по настоящее время. Денег на содержание сына он не пересылал, с сыном общаться не пытался. Проживал в Санкт-Петербурге на съемных квартирах без регистрации, работал, где придется. В г. Пятигорск приехал в декабре 2011 года. Пенсию по старости не получает, собственного жилья не имеет, кормят его дети. Подтвердил, что в период с 2005 года по декабрь 2011 года он в г. Пятигорске не проживал, и никому не были известно о его месте жительства (пребывания).

В судебном заседании свидетель ФИО4 суду показала, что знает семью Ивлевых с 2002-2003 года, поскольку общается с сестрой ФИО3 - ФИО5. ФИО3 работал в городской больнице <адрес> врачом-анестезиологом, откуда его выгнали за аморальный образ жизни - пьянство. Все попытки устроиться на работу заканчивались неудачей. В связи с этим, уехал из г. Пятигорска на заработки и пропал без вести. Бабушка - ФИО1 была больная, у Нины Филипповой была своя семья, поэтому она стала попечителем над Ивлев А.В.. Ивлев А.В. и его сестра с ней не проживали, а жили отдельно в квартире по <адрес>, которая принадлежит их тете - ФИО5. В указанной квартире удобства отсутствуют, находятся на улице. Отца Ивлев А.В. - ФИО3 хотели лишить родительских прав, он никогда не доносил деньги домой, поэтому в семье нечего было есть. Когда он пропал, она оформила попечительство над Ивлев А.В., которому было 17 лет, и его сестрой ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ. Однако и до оформления попечительства над детьми, она заботилась о них (готовила еду, покупала одежду и т.п.). Ивлев А.В. в этот период времени было 9 лет. Подтвердила, что в период с 2005 года по декабрь 2011 года он в г. Пятигорске не проживал, и ей не были известно о его месте жительства (пребывания).

     Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений п. 3 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как установлено в судебном заседании, согласно свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, Ивлев А.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, родителями указаны: отец - ФИО3, мать ФИО2

Из свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО2 (мать истца) умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Отец истца - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находился в розыске, как утративший связь с родственниками, заводилось розыскное дело , что усматривается из справки УВД г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ года.

В связи с этим, постановлением главы города Пятигорска Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ над Ивлев А.В. назначен попечитель ФИО4, о чем выдано удостоверение попечителя.

После окончания попечительства, постановлением руководителя администрации города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ Ивлев А.В. поставлен на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по<адрес>.

В настоящее время розыск в отношении ФИО3 прекращен, поскольку установлено место проживания отца истца - ФИО3: <адрес>, что подтверждено справкой Отдела МВД РФ по г. Пятигорску от ДД.ММ.ГГГГ исх..         

В силу п.»ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно абз.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно Закону Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

В соответствии с законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семьей, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, на момент зачисления Ивлев А.В. в общегородскую очередь и в список на внеочередное получение жилья, он остался без попечения родителей, поскольку мать - ФИО2 умерла, отец - ФИО3 находился в розыске. Ивлев А.В. в 2010 году окончил Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса» <адрес>, о чем ему выдан диплом о высшем образовании от ДД.ММ.ГГГГ, с присуждением квалификации «инженер» по специальности «Информационные системы и технологии». Жилым помещением не обеспечен, что подтверждено справкой Пятигорского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ исх., уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах на имеющиеся объекты недвижимости ДД.ММ.ГГГГ исх. и от ДД.ММ.ГГГГ исх. .

Таким образом, Ивлев А.В. в соответствии с требованиями действующего законодательства должно быть предоставлено жилое помещение не менее 18 квадратных метров общей площади. Вместе с тем, соответствующее жилое помещение до настоящего времени не предоставлено, что противоречит вышеперечисленным нормам закона.

Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 года № 250-О-П «По жалобе муниципального образования городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Согласно Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями

Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее отдельные государственные полномочия), состоящими в обеспечении жилыми помещениями.

Согласно ст. 6 указанного Закона Ставропольского края, финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в Законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций, размер которых определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края, с учетом обеспечения жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством Ставропольского края.

При определении размера субвенций на планируемый год учитывается: прогнозируемое количество детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в приобретении жилья, которые будут обеспечены жилыми помещениями в планируемом году; норма площади жилого помещения, установленная законодательством Ставропольского края; средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципалитету, устанавливаемая ежеквартально уполномоченным Правительством Ставропольского края органом исполнительной власти Ставропольского края; поправочный коэффициент, определяемый как соотношение средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в соответствующем муниципальном районе или городском округе Ставропольского края к средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю.

Согласно ст. 4 Органы местного самоуправления обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Ставропольского края по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий; и при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Ставропольского края.

      Из письма МУ «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска» от ДД.ММ.ГГГГ исх. усматривается, что Ивлев А.В., 1987 года рождения состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по<адрес>, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по<адрес>, данный список ежегодно направляется в Министерство строительства и архитектуры СК. В 2011 году было выделено <данные изъяты> руб. на обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан. Средства выделяются без предоставления Министерством строительства и архитектуры СК списка граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями посредством указанных средств. Данные средства были освоены в полном объеме, путем исполнения 15 решений суда.

      Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что Ивлев А.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который направлен в Министерство строительства и архитектуры СК и которым в 2011 году выделены денежные средства на обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан.

    Из письма Министерства строительства и архитектуры СК о предоставлении информации о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, а также детях, находящихся под опекой (попечительством) за 2012 год усматривается, что отделом опеки, попечительства и делам несовершеннолетних администрации города Пятигорска направлен список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на очереди на приобретение жилья на 2012 год, в который включен Ивлев А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего <адрес>.

      В соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 23 сентября 2010 года №517 «О внесении изменения в подпункт 9.2 Положения о Министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного Постановлением губернатора Ставропольского края от 07 июня 2008 года №530», уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, также главным распорядителем; администрация города Пятигорска является получателем денежных средств, выделяемых на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а на МУ «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска» возложена обязанность по заключению договоров социального найма жилого помещения от имени собственника жилого помещения и организация проведения установленной законом процедуры приобретения жилого помещения.

В условиях состязательности гражданского процесса администрацией города Пятигорска не опровергнуты доводы прокурора г. Пятигорска, предъявившего иск в интересах истца Ивлев А.В. о не выполнении администрацией города Пятигорска без уважительных причин возложенных на них обязанностей, установленных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по обеспечению жилым помещением по договору социального найма Ивлев А.В. за счет средств, выделенных Министерством строительства и архитектуры СК.

Согласно Положения о порядке предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма в г. Пятигорске, утвержденного Решением Думы г. Пятигорска от 28 декабря 2006 года № 65-9 ГД, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам в черте соответствующего населенного пункта общей площадью на одного члена семьи не менее нормы предоставления (18 кв.м) и должны быть благоустроены, отвечать установленном санитарным и техническим правилам и нормам, предъявляемым к жилым помещениям, применительно к городу Пятигорску, находиться в черте города Пятигорска.

     С учетом приведенных обстоятельств, установленных судом, исковые требования прокурора г. Пятигорска в интересах Ивлев А.В. подлежат удовлетворению в части возложения обязанности на администрацию города Пятигорска обеспечить Ивлев А.В. жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, за счет средств, выделенных Министерством строительства и архитектуры СК.

    В части исковых требований о возложения обязанности на Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края о выделении администрации города Пятигорска финансовых средств для исполнения обязанности по обеспечению Ивлев А.В. жилой площадью не ниже установленных социальных норм в удовлетворении отказать, поскольку, как установлено в судебном заседании, Министерством строительства и архитектуры СК выделены денежные средства на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, без предоставления списка граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, что подтверждено представленными Министерством строительства и архитектуры СК платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб.. от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб.. от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб. (л.д.30-33).

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

     

     Возложить обязанность на администрацию города Пятигорска обеспечить Ивлев А.В., за счет средств, выделенных Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края, жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

     В удовлетворении заявленных требований прокуратуры города Пятигорска в интересах Ивлев А.В. в части возложения обязанности на Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края выделить администрации города Пятигорска финансовые средства для исполнения обязанности по обеспечению Ивлев А.В. жилой площадью не ниже установленных социальных норм в удовлетворении отказать.

     Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятигорский городской суд.

      

      Судья:                                                                                                            Г.А. Соловьянова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200