2-523/2012



Дело № 2-523/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 февраля 2012 года            г. Пятигорск Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи          Духиной В.Г., при секретаре             Аракелян Э.Р.,

с участием:

представителей истицы                   Сорокина В.Н., Сорокина А.В.по доверенности

представителя ответчика - Христокьян И.В. по доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по иску

Олейникова Л.П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Пятигорску Ставропольского края о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной пенсии

УСТАНОВИЛ:

Истец Олейникова Л.П. обратилась в суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ» по г. Пятигорску Ставропольского края о восстановлении пенсионных прав. Иск мотивирует тем, что решением ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску от ДД.ММ.ГГГГ ответчик незаконно отказал ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, исключив из подсчета медицинского стажа периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры ЛПУП «Центр восстановительной медицины - Санаторий «Лесная поляна», а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождение в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. В ходе судебного заседания исковые требования были уточнены и дополнены заявлением о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20п.1ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.01г. №173-ФЗ с первоначального обращения в пенсионный фонд-с ДД.ММ.ГГГГ., о возложении обязанности на ответчика включить в стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности не менее 30 лет в городах и поселках городского типа периоды работы :

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры ЛПУП «Центр восстановительной медицины -санаторий «Лесная поляна»

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет.

На остальных требованиях истица не настаивала, а с учетом трудового стажа 24 года 7 месяцев 15 дней, признанного решением УПФ от ДД.ММ.ГГГГ, и зачета указанных спорных периодов ее стаж медицинской деятельности составляет 33года 10 мес.22 дня, что превышает 30 лет и дает ей право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п.20 п.1ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.01г. №173-ФЗ с момента первоначального обращения в пенсионный фонд-с ДД.ММ.ГГГГ

Полагая необоснованным исключение данных периодов из медицинского стажа, истица просит признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, обязать ответчика зачесть в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, спорные периоды работы : с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медицинской сестрой ЛПУП «Центр восстановительной медицины - Санаторий «Лесная поляна» ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет,.

В судебное заседание истица Олейникова Л.П., будучи надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, уведомив суд заявлением о возможности рассмотрения дела в ее отсутствие. При таких обстоятельствах с учетом мнения участвующих в деле лиц, не возражавших против разрешения спора в отсутствие не явившейся стороны, суд считает возможным на основании п. 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие истицы Олейниковой Л.П.

В судебном заседании представители истицы Олейниковой Л.П., действующие по доверенности Сорокин А.В. и Сорокин В.Н., заявленные истицей требования с учетом произведенных уточнений и дополнений поддержали, считают их обоснованными и подлежащими удовлетворению, просили разрешить спор о праве Олейниковой Л.П. на получение досрочной трудовой пенсии, обязав Управление пенсионного фонда РФ по г.Пятигорску назначить ей досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности с даты представления ее к назначению пенсии, включить в специальный стаж, дающий право на получение досрочной пенсии, спорные периоды.

В обоснование иска пояснили, что Олейникова Л.П. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ» по г. Пятигорску с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, представив соответствующий пакет документов. Однако, решением ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации» по г.Пятигорску от ДД.ММ.ГГГГ Олейниковой Л.П. в этом было отказано по причине недостаточности специального стажа работы Олейниковой Л.П., дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляющего 24 года 7 месяцев 15 дней, поскольку в стаж лечебной деятельности не подлежат включению периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры ЛПУП «Центр восстановительной медицины-Санаторий «Лесная поляна», так как ЛПУП «Центр восстановительной медицины-Санаторий «Лесная поляна» не является профильным согласно п.п. 21 «Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» и «Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения»;

- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождение в отпуске по уходу за ребенком соответственно до полутора и до трех лет.

Данный отказ считают не законным, противоречащим ст.39 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка согласно п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555.

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истица работает в должности медицинской сестры ЛПУП «Центр восстановительной медицины -Санаторий «Лесная поляна».

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Положения ст. 6 (ч. 2), ст. 15 (ч. 4), ст. 17 (ч. 1), ст.ст. 18, 19 и ст. 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Из существа п. 10 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12. 2005 г. № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" следует, что лечебная деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр.

В п. 9 данного Постановления так же указано, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона № 173 от 17.12.2001 г. в редакции от 22.07.2008 г. (пункт 1 ст. 27 и п.п. 7-13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Позиция Пенсионного фонда о том, что санаторий не является профильным, а потому работа в нем истицы даже в должности медсестры не подлежит включению в специальный стаж- ошибочна и опровергается представленными документами. В справке, выданной Олейниковой Л.П. о ее трудовой деятельности в ЛПУП «Центр восстановительной медицины- Санаторий «Лесная поляна» указано, что ЛПУП «Центр восстановительной медицины- Санаторий «Лесная поляна» специализируется на лечении: заболеваний опорно-двигательного аппарата, последствий травм позвоночника без нарушения целостности спинного мозга, расстройства вегетативной нервной системы и т.д.

В Списке № 781 предусмотрены санатории для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

При этом следует принять во внимание принятые понятия о том, что «опорно-двигательный аппарат - это костно-мышечная система, единый комплекс, состоящий из костей, суставов, связок, мышц, их нервных образований, обеспечивающих опору тела и передвижение человека или животного в пространстве», что «орган - это часть тела животного или растительного организма, выполняющая одну или чаще несколько специфических для него функций, что органы классифицируют по их основным функциям (органы движения, пищеварения, дыхания). Дополняющие друг друга функционально органы объединяются в системы, обеспечивающие главные жизненные отправления организма. Каждый орган состоит из ряда тканей, выполняющих более узкие функции».

Из указанного следует, что термины: «опорно-двигательный аппарат» и «органы движения» дают определение системе организма, состоящей из костей, суставов, связок и т.д. как в первом, так и во втором термине. Соответственно термин -«органы движения» в справке о трудовой деятельности подразумевает лечение одних и тех же заболеваний, которые предусмотрены списком № 781 и обозначены термином «опорно-двигательный аппарат».

Кроме того, в соответствии со Списком от 6.09.1991г. N 464 правом выхода на пенсию по выслуге лет обладали средний медицинский персонал лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Доводы ответчика об отказе по включению в стаж работы периодов нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения полутора и трех лет соответственно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также нельзя признать обоснованными, поскольку в периоды нахождения в отпусках по беременности и родам Олейникова Л.П. была временно нетрудоспособна,получала пособие по государственному социальному страхованию, что является гарантией продолжения трудовых отношений.Отпуск по уходу за ребенком, родившимся 19.11.1991г., до полутора лет ей был предоставлен в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 22.01.1981 года N 235 "О мерах по усилению государственной помощи, семьям имеющим детей" и разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 6.07.1982 года N 156/10-30 "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им полутора лет", приравнивающими периоды отпуска по уходу за ребенком к периодам работы.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом у истицы начался до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в период действия названных нормативных актов, с учетом положений ст.ст.луторашимся 19.знать обоснвоанными, тветственно одов нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, в стаж, дающий право на досрочную пенсию, подлежит включению в льготном исчислении как период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, так и период нахождения ее в отпуске по достижению ребенком 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, доводы ответчика, изложенные им в Протоколе решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Олейниковой Л.П. от ДД.ММ.ГГГГ основаны на неправильном толковании и правоприменении указанных нормативных актов, что свидетельствует о незаконности принятого ответчиком решения. С учетом трудового стажа 24 года 7 месяцев 15 дней, признанного решением пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, и законности требований истицы по указанным спорным периодам, специальный стаж Олейниковой Л.П. на момент первоначального обращения в УПФ о назначении досрочной пенсии составил свыше 30 лет, а именно 33 года 10 месяцев 22 дня, поэтому у истицы возникло право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Пятигорску Ставропольского края Христокьян И.В. с доводами, изложенными в исковом заявлении Олейниковой Л.П., не согласилась, пояснив, что п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ закреплено право назначения пенсий, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, в соответствии со Списками соответствующих работ, должностей и организаций, а право утверждать Списки делегировано Правительству Российской Федерации.

В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

При принятии данного Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, Законодатель не предъявил каких-либо новых условий к возрасту медицинских работников, сохранив их право выхода на трудовую пенсию по старости независимо от возраста. Требование к стажу работы, дающему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, также не изменилось.

Подпункт 20 п. 1 ст. 27 Закона определяет условия предоставления права на соответствующий вид пенсии. Нормы названной статьи реализуются через Постановление Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781, в соответствии с которым утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Списком от 29.10.2002г. №781 в разделе «Наименование учреждений» предусмотрены санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.

В связи с этим не включен в стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ЛПУП «Центр восстановительной медицины санатории «Лесная поляна» в должности «медицинская сестра», так как данный санаторий не является профильным согласно Списку №781.

Периоды нахождения Олейниковой Л.П. в отпуске по уходу за ребенком: до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включены в стаж на соответствующих видах работ, так как согласно п. 21 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 г. № 5 «О порядке применения Списков», в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации".

Принимая во внимание вышеизложенное, стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, составляет 24 года 7 месяцев 15 дней.                            

Также при определении права заявителя на досрочное назначение трудовой пенсии ответчиком была проведена оценка пенсионных прав с применением положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П, в соответствии с которым исчисление медицинского стажа за периоды работы до 01.11.1999г. может производиться в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, а за периоды работы после 01.11.1999 г. - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066.

Исчисление стажа на соответствующих видах работ после 12.11.2002 года производится в соответствии со Списком № 781 и Правилами № 781.

Согласно п. 21 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996г. № 5 «О порядке применения Списков», в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", на основании этого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. и до достижения им 3-х летнего возраста с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включены в медицинский стаж.

Также не включен в стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ЛПУП « Центр восстановительной медицины - санаторий «Лесная поляна» в должности «медицинская сестра», так как он не является профильным в соответствии со Списком № 781.

Учитывая изложенное, стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П составляет 24 лет 7 месяцев 15 дней, что не дает права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поэтому в назначении пенсии Олейниковой Л.П. было отказано из-за отсутствия требуемого для назначения пенсии стажа по охране здоровья.

Таким образом, по мнению ответчика заявленные требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве 3-го лица лечебно-профилактического учреждения профсоюзов «Центр восстановительной медицины- Санаторий «Лесная поляна», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил, доказательств их уважительности не представил. При таких обстоятельствах суд, с учетом мнения представителей истца и ответчика, считает возможным разрешить спор в отсутствие не явившего лица.

Выслушав объяснения представителей истицы и ответчика, исследовав материалы гражданского дела и содержащиеся в них письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Статьей 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гражданам РФ гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе не зависимо от рода и места деятельности.

Положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1ст.17, ст.18, ст.19, ч.1ст.55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

      В соответствии с ч.1ст.39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законом.

Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, законодатель наделяется правом определения порядка их исчисления, но при этом в силу ст.15 ч.1 Конституции РФ исходит из того, что конституционные нормы и принципы имеют высшую юридическую силу и толкование подзаконных нормативных актов не могут им противоречить.

Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Пенсионный фонд при рассмотрении документов, представляемых для назначения пенсии, должен оценивать их полное соответствие требованиям пенсионного законодательства, применять Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Статья 66 ТК РФ предусматривает, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже. Так как трудовые отношения, связанные с педагогической деятельностью у истицы не прекращались до настоящего времени и не изменялись, то отказ в назначении пенсии ограничивает ее право на социальное обслуживание.      

В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003 г. № 70 «Об утверждении разъяснений «О некоторых вопросах установления трудовыхпенсий» при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на досрочную трудовую пенсию, в указанный стаж включаются все периоды работы, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действующему в период исполнения данной работы, с применением правил подсчёта соответствующего стажа. Изложенный порядок подсчёта стажа применяется в том случае, если с учётом такого порядка гражданин (независимо от возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правого акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный стаж, дающий право на пенсию по старости или за выслугу лет.

Исходя из указанных положений закона и гарантированных конституцией прав о том, что приобретенное гражданином право на досрочную пенсию должно быть реализовано, истица заявила требования к ГУ УПФ РФ по СК о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию с включением в стаж, дающий право на назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости, необоснованно исключенных ответчиком из подсчета стажа периодов ее работы : с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры ЛПУП «Центр восстановительной медицины -санаторий «Лесная поляна» ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, с назначением досрочной трудовой пенсии по старости с даты первоначального обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ

Разрешая данные требования суд учитывает, что установление трудовых пенсий производится в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно преамбуле, ч.1 ст.1 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" данным Федеральным законом в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии; трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным Федеральным законом; изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон.

Трудовые пенсии за выслугу лет согласно прежнему пенсионному законодательству, могли устанавливаться различным категориям работников, в частности работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, указанные пенсии предусматривались ст.81 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", формальная отмена с 1 января 2002 г. пенсий за выслугу лет как института трудовых пенсий не означает, что указанные работники лишились особенностей в пенсионном обеспечении, поскольку в новом пенсионном законодательстве эти пенсии трансформировались в трудовые пенсии по старости, назначаемые досрочно (т.е. ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста: 60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин). Соответственно и работникам, занимавшимся лечебной деятельностью, Законом о трудовых пенсиях предоставлено право на досрочные трудовые пенсии по старости.

Возникновение права на пенсию за выслугу лет (досрочное назначение трудовой пенсии по старости) связано с осуществлением деятельности в соответствующих учреждениях, а не только с определенным видом деятельности, что обусловлено не характером деятельности, а повышенной интенсивностью труда медицинских работников, приводящего к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности из-за высоких эмоциональных и физических перегрузок в учреждениях, с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объемом работ.

Согласно действовавшему до 1 января 2009 года п.3ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В ныне действующей редакции данного Федерального закона аналогичное правовое регулирование предусмотрено п. ст.27.

Условия назначения досрочных трудовых пенсий по старости медицинским работникам указаны в ст.27 Закона о трудовых пенсиях и в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Закона пенсия по старости досрочно назначается лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста. Аналогичные правовые нормы содержались и в ст.ст.81 и 83 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Согласно п.2 ст.27 Закона о трудовых пенсиях, Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости (в том числе в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения), правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительством РФ в пределах предоставленного ему полномочия Постановлением от 29.10.02г. №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Установлено, что 14 октября 2011 г. Олейникова Л.П. обратилась в Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации» по г. Пятигорску для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею лечебной деятельности не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа.

Однако, решением Пенсионного фонда от 21.12.2011г. № 567 ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости со ссылкой на то, что ее стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет лишь 24 года 7 месяцев 15 дней. Ответчик исключил из стажа лечебной деятельности периоды работы Олейниковой Л.П. :

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ЛПУП « Центр восстановительной медицины - санаторий «Лесная поляна» в должности «медицинская сестра», посчитав, что из представленных истицей документов (трудовая книжка, справка № 1543 от 10.10.2011 г.) не усматривается факт работы ее в профильном санатории согласно п.п. 21 «Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066) и «Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения» (утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781) ;

- периоды нахождения Олейниковой Л.П. в отпуске по уходу за ребенком: до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как согласно п. 21 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 г. № 5 «О порядке применения Списков», в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации".

Не соглашаясь с данным выводом ответчика, представитель истца исходит из положений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", согласно которому в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периода его работы, подлежащего, по мнению истицы, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой работы, выполняемых им трудовых функциональных обязанностей по занимаемой должности и профессии, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом должны быть приняты во внимание правовые позиции Конституционного Суда РФ, сформулированные в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П, в соответствии с которыми ч. 1 ст. 7 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, важнейшим элементом социального обеспечения по возрасту является пенсионное обеспечение, а определяя правовые основания, условия назначения и порядок исчисления пенсий, следует исходить из того, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.

Суд, признавая обоснованность данных доводов представителя истца, также учитывает вышеизложенные принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ, в том числе право на социальное обеспечение, на пенсионное обеспечение по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, что необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Поэтому в силу изложенного и согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ч. 1 ст. 1, ст. 2, ст. 18, ч. 1 ст. 54, ч. 2 ст. 55 и ст. 57 Конституции РФ, поскольку по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования. Граждане, приобретшие пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняют ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Следовательно, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Федеральным законом от 17.12. 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии, на сохранение и преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления закона в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

Таким образом, из положений данного Закона следует, что право граждан, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от того, включен ли в настоящее время в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, стаж их работы на должностях и в учреждениях, который был установлен для назначения государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», так как иное толкование положений существующего законодательства противоречило бы их действительному смыслу, создавало бы условия для неравенства граждан при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии и повлекло бы неправомерное ограничение права граждан на социальное обеспечение, что запрещено положениями ст. 19 Конституции РФ.

Изложенное позволяет сделать вывод, что принятое ГУ УПФ РФ по г.Пятигорску решение по существу носит ограничительный характер, нарушает положения ст.ст. 18,39,55 Конституции РФ о гарантированности государством каждому социального обеспечения по возрасту.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.99г. №1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной или иной работой по охране здоровья населения и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной или иной работой по охране здоровья населения» установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной или иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991г. №464.

При этом в стаж, дающий право на пенсию, периоды работы до 01 ноября 1999 г. засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст.81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" ; периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - согласно Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1066 ; периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ - в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года.

Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 названного Закона после 1 ноября 1999 года, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 и предусматривает, что правом на досрочную пенсию по старости пользуются врачи и средний медицинский персонал, в том числе и медицинская сестра в учреждении "санаторий" (курорты) (в том числе детские): для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.

По смыслу указанных норм работа в должности медицинской сестры в многопрофильном санатории, в котором осуществляется лечение по одному или нескольким профилям, указанным в разделе "Наименование учреждений" Списка, дает право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан.

Указанное соответствует разъяснениям, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", предусмотревшим необходимость учитывать судом вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Трудовая книжка является основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору согласно п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555.

По данным трудовой книжки истица 16 сентября 2003 г. поступила на работу в ЛПУП «Лесная поляна» г. Пятигорска на должность медсестры дежурного поста (запись в трудовой книжке № 17), где продолжает работать по настоящее время.

Согласно справке о трудовой деятельности истицы от ДД.ММ.ГГГГ , выданной ЛПУП санаторий «Лесная поляна» г. Пятигорска», Олейникова Л.П. действительно с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет работу в должности медсестры постовой в отделении восстановительного лечения на 1,0 тарифную ставку полный рабочий день. На основании Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ ЛПУП Санаторий «Лесная поляна» переименовано в Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов «Центр восстановительной медицины- Санаторий «Лесная поляна».

Санаторий осуществляет многопрофильное лечение следующих заболеваний: заболевание опорно-двигательного аппарата: последствий травм позвоночника без нарушения целости спинного мозга, переломы костей таза без смещения, отломов и нарушения непрерывности тазового кольца, переломы костей конечностей, травмы нервов, сухожилий, конечностей, иммобилизационные, посттравматические или после операционные контрактуры суставов, конечностей, контрактура после ожогов, ревматологические заболевания; ортопедические заболевания: остеохондроз, сиондилоартрит позвоночника различной локализации, исключая спинальную миелопатию, состояние после эндопротезирования крупных суставов, последствия черепно-мозговых травм легкой и средней тяжести при условии самостоятельного передвижения и обслуживания, поражения периферических нервных стволов, дорсопатия, неврозы, мигрень, хроническая посттравматическая головная боль, расстройства сна, расстройства вегетативной нервной системы, последствия инфекционных заболеваний нервной системы, ДЦП, спастическая диплегия; гемипарезы: гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма; последствия перинатального поражения центральной нервной системы: минимальная мозговая дисфункция, дефицит внимания, вегетативные расстройства; врожденные аномалии нервной системы, спинно-мозговая грыжа, субкомпенсированная гидроцефалия; нервно-мышечные заболевания: миодистрофия, спинальные амиотрофии, невральные амиотрофии; стенокардия напряжения I-IIAR; ишемическая болезнь сердца: кардиосклероз постинфарктный, гипертоническая болезнь I-II стадии, нейроциркулярная дистония, острый инфаркт миокарда - подострый период, нестабильная стенокардия - долечивание, состояние после аортокоронарного шунтирования и баллонной ангиопластики коронарных артерий, миокардиодистрофия, транзиторная ишемическая атака, острое нарушение мозгового кровообращения, начиная с 24 дня от начала заболевания при условии регредиентного или непрогредиентного течения; острое нарушение мозгового кровообращения; острое нарушение мозгового кровообращения после операций по поводу инсульта и аневризм артерий головного мозга; другие цереброваскулярные болезни.

Согласно Устава Лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов «Центр восстановительной медицины- Санаторий «Лесная поляна» от ДД.ММ.ГГГГ, учреждение создано для организации и оказания многопрофильной медицинской помощи для оздоровления и отдыха граждан, осуществления различных видов медицинской деятельности (восстановительное санаторно-курортное лечение различных видов заболеваний, лечение с учетом современных требований медицинской науки и утвержденных методик комплексной терапии, профилактические мероприятия, оказание медико-оздоровительных, реабилитационных, лечебных, сервисных услуг и др. виды деятельности.

Право осуществления санаторием медицинской деятельности подтверждается выданной лицензией от ДД.ММ.ГГГГ с приложением и с приложением, от ДД.ММ.ГГГГ с приложением на осуществление амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в т.ч. при осуществлении стационарной медицинской помощи по восстановительной медицине, неврологии и др., при осуществлении санаторно-курортной помощи по рефлексотерапии, эндокринологии и др., специализированной медицинской помощи по лечебной физкультуре и спортивной медицине, мануальной терапии, неврологии, психотерапии, хирургии, функциональной диагностике и др., при осуществлении доврачебной медицинской помощи по лечебной физкультуре и спортивной медицине, медицинскому массажу, сестринскому делу, функциональной диагностике и др., при осуществлении санаторно-курортной помощи по восстановительной медицине, лечебной и спортивной медицине, неврологии, психотерапии, ревматологии, травматологии ортопедии, физиотерапии, функциональной диагностике и др.

Оценивая возможность включения в льготный стаж периода работы истицы медсестрой (палатной медсестрой) в данном санатории и применяя вышеизложенные положения закона, выводы суда основаны на анализе в своей совокупности представленных сторонами письменных доказательств в подтверждение осуществления санаторием санаторно-курортной помощи и др. видов деятельности по ревматологии, неврологии, психотерапии, нарушению опорно-двигательного аппарата и Списков от 22.09.1999 г. №1066, от 29.10.2002 г. №781.

Указанному не противоречат и доводы представителей истца, настаивавших на необходимости при этом принимать во внимание принятые понятия об «опорно-двигательном аппарате» как костно-мышечной системе, едином комплексе, состоящем из костей, суставов, связок, мышц, их нервных образований, обеспечивающих опору тела и передвижение человека или животного в пространстве», об «органе» как части тела животного или растительного организма, выполняющей одну или чаще несколько специфических для него функций, о классификации органов по их основным функциям (органы движения, пищеварения, дыхания), об объединении дополняющих друг друга функционально органов в системы, обеспечивающие главные жизненные отправления организма. Поэтому термины: «опорно-двигательный аппарат» и «органы движения» дают определение системе организма, состоящей из костей, суставов, связок и т.д. как в первом, так и во втором термине, а значит термин -«органы движения» в справке о трудовой деятельности истицы подразумевает лечение одних и тех же заболеваний, которые предусмотрены списком № 781 и обозначены термином «опорно-двигательный аппарат».

Факт соответствия наименования должности истицы в спорный период указанным Спискам ответчик не оспаривает. Выполнение ею работы в должности, требующей медицинского образования по специальности «Лечебное дело», «Сестринское дело» и сертификатом специалиста подтверждается должностной инструкцией медицинской сестры постовой.

Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусматривает, что в разделе "наименование должностей" вышеназванного Списка указана должность "медицинская сестра", а в п. 21 раздела "Наименование учреждений" указанных Списков от 29.10.2002 г. N 781 и от 22.10.1999 г. N 1066 к учреждениям здравоохранения, работа медицинской сестрой в которых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости, отнесены санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические.

Таким образом, из Устава санатория, лицензии этого учреждения, а также справки работодателя, уточняющей условия труда истицы, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, следует, что в названном санатории проводится санаторно-курортное лечение и реабилитация пациентов, в том числе с заболеваниями опорно-двигательной системы и психоневрологическими заболеваниями. Установлено и не оспаривается сторонами, что наименование учреждения до и после переименования соответствует наименованию учреждения здравоохранения «санатории», а право на осуществление медицинской деятельности санаторием в спорный период работы истицы в нем подтверждается соответствующими лицензиями с приложениями, не признанными недействительными на момент рассмотрения спора, и вытекают из положений Устава учреждения, справки работодателя от ДД.ММ.ГГГГ, за действительность сведений которой несет ответственность выдавшее ее учреждение. Учреждение в установленном законом порядке аккредитовано на осуществление медицинской деятельности, является многопрофильным со специализированными медицинскими отделениями по лечению ряда заболеваний, в т.ч. неврологии, психотерапии, кардиологии, нарушении опорно-двигательного аппарата и др. по специальности, осуществляет лечебную деятельность.

Из указанного следует вывод, что данный санаторий является профильным в соответствии со Списком №781 от 29.10.02г., поскольку среди множества профилей своей деятельности, санаторий осуществляет лечение в том числе и по нескольким профилям, указанным в разделе "наименование учреждений" Списка (психоневрологические, опорно-двигательного аппарата, ревматологии ), поэтому работа истицы в спорный период в соответствующей должности медсестры (палатной медицинской сестры) имела место в санатории, осуществляющим лечение по нескольким профилям, в т.ч. по одному или нескольким, указанным в разделе "наименование учреждений" Списка, что дает ей право на включение спорного периода в специальный стаж и назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан с момента обращения в пенсионный орган, независимо от того, осуществляется ли в санатории лечение и по другим профилям, т.к. работа в соответствующей должности, предусмотренной Списками, в многопрофильном санатории, осуществляющем лечение по одному или нескольким профилям, также подлежит включению в специальный стаж.

Суд считает несостоятельным также отказ ГУ «Управление пенсионного фонда России» о включении в зачет периода в трудовой стаж нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей в указанный период, дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Суд находит при этом обоснованными доводы представителя истца о том, что поскольку отпуск по уходу за ребенком, родившимся в 1991г., в целом у истицы начался до 06.10.1992г., т.е. в период действия названных нормативных актов, с учетом положений ст.ст.луторашимся 19.знать обоснвоанными, тветственно одов нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, в стаж, дающий право на досрочную пенсию, подлежит включению в льготном исчислении как период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, начавшийся с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а соответственно и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так и период нахождения ее в отпуске по достижению ребенком 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. N 235 "О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятий по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" введен для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее одного года, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Одновременно работающие матери получили право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.

В целях правильного применения указанного Постановления, Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС было утверждено Разъяснение от 6 июля 1982 г. N 7/10-30 "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет", в соответствии с п. 6 которого время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.

Согласно постановлению Совета Министров СССР и ВЦСПС "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" от 22.08.1989 года N 677 с 01.12.1989 года было предоставлено право на получение дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

В соответствии с п.7 разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 года N 375/24-11 "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет" время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (в том числе и отпуска без сохранения заработной платы) засчитывалось как в общий, так и непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.

Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

В соответствии с положениями ст.167 КЗоТ РСФСР, в действующей до 06.10.1992 года редакции, отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы, в том числе до достижения им возраста трех лет, засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Законом РФ от 25.09.1992 года N 3543-1, в редакцию ст.167 КЗоТ РСФСР, были внесены изменения, согласно которым, отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях), т.е. с принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях ( ст.167 КЗоТ РФ).

Из материалов дела усматривается, что согласно справке Центральной городской больницы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Олейникова Л.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на больничном листе по беременности и родам; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(приказ от ДД.ММ.ГГГГ) находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,6 лет, который у нее родился ДД.ММ.ГГГГ г., и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ данный отпуск ей продлен до достижения ребенком 3-х лет.

Суд полагает, что поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, предоставленного ей до ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, включаются в специальный стаж в силу закона, то на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы и вышеуказанный период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. подлежит включению ее стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

При этом, суд исходит также из того, что согласно разъяснениям, содержащимся в п.15 Постановления Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости ( ст.27 и ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной по жалобе гражданина С., в определении Конституционного Суда РФ N 320-О от 5 ноября 2002 г., при разрешении вопроса о включении в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, отпуска по уходу за ребенком, следует руководствоваться нормами законодательства, регулировавшими данные отношения до момента введения в действие закона, ухудшающего положение работника и лишающего его права, приобретенного по ранее действовавшему законодательству. Правовые отношения, связанные с приобретением специального трудового (льготного) стажа, как правило, завершаются до наступления пенсионного возраста. Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность его специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим на этот период законодательством.

Кроме того, Конституционный Суд РФ в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и определение от 05 ноября 2002 года N 320-О, указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Таким образом, разрешая заявленные Олейниковой Л.П. требования, ответчик не учел правовую позицию, изложенную Конституционным судом РФ по делу по жалобе гражданина С. в определении N 320-О от 5 ноября 2002 г., о том, что, внося изменения в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, законодатель должен при этом обеспечить соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмена для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимы с требованиями, вытекающими из ст.ст. 1 ч.1,2,18.54 (ч.1), ст.55 (ч.ч.2,3), ст.57 Конституции РФ, положения которой в соответствии со ст.15 Конституции РФ, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Поэтому разрешая исковые требования, суд исходит из того, что отпуск по уходу за ребенком Олейниковой Л.П. был предоставлен ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период, когда данные отпуска включались в трудовой стаж для назначения досрочной пенсии и с учетом того, что право на данный отпуск у истицы возникло до ДД.ММ.ГГГГ, то в силу требований закона ее положение не может быть ухудшено с введением нового правового регулирования, и за ней сохраняется ранее приобретенное право на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Списком от 06 сентября 1991 года № 464 правом выхода на пенсию по выслуге лет обладали средний медицинский персонал лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологический учреждений всех форм собственности, то есть, если учреждение входило в список, не имело значение, было ли оно государственным либо кооперативным (колхозным), таким образом, доводы ответчика, изложенные им в протоколе решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Олейниковой Л.П. от ДД.ММ.ГГГГ основаны на неправильном толковании указанного акта высшего судебного органа.

С учетом включения спорных периодов в трудовой, стаж истицы Олейниковой Л.П.., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», то есть осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, составляет более 30 лет, что подтверждается документально и ответчиком не оспаривается.

           Поскольку иные периоды лечебной деятельности истицы, дающие право на досрочную пенсию, ответчиком не оспариваются, подтверждены надлежащими доказательствами, исследованными судом, а спорные периоды лечебной деятельности истицы подлежат включению в лечебный стаж, дающий право для назначения Олейниковой Л.П. трудовой пенсии ранее установленного ст. 7 ФЗ № 173 ФЗ возраста на момент ее обращения к ответчику, лечебный стаж истицы, дающий право на назначение пенсии по основаниям пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», составляет более требуемых по закону 30 лет, это дает основание для удовлетворения заявленных истицей требований в полном объеме.

В соответствии с п.1 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.01г. №173-ФЗ, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Учитывая изложенное и принимая во внимание, что истица с заявлением о назначении досрочно трудовой пенсии по старости обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ и на это время она имела требуемый стаж не менее 30 лет, дающий право на назначение пенсии по основаниям пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поэтому с указанного времени она имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии и ответчику надлежит назначить истице пенсию с учетом вышеуказанных периодов со дня обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ При изложенных обстоятельствах, суд считает необоснованным и противоречащим закону отказ ответчика в назначении истице трудовой пенсии с 14.10..2011 года по мотиву недостаточности трудового стажа, поскольку требования Олейниковой Л.П. были основаны на законе и спорные периоды подлежат включению в льготный медицинский стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

Суд, разрешая спор в переделах заявленного иска иска, не выходя за пределы предъявленных требований, учитывая мнение истицы и ее представителей, не настаивавших на рассмотрении остальных заявленных ранее требований, предъявленных фактически излишне, т.к. выводы по требованиям о праве на досрочное назначение пенсии по старости и включении в стаж спорных периодов работы свидетельствуют о допущенных ответчиком нарушениях закона в связи с неправильным его толкованием, считает возможным в удовлетворении остальной части иска о признания незаконным решения ГУ УПФ РФ отказать.

Руководствуясь Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.ст. 12, 56, 167, 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Признать за Олейникова Л.П. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с даты обращения в пенсионный орган, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Пятигорску обязанность по включению в стаж Олейникова Л.П. в связи с осуществлением лечебной деятельности периодов ее работы : с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры ЛПУП «Центр восстановительной медицины -Санаторий «Лесная поляна»; нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГпо ДД.ММ.ГГГГ и до достижения ребенком трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд в течение 1 месяца со дня приятия решения судом в окончательной форме.

Судья       В.Г. Духина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200