дело № 2-627/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 марта 2012 года город Пятигорск Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Пакова Н.Н., при секретаре Гребёнкиной И.П., с участием: старшего помощника прокурора г. Пятигорска Шуйской Н.В., представителя ответчика ООО «АТП курорта» Ярмаркина И.А. представителя третьего лица ОГПН по г. Пятигорску ГУ МЧС России по Ставропольскому краю Чайкина Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по иску прокурора г. Пятигорска в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственности «Автотранспортное предприятие курорта» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений правил пожарной безопасности,- УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Пятигорска обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением обществу с ограниченной ответственности «Автотранспортное предприятие курорта» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений правил пожарной безопасности. В обоснование заявленных исковых требований прокурор г. Пятигорска в исковом заявлении суду сообщил, что сотрудниками прокуратуры г. Пятигорска проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории города-курорта Пятигорска. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Согласно ст. 1 Закона № 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров. Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с положениями указанного Федерального закона № 69-ФЗ, согласно которому законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает данный Закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, включая Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 (далее - ППБ 01-03); Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденные Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 315 (далее - НПБ 110-03), а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Статьей 3 Федерального закона № 69-ФЗ дается характеристика и раскрывается содержание системы обеспечения пожарной безопасности, из содержания которой следует, что такая система представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. В силу требований ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ к лицам, ответственным за нарушения пожарной безопасности, относятся, в том числе, собственники имущества; лица, уполномоченные пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Согласно информации, представленной ОГПН по г. Пятигорску ГУ МЧС России по СК, в нарушение вышеуказанных требований закона в помещении ООО «Автотранспортное предприятие курорта», расположенном по адресу: <адрес> допущены следующие нарушения требований пожарной безопасности: на территории отсутствуют противопожарные источники водоснабжения для целей наружного пожаротушения объектов организации расчетным объемом и в количестве в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84; не обеспечена территория организации первичными средствами пожаротушения в соответствии с таблицей 3 приложения 3 ППБ 01-03, ст. 151 ФЗ № 123-ФЗ (не менее 1 пожарного щита типа ЩП - А или ЩП-Е на 400 кв.м. территории базы); помещения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации; не установлена система оповещения людей о пожаре; перегородки, расположенные в складских и производственных помещениях, а также стены на путях эвакуации в административном здании, выполнены из горючих материалов; установка внутреннего противопожарного водопровода в нерабочем состоянии; помещение в полном объеме не доукомплектовано первичными средствами пожаротушения; в помещениях отсутствуют противопожарные знаки на путях эвакуации; не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли зданий; электросветильники не оборудованы колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников; не проведена ревизия электросетей с оформлением соответствующей документации (актов, протоколов); в помещениях на видном месте не вывешены таблички с номером телефона вызова пожарной охраны; в помещениях не вывешены таблички с указанием ответственных лиц за их противопожарное состояние; приказом по организации не установлен противопожарный режим, соответствующий пожарной безопасности каждого участника в соответствии со ст. 151 Закона № 123-ФЗ; не организовано обязательное обучение мерам пожарной безопасности руководителя, а также лица, ответственного за противопожарное состояние объекта (помещений); приказом по организации не назначены ответственные лица за пожарную безопасность отдельных помещений, инженерного оборудования, электросетей и т.п.; не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности для каждого пожарного участка. Постановлением по делу об административном правонарушении от 31.05.2010г. общество с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие курорта привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 21.05.2010г. организации вручено предписание об устранении указанных нарушений в срок до 28.02.2011г. Однако 04.03.2011г. при проведении проверки по выполнению предписания установлено, что указанные нарушения не были устранены. За неисполнение предписания общество с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие курорта» на основании постановления мирового судьи от 21.03.2011 привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей. Статьей 34 Закона № 69-ФЗ предусмотрено, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. Заявление предъявлено в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и обусловлено тем, что все выявленные нарушения противопожарной безопасности препятствуют своевременному обнаружению пожара и его тушению на начальной стадии, спасению людей на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в обществе с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие курорта». Граждан невозможно определить или индивидуализировать, привлечь их в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, в связи с чем, круг лиц является неопределённым. Просят суд обязать общество с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие курорта» в течение месяца с момента вынесения решения суда устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности в помещениях общества с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие курорта», расположенного по адресу: <адрес> В судебном заседании старший помощник прокурора г. Пятигорска Шуйская Н.В. поддержала заявленные требования и просила суд обязать ООО «Автотранспортное предприятие курорта» в течение месяца с момента вынесения решения суда устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности в помещениях ООО «Автотранспортное предприятие курорта», расположенного по адресу: <адрес>. В судебном заседании представитель ответчика общества с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие курорта», Ярмаркин И.А. не возражал в отношении заявленных прокурором г. Пятигорска исковых требований и сообщил, что действительно ООО «Автотранспортное предприятие курорта» допущены указанные нарушения правил пожарной безопасности, однако основная часть их устранена, в связи с чем просил суд вынести решение в соответствии с действующим законодательством. В судебном заседании представитель третьего лица ОГПН по г. Пятигорску ГУ МЧС России по Ставропольскому краю Чайкин Д.А., не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора не возражал в отношении заявленных прокурором г. Пятигорска исковых требований и просил иск удовлетворить. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Согласно ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров. Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с положениями указанного Федерального закона, согласно которому законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает данный Закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, включая Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 (далее - ППБ 01-03); Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденные Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 315 (далее - НПБ 110-03), а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Статьей 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» дается характеристика и раскрывается содержание системы обеспечения пожарной безопасности, из содержания которой следует, что такая система представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. В силу требований ст. 37 указанного Федерального закона, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» к лицам, ответственным за нарушения пожарной безопасности, относятся, в том числе, собственники имущества; лица, уполномоченные пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Согласно информации, представленной ОГПН по г. Пятигорску ГУ МЧС России по СК, в нарушение вышеуказанных требований закона в помещении общества с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие курорта», расположенном по адресу: <адрес>, допущены следующие нарушения требований пожарной безопасности: - на территории отсутствуют противопожарные источники водоснабжения для целей наружного пожаротушения объектов организации расчетным объемом и в количестве в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84; - не обеспечена территория организации первичными средствами пожаротушения в соответствии с таблицей 3 приложения 3 ППБ 01-03, ст. 151 ФЗ № 123-ФЗ (не менее 1 пожарного щита типа ЩП - А или ЩП-Е на 400 кв.м. территории базы); - помещения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации; - не установлена система оповещения людей о пожаре; - перегородки, расположенные в складских и производственных помещениях, а также стены на путях эвакуации в административном здании, выполнены из горючих материалов; - установка внутреннего противопожарного водопровода в нерабочем состоянии; - помещение в полном объеме не доукомплектовано первичными средствами пожаротушения; - в помещениях отсутствуют противопожарные знаки на путях эвакуации; - не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли зданий; - электросветильники не оборудованы колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников; - не проведена ревизия электросетей с оформлением соответствующей документации (актов, протоколов); - в помещениях на видном месте не вывешены таблички с номером телефона вызова пожарной охраны; - в помещениях не вывешены таблички с указанием ответственных лиц за их противопожарное состояние; - приказом по организации не установлен противопожарный режим, соответствующий пожарной безопасности каждого участника в соответствии со ст. 151 Закона № 123-ФЗ; - не организовано обязательное обучение мерам пожарной безопасности руководителя, а также лица, ответственного за противопожарное состояние объекта (помещений); - приказом по организации не назначены ответственные лица за пожарную безопасность отдельных помещений, инженерного оборудования, электросетей и т.п.; - не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности для каждого пожарного участка. Постановлением по делу об административном правонарушении от 31.05.2010г. ООО «Автотранспортное предприятие курорта привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 21.05.2010г. организации вручено предписание об устранении указанных нарушений в срок до 28.02.2011г. Однако 04.03.2011г. при проведении проверки по выполнению предписания установлено, что указанные нарушения не были устранены За неисполнение предписания общество с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие курорта» на основании постановления мирового судьи от 21.03.2011г. привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей. Статьей 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. С учетом приведенных требований законодательства РФ и обстоятельств, установленных судом, исковые требования прокурора г. Пятигорска в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие курорта» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений правил пожарной безопасности, подтверждены надлежащими доказательствами и основаны на законе, в то время как не опровергнуты представителем ответчика в условиях состязательности гражданского процесса, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению. Государственная пошлина, размер которой в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ составляет 4 000 рублей, на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика, так как истец от ее уплаты освобожден на основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора г. Пятигорска в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие курорта» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений правил пожарной безопасности, удовлетворить. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие курорта» в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности в занимаемых им помещениях, расположенных по адресу: <адрес> Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие курорта» в бюджет муниципального образования город-курорт Пятигорск Ставропольского края государственную пошлину в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано и опротестовано в Ставропольский краевой суд, через Пятигорский городской суд в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы. Судья Н.Н.Паков