2-512/2012



    Р Е Ш Е Н И Е

                                           Именем Российской Федерации

13 марта 2012 года                                                               город Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи                                               Говоровой Н.Г.

при секретаре судебного заседания                                       Ключниковой О.В.

с участием

представителя процессуального истца прокурора Шуйской Н.А.

представителя ответчика МБДОУ

детский сад № 36 «Красная гвоздика»                                   Алексеевой И.А.

                                              

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по иску прокурора города Пятигорска в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида № 36 «Красная гвоздика» (МБДОУ детский сад № 36 «Красная гвоздика»), администрации г.Пятигорска о возложении обязанности по организации беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

     У С Т А Н О В И Л:

         Процессуальный истец прокурор г.Пятигорска в защиту интересов неопределенного круга лиц предъявил иск к МБДОУ детский сад № 36 «Красная гвоздика», администрации г.Пятигорска о возложении обязанности по организации беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры путем обустройства пандусом крыльца здания детского сада № 36 «Красная гвоздика», расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Первомайская, 143-А.

       В судебном заседании представитель процессуального истца прокурор г. Пятигорска, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, помощник прокурора г. Пятигорска Шуйская Н.В. исковые требования поддержала и в обоснование иска пояснила, что в ходе проведенной прокуратурой г. Пятигорска проверки исполнения действующего законодательства в части соблюдения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры г. Пятигорска, установлено, что вход в здание МБДОУ детского сад № 36 «Красная гвоздика», расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Первомайская, 143-А, где происходит процесс дошкольного образования детей, осуществляется по ступеням, которые не оборудованы пандусами и другими средствами подъема, что фактически препятствует доступу в указанное здание инвалидов и маломобильных групп населения. В силу Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, а согласно ст. 15 ФЗ от 24.1.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. 5 Закона Ставропольского края от 27.02.2008 года № 7-кз «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры», Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Кроме того, пунктом 3.9 Строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», установлено, что открытые лестницы на перепадах рельефа, должны дублироваться пандусами, при необходимости - другими средствами подъема, а в соответствии с п. 3.13 вышеуказанных правил, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения. Учредителем МБДОУ детский сад № 36 «Красная гвоздика» является муниципальное учреждение «Управление образования администрации г. Пятигорска, а собственником имущества указанного детского сада является муниципальное образование город-курорт Пятигорск, функции и полномочия которого выполняет МУ «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска». В силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Согласност. 4.13 Устава МБДОУ детский сад № 36 «Красная гвоздика», источниками финансового обеспечения учреждения являются субсидии, предоставляемые из бюджета г. Пятигорска, доходы самого учреждения, полученные от осуществления приносящей доход деятельности, а также добровольные имущественные взносы и пожертвования и другие источники. Согласно информации, представленной МУ «Управление социальной поддержки населения администрации г. Пятигорска», в г. Пятигорске - около 13000 инвалидов, в том числе 310 детей-инвалидов. Отсутствие съезда - пандуса ограничивает свободное передвижение и доступ маломобильных групп населения, в том числе инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в здание МБДОУ детский сад № 36 «Красная гвоздика», существенно нарушает права граждан с ограниченными физическими возможностями на пользование указанным объектом социальной инфраструктуры. Согласно заключению ЗАО «Кавказкурортпроект» от 06.02.2012 года, для обеспечения беспрепятственного перемещения маломобильных групп населения с уровня тротуара на уровень крыльца на центральном входе в здание МБДОУ детский сад № 36 «Красная гвоздика» технически возможно устройство пандуса, в связи с чем просит обязать МБДОУ детский сад № 36 «Красная гвоздика» и администрацию г. Пятигорска принять меры по организации беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание, путем обустройства пандусом крыльца здания детского сада № 36 «Красная гвоздика», расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Первомайская, 143-А.

      Представитель ответчика МБДОУ детский сад № 36 «Красная гвоздика» Алексеева И.А. считает иск подлежащим удовлетворению по тем основаниям, что согласно Устава, МБДОУ детский сад № 36 «Красная гвоздика», является учреждением комбинированного вида, что обуславливает возможность обучения в нем детей с ограниченными возможностями, инвалидов, в связи с чем, необходимо создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в здание образовательного учреждения. Согласно Устава источниками финансового обеспечения детского сада № 36 являются субсидии, предоставляемые из бюджета г. Пятигорска, доходы самого учреждения, полученные от осуществления приносящей доход деятельности, а также добровольные имущественные взносы и пожертвования и другие источники. Однако администрацией г. Пятигорска денежные средства для обустройства пандуса или иных средств по организации беспрепятственного доступа маломобильных групп населения не выделялись, несмотря на то, что исполнение требований закона возложено на собственника здания. В настоящее время строительные материалы для обустройства пандуса приобретены и заключен договор на выполнение строительных работ за счет осуществления приносящей доход деятельности и добровольных имущественных взносов и пожертвований.

      Представители ответчика администрации г.Пятигорска, третьих лиц МУ «Управления образования администрации г.Пятигорска», МУ Управления имущественных отношений администрации г.Пятигорска» надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суд не известили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Согласно исследованного письменного отзыва представителя ответчика администрации г.Пятигорска и третьего лица МУ «Управления образования администрации г.Пятигорска» Штейн А.М. на исковое заявление следует, что ответчик считает исковые требования подлежащими отклонению в полном объеме по следующим основаниям. Согласно ст. 254 ГПК РФ прокурор не вправе обращаться в суд с иском, так как указанная статья наделяет правом обращения в суд гражданину или организации, которые считают, что решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления нарушает их права и свободы, а прокурор г. Пятигорска не является лицом, права и свободы которого затронуты. Кроме того, оспаривание решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления происходит путем подачи заявления, а не в порядке искового производства. Согласно ст. 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в установленных указанной нормой случаях. Согласно ст. 131 ГПК РФ, в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов. Данные требование закона процессуальным истцом не выполнено, поскольку граждане к прокурору с заявлением о защите нарушенного права по организации беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не обращались, в связи, с чем у прокурора отсутствует право обращения в суд с исковым заявлением. Истцом также неправильно применяются нормы материального права. Так, ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ и закрепляет систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Здание детского сада № 36 было построено до введения в действие вышеуказанного закона, нормы которого применяются при проектировании и строительстве объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, на построенные здания они не распространяются. Положениями указанного закона установлена компетенция федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области социальной защиты инвалидов, определены основы финансирования реабилитационных мероприятий. Предусмотренные настоящим ФЗ меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами РФ, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ». В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятии законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Ст. 4, 5 вышеуказанного закона определяют компетенцию федеральных и региональных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов. Полномочия, перечисленные в вышеуказанной статье, определяют основные направления деятельности государственных и общественных структур, связанных с обеспечением достойной жизнедеятельности инвалидов, их социальной реабилитации, усилении социальной поддержки инвалидов, повышения качества и уровня жизни. Кроме того, поскольку пандусы не были включены в проект здания МБДОУ детского сада № 36 «Красная гвоздика», применить нормы СНиП 35-01-2001"Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", согласно которым лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, не представляется возможным.В рамках Постановления Правительства РФ от 07.12. 1996 г. N1449 на ряду с другими мероприятиями, позволяющими решить вопросы социальной инфраструктуры инвалидов, предполагалось разработать и ввести в действие до 1 июля 1997 г. региональные целевые программы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры; возложить на территориальные органы социальной защиты населения координацию работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, а также контроль за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информации, строящимся и реконструируемым объектам социальной инфраструктуры. Из вышеизложенного следует, что законодательство РФ требует от предприятий, учреждений и организаций, связанных с обслуживанием населения, обязательно осуществлять меры по приспособлению действующих павильонов, внутренних территорий организаций для доступа к ним инвалидов. При этом законодатель четко указывает, что государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством РФ. В свою очередь органы местного самоуправления наделены данными полномочиями в пределах выделенных материальных ресурсов и финансовых средств, а поскольку достаточные необходимые средства не были выделены органу местного самоуправления, исковые требования прокурора г. Пятигорска к администрации г.Пятигорска» являются необоснованными.

       

Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

             

     

       Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

       Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ 29 декабря 2005 года N 832 и государственной программы РФ "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ 17 марта 2011 года N 175.

     Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

     Как следует из Устава муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 36 «Красная гвоздика» ( МБДОУ детского сад), выписки из ЕГРЮ № 28/001/2012-242 от 02.02.2012 года создано муниципальным образованием город курорт Пятигорск, функции учредителя осуществляет МУ « Управление образования администрации г.Пятигорска». Собственником имущества является муниципальным образованием город курорт Пятигорск. МБДОУ детский сад комбинированного вида № 36 «Красная гвоздика» имеет обособленное имущество, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и не имущественные права и несет обязанности. Учреждение отвечает по своим обязательствам всем имуществом, закрепленным на праве оперативного управления, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

      В силу ст. 4.4 Устава, учреждение вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом с согласия учредителя.

     Согласно ст. 4.13 Устава, источниками финансового обеспечения учреждения являются субсидии, бюджетные инвестиции, предоставляемые из бюджета города курорта Пятигорска, доходы учреждения, полученные от осуществления приносящей доходы деятельности, добровольные имущественные взносы и пожертвования, и другие источники, не запрещенные законом.

        Согласно п.2.11.13 Устава в учреждении функционируют группы компенсирующей направленности осуществляющие квалификационную коррекцию недостатков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в возрасте от 3 до 7 лет.

Положениями ч.1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" устанавливается, что государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

    В силу ч.5 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" устанавливается, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

      Судом установлено, что вход в здание МБДОУ детского сад № 36 «Красная гвоздика», расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Первомайская, 143-А, осуществляется по ступеням, не оборудованным пандусами или другими приспособлениями для доступа в здание инвалидов и маломобильных групп населения.

       Данные обстоятельства ответчиками не оспорены и не опровергнуты и подтверждаются помимо объяснений сторон, письменными доказательствами : фотографиями входа в МБДОУ детский сад № 36 «Красная гвоздика».

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

    В соответствии с требованиями СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", утвержденными постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 года N 78, здание МБДОУ детского сад №36 является объектом социальной инфраструктуры и общественным зданием, и на него распространяются требования вышеназванных норм, в силу которых здание МБДОУ детского сад №36 должно быть приспособлено для доступа инвалидов.

      Приведенные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении ответчиками требований, изложенных в ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»о необходимости создания условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), что затрагивает интересы неопределенного круга лиц, которые вправе посещать детское учреждение, в том числе как воспитанники МБДОУ, так и их родители, бабушки и дедушки и другие лица, у которых возникла необходимость посещения детского учреждения, в том числе инвалиды, маломобильные группы населения.

      Приведенные положения закона носят императивный характер и не содержат исключений относительно конструктивных особенностей здания, поскольку призваны обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп граждан к объектам социального назначения с целью обеспечения им права на достойную жизнь и свободное развитие.           

Согласно заключения ЗАО «Кавказкурортпроект» от 06.02.2012 года, технически возможно устройство пандуса на лестнице центрального входа для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов маломобильных групп населения и в здание МБДОУ детский сад № 36 «Красная гвоздика», для обеспечения беспрепятственного перемещения с уровня тротуара на уровень крыльца.

Приведенное свидетельствует о том, что ответчиком не опровергнуты доводы истца, а следовательно     об обоснованности предъявленных прокурором требований к указанным ответчикам и необоснованности доводов ответчика представителя администрации г.Пятигорска.

       Доводы представителя ответчика администрации г. Пятигорска подлежат отклонению по тем основаниям, что орган местного самоуправления, наделен не только государственными полномочиями по реализации возложенных законом обязанностей по социальной защите инвалидов но и правами на получение финансового обеспечения переданных государственных полномочий, и являясь участником бюджетных правоотношений, наделен правами на защиту своих прав и законных интересов способами установленными законом, в том числе, и в связи с реализацией возложенных законом обязанностей.

      В условиях состязательности гражданского процесса, представителями ответчиков не были опровергнуты доводы прокурора, предъявившего иск в защиту интересов неопределенного круга лиц о бездействии ответчиков и не выполнении ими без уважительных причин, возложенных на них ФЗ № 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обязанностей по организации беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в том числе в здание МБДОУ детский сад № 36 «Красная гвоздика».       

    С учетом приведенных обстоятельств, суд считает подлежащим удовлетворению исковые требования прокурора г. Пятигорска в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ детский сад № 36 «Красная гвоздика», администрации г.Пятигорска о возложении обязанности по организации беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры, путем обустройства пандусом крыльца здания детского сада № 36 «Красная гвоздика», расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Первомайская, 143-А в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, с учетом объема подлежащей выполнению работы размером в плане 3260 мм Х 1784 мм, высотой 150 мм.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

      Исковые требования прокурора города Пятигорска в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида № 36 «Красная гвоздика» (МБДОУ детский сад № 36 «Красная гвоздика», администрации г.Пятигорска удовлетворить.

      Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 36 «Красная гвоздика» (МБДОУ детский сад № 36 «Красная гвоздика» и администрацию г.Пятигорска в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры путем обустройства пандусом крыльца здания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 36 «Красная гвоздика» (МБДОУ детский сад № 36 «Красная гвоздика», расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Первомайская, 143-А, размером 3260 мм Х 1784 мм, высотой 150 мм.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение 1 месяца через Пятигорский городской суд.

                 

Судья                                                                           Н.Г. Говорова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200