Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 марта 2012 года Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи - Жуковой Л.М., при секретаре - Карибовой Г.А., с участием: представителя МУ «Управление - Лопатько А.С. имущественных отношений (по доверенности) администрации г. Пятигорска» ответчика по первоначальному иску, - Тимкиной Т.И. истца по встречному (по доверенности), представителя - Осипян П.А. администрации г. Пятигорска, (по доверенности), ст.помощника прокурора - Шуйской Н.В. (по удостоверению) рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Пятигорского городского суда Ставропольского края гражданское дело, по иску МУ «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска» к ФИО13 расторжении договора коммерческого найма жилого помещения, выселении и снятии с регистрационного учета, встречному иску Тимкина Т.И. к администрации города Пятигорска СК, МУ «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска» СК о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, У С Т А Н О В И Л: Жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, Тимкина Т.И. является нанимателем <адрес> (бывшая <адрес> до изменения нумерации) по указанному выше адресу, на условиях коммерческого найма, и проживает в ней постоянно с 1995 года. МУ «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска» обратилось в Пятигорский городской суд СК с требованиями к Тимкиной Т.И. о расторжении договора коммерческого найма Свои доводы мотивирует тем, что жилые помещения в <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, в рамках разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, переданы из государственной собственности СК в собственность муниципального образования города-курорта Пятигорска. Переход права собственности зарегистрирован в Управлении Рос. реестра по СК ДД.ММ.ГГГГ. Тимкина (Хуранова) Т.И., занимает в указанном жилом доме <адрес> (до передачи в муниципальную собственность №), на основании договора коммерческого найма № от ДД.ММ.ГГГГ. Данный договор коммерческого найма был заключен с ООО «ЖКК», пользующимся помещениями в <адрес> в <адрес> на основании договора безвозмездного пользования, заключенного с бывшим собственником - Министерством имущественных отношений СК. Переданные из государственной собственности СК в собственность муниципального образования города-курорта Пятигорска жилые помещения, расположенные по указанному выше адресу, обременены договорами коммерческого найма и использовались ООО «ЖКК» как жилищный фонд коммерческого использования. В соответствии с положениями ГК РФ, если наймодатель не отказался от продления договора найма жилого помещения, то указанный договор считается продленным на тех же условиях и на тот же срок. С момента передачи жилых помещений в <адрес> в муниципальную собственность, за Тимкиной Т.И. сохраняется право пользования жилым помещением по договору коммерческого найма от ДД.ММ.ГГГГ, а наймодателем по данному договору является МУ «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска». Во исполнение указанной выше нормы закона, постановлением администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ №, а в последствие постановлением администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ №, принятые в муниципальную собственность жилые помещения (в том числе и занимаемое Тимкиной Т.И.), отнесены к категории жилых помещений коммерческого использования, и наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. В соответствии с п. 4.5, заключенного с ответчиком договора коммерческого найма № от ДД.ММ.ГГГГ на жилое помещение, в случае возникновения просроченной задолженности более двух месяцев, наймодатель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением о расторжении договора и выселении нанимателя.За Тимкиной Т.И., в период с сентября 2010 года по декабрь 2011 года, образовалась задолженность по оплате за жилое помещение в размере <данные изъяты>. Тем самым, неисполнение Тимкиной Т.И. обязательств по оплате за найм жилого помещения, противоречит закону и нарушает права и законные интересы муниципального образования города-курорта Пятигорска. Просит удовлетворить заявленные к Тимкиной Т.И. требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Не соглашаясь с заявленным к ней иском Тимкина Т.И. заявила встречные исковые требования к администрации г. Пятигорска, МУ «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска» о признании за ней права на использование жилого помещения - <адрес>, общей площадью 18.5 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма, признании права собственности на указанную квартиру, в порядке приватизации. Свои доводы мотивирует тем, что с 1995 года она проживает в квартире по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовавшихся в качестве общежитий, переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма. Администрация г. Пятигорска по существу не исполняет свое постановление, отказала в предоставлении квартиры, которую она занимает, на условиях договора социального найма. Поэтому она вынуждена обратиться в суд за восстановлением нарушенного по вине ответчика жилищного права. Просит удовлетворить заявленные ею требования в полном объеме, а в удовлетворении требований МУ «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска» отказать за необоснованностью. Представитель МУ «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска» - Лопатько А.С., действуя по доверенности, полностью поддержал заявленные к Тимкиной Т.И. требования, просили удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, в удовлетворении встречного иска просили отказать. Пояснили суду, что действительно <адрес>, расположенный по адресу: СК, г. Пятигорск, <адрес>, передан в муниципальную собственность. Право собственности зарегистрировано ответчиком в установленном законом порядке. В соответствии со ст. 209 ГК РФ только собственнику принадлежит право пользования, владения и распоряжения принадлежащим имуществом.. Спорное жилое помещение Тимкиной Т.И. предоставлялось не администрацией г. Пятигорска, а дом был принят в муниципальную собственность, с учетом требований ст. 675 ГК РФ. Оснований для заключения с Тимкиной Т.И. договора социального найма действующим ЖК РФ, при наличии установленных в судебном заседании фактических обстоятельств дела, не предусмотрено. Не отрицает тот факт, что многие квартиры в спорном жилом доме уже переданы собственность проживающим в нем лицам, в порядке приватизации, на основании вступивших в законную силу судебных постановлений. Просит требования истца удовлетворить, а в удовлетворении встречного иска отказать за необоснованностью и руководствоваться возражениями на иск. Не отрицает тот факт, что Тимкина Т.И. на момент рассмотрения заявленных требований не имеет задолженности по оплате коммунальных платежей, задолженность погашена ею в добровольном порядке. Представитель администрации г. Пятигорска - Осипян П.А., действуя по доверенности полностью поддержала доводы представителя истца. Просит заявленные требования истца удовлетворить, а в удовлетворении встречного иска ответчика отказать за необоснованностью по тем же основаниям. Пояснила суду, что действительно <адрес>, передан в муниципальную собственность, право собственности зарегистрировано ответчиком в установленном законом порядке, что по существу не оспаривает и истец. В соответствии со ст. 209 ГК РФ только собственнику принадлежит право пользования, владения и распоряжения принадлежащим имуществом, что и нашло свое отражение в постановлении администрации города Пятигорска СК № от 2 0 сентября 2010 года, на которое ссылается истец в обоснование своих к ответчику требований. Считает положения о приватизации не применимыми к возникшим между сторонами отношениям. Ответчик Тимкина Т.И. заявленные к ней исковые требования о расторжении договора найма, о выселении ее из спорного жилого помещения и снятии с регистрационного учета не признала. Считает их не основанными на законе, и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в её письменных возражениях и встречном иске, который просит удовлетворить и признать за ней права пользования помещением на условиях договора социального найма, признать за ней право собственности на квартиру, в порядке приватизации. Пояснила суду, что доводы представителя МУ «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска» о наличии у нее задолженности не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, у нее периодически возникали проблемы с оплатой коммунальных услуг, однако она в кратчайшие сроки погашала имевшуюся у нее задолженность. Задолженность образовалась у нее по уважительной причине, т.к. по семейным обстоятельствам она была вынуждена на длительный срок выехать за пределы города Пятигорска СК. Кроме того, по ее мнению, эти обстоятельства не могут являться основанием к предъявлению требований о расторжении с ней договора коммерческого найма, выселении ее из спорного жилого помещения и снятии с регистрационного учета, т.к. по существу, и это уже доказано рядом судебных постановлений по делу, заключенными с другими жильцами договорами приватизации, она использует свое жилое помещение на постоянной основе на условиях договора социального найма, зарегистрирована в нем. По её мнению, у прежнего наймодателя не было оснований для заключения таких договоров, как договор коммерческого найма, т.к. собственником имущества являлось государство, что подтверждено документами, в частности договором № от ДД.ММ.ГГГГ, которым подтверждено, что АО «Кавминкурортстрой-М» и все его правопреемники. Являлись лишь пользователями Общежития, где она проживает. Сейчас это жилой дом, что подтверждено постановлением администрации города Пятигорска, указанным ею в иске. На момент предоставления ей жилого помещения она в трудовых отношениях ни с АООТ «Кавминжилстрой», ни с ООО «ЖКК» не состояла. Считает, что все граждане имеют равные права по пользованию жилыми помещениями, отказ ответчика ставит семью истца в неравное положение с другими гражданами Российской Федерации. Просит также учесть, что по данной категории дел сложилась судебная практика, с учетом разъяснения Конституционного суда РФ, ЖК РФ, и многие жилые помещения в спорном общежитии переданы проживающим в квартирах гражданам в собственность, в порядке приватизации. Просит восстановить социальную справедливость. Выслушав объяснения сторон по иску, допросив свидетелей, исследовав материалы гражданского и инвентарного дел, оценив представленные в условиях состязательности процесса доказательства, в том числе и письменные, суд приходит к следующему. Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно истцу. В силу ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, в том числе и право на жилище (ст. 40). В соответствие с положениями ст. 3 ЖК РФ жилище является неприкосновенным, и никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим кодексом целях и в предусмотренных другими ФЗ случаях и в порядке или на основании судебного решения. Принцип недопустимости произвольного лишения жилища, установленный п. 4 ст. 3 ЖК РФ, предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или органичен в праве пользования им иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным Кодексом и иными ФЗ. Защита жилищных прав осуществляется путем: Судом установлено, и эти обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, и по существу признаны сторонами, в той части, что при смене собственника недвижимого имущества, Тимкина Т.И. занимает жилое помещение в <адрес> (бывшая 92) по указанному выше адресу на основании договора коммерческого найма с 1995 года по настоящее время. Указанные обстоятельства подтверждены надлежащими письменными доказательствами, в частности, договорами коммерческого найма (л.д. 36-42). Данные обстоятельства были известны новому собственнику - администрации г. Пятигорска, что нашло свое отражение в постановлении В обоснование своих к ответчику требований и в опровержение требований ответчика, стороны ссылаются на свои пояснения и следующие письменные доказательства: - постановление администрации г. Пятигорска СК № от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого усматривается, что в соответствии со ст. ст. 675 ГК РФ, 19 ЖК РФ, ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке введения в действие ЖК РФ», жилые помещения в многоквартирном <адрес>, в <адрес> за №№, 284 отнесены к жилищному фонду социального найма, иные жилые помещения, в том числе и <адрес>, используемая ею, к жилищному фонду коммерческого использования с сохранением прав нанимателей по договорам, заключенным с ООО «Жилищно-коммунальная контора - ЖКК»; - материалы инвентарного дела ПФ ГУП «Краевая техническая инвентаризация», из содержания которых усматривается, что <адрес> по - акт приема - передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ год, из содержания которого усматривается, что ООО «ЖКК» передало в муниципальную собственность на основании Распоряжения Правительства СК от ДД.ММ.ГГГГ №-рп имущество по прилагаемому перечню, в том числе и заключенные с жильцами договоры коммерческого найма, которыми подтверждено, что Тимкина Т.И. является временными жильцами, срок пользования жилой площадью в квартире истекает ДД.ММ.ГГГГ; - копию паспорта 07 11 № выданный УФМС России по СК в г. Пятигорске от ДД.ММ.ГГГГ, на имя Тимкиной Т.И. из содержания которого усматривается, что в графе «место жительства» имеется штамп о регистрации по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> по указанному адресу (л.д. 45); - договоры коммерческого найма спорной квартиры из содержания которых усматривается плата за жилое помещение, которая увеличивалась из года в год, определялась наймодателем, и оплачивалась Тимкиной Т.И.; а также иные письменные доказательства, свидетельскую базу. Судом установлено, что объект недвижимого имущества - жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, возведен в 1964 году, находился на балансе треста «Кавминкурортстрой», и являлся объектом государственной собственности, что подтверждено надлежащими письменными доказательствами, имеющимися в материалах гражданского и инвентарного дел. Анализ представленных сторонами, и имеющихся в материалах инвентарного дела письменных доказательств свидетельствует о том, что согласно Уставу СМТ «Кавминкурортстрой», утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, трест был организован в соответствии с приказом Главставропольстроя № от ДД.ММ.ГГГГ, являлся государственным учреждением и осуществлял свою деятельность в соответствии с законодательством СССР «О государственном предприятии», имел в своем составе производственные объединения и структурные единицы, в том числе «ЖКК», созданную на основании приказа Минпромстроя СССР № от ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из положений ЖК РСФСР, действовавшего на момент вселения истца в спорное жилое помещение, государственное имущество, закрепленное за государственными организациями, состоит в оперативном управлении этих организаций, осуществляющих в пределах установленных законом - права владения, пользования и распоряжения имуществом, которые являются вторичными и производны от права собственности государства (ст. 94 ЖК РСФСР). Распоряжением исполнительного комитета Совета народных депутатов Из содержания учредительного договора участников АОЗТ «Кавминкурортстрой», заключенного решением собрания участников от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что доля Комитета по управлению государственным имуществом складывается в уставном капитале общества из стоимости государственной собственности, переданной в пользование участникам Общества (ст. 10), и Общество вправе от имени Комитета наделять этим имуществом свои дочерние общества и филиалы, передавая его им в пользование с правом выкупа. Условия передачи государственного имущества дочерним обществам и порядок его выкупа определены учредительными договорами дочерних Обществ (ст. 11). Распоряжением Главы администрации г. Пятигорска №-р от ДД.ММ.ГГГГ ПСМО «Кавминкурортстрой» было преобразовано в АОЗТ «Кавминкурортстрой», а распоряжением Главы администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ за №-р произведена перерегистрация АОЗТ «Кавминкурортстрой» в АООТ «Кавминкурортстрой», в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 год, учредителем являлся Ставропольский комитет по управлению имуществом. В плане приватизации АО «Кавминкурортстрой», включающего в себя структурные подразделения, в том числе и ЖКК в г. Пятигорске по Распоряжением Главы администрации г. Пятигорска №р от ДД.ММ.ГГГГ АО «Кавминкурортстрой» преобразовано в АО «Кавминкурортстрой-М», учредителем которого явился комитет по управлению имуществом СК, который ДД.ММ.ГГГГ (как собственник) заключил с АО «Кавминкурортстрой-М» (пользователем) в соответствии с планом приватизации государственного имущества, договор № на пользование государственным имуществом социально культурного и коммунально-бытового назначения, закрепив за пользователем на праве безвозмездного пользования государственное имущество, в том числе и общежитие, расположенное по ДД.ММ.ГГГГ соглашением сторон (на стороне собственника выступало Министерство государственного имущества СК) в указанный договор были внесены изменения о том, что спорное общежитие передано на праве безвозмездного пользования ООО «Промжилстрой». Хозяйствующим субъектам, имеющим на балансе объекты ЖКХ и социально культурной сферы, было рекомендовано осуществить их передачу в муниципальную собственность в соответствии с Положением о порядке передачи таких объектов федеральной собственности в государственную и муниципальную собственность, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ было заключено аналогичное соглашение к указанному выше договору № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче спорного общежития ООО «ЖКК» на праве безвозмездного пользования. Распоряжение Правительства СК от ДД.ММ.ГГГГ за №-рп «О безвозмездной передаче имущества, находящегося на балансе ООО «ЖКК», на которое ссылаются участники процесса, по договору безвозмездного пользования из государственной собственности СК переданы в муниципальную собственность города-курорта Пятигорск». Жилые помещения, находящиеся в строении литер «А», расположенном по адресу: <адрес>, и пределы его использования не изменялись, что нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства дела по существу. ДД.ММ.ГГГГ на жилые помещения, находящиеся в спорном общежитии зарегистрировано право муниципальной собственности, что подтверждено надлежащими письменными доказательствами, с учетом требований ст. 60 ГПК РФ, которые сторонами не оспорены, а по существу признаны. Согласно ч. 1 ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство, к которому относится и сам ЖК РФ, основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, и на необходимости беспрепятственного осуществления жилищных прав, в том числе прав органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда. В силу ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Договор социального найма является гражданско-правовой сделкой, и несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность только в случаях, прямо указанных в законе или при соглашении сторон (п. 2 Поскольку договор социального найма, как любой гражданско-правовой договор, создает определенные права и обязанности сторон, никто не может быть освобожден от исполнения взятых на себя обязательств, они могут быть изменены, лишь по взаимному соглашению лиц, заключивших договор, либо в силу закона. В соответствии со ст. 153, 154 ГК РФ сделки - это волевые действия, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей, то есть на достижение определенного правового результата. Действительной может быть признана сделка, в которой волеизъявление лица соответствует его действительной воле, и она соответствует требованиям закона. Документ, посредством которого оформляется сделка, должен соответствовать требованиям, установленным ст. 160 ГК РФ, в том числе выражать ее содержание. Переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, право хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением, не влечет за собой изменение или расторжение договора социального найма жилого помещения (ст. 64 ЖК РФ, 675 ГК РФ). Как усматривается из пояснений Тимкиной Т.И., представителя администрации г. Пятигорска, представленных письменных доказательств, в частности, постановления администрации г. Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ, на которое ссылаются стороны, как в обоснование, так и в опровержение заявленных требований, квартиры за №№, 284 отнесены к жилищному фонду социального использования, с сохранением жилищных прав граждан, в них проживающих. Тимкина Т.И. вселена в занимаемое ею жилое помещение в установленном законом порядке, и приобрела право на проживание в нем, что не оспаривается представителем администрации г. Пятигорска, а также представителем МУ «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска», и не оспаривалось предыдущим собственником государственного имущества. При изложенных выше обстоятельствах, установленных судом, договоры коммерческого найма, на которые ссылаются представители администрации г. Пятигорска в опровержение заявленных Тимкиной Т.И. требований, являются ничтожными, в силу закона т.к. никаких полномочий у пользователя имущества по сдаче спорных жилых помещений в коммерческий наем не имелось, и собственником не передавалось. Доказательств обратному истцом по делу и администрацией г. Пятигорска СК, в лице их полномочных представителей, суду, в соответствии с требованиями ст. 56, 60 ГПК РФ, не представлено. Судом установлено, что лица, с которыми ответчиком заключен договор социального найма, проживали в спорном жилом доме и занимали жилые помещения на равных с Тимкиной Т.И. условиях, что подтверждено аналогичными письменными доказательствами. Тот факт, что заключенный прежним наймодателем договор коммерческого найма с Тимкиной Т.И. истек уже после передачи спорного многоквартирного дома в муниципальную собственность, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства дела, и подтвержден надлежащими письменными доказательствами, с учетом требований ст. 60 ГПК РФ. Часть 1 ст. 11 Жилищного кодекс РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством. Принимая во внимание, что жилое помещение может выступать объектом как гражданских, так и жилищных правоотношений, следует иметь в виду, что гражданское законодательство в отличие от жилищного законодательства регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилым помещением как объектом экономического оборота (например, сделки с жилыми помещениями, включая передачу в коммерческий наем) - п. 4 постановления Пленума ВС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении ЖК РФ». Таких обстоятельств, при рассмотрении заявленных Тимкиной Т.И. встречных требований не установлено, поэтому суд не может признать состоятельной ссылку представителя администрации г. Пятигорска на нормы гражданского законодательства при рассмотрении данного дела. Аналогичные положения закреплены и в п. 23 постановления Пленума ВС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении ЖК РФ». Так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер, соответственно права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать после того, как возникло само правоотношение. Статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом (п. 5 указанного выше постановления Пленума ВС РФ). Тот факт, что администрацией г. Пятигорска СК принято решение об определении порядка использования спорной квартиры на условиях коммерческого найма, в нарушение требований действующего жилищного и гражданского законодательства, без надлежащей письменной аргументации, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства дела, и доказательств обратного, его представителем, в условиях состязательности процесса и равноправия сторон, не представлено. В силу ст. 61 ЖК РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с ЖК РФ, договором социального найма. Для признания права пользования Тимкиной Т.И. и другими лицами, проживающими в спорном жилом доме, представителем администрации г. Пятигорска должны быть представлены доказательства, достоверно подтверждающие предоставление им равных прав и обязанностей с наймодателем, вытекающих из договора жилищного найма. В силу ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма, обязан передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение. Тот факт, что участники жилищных правоотношений, проживающие в квартирах жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, осуществляли одни и те же обязанности по пользованию жилой площадью, внесению оплаты за пользование жилой площадью нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства дела, и по существу не оспаривается представителями администрации г. Пятигорска СК и МУ «УОИ администрации города Пятигорска СК». Указанные Тимкиной Т.И. обстоятельства в обоснования своих к истцу требований, подтверждены и пояснениями допрошенных в судебном заседании свидетелей Смаглиевой Л.В., Сапричевой Г.И., Фалаховой Г.А., которые подтвердили факт проживания Тимкиной Т.И. на одном с ними этаже в жилом <адрес> по адресу: СК, <адрес> на тех же условиях, что и проживают они. Они также знают, что Тимкина Т.И., с момента заселения в спорное жилое помещение проживает в нем, помещение на длительное время не покидала, другого жилого помещения она не имеет. Таким образом, суд считает, что все проживающие в указанном выше жилом доме физические лица, в том числе и Тимкина Т.И., в силу изложенного выше, имеют равные жилищные права по отношению к занимаемым ими жилым помещениям. Проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях, независимо от того, до или после введения в действие ЖК РФ, эти граждане приобрели право пользование жилым помещением, на условиях договора социального найма. Оснований для ограничения права Тимкиной Т.И. на жилище и использование его на условиях договора социального найма в конституционно значимых целях (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ст. 1 ГК РФ), судом не установлено. Поэтому доводы представителя истца и администрации г. Пятигорска о том, что администрация г. Пятигорска действовала в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства, по мнению суда, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства дела, и опровергаются представленными письменными доказательствами, а также установленными в судебном заседании фактическими обстоятельствами дела. Судом также не установлено обстоятельств, явившихся для администрации г. Пятигорска основанием для разграничения использования жилых помещений на условиях социального найма и коммерческого найма, и доказательств обратного в условиях состязательности процесса не представлено. Суд, при рассмотрении заявленных сторонами друг к другу требований, учитывает то, что ст. 7 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие ЖК РФ» подлежит применению не только к жилым помещениям, находящихся в домах, введенных в эксплуатацию как многоквартирных, но и в домах, изначально используемых в качестве общежитий. Еще до введения указанной нормы закона, Указом Президента РФ № «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» было предусмотрено, что в состав приватизируемого имущества не включаются объекты жилищного фонда, которые подлежат передаче в муниципальную собственность, что свидетельствует о том, что предприятия не могли осуществлять права собственников в ведомственных общежитиях, поэтому доводы представителя администрации г. Пятигорска в той части, что прежний наймодатель определил правовое положение спорного недвижимого имущества и условия его использования, которые не подлежат пересмотру новым собственником, нельзя признать основанными на законе. На момент приобретения права муниципальной собственности на жилые помещения в указанном выше многоквартирном доме, Тимкина Т.И. и другие лица уже проживали в квартирах на определенных прежним наймодателем условиях, которые новым собственником не изменялись, и доказательств обратного суду не представлено. Поэтому новый собственник - администрация г. Пятигорска, не вправе распоряжаться приобретенным в собственность жилым фондом по своему усмотрению, без принятия условий прежнего пользователя, а также без учета того, что прежним собственником этого имущества данные договоры не заключались, как это указано в постановлении администрации г. Пятигорска №, без мотивации отнесения жилых помещений к различным фондам использования, что ставит Тимкину Т.И., в неравные условия по применению действующего ЖК РФ (ст. 30 ЖК РФ, ст. 209 ГК РФ). Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, с учетом требований, установленных гражданским законодательством, а также жилищным законодательством (ч. 2 ст. 30 ЖК РФ). Разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судом необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ) и включает в себя ЖК РФ, принятые в соответствии с ним другие ФЗ (ч. 2 ст. 5 ЖК РФ). Судом тщательно проверялись доводы сторон, заявленные как в обоснование, так и опровержение иска. То обстоятельство, что Тимкина Т.И. в настоящее время занимает спорное жилое помещение на условиях договора коммерческого найма, и по мнению представителя истца и администрации г. Пятигорска, отсутствуют основания для заключения с ней договора социального найма, т.к. нет решения органа местного самоуправления и отсутствует договор безвозмездного пользования, не может служить бесспорным основанием к отказу ей в иске, в силу изложенного выше. Поэтому доводы Тимкиной Т.И. в части нарушения ее жилищных прав нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения заявленных ею требований. В ст. 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище и недопустимость произвольного лишения кого - либо жилища. Одновременно указанная норма закона обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для осуществления данного права, в том числе и гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилых помещений бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в установленном законом порядке. Государство должно гарантировать равенство прав граждан, проживающих на законных основаниях в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, независимо от даты передачи их в ведение органов местного самоуправления, что полностью согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного суда РФ №-П от ДД.ММ.ГГГГ «По делу о проверке конституционности ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» в связи с жалобой граждан…..». Введение в Российское законодательство положений ст. 7 указанного выше Вводного закона, было обусловлено задачей защиты прав именно тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных лиц функцию наймодателя, оказались пользователями жилых помещений у другого наймодателя. На них распространяется правовой режим социального найма, и тем самым, фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления. Таким образом, суд считает, что Тимкина Т.И. приобрела право пользования жилым помещением - квартирой № (бывшая 92) по адресу: СК, <адрес>, на условиях договора социального использования (социального найма). В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений. Содержание указанной нормы закона следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон в отстаивании и защите своих прав. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ст. 67 ГПК РФ). Кроме того, суд рассматривает дело в рамках заявленных истцом требований, и оснований применения ст. 196 ГПК РФ, в части выхода за пределы заявленных истцом к ответчику требований, не усматривает. Согласно ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из ЖК РФ, либо другого Федерального закона. При этом граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований (ч. 2 ст. 1 ЖК РФ). Аналогичные положения содержатся и в ст. 1 ЖК РФ, согласно которой физические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права и обязанности своей волей и в своем интересе, будучи свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих закону условий договора. Доводы Тимкиной Т.И. о том, что истец и администрация г. Пятигорска недобросовестно пользуются своими жилищными правами и обязанностями, чем нарушает ее права на проживание в спорной квартире на условиях договора социального найма, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства дела, и подтверждены достаточными и допустимыми доказательствами. Никаких доказательств наличия правомочий ООО «ЖКК» на заключение договоров коммерческого найма на жилые помещения государственного жилищного фонда, статус и правовое положение которых собственником не изменялся, истцом, в лице его полномочного представителя, суду не представлено, как и не представлено доказательств расширения ограниченных договором правомочий ООО «ЖКК» в отношении государственных жилых помещений, изменения их статуса или их использования. Документов, в том числе заявлений граждан, разрешений наймодателя ранее заключенных договоров на право вселения и пользования жилыми помещениями в жилом доме, со слов представителя истца, новому собственнику не передавалось, такими доказательствами истец не обладает, и представить их в судебное заседание не может. Как усматривается из анализа указанных выше письменных доказательствасобственник государственного жилого фонда не уполномочивал пользователя сдавать его в аренду (коммерческий найм) без соответствующего распоряжения Собственника. Доказательств наличия такого распоряжения на изменение условий использования государственного жилищного фонда и наделения ООО «ЖКК» правом заключения коммерческих договоров в отношении госимущества, суду не представлено. Поэтому действия руководства ООО «ЖКК» по коммерческому использованию переданного ему в пользование (а не принадлежащего ему на праве собственности) государственного жилого фонда фактически свидетельствуют о распоряжении данным имуществом в нарушение условий договора № от ДД.ММ.ГГГГ и положений - п. 1 ст. 131, ст. 216 ГК РФ, закона о государственной регистрации, так как право оперативного управления и хозяйственного ведения относится к вещным правам и подлежит государственной регистрации, доказательств которой суду не представлено. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения и распоряжения имуществом (ограничения, предусмотренные ст.ст. 295. 296 ГК РФ). Сделки, совершенные предприятиями по распоряжению имуществом вопреки названным ограничениям, являются недействительными как ничтожные. В силу ст. 166 ГК РФ ничтожная сделка является не действительной, независимо от признания ее таковой судом, не порождает никаких юридических последствий, и признается недействительной с момента ее совершения и последствия ничтожности сделки могут быть применены судом по собственной инициативе, заключение Пользователем по договору № от ДД.ММ.ГГГГ и доп.соглашениям к нему в отношении переданного ему в пользование государственного имущества (жилых помещений в жилом доме государственного жилого фонда) по его распоряжению путем заключения договоров коммерческого найма с целью извлечения прибыли без соответствующего на то распоряжения собственника не соответствует условиям договора требованиям закона, что свидетельствует о ничтожности заключенных ООО «ЖКК» с ответчиками по делу договоров коммерческого найма. Поэтому указанные акты в этой части не могут быть приняты во внимание при разрешении заявленных сторонами друг к другу требований по спорному жилому помещению. В ходе судебного разбирательства истец не обосновал необходимость, целесообразность изменения порядка использования данных помещений муниципального жилого фонда, по коммерческому найму, кроме имеющегося «обременения договорами коммерческого найма с ООО «ЖКК» в целях осуществления деятельности публичного органа, а также не опроверг доводы Тимкиной Т.И. о принадлежности ей спорного жилого помещения на постоянной основе, на условиях договора социального использовании; не отрицал тот факт, что образовавшаяся задолженность по спорному жилому помещению погашена её нанимателем, что нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства дела надлежащими письменными доказательствами. Из содержания постановления администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № и отмененного им ранее изданного постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, на которое ссылаются обе стороны как в обоснование, так и в опровержение заявленных друг к другу требований, объектом передачи из государственной в муниципальную собственность явился многоквартирный жилой дом по <адрес> с расположенными в нем конкретными жилыми и нежилыми помещениями и именно на указанные помещения жилого дома произведена регистрация права муниципальной собственности, что влечет определенные правовые последствия - использование жилья на условиях социального найма, из чего вытекает гарантированное государством право нанимателей на приватизацию занимаемых ими жилых помещений. Факто постоянного проживания Тимкиной Т.И. в спорном жилом помещении, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства дела, и по существу признан сторонами по делу. Поэтому требования Тимкиной Т.И. о признании права пользования указанным выше жилым помещением на условиях договора социального найма, суд считает основанными на законе и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.1 закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями и дополнениями), право на бесплатную приватизацию жилья имеют граждане, занимающие жилые помещения по договору найма на добровольной основе. Ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусмотрено, что граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, по договору социального найма или аренды, вправе, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти помещения бесплатно, в собственность. Передача жилья в собственность граждан осуществляется предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения. Передача в собственность жилья осуществляется договором о передаче жилья в собственность (ст. 6 закона о приватизации). В обоснование заявленных требований в этой части Тимкина Т.И. ссылается на то, что отказ истца в приватизации занимаемой ею жилой площади, не соответствует требованиям закона в силу того, что нарушено её предусмотренное законом и ст.1, 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» право на участие в приватизации этой квартиры, и право на приобретение ею в собственность жилого помещения, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела. Суд считает установленным, что спорная квартира в настоящее время является муниципальной собственностью и истец по встречному иску, является ее законным пользователем на условиях договора социального найма, со всеми правами и обязанностями, вытекающими из указанного договора. Ст. 11 указанного выше закона о приватизации предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищного фонде социального использования один раз. Согласно ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого ФЗ. При этом граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований (ч.2 ст. 1 ЖК РФ). В соответствии со ст. 8 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд, что не противоречит положениям, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О некоторых вопросах применения судами закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ. Оснований, препятствующих Тимкиной Т.И. приобрести занимаемое ею жилое помещение, в порядке приватизации, судом не установлено. С учетом конкретных обстоятельств дела, представленных сторонами, в условиях состязательности процесса и равноправия сторон, доказательств, в том числе и письменным, суд находит основанными на законе и подлежащими удовлетворению требования истца и в этой части. Следовательно, требования Тимкиной Т.И. к администрации города Пятигорска и МУ «УИО администрации города Пятигорска СК», суд находит подлежащими удовлетворению в полном объеме. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (ст. 8 ГК РФ). В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. С учетом конкретных обстоятельств дела, и удовлетворения встречного иска, суд находит заявленные истцом к Тимкиной Т.И. требования не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь постановлением Пленума ВС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ», ст.ст. 5, 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», ст.ст. 60, 61 63 ЖК РФ, ст.ст. 8, 12, 151, 153, 154, 166-168 ГК РФ, ст.ст. 12, 55, 56, 103, 194-199, 321 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: В иске МУ «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска» СК к Тимкина Т.И. о расторжении договора коммерческого найма № от ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> (бывшая №) по адресу: <адрес>, выселении из неё и, снятии с регистрационного учета по указанному адресу - отказать. Признать за Тимкина Т.И. право пользования жилым помещением в <адрес> (бывшая №), расположенной по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма. Признать за Тимкина Т.И. право собственности на однокомнатную <адрес> (бывшая <адрес>), общей площадью 18.5 кв.м., по указанному выше адресу, в порядке приватизации. Данное решение является основанием для регистрации права собственности в Пятигорском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение одного календарного месяца, со дня принятия его судом в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд. СУДЬЯ Л.М. ЖУКОВА.
<адрес>, является муниципальной собственностью, его управление осуществляется Муниципальным учреждением «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска.
№ от ДД.ММ.ГГГГ на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, выселении из указанного жилого помещения, без предоставления иного жилого помещения и снятии с регистрационного учета.
№ (бывшая <адрес>), расположенной по адресу: <адрес>. Она зарегистрирована в данной квартире по месту постоянного проживания, регулярно оплачивает коммунальные услуги, задолженности не имеет. Иного места для проживания она также не имеет. В 2010 году между нею и ООО «ЖКК», по настоянию руководителя, был заключен договор коммерческого найма. Ранее <адрес> имел статус общежития, хотя фактически она проживает в отдельной квартире, однако воспользоваться правом на проживание в доме муниципального фонда на условия договора социального найма она не имеет возможности, т.к. администрация г. Пятигорска отказывается заключить этот договор в нарушение своего же постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. В силу п. 1 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ жилой фонд социального использования - это совокупность предоставляемых гражданам по договору социального найма помещений государственного и муниципального фонда, что не противоречит требованиям ст. 772 ГК РФ в той части, что жилые помещения данного фонда предоставляются гражданам на условиях договора социального найма. После передачи указанного дома в муниципальную собственность на основании распоряжения Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №-рп «О безвозмездной передаче имущества, находящегося на балансе ООО «ЖКК», из государственной собственности в муниципальную собственность города-курорта Пятигорск» указанное общежитие приобрело статус жилого дома. Учитывая эти обстоятельства, она полагает, что к возникшим правоотношениям применимы требования, содержащиеся в ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» от ДД.ММ.ГГГГ №, где четко сказано, что к отношениям
№ от ДД.ММ.ГГГГ, а также в материалах инвентарного дела № на указанное выше домовладение.
<адрес> в <адрес> состоит из одной комнаты общей площадью 18.5 кв.м., в том числе жилой - 18.5 кв.м.;
г. Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ, принятого учредительной конференцией треста «Кавминкурортстрой» от ДД.ММ.ГГГГ, о создании ПСМО «Кавминкурортстрой», СМТ «Кавминкурортстрой» ликвидирован с переходом правопреемства к ПСМО «Кавминкурортстрой», учредителями которого являлись, в том числе, и арендное предприятие «ЖКК» г. Пятигорска (приложение №).
<адрес> (ныне Бульварная), предусмотрена передача Комитетом используемых АО объектов социально-культурного и социально-бытового назначения (имеющих самостоятельный баланс) и других объектов, не подлежащих приватизации, что в дальнейшем привело к тому, что ЖКК остались государственными предприятиями.
<адрес>, а также предусмотрел возможность пролангации на тот же срок, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении (п. 4.2 Договора).
ст. 167 ГК РФ).