дело № 2-629/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21 марта 2012 года город Пятигорск Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Пакова Н.Н., при секретаре Гребёнкиной И.П., с участием: представителя истца ст. помощника прокурора Шуйской Н.В., представителя ответчика МКДОУ № 9 «Ласточка» Востриковой И.Ф., представителя администрации г. Пятигорска, МУ «Управление образования администрации г. Пятигорска» Осипян П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 9 «Ласточка», администрации г.Пятигорска о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, возложении на администрацию г. Пятигорска субсидиарную ответственность по финансированию расходов на выполнение обязательства Учреждения провести аттестацию рабочих мест до 01.07.2012г.,- установил: Прокурор г. Пятигорска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 9 «Ласточка», администрации г.Пятигорска о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, возложении на администрацию г. Пятигорска субсидиарной ответственности по финансированию расходов на выполнение обязательства Учреждения провести аттестацию рабочих мест до 01.07.2012г. В судебном заседании старший помощник прокурора Шуйская Н.В. заявленные исковые требования поддержала и в обосновании заявленных требований пояснила, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения трудового законодательства в части обеспечения правил охраны труда в деятельности Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 9 «Ласточка», в ходе которой установлено, что Учреждение создано на основании Постановления администрации муниципального образования города-курорта Пятигорск от 15.07.2011 № 2804. Статьей 212 Трудового Кодекса РФ предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Вместе с тем, в нарушение требований ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, аттестация рабочих мест по условиям труда Учреждении не проведена. Непроведение аттестации недопустимо и свидетельствует о несоблюдении одной из наиболее важных обязанностей работодателя предусмотренной федеральным законодательством, что может повлечь за собой нарушение прав работающих по договору, равно как и тех граждан, которые могут в дальнейшем быть приняты в штат Учреждения для выполнения трудовых функций, на безопасные условия труда. Уклонение от проведения аттестации подвергает опасности жизнь и здоровье работников Учреждения и других граждан, то есть затрагивает их права, свободы охраняемые законом интересы. В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 120 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарная ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества. Согласно п. 1.6 Устава, собственником имущества Учреждения является муниципальное образование город-курорт Пятигорск. На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Согласно п. 8 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 № 342н, каждое рабочее место должно аттестоваться не реже одного раза в пять лет. Поскольку круг лиц, осуществляющих свои трудовые функции за указанный период у данного работодателя невозможно определить или индивидуализировать, привлечь их в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, в данном случае круг лиц является неопределённым. Просит суд обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 9 «Ласточка» в срок до 01.07.2012 провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в соответствии с требованиями Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 № 342н. При недостаточности денежных средств у Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 9 «Ласточка» просит возложить на администрацию города-курорта Пятигорска субсидиарную ответственность по финансированию расходов на выполнение обязательства Учреждения провести аттестацию рабочих мест до 01.07.2012 г. Представитель ответчика заведующая МКДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 9 «Ласточка» Вострикова И.Ф. в судебном заседании заявленные исковые требования прокурора г.Пятигорска не признала, пояснив суду, что аттестация рабочих мест в Учреждении проводилась работодателем в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации с 24.10.2008 г. по 07.11.2008 г. Считает, что согласно требованиям законодательства Российской Федерации аттестация должна проводиться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. Учреждением - работодателем - свои обязанности по проведению аттестации рабочих мест были исполнены и следующая аттестация рабочих мест по условиям труда в Учреждении должна быть проведена в 2013 году. Просит суд отказать прокурору г. Пятигорска в удовлетворении заявленных требований. Представитель ответчика администрации г. Пятигорска, МУ «Управление образования администрации г. Пятигорска» Осипян П.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, считает, что прокурор не обосновал в своем заявлении необходимость своего обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, согласно требованиям, содержащимся в пункте 3 статьи 131 ГПК РФ. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, устанавливающий требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации. Ранее требования о проведении аттестации работодателем совместно с аттестующей организацией законодательством РФ предусмотрено не было. Согласно пункту 2 указанного Приказа Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда вводится в действие 1 сентября 2011 года. Из представленных МКДОУ детский сад № 9 «Ласточка» материалов, аттестация рабочих мест в Учреждении проводилась работодателем в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в 2008году. Учреждением - работодателем - свои обязанности по проведению аттестации рабочих мест были исполнены и следующая аттестация рабочих мест по условиям труда в Учреждении должна быть проведена в 2013году. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» финансирование предупредительных мер по сокращению уровня производственного травматизма, в том числе расходов работодателей на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, осуществляется исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ). Просит суд в удовлетворении исковых требований прокурора города Пятигорска, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, по исковому заявлению к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детскому саду общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 9 «Ласточка» и администрации города Пятигорска об обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, отказать. Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы гражданского дела и содержащиеся в них письменные доказательства, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В ч.1 ст.45 ГПК РФ приведён исчерпывающий перечень субъектов, в интересах которых прокурор может подать заявление в суд. В первую группу входят граждане, во вторую - субъекты, образующие неопределённый круг лиц, и в третью - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. В силу вышеизложенного, права, предоставленные прокурору, должны использоваться для защиты прав и свобод граждан, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, а ситуации, требующие предъявления прокурором исков в суд, должны носить характер серьёзных нарушений. Часть 3 ст. 131 ГПК РФ определяет, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов. Исковые требования прокурора города мотивированы тем, что проведенной проверкой прокуратурой г. Пятигорска о соблюдении трудового законодательства в части обеспечения правил охраны труда в деятельности Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 9 «Ласточка», в ходе которой установлено, что учреждение создано на основании Постановления администрации муниципального образования города-курорта Пятигорск от 15.07.2011 № 2804. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, под аттестацией рабочих мест по условиям труда понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствии с государственными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому в регулированию в сфере труда. В Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 9 «Ласточка» не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда в соответствии с требованиями Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 № 342н. Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работы по охране труда. В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации под аттестацией рабочих мест по условиям труда понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Так, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, устанавливающий требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации. В соответствии с пунктом 6 утвержденного Порядка аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера. При этом аттестующей организацией является юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с этим Порядком, оформление и подготовку отчета об аттестации. Ранее требования о проведении аттестации работодателем совместно с аттестующей организацией законодательством Российской Федерации предусмотрено не было. Согласно пункту 2 указанного Приказа Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда вводится в действие 1 сентября 2011 года. Судом достоверно установлено, что в МКДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 9 «Ласточка» аттестация рабочих мест проводилась работодателем в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации с 24.10.2008 г. по 07.11.2008 г. Учреждением - работодателем - свои обязанности по проведению аттестации рабочих мест были исполнены и следующая аттестация рабочих мест по условиям труда в Учреждении должна быть проведена в 2013 году. Как следует из представленных МКДОУ детский сад № 9 «Ласточка» доказательств, аттестация рабочих мест в учреждении проводилась работодателем в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в 2008 году. При этом согласно требованиям законодательства Российской Федерации аттестация должна проводиться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. Таким образом, учитывая вышеизложенное, МКДОУ детский сад № 9 «Ласточка» - работодателем - свои обязанности по проведению аттестации рабочих мест были исполнены и следующая аттестация рабочих мест по условиям труда должна быть проведена в 2013 году. Исследованные судом доказательства в полном объёме опровергают заявленные прокурором города Пятигорска доводы о том, что МКДОУ детский сад № 9 «Ласточка» не проведена аттестация рабочих мест и МКДОУ детский сад № 9 «Ласточка» уклоняется от проведения указанной аттестации. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. По мнению суда, истцом не представлены доказательства в подтверждение заявленных исковых требований. Суд, не находит оснований для удовлетворения заявленных прокурором города Пятигорска требований. Руководствуясь ст.ст.194-199ГПК РФ, суд, решил: В удовлетворении исковых требований прокурора города Пятигорска действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 9 «Ласточка», администрации г.Пятигорска о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, возложении на администрацию г. Пятигорска субсидиарную ответственность по финансированию расходов на выполнение обязательства Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 9 «Ласточка» провести аттестацию рабочих мест до 01.07.2012г. - отказать за необоснованностью. Решение может быть обжаловано, опротестовано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня его вынесения. Судья Н.Н. Паков