Дело № 2-785/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 02 апреля 2012 года город Пятигорск Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Маслова А.Г. при секретаре Долговой Е.В., с участием старшего помощника прокурора г. Пятигорска Швец Е.С., представителя ответчика ЗАО «Пятигорсккооптранс» в лице Павлюка И.М., представителя третьего лица ОГПН по г. Пятигорску ГУ МЧС России по Ставропольскому краю Чайкина Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по искупрокурора г.Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Пятигорсккооптранс» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений правил пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: В обоснование заявленных исковых требований прокурор г.Пятигорска в исковом заявлении указал, что прокуратурой г.Пятигорска проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» на территории города-курорта Пятигорска. Согласно информации, представленной ОГПН по г. Пятигорску ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, в нарушение вышеуказанных требований закона, в помещении общества с ограниченной ответственностью «СТРОП II» (далее ООО «СТРОП II»), расположенном по адресу: <адрес>, выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: - на территории отсутствуют противопожарные источники водоснабжения для целей наружного пожаротушения объектов организации расчетным объемом и в количестве в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84; - не обеспечена территория организации первичными средствами пожаротушения в соответствии с таблицей 3 приложения 3 ППБ 01-03, ст. 151 ФЗ №123-ФЗ (не менее 1 пожарного щита ЩП-А или ЩП-Е на 400 кв.м. территории базы); - помещения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации; - в помещениях отсутствуют планы эвакуации людей в случае возникновения пожара; - не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли здания; - огнетушители не размещены на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 м.; - на окнах здания установлены глухие решетки; - электрические светильники не оборудованы колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников; - не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности руководителя, а также лица, ответственного за противопожарное состояние объекта (помещений); - приказом организации не установлен противопожарный режим, соответствующий пожарной безопасности каждого участника; - в помещениях на видных местах не установлены таблички с номером вызова пожарной охраны и с указанием ответственных лиц за их противопожарное состояние. ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Пятигорсккооптранс» вручено предписание об устранении указанных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, ДД.ММ.ГГГГ при проведении проверки по выполнению предписания установлено, что указанные нарушения не были устранены. За неисполнение предписания ЗАО «Пятигорсккооптранс» на основании постановления мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. Статьей 34 Федерального закона № 69-ФЗ предусмотрено, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление предъявлено в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и обусловлено тем, что все выявленные нарушения противопожарной безопасности препятствуют своевременному обнаружению пожара и его тушению на начальной стадии, спасению людей на случай пожара, ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в ЗАО «Пятигорсккооптранс». В судебном заседании старший помощник прокурора г. Пятигорска Швец Е.С. исковые требования уточнила и просила суд обязать ЗАО «Пятигорсккооптранс» устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности и в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить занимаемую территорию по адресу: <адрес> первичными средствами пожаротушения в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313. В судебном заседании представитель ответчика ЗАО «Пятигорсккооптранс» Павлюк И.М. не возражал в отношении заявленных прокурором г. Пятигорска исковых требований и сообщил что действительно ЗАО «Пятигорсккооптранс» допущены нарушения правил пожарной безопасности в частности: на территории отсутствуют противопожарные источники водоснабжения для целей наружного пожаротушения объектов организации расчетным объемом и в количестве в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84; не обеспечена территория организации первичными средствами пожаротушения в соответствии с таблицей 3 приложения 3 ППБ 01-03, ст. 151 ФЗ №123-ФЗ (не менее 1 пожарного щита ЩП-А или ЩП-Е на 400 кв.м. территории базы); помещения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации; в помещениях отсутствуют планы эвакуации людей в случае возникновения пожара; не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли здания; огнетушители не размещены на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 м.; на окнах здания установлены глухие решетки; электрические светильники не оборудованы колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников; - не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности руководителя, а также лица, ответственного за противопожарное состояние объекта (помещений); приказом организации не установлен противопожарный режим, соответствующий пожарной безопасности каждого участника; в помещениях на видных местах не установлены таблички с номером вызова пожарной охраны и с указанием ответственных лиц за их противопожарное состояние. Указанные нарушения устранены, за исключением того, что территория организации первичными не обеспечена средствами пожаротушения в соответствии с таблицей 3 приложения 3 ППБ 01-03. Не возражал против удовлетворения требований прокурора. В судебном заседании представитель третьего лица ОГПН по г. Пятигорску ГУ МЧС России по Ставропольскому краю Чайкин Д.А., не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора не возражал в отношении заявленных прокурором г. Пятигорска исковых требований и просил иск удовлетворить, при этом пояснила, что в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> на территории и в помещениях ЗАО «Пятигорсккооптранс» были выявлены ряд нарушений: на территории отсутствуют противопожарные источники водоснабжения для целей наружного пожаротушения объектов организации расчетным объемом и в количестве в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84; не обеспечена территория организации первичными средствами пожаротушения в соответствии с таблицей 3 приложения 3 ППБ 01-03, ст. 151 ФЗ №123-ФЗ (не менее 1 пожарного щита ЩП-А или ЩП-Е на 400 кв.м. территории базы); помещения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации; в помещениях отсутствуют планы эвакуации людей в случае возникновения пожара; не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли здания; огнетушители не размещены на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 м.; на окнах здания установлены глухие решетки; электрические светильники не оборудованы колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников; не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности руководителя, а также лица, ответственного за противопожарное состояние объекта (помещений); приказом организации не установлен противопожарный режим, соответствующий пожарной безопасности каждого участника; в помещениях на видных местах не установлены таблички с номером вызова пожарной охраны и с указанием ответственных лиц за их противопожарное состояние. В настоящее время все нарушения, за исключением того, что территория организации не обеспечена первичными средствами пожаротушения в соответствии с таблицей 3 приложения 3 ППБ 01-03 устранены. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Согласно ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров. Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с положениями указанного Федерального закона, согласно которому законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает данный Закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, включая Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 (далее - ППБ 01-03); Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденные Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 315 (далее - НПБ 110-03), а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Статьей 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» дается характеристика и раскрывается содержание системы обеспечения пожарной безопасности, из содержания которой следует, что такая система представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. В силу требований ст. 37 указанного Федерального закона, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Статьей 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Пятигорска, и данное обстоятельство ответчиком не оспорено, в нарушение вышеуказанных требований закона, в помещении ЗАО «Пятигорсккооптранс», расположенном по адресу: <адрес>, выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: - на территории отсутствуют противопожарные источники водоснабжения для целей наружного пожаротушения объектов организации расчетным объемом и в количестве в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84; - не обеспечена территория организации первичными средствами пожаротушения в соответствии с таблицей 3 приложения 3 ППБ 01-03, ст. 151 ФЗ №123-ФЗ (не менее 1 пожарного щита ЩП-А или ЩП-Е на 400 кв.м. территории базы); - помещения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации; - в помещениях отсутствуют планы эвакуации людей в случае возникновения пожара; - не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли здания; - огнетушители не размещены на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 м.; - на окнах здания установлены глухие решетки; - электрические светильники не оборудованы колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников; - не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности руководителя, а также лица, ответственного за противопожарное состояние объекта (помещений); - приказом организации не установлен противопожарный режим, соответствующий пожарной безопасности каждого участника; - в помещениях на видных местах не установлены таблички с номером вызова пожарной охраны и с указанием ответственных лиц за их противопожарное состояние. Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Пятигорсккооптранс» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Пятигорсккооптранс» вручено предписание об устранении указанных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ, при проведении проверки по выполнению предписания установлено, что указанные нарушения не были устранены. За неисполнение предписания ЗАО «Пятигорсккооптранс» на основании постановления мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. На момент рассмотрение иска нарушения в виде отсутствия обеспечения занимаемой территории по адресу: <адрес> первичными средствами пожаротушения в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313 не устранены. Данное обстоятельство подтверждается пояснениями представителя третьего лица ОГПН по г. Пятигорску ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, и ответчиком не оспаривается. Согласно представленному информационному письму отдела надзорной деятельности по г. Пятигорску в соответствии с которым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ устранены следующие нарушения требований пожарной безопасности за исключением п. 2 акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ - не обеспечена территория организации первичными средствами пожаротушения в соответствии с таблицей 3 приложения 3 ППБ 01-03, ст. 151 ФЗ №123-ФЗ (не менее 1 пожарного щита ЩП-А или ЩП-Е на 400 кв.м. территории базы). С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора г. Пятигорска в защиту интересов неопределенного круга лиц к ЗАО «Пятигорсккооптранс» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений правил пожарной безопасности, в виде обеспечения занимаемой территории по адресу: <адрес> первичными средствами пожаротушения в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, подтверждены надлежащими доказательствами и основаны на законе, в то время как не опровергнуты представителем ответчика в условиях состязательности гражданского процесса, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению частично. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора г. Пятигорска в защиту интересов неопределенного круга лиц к ЗАО «Пятигорсккооптранс» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений правил пожарной безопасности, удовлетворить. Обязать ЗАО «Пятигорсккооптранс» устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности и в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить занимаемую территорию по адресу: <адрес> первичными средствами пожаротушения в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд, через Пятигорский городской суд в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы. Судья А.Г. Маслов