2-417/2012



                                       Дело № 2-417-12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 февраля 2012 года                                                                                        г.Пятигорск

     Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи:           Омельченко В.В.,

при секретаре:                            Ткач А.В.,

с участием:

прокурора: ст. помощника прокурора г. Пятигорска Швец Е.С.

истца :      Аренберга В.М.,

представителя ответчика -

администрации г. Пятигорска : Осипян П.А.,

представителей ответчика -

МУ «Управление социальной

поддержки населения

администрации г. Пятигорска : Ковалевой А.А.,

     Барановой А.А.,

      рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело иску прокурора г. Пятигорска в интересах Аренберг В.М. к администрации г. Пятигорска и МУ «Управление социальной поддержки населения администрации г. Пятигорска» о признании права на дополнительные меры социальной поддержки, -

у с т а н о в и л :

      Прокурор г. Пятигорска обратился в суд с иском в интересах Аренберг В.М. к администрации г. Пятигорска и МУ «Управление социальной поддержки населения администрации г. Пятигорска» о признании за Аренберг В.М. права на дополнительную меру социальной поддержки в виде бесплатного проезда в городском электрическом транспорте и в городском пассажирском автобусном транспорте за период с апреля по <данные изъяты> года, и взыскании из бюджета <адрес> в пользу Аренберг В.М. в возмещение расходов, понесенных им на приобретение проездных документов в городском электрическом транспорте <адрес> за период с апреля по <данные изъяты> года в сумме <данные изъяты>.

      Старший помощник прокурора <адрес> Швец Е.С. в судебном заседании заявленные прокурором <адрес> в интересах Аренберг В.М. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив в их обоснование, что в ходе проведенной прокурором <адрес> проверки по обращению в прокуратуру <адрес> Аренберг В.М. о неправомерных действиях должностных лиц МУ «Управление социальной поддержки населения администрации <адрес>» было установлено, что Аренберг В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пенсионер, ветеран труда, состоит на учете в МУ «Управление социальной поддержки населения администрации <адрес>»,      как бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, и пользуется мерами социальной поддержки согласно Указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» и льготами по материально-бытовому обеспечению, предусмотренными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», установленными для участников Великой Отечественной войны соответствующих групп.

      В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации,- Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливая государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В целях оказания адресной помощи гражданам города-курорта Пятигорска, комплексного решения проблемы поддержки социально незащищенных категорий граждан Думой <адрес> края ДД.ММ.ГГГГ ГД была утверждена комплексная муниципальная целевая программа - «Социальная поддержка населения города-курорта Пятигорска на 2009-2011 годы», согласно которой, участникам и инвалидам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда в городском электрическом и пассажирском транспорте.

      Как следует из ответа заместителя главы администрации <адрес> ФИО6, представленного в прокуратуру города,
Аренберг В.М. не имеет права бесплатного проезда в городском электрическом транспорте и городском пассажирском автобусном транспорте, поскольку участниками программы являются участники и инвалиды Великой Отечественной войны, указанные в п.п. 1 п. 1 ст. 2 и ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», к которым Аренберг В.М. не относится. Кроме того, меры социальной поддержки, предоставляемые в рамках комплексной муниципальной целевой программы «Социальная поддержка населения города-курорта Пятигорска на 2009-2011 годы», являются дополнительными мерами социальной поддержки, финансируются из средств бюджета <адрес> и не относятся к федеральным или краевым льготам.

      Принятое в отношении Аренберг В.М. указанное решение является незаконным, поскольку должностными лицами администрации не учтено, что п. 8 ст. 154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 1 Указа установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Льготы бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, предусмотренные настоящим Указом, предоставляются по предъявлении удостоверения о праве на них, выдаваемого территориальными органами социальной защиты населения (п. 3 Указа).

      Таким образом, на основании положений действующего законодательства на Аренберг В.М. распространяются все виды льгот, предоставляемых участникам Великой Отечественной войны, в том числе и право на бесплатный проезд в городском электрическом транспорте и в городском пассажирском автобусном транспорте.

      В соответствии с требованиями ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

      Аренберг В.М. в соответствии с вышеуказанными нормами закона пользовался правом бесплатного проезда в городском электрическом и пассажирском транспорте по предъявлении удостоверения, выданного МУ «Управление социальной поддержки населения администрации <адрес>», но данного права он был лишен с ДД.ММ.ГГГГ.

      Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ РД была утверждена новая комплексная муниципальная целевая программа «Социальная поддержка населения города-курорта Пятигорска на 2012-2014 годы», согласно которой участникам и инвалидам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда в городском электрическом и пассажирском транспорте, в том числе, и бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Однако, в связи с незаконным лишением права на бесплатный проезд в ДД.ММ.ГГГГ году, Аренберг В.М. вынужден был с ДД.ММ.ГГГГ года включительно приобретать проездной билет для проезда в трамвае <адрес>, проездом в котором пользуется постоянно.

      Согласно информации МУП «Горэлектротранспорт» от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость месячного проездного билета для проезда в трамвае в ДД.ММ.ГГГГ составляла <данные изъяты> рублей, с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> рублей. В результате незаконных действий ответчиков Аренберг В.М. причинен вред, так как было нарушено его право на бесплатный проезд в городском электрическом транспорте и в городском пассажирском автобусном транспорте. В связи с этим Аренберг В.М. вынужден был затратить в период ДД.ММ.ГГГГ года денежные средства на приобретение проездных билетов для проезда в трамвае в сумме <данные изъяты> рублей, которые подлежат возмещению.

      Истец Аренберг В.М. приобретал проездные документы для проезда в трамвае с ДД.ММ.ГГГГ года, и, хотя часть указанных документов была истцом утрачена, на руках у истца остались лишь проездные билеты за период с ДД.ММ.ГГГГ года и в настоящее время невозможно подтвердить документально их приобретение, необходимо взыскать в пользу Аренберг В.М. из бюджета <адрес> денежные средства на приобретение проездных билетов для проезда в трамвае в сумме <данные изъяты> рублей за весь период с ДД.ММ.ГГГГ года.

      На основании ст. 1069 ГК РФ, - вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, или казны муниципального образования, т.е. в данном случае, вред истцу должен быть возмещен за счет бюджета <адрес>.

      Исковое заявление предъявлено в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту социальных прав Аренберг В.М. на основании его заявления в прокуратуру города.

      С учетом изложенного, просила признать за Аренберг В.М. право на дополнительную меру социальной поддержки в виде бесплатного проезда в городском электрическом транспорте и в городском пассажирском автобусном транспорте в период с ДД.ММ.ГГГГ года, и взыскать в пользу Аренберг В.М. из бюджета <адрес> в возмещение причиненного ему имущественного вреда денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей, израсходованные истцом     на приобретение проездных билетов в городском электрическом транспорте за период с ДД.ММ.ГГГГ года включительно.

      Истец Аренберг В.М. в судебном заседании заявленные прокурором <адрес> в его интересах исковые требования поддержал, а также поддержал доводы объяснения по предъявленным исковым требованиям, данного в ходе судебного разбирательства по делу старшим помощником прокурора <адрес> Швец Е.С., пояснив, что он состоит на учете в Муниципальном учреждении «Управление социальной поддержки населения администрации <адрес>» как бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, ветеран труда, и имеет право на меры социальной поддержки в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», на меры социальной поддержки и льготы по материально-бытовому обеспечению, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» и установленные для участников ВОВ соответствующих групп.

      Считает, что в результате незаконных действий ответчиков ему причинен имущественный вред, так как было нарушено его право на бесплатный проезд в городском электрическом транспорте и в городском пассажирском автобусном транспорте. В связи с этим он вынужден был в период ДД.ММ.ГГГГ года израсходовать свои личные денежные средства на приобретение проездных билетов для проезда в трамвае в сумме <данные изъяты> рублей, которые подлежат возмещению ему за счет бюджета <адрес>. Он приобретал проездные документы для проезда в трамвае с ДД.ММ.ГГГГ года, и, хотя часть указанных документов не была им сохранена до настоящего времени, остались лишь проездные билеты за период с ДД.ММ.ГГГГ года и в настоящее время невозможно подтвердить документально их приобретение, поскольку ему фактически был причинен имущественный вред, считает необходимым взыскать в его пользу из бюджета <адрес> денежные средства, израсходованные им на приобретение проездных билетов для проезда в трамвае в сумме <данные изъяты> рублей за весь период приобретения указанных проездных документов, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ года включительно.

      Просил удовлетворить заявленные прокурором <адрес> в его интересах исковые требования в полном объеме, признать за ним право на дополнительную меру социальной поддержки в виде бесплатного проезда в городском электрическом транспорте и в городском пассажирском автобусном транспорте в период с ДД.ММ.ГГГГ года, и взыскать в его пользу из бюджета <адрес> денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей, израсходованные им на приобретение проездных билетов в городском электрическом транспорте в указанный период, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ года включительно.

      Представитель ответчика - администрации <адрес> - Осипян П.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные прокурором <адрес> в интересах истца Аренберг В.М. исковые требования не признала, пояснив в обоснование возражений, что Аренберг В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в муниципальном учреждении «Управление социальной поддержки населения администрации <адрес>» как бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, ветеран труда и имеет право на меры социальной поддержки в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», на меры социальной поддержки и льготы по материально-бытовому обеспечению, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» и установленные для участников Великой Отечественной войны соответствующих групп, в том числе и по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

      Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес> в денежной форме» утвержден Порядок, согласно которому меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе несовершеннолетним узникам, с ДД.ММ.ГГГГ предоставляются в виде компенсации расходов на оплату указанных услуг. За назначением компенсации на ЖКУ Аренберг В.М. в муниципальное учреждение «Управление социальной поддержки населения администрации <адрес>» не обращался.

      В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с ДД.ММ.ГГГГ всем несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей предоставляется набор социальных услуг, включающий в себя следующее:

1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а так же специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

2) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в целях профилактики основных заболеваний;

3) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

      Все остальные льготы заменены на ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ). При определении размера ЕДВ учитывался весь перечень льгот, замененных денежным эквивалентом.

      В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», - органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

      В целях оказания адресной помощи гражданам города-курорта Пятигорска, комплексного решения проблемы поддержки социально незащищенных категорий граждан, Думой <адрес> решением от ДД.ММ.ГГГГ за ГД утверждена комплексная муниципальная целевая программа «Социальная поддержка населения города-курорта Пятигорска на 2009-2011 годы». Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ГД «О внесении изменений в решение Думы <адрес> «Об утверждении комплексной муниципальной целевой программы «Социальная поддержка населения города-курорта Пятигорска на 2009-2011 годы» были внесены изменения в комплексную муниципальную целевую программу «Социальная поддержка населения города-курорта Пятигорска на 2009-2011 годы», касающиеся вопроса предоставления права бесплатного проезда в городском электрическом транспорте и в городском пассажирском автобусном транспорте участникам и инвалидам Великой Отечественной войны. Вышеуказанным решением Думы продлен срок предоставления права бесплатного проезда в городском электрическом транспорте и городском пассажирском автобусном транспорте до ДД.ММ.ГГГГ участникам (инвалидам) Великой Отечественной войны (в соответствии с п.п.1 п.1 ст.2 и ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (Закон)) по предъявлению удостоверения участника (инвалида) Великой Отечественной войны. Меры социальной поддержки, предоставляемые в рамках вышеуказанной муниципальной программы, являются дополнительными мерами социальной поддержки, финансируются из средств бюджета <адрес> и не относятся к федеральным или краевым льготам.

      Аренберг В.М. не относится ни к одной категории участников (инвалидов) Великой Отечественной Войны, указанных в п.п.1 п.1 ст.2 и ст.4 Закона, и не имеет права бесплатного проезда в городском электрическом транспорте и городском пассажирском автобусном транспорте, согласно муниципальной целевой программе «Социальная поддержка населения города-курорта Пятигорска на 2009-2011 годы». Также ответчик считает, что возмещение расходов граждан на проезд в городском общественном транспорте не предусмотрено в бюджете <адрес>.

      Кроме того, решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ РД утверждена комплексная муниципальная целевая программа «Социальная поддержка населения города-курорта Пятигорска на 2012-2014 годы», в соответствии с которой право бесплатного проезда в городском электрическом транспорте и городском пассажирском автобусном транспорте будет предоставляться и бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.

      Просила в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>, заявленных в интересах Аренберг В.М., к администрации <адрес> и к муниципальному учреждению «Управление социальной поддержки населения администрации <адрес>» о признании права на дополнительные меры социальной поддержки - отказать в полном объеме.

       Представитель ответчика - МУ «Управление социальной поддержки населения администрации <адрес>» - Коваленко А.А. действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные прокурором <адрес> в интересах Аренберг В.М. исковые требования не признала, пояснив в обоснование возражений, что Аренберг В.М. состоит на учете в МУ «Управление социальной поддержки населения администрации <адрес>», как бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, ветеран труда, и имеет право, согласно Указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», на меры социальной поддержки и льготы по материально-бытовому обеспечению, предусмотренные Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» и установленные для участников Великой Отечественной войны соответствующих групп, в том числе и по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

      Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес> в денежной форме» был утвержден Порядок, согласно которому меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе несовершеннолетним узникам, с ДД.ММ.ГГГГ предоставляются в виде компенсации расходов на оплату указанных услуг. За назначением компенсации на ЖКУ истец Аренберг В.М. в МУ «Управление социальной поддержки населения администрации <адрес>» не обращался. При отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, согласно пункту 20 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес> в денежной форме, утвержденного вышеназванным Постановлением, Аренберг В.М. может подать в отдел социально-правовых гарантий Управления заявление о назначении компенсации на ЖКУ и способе ее доставки, с приложением необходимого пакета документов.

      В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с ДД.ММ.ГГГГ всем несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей предоставляется набор социальных услуг, включающий в себя следующее:

1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а так же специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

2) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в целях профилактики основных заболеваний;

3) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

      Все остальные льготы заменены на ежемесячные денежные выплаты (далее - ЕДВ). При определении размера ЕДВ учитывался весь перечень льгот, замененных денежным эквивалентом.

      В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», - органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. В целях оказания адресной помощи гражданам города-курорта Пятигорска, комплексного решения проблемы поддержки социально незащищенных категорий граждан, Думой <адрес> края решением от ДД.ММ.ГГГГ ГД была утверждена комплексная муниципальная целевая программа «Социальная поддержка населения города-курорта Пятигорска на 2009-2011 годы». Решением Думы <адрес> края ДД.ММ.ГГГГ ГД «О внесении изменений в решение Думы <адрес> «Об утверждении комплексной муниципальной целевой программы «Социальная поддержка населения города-курорта Пятигорска на 2009-2011 годы» внесены изменения в комплексную муниципальную целевую программу «Социальная поддержка населения города-курорта Пятигорска на 2009-2011 годы», касающиеся вопроса предоставления права бесплатного проезда в городском электрическом транспорте и в городском пассажирском автобусном транспорте участникам и инвалидам Великой Отечественной войны. Вышеуказанным решением Думы продлен срок предоставления права бесплатного проезда в городском электрическом транспорте и городском пассажирском автобусном транспорте до

ДД.ММ.ГГГГ участникам (инвалидам) Великой Отечественной войны (в соответствии с п.п.1 п.1 ст.2 и ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон)) по предъявлению удостоверения участника (инвалида) Великой Отечественной войны.

      В связи с участившимися случаями неправомерного пользования бесплатным проездом в городском транспорте гражданами, не относящимися к вышеназванным категориям, с ДД.ММ.ГГГГ данное право реализуется по предъявлению справок установленного образца, выдаваемых муниципальным учреждением «Управление социальной поддержки населения администрации <адрес>». Истец Аренберг В.М. обратился в Управление по вопросу предоставления ему бесплатного проезда в городском электрическом транспорте и в городском пассажирском автобусе. Специалисты Управления разъяснили заявителю, что бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей не относятся ни к одной категории участников (инвалидов) Великой Отечественной войны, указанных в п.п. 1 п.1 ст.2 и ст.4 Закона, тем самым отказали в удовлетворении требований истца.

      В исковом заявлении прокурор, представляя интересы истца, ссылается на Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», который устанавливает, что льготы, указанные в пункте 1 Указа, предоставляются бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, установленные для участников Великой Отечественной войны. При этом данные льготы предоставляются за счет источников, за счет которых они представляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, то есть из средств федерального бюджета. Однако, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации ( Минтруд России) в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ -ГК « Об анализе обращений граждан и органов социальной зашиты населения субъектов Российской Федерации в Минтруд России» разъяснил следующее, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ

№ 5-ФЗ «О ветеранах», для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно со статьями 14, 15 названного Закона, следовательно, и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы в части материально-бытового обслуживания. Такой льготы как право бесплатного проезда в городском электрическом транспорте и городском автобусном транспорте в статьях 14, 15 Закона не предусмотрено. Данная льгота относится к дополнительным мерам социальной поддержки. Следовательно, бывшие несовершеннолетние узники фашизма приравнены к ветеранам Великой Отечественной войны и имеют право на пользование льготами и мерами социальной поддержки аналогичным льготам и мерам социальной поддержки ветеранам Великой Отечественной войны, но в рамках статьи 14, 15 указанного Закона.

      Льгота - право на бесплатный проезд не может предоставляться за счет средств федерального бюджета, как требует представитель истца, ссылаясь на Указ Президента, так как она не предусмотрена в статьях 14, 15 Закона - № 5-ФЗ. Истец Аренберг В.М. не относится ни к одной категории участников ( инвалидов ) Великой Отечественной Войны, указанных в п.п.1 п.1 ст.2 и ст. 4 Закона, соответственно не имел права бесплатного проезда в городском электрическом транспорте и городском пассажирском автобусном транспорте, согласно муниципальной целевой программе «Социальная поддержка населения города-курорта Пятигорска на 2009-2011 годы».

      Кроме того, считает, что возмещение расходов граждан на проезд в городском общественном транспорте не предусмотрено. Компенсация расходов из средств муниципального бюджета предусмотрена транспортным предприятиям, осуществляющим перевозку льготной категории граждан в соответствии с Порядком предоставления бесплатного проезда участникам (инвалидам) Великой Отечественной войны в городском электрическом и городском пассажирском автобусном транспорте и компенсации из средств бюджета города выпадающих доходов транспортных предприятий, связанных с предоставлением бесплатного проезда, утвержденным Постановлением администрации города-курорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. .

      В исковом заявлении Прокурора <адрес> указано, что Аренберг В.М. был вынужден с <данные изъяты> года включительно приобретать проездной билет для проезда в трамвае, проездом в котором он пользуется постоянно. Однако, истец не предоставил приобретенные проездные билеты за ДД.ММ.ГГГГ года, в качестве доказательств в обоснование заявленных требований. Управление считает данный факт не доказанным. В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Так как истец не представил необходимые доказательства в обоснование заявленных исковых требований, то можно предполагать, что истец, возможно, и не приобретал проездные билеты в указанный период. Утверждение того, что Аренберг В.М. был вынужден приобретать проездные билеты с ДД.ММ.ГГГГ года считает необоснованным, поскольку ответчик не создавал препятствий истцу на обращение в суд по данному вопросу в более ранние сроки. Считает, что истец в любое время имел законное право обратиться в суд с исковым заявлением о признании права на бесплатный проезд в городском электрическом и пассажирском автобусном транспорте. Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ РД утверждена комплексная муниципальная целевая программа «Социальная поддержка населения города-курорта Пятигорска на 2012-2014 годы». В соответствии с подпрограммой «Социальная поддержка транспортного обслуживания отдельных категорий граждан на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска на 2012-2014 годы» комплексной муниципальной целевой программы Аренберг В.М. пользуется правом бесплатного проезда в городском электрическом транспорте и городском пассажирском автобусном транспорте с ДД.ММ.ГГГГ, на основании справки установленного образца, выданной МУ «Управление социальной поддержки населения администрации <адрес>» истцу ДД.ММ.ГГГГ.

      Просила в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>, заявленных в интересах Аренберг В.М. к администрации <адрес> и к Муниципальному учреждению «Управление социальной поддержки населения администрации <адрес>» о признании права на дополнительные меры социальной поддержки - отказать в полном объеме.

      Представитель ответчика - МУ «Управление социальной поддержки населения администрации <адрес>» - Баранов А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные прокурором <адрес> в интересах истца Аренберг В.М. исковые требования не признал, поддержала доводы возражений, высказанных представителем ответчика - МУ «Управление социальной поддержки населения администрации <адрес>» Коваленко А.А.

      Просил в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>, заявленных в интересах Аренберг В.М. к администрации <адрес> и к Муниципальному учреждению «Управление социальной поддержки населения администрации <адрес>» о признании права на дополнительные меры социальной поддержки - отказать в полном объеме.

      Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные прокурором <адрес> исковые требования в интересах истца Аренберг В.М. обоснованными и подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям           

      В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

      Согласно представленных суду сторонами бесспорных и достоверных доказательств, - истец Аренберг В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пенсионер, ветеран труда, состоит на учете в Муниципальном учреждении «Управление социальной поддержки населения администрации <адрес>», как бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, и пользуется мерами социальной поддержки согласно Указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» и льготами по материально-бытовому обеспечению, предусмотренными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», установленными для участников Великой Отечественной войны соответствующих групп, в том числе и по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

      Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (п. 6, 7, 8 Постановления ) был утвержден порядок предоставления бесплатного проезда участникам (инвалидам) Великой Отечественной войны в городском электрическом и городском пассажирском автобусном транспорте и компенсации из средств бюджета города выпадающих доходов транспортных предприятий, связанных с предоставлением бесплатного проезда, утверждены формы справки, подтверждающей право бесплатного проезда в городском электрическом и городском пассажирском автобусном транспорте.

      Как установлено в судебном заседании, следует из объяснения прокурора, принимавшего участие в рассмотрении заявленного в интересах Аренберг В.М. спора, - в ДД.ММ.ГГГГ году прокурором <адрес> была проведена проверка по обращению Аренберг В.М. о неправомерных действиях должностных лиц МУ «Управление социальной поддержки населения администрации <адрес>», в ходе которой было установлено, что Аренберг В.М. в ДД.ММ.ГГГГ году МУ «Управление социальной поддержки населения города - курорта Пятигорска» было отказано в предоставлении права на бесплатный проезд в городском электрическом транспорте и городском пассажирском автобусном транспорте, на том основании, что участниками программы являются участники и инвалиды Великой Отечественной войны, указанные в п.п. 1 п. 1 ст. 2 и ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», к которым, по мнению ответчиков, Аренберг В.М. не относится. Кроме того, меры социальной поддержки, предоставляемые в рамках комплексной муниципальной целевой программы «Социальная поддержка населения города-курорта Пятигорска на 2009-2011 годы», являются дополнительными мерами социальной поддержки, финансируются из средств бюджета <адрес> и не относятся к федеральным или краевым льготам. Приведенные обстоятельства, связанные с лишением Аренберг В.М. указанной меры социальной поддержки в <данные изъяты> году не оспаривали в ходе судебного разбирательства по делу представители ответчиков - администрации <адрес> и МУ «Управление социальной поддержки населения администрации <адрес>», в связи с чем суд считает данный факт бесспорно и достоверно установленным.

      Согласно ст. 12 ГК РФ, - защита гражданских прав осуществляется путем признания такого права.

      Как следует из Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», - в целях улучшения социально-экономического положения бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих груп<адрес> бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Льготы, указанные в пункте 1 настоящего Указа, предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны. Льготы бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, предусмотренные настоящим Указом, предоставляются по предъявлении удостоверения о праве на них, выдаваемого территориальными органами социальной защиты населения.

      Таким образом, при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, а именно: инвалиды и участки Великой Отечественной ыойны. Поскольку с выходом Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно ст.ст. 14 и 15 указанного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.

       Согласно представленного суду ответа МУ «Управление социальной поддержки населения администрации <адрес>», направленного в прокуратуру <адрес> в ходе проведения проверки по обращению Аренберг В.М., - истцу было отказано в представлении в ДД.ММ.ГГГГ году права на бесплатный проезд в городском электрическом транспорте и городском пассажирском автобусном транспорте, со ссылкой на то, что в целях оказания адресной помощи гражданам города - курорта Пятигорска, комплексного решения проблемы поддержки социально незащищенных категорий граждан, решением Думы <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ ГД была утверждена комплексная муниципальная целевая программа «Социальная поддержка населения города-курорта Пятигорска на 2009-2011 годы». Решением Думы <адрес> края ДД.ММ.ГГГГ ГД «О внесении изменений в решение Думы <адрес> «Об утверждении комплексной муниципальной целевой программы «Социальная поддержка населения города-курорта Пятигорска на 2009-2011 годы» внесены изменения в комплексную муниципальную целевую программу «Социальная поддержка населения города-курорта Пятигорска на 2009-2011 годы», касающиеся вопроса предоставления права бесплатного проезда в городском электрическом транспорте и в городском пассажирском автобусном транспорте участникам и инвалидам Великой Отечественной войны. Вышеуказанным решением Думы продлен срок предоставления права бесплатного проезда в городском электрическом транспорте и городском пассажирском автобусном транспорте до

ДД.ММ.ГГГГ участникам (инвалидам) Великой Отечественной войны (в соответствии с п.п.1 п.1 ст.2 и ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», по предъявлению удостоверения участника (инвалида) Великой Отечественной войны. Истец Аренберг В.М., по мнению ответчиков, не относится ни к одной категории участников (инвалидов) Великой Отечественной войны, указанных в п.п. 1 п. 1 ст. 2 и ст. 4 Федерального закона № 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах», в связи с чем, как полагают ответчики, и не имеет права льготного проезда в городском электрическом транспорте и городском пассажирском автобусном транспорте.

      Однако, как следует из решения Думы <адрес> «Об утверждении комплексной муниципальной целевой программы «Социальная поддержка населения города-курорта Пятигорска на 2009-2011 годы», - основанием для разработки подпрограммы «Социальная поддержка транспортного обслуживания отдельных категорий граждан на территории муниципального образования города-курорта Пятигорск» является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» - Устав муниципального образования города-курорта Пятигорск, среди участников подпрограммы, пользующейся мерой социальной поддержки, - среди лиц, пользующихся правом бесплатного проезда в городском электрическом транспорте и в городском пассажирском автобусном транспорте, указаны участники ( инвалиды) Великой Отечественной войны ( в соответствии с пп.1 п.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах»).

      Пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пунктом 1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», - установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов

( участников) Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

      Исходя из вышеуказанных норм законодательства РФ, предусматривающего объем и порядок предоставления льгот вышеуказанным категориям лиц, на основании представленных в судебное заседание достоверных и достаточных доказательств, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора

<адрес>, заявленные в интересах Аренберг В.М., о признании за истцом Аренберг В.М. права на дополнительную меру социальной поддержки в виде бесплатного проезда в городском электрическом транспорте и в городском пассажирском автобусном транспорте в период с ДД.ММ.ГГГГ года включительно, который истец был, по мнению суда, не обосновано лишен в указанный период, поскольку установление иного порядка предоставления бесплатного проезда участников (инвалидов) Великой Отечественной войны в городском пассажирском электрическом и пассажирском автобусном транспорте ограничивает права приравненных к участникам и инвалидам Великой Отечественной войны бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, на получение льгот - мер социальной поддержки - независимо от того, из какого источника финансируется предоставление таких льгот, поскольку право на получение указанных средств поддержки гарантировано Конституцией РФ, федеральными законами, а также муниципальными правовыми актами, в том числе решением Думы <адрес> «Об утверждении комплексной муниципальной целевой программы «Социальная поддержка населения города - курорта Пятигорска на 2009-2011 годы», программы «Социальная поддержка транспортного обслуживания отдельных категорий граждан на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска», которые не содержат положений, исключающих возможность предоставления такой меры социальной поддержки - как право бесплатного проезда в городском электрическом транспорте и в городском пассажирском автобусном транспорте приравненным к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей.

      Прокурором <адрес> в интересах Аренберг В.М. заявлены исковые требования о взыскании в пользу Аренберг В.М. за счет бюджета <адрес> денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей, израсходованных истцом на приобретение проездных билетов в городском электрическом транспорте в период с ДД.ММ.ГГГГ года включительно, мотивируя указанные требования тем, что в связи с незаконным лишением истца права на бесплатный проезд в указанных видах транспорта в ДД.ММ.ГГГГ году, Аренберг В.М. был вынужден с период с ДД.ММ.ГГГГ года включительно приобретать проездной билет для проезда в трамвае, проездом в котором, с учетом расположения занимаемого им жилого помещения на территории <адрес>, пользуется регулярно. Стоимость месячного проездного билета в ДД.ММ.ГГГГ составляла - <данные изъяты> рублей, а с ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> рублей.

      Поскольку в результате приведенного анализа указанных норм законов и исследованных в судебном заседании доказательств, суд пришел к выводу о том, что истец Аренберг В.М. необоснованно был лишен органами местного самоуправления города-курорта Пятигорск в ДД.ММ.ГГГГ году такой меры социальной поддержки, как право бесплатного проезда в городском электрическом транспорте и в городском пассажирском автобусном транспорте, средства на которые, как было установлено судом на основании представленных вышеуказанных нормативных актов, предоставляются из бюджета муниципального образования города-курорта Пятигорск, и, как было установлено в судебном заседании, нес необоснованные расходы на приобретение проездных билетов, предоставляющих право проезда в городском электрическом транспорте <адрес>, - суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные прокурором в интересах истца к ответчикам требования о возмещении ему необоснованно понесенных на указанные нужды расходов за счет средств местного бюджета, поскольку, в силу норм, предусмотренных ст. 1064 п.1 и ст. 1069 ГК РФ, - вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Вред, причиненный гражданину в результате незаконных действия ( бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

       Определяя размер подлежащей взысканию в пользу истца суммы в возмещение указанного вреда, суд считает необходимым взыскать в пользу истца сумму в размере <данные изъяты> рублей, которая истцом была израсходована на приобретение проездных документов в городском электрическом транспорте <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ года включительно. Факт несения расходов в указанной сумме и в указанный период подтвержден надлежащими представленными истцом письменными доказательствами. Поскольку ни истцом, ни прокурором не было представлено суду письменных доказательств несения истцом расходов на указанные нужды в остальной период времени, на который ссылаются истец и прокурор, - суд не находит законных оснований для удовлетворения требований истца о возмещении ему расходов на приобретение проездных документов в городском электрическом транспорте <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей, и считает необходимым в удовлетворении требований истца в указанной части, - отказать.

      На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 38, 55-59, 194-199 ГПК РФ, ст.ст. 12, 1064, 1069 ГК РФ,

     

р е ш и л :

      Исковые требованияпрокурора <адрес> в интересах Аренберг В.М. к администрации <адрес> и МУ «Управление социальной поддержки населения администрации <адрес>» о признании права на дополнительные меры

социальной поддержки, - удовлетворить частично.

     Признать за Аренберг В.М. право на дополнительную меру социальной поддержки в виде бесплатного проезда в городском электрическом транспорте и городском пассажирском транспорта <адрес> в течение ДД.ММ.ГГГГ года.

      Взыскать из бюджета муниципального образования города-курорта Пятигорск в пользу Аренберг В.М. в возмещение расходов, понесенных на приобретение проездных документов в городском электрическом транспорта <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ года включительно сумму в размере <данные изъяты> рублей ( <данные изъяты> рублей).

      В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах Аренберг В.М. к администрации <адрес> и МУ «Управление социальной поддержки населения администрации <адрес>» о признании права на дополнительные меры социальной поддержки в части возмещения Аренберг В.М. расходов, понесенных на приобретение проездных документов в городском электрическом транспорта <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ года включительно в сумме <данные изъяты> рублей, - отказать.

       

      Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

        

      Судья:                                                       В.В.Омельченко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200