№2-866/2012



дело 2-866/12

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 марта 2012 года                                                                       город Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Пакова Н.Н.,

при секретаре       Гребёнкиной И.П.,

с участием:

старшего помощника прокурора     Шуйской Н.В.,

представителя администрации г. Пятигорска Фетисовой С.В.,

заинтересованного лица     Данцевой Л.Г.,

рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Пятигорска в защиту законных интересов неопределенного круга лиц о признании недействительными постановлений администрации г. Пятигорска и разрешения на строительство,-

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Пятигорска обратился в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц о признании недействительными постановлений администрации г. Пятигорска и разрешения на строительство.

В судебном заседании старший помощник прокурора Шуйская Н.В. заявленные исковые требования поддержала и в обосновании заявленных требований пояснила, что прокуратурой г. Пятигорска проведена проверка законности выданного Калиниченко Д.А. разрешения от ДД.ММ.ГГГГ на строительство гаражей на предоставленном земельном участке в районе гаражного кооператива «Ротор» по <адрес> в <адрес>, в ходе которой установлено, что постановлением администрации г. Пятигорска от 11 марта 2011 года Калиниченко Д.А. выдано разрешение на строительство гаражей, расположенных по адресу: <адрес>, которое, как противоречащее нормам действующего законодательства Российской Федерации 01 сентября 2011 года опротестовано. Протест рассмотрен в администрации г. Пятигорска и отклонен. Указанное постановление, по мнению прокурора, является незаконным по следующим основаниям. Определение термину «разрешение на строительство» дается сразу в двух нормативных правовых актах - в Федеральном законе от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» и Градостроительном кодексе РФ.

В соответствии с Федеральным законом № 169 разрешение на строительство - основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. При подготовке градостроительного плана земельного участка под строительство гаражей в районе ГК «Ротор» по <адрес>, МУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Пятигорска» допущены следующие нарушения требований действующих нормативных актов. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, пп. 4 п. 1 ст. 40 Устава города Пятигорска, обязанности по утверждению градостроительного плана земельного участка и выдаче разрешения на строительство возложены на администрацию города.

В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ осуществление градостроительной деятельности основывается на принципах обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечение предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятия мер по противодействию террористическим актам; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности. Таким образом, в Градостроительном кодексе РФ градостроительный план земельного участка выступает правовой формой закрепления наиболее важных требований к градостроительному освоению земельного участка, к подготовке проектной документации на его застройку. В соответствии с п. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка среди прочих сведений указываются: границы земельного участка; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений. Кроме того, в соответствии со ст. 44 Градостроительного кодекса РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года № 840 «О форме градостроительного плана земельного участка» приказом Минрегиона РФ от 11 августа 2006 года № 93 утверждена Инструкция о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка. В нарушение требований, предусмотренных в разделе II данной Инструкции, в чертеже градостроительного плана №* RU26308000-0000000000000880 земельного участка, утвержденном постановлением администрации г. Пятигорска от 18 ноября 2010 года , отсутствуют привязки зоны допустимого размещения строений к границам земельного участка, предоставленного Калиниченко Д.А. под строительство гаражей. Приказом министерства ЖКХ, строительства и архитектуры Ставропольского края от 17 ноября 2006 года № 322 введены в действие Территориальные строительные нормы ТСН 30-312-2006 Ставропольского края «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений Ставропольского края. Часть 1. Селитебные территории» (в действующей на этот период времени редакции) (далее - Территориальные строительные нормы ТСН 30-312-2006 Ставропольского края). Территориальные строительные нормы ТСН 30-312-2006 Ставропольского края являются нормативным документом субъекта Российской Федерации, устанавливающим положения с учетом действующих федеральных норм или приводимые в них в виде приложений и (или) в качестве рекомендуемых. В примечании к пункту 5.11 указано, что в районах усадебной, коттеджной, коттеджно-блокированной и садово-дачной застройки расстояние от окон жилых комнат до стен хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, допускается принимать не менее 6 м. Расстояние от границ участка должно быть не менее 1 м до хозяйственных построек. Расстояния от границ участка до стены жилого дома и хозяйственных построек могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции, освещенности, противопожарной защиты и по обоюдному согласию домовладельцев.

Проверкой установлено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка зона допустимого размещения строений расположена в нарушение требований вышеуказанных территориальных строительных норм, на границе земельного участка, в отсутствие согласия Данцевой Л.Г., проживающей по адресу: <адрес>.

В связи с изложенным, постановление администрации г. Пятигорска от 18 ноября 2010 года «Об утверждении градостроительного плана земельного участка Калиниченко Д.А. под строительство гаражей, в районе ПС «Ротор» по <адрес>» вынесено с нарушением требований, предусмотренных ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, вышеуказанной Инструкции и Территориальных строительных норм ТСН 30-312-2006 Ставропольского края.

Установлено, что проект организации строительства объекта капитального строительства, выполненный ООО «АРХ-Сервис», содержит нарушения требований действующих нормативных актов.

Так, схема генерального плана, содержащая привязку строения к границам земельного участка, выполнена в нарушение требований Территориальных строительных норм ТСН 30-312-2006, а именно не выдержано расстояние от границ участка до проектируемых гаражей в отсутствие согласия Данцевой Л.Г., проживающей по адресу: <адрес>.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» положения указанного федерального закона, об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты, обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, эксплуатации объектов зашиты, в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров и определяют основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливают общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

При проектировании указанных объектов, допущены нарушения требований ст. 72 п. 1 п. 4, табл. № 16 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно: не выдержаны противопожарные разрывы и по факту составляют менее 7,5 м до жилого дома Данцевой Л.Г., что в случае возникновения пожароопасной ситуации может повлечь и возгорание жилых строений в данном жилом массиве.

Заявление предъявлено в соответствии с ч. 1 ст. 45, ст. 254 ГПК РФ в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку размещение гаражей с нарушением указанных требований действующего законодательства создает угрозу жизни, здоровью и сохранности имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров.

Просит суд признать недействительными: постановление администрации г. Пятигорска от 18 ноября 2010 года «Об утверждении градостроительного плана земельного участка Калиниченко Д.А. под строительство гаражей, в районе ГК «Ротор» по <адрес>»; постановление администрации г. Пятигорска от 11 марта 2011 года «О выдаче Калиниченко Д.А. разрешения на строительство гаражей на предоставленном земельном участке в районе ГК «Ротор»; разрешение на строительство гаражей, расположенных по адресу: <адрес>.

Представитель ответчика администрации г. Пятигорска Фетисова С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, считает, что прокурор не вправе как истец обращаться в суд с иском, так как ст. 254 ГПК РФ, на которую ссылается в иске прокурор, наделяет правом обращения в суд гражданину или организации, которые считают, что решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления нарушает их права и свободы, поскольку прокурор города Пятигорска не является лицом, права и свободы которого затронуты обжалуемыми постановлениями администрации города Пятигорска. Так же считают, что прокурор не обосновал в своем исковом заявлении необходимость своего обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан (в том числе и Данцевой Л.Г.) о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В искового заявления следует, то прокурор города Пятигорска проводил проверку не по заявлению граждан, а «по заданию прокуратуры Ставропольского края». Согласно требованиям, содержащимся в п. 3 ст. 131 ГПК РФ, в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов. Данные требование закона прокурором не выполнено. Просит суд в удовлетворении заявленных требований прокурора г. Пятигорска отказать.

В судебном заседании заинтересованное лицо Данцева Л.Г., поддержала доводы и требования прокурора г. Пятигорска и просила их удовлетворить.

Заинтересованное лицо Калиниченко Д.А., надлежащим образом извещен о времени и месте слушания гражданского дела в суд не явился, об уважительности причин отсутствия суд не известил, ходатайство об отложении гражданского дела не заявлял. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие заинтересованного лица, признавая причину неявки неуважительной.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявление прокурора г. Пятигорска в защиту законных интересов неопределенного круга лиц подлежит оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.

В соответствии с абз. 3 ст. 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если заявление подано лицом, не имеющим полномочий на предъявление иска.

В ч.1 ст.45 ГПК РФ приведён исчерпывающий перечень субъектов, в интересах которых прокурор может подать заявление в суд. В первую группу входят граждане, во вторую - субъекты, образующие неопределённый круг лиц, и в третью - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Статьёй 4 ГПК РФ предусмотрено, что суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределённого круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Действительно, во взаимосвязи с ч.1 ст.45 ГПК РФ и п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределённого круга лиц, прокурор выступает представителем неопределённого круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.

В данном случае под защитой неопределённого круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, когда установление их точного количества не требуется. То есть предполагается осуществление защиты нарушенных прав не конкретного лица, а неперсонифицированного круга лиц, для которого характерна количественная неопределённость и защищается как публичный (общественный) интерес, так и частноправовой.

Согласно положений ч. 3 ст. 131 ГПК РФ, в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, должно быть указано, в чём конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов. В случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином.

Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, круг лиц, в интересах которых прокурор г. Пятигорска обратился с данным иском, можно индивидуализировать, их число является постоянным, поскольку из заявленных исковых требований следует, что прокурор обратился в защиту интересов Данцевой Л.Г., проживающей по адресу: <адрес>, <адрес>, считая, что нарушены права граждан на благоприятную окружающую среду, и соблюдение строительных норм.

Более того, именно Данцеву Л.Г. прокурор указывает в качестве заинтересованного лица в поданном в суд заявлении.

Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

В силу вышеизложенного, права, предоставленные прокурору, должны использоваться для защиты прав и свобод граждан, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, а ситуации, требующие предъявления прокурором исков в суд, должны носить характер серьёзных нарушений, иметь важное общественное значение и быть связанными с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса, чего в данном случае не имеется, как и доказательств тому, что жители жилых домов, находящихся у спорного объекта недвижимости, не могут сами по уважительным причинам, названным в законе, обратиться в суд с данным заявлением.

Таким образом, обращаясь в суд с данным иском прокурор г.Пятигорска прокурор действовал вне полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда неопределённому кругу лиц.

Не представлено и доказательств тому, что нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, поскольку круг лиц, проживающих по <адрес> ограничен.

Об изложенном свидетельствует обращение единственной гражданки - Данцевой Л.Г. в прокуратуру г. Пятигорска.

При этом, как уже было указано, под неопределённым кругом понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Из имеющихся в деле материалов следует, что неправомерные действия Калиниченко Д.А. нарушают права гражданки Данцевой Л.Г., которая обращалась в различные государственные органы по указанному поводу. При этом Данцева Л.Г. вправе обратиться с самостоятельным иском в защиты нарушенных, как она полагает, прав.

Как следует из п.2 приказа Генеральной прокуратуры Российской федерации от 02 декабря 2003 года № 51 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе», прокурорам приказано представлять доказательства, подтверждающие невозможность предъявления иска самим гражданином.

Согласно разъяснениям, содержащимся в информационном письме Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27 января 2003 года №8-15-2003 «О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ», в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином.

Между тем, как видно из материалов дела, в заявлении прокурора такого обоснования не содержится. Доказательств, подтверждающих невозможность предъявления иска самой гражданкой Данцевой Л.Г., в соответствии с ч.3 ст.131 ГПК РФ, прокурором не представлено. Данцева Л.Г., полагая, что ее права нарушены, в силу положений ст.222 ГК РФ, вправе обратиться в суд с самостоятельным иском.

В соответствии с вышеизложенным, согласно абз. 3 ст. 222 ГПК РФ, суд оставляет заявление без рассмотрения, если заявление подано лицом, не имеющим полномочий на предъявления иска.

Руководствуясь абз. 3 ст. 222 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Исковое заявление прокурора г. Пятигорска в защиту законных интересов неопределенного круга лиц о признании недействительными постановлений администрации г. Пятигорска и разрешения на строительство оставить без рассмотрения.

Определение может быть опротестовано, обжаловано в Ставропольский краевой суд в течении 15 дней.

Судья                      Н.Н. Паков

-32300: transport error - HTTP status code was not 200