дело № Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 апреля 2012 г. г. Пятигорск Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе: Председательствующего Ивлевой О.В., При секретаре Малаховой И.Л. С участием Истца, помощника прокурора г. Пятигорска Шуйской Н.В. Представителя ответчика Гаркин А.Ю. Представителя третьего лица Администрации г. Пятигорска и Управления образования г. Пятигорска Фетисовой С.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пятигорске гражданское дело по иску Прокурора г. Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №26 г. Пятигорска, Администрации г. Пятигорска об обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №26 г. Пятигорска, Администрации г. Пятигорска об обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения трудового законодательства в части обеспечения правил охраны труда в деятельности Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 26, в ходе которой установлено следующее. Учреждение зарегистрировано Администрацией города Пятигорска, свидетельство о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Согласно п. 1.6 Устава, собственником имущества Учреждения является муниципальное образование город-курорт Пятигорск. Просят суд обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №26 в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в соответствии с требованиями Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 №342н, при недостаточности денежных средств у Муниципального казенногообщеобразовательного учреждениясредняя общеобразовательная школа №26 возложить на администрацию города-курорта Пятигорска субсидиарную ответственность по финансированию расходов на выполнение обязательства Учреждения провести аттестацию рабочих мест до ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании Помощник прокурора г. Пятигорска Шуйской Н.В., доводы изложенные в исковом заявлении поддержала. Вместе с тем она пояснила, что ответчиком представлены материалы аттестации <данные изъяты> рабочего места на ДД.ММ.ГГГГ Качество проведения работы по аттестации <данные изъяты> рабочих места на ДД.ММ.ГГГГ они не оспаривают. Действительно ответчиком представлены суду сведения о доказательства в подтверждение выполнения работы по аттестации рабочих мест по условиям труда. В ходе досудебной подготовки было выявлено, что на день предъявлении иска изменилось штатное расписание в Учреждении, организованы дополнительные рабочие места, которые не аттестованы по условиям труда. Не представлены суду доказательства аттестации вновь образованных рабочих мест по условиям труда на день рассмотрения спора по существу. Так установлено, что не аттестованными остаются рабочие места по условиям труда: педагог организатор, педагог дополнительного образования, педагог психолог, воспитатель группы продленного дня, педагог организатор, заместитель директора по воспитательной работе. Указанные рабочие места организованы и в ведены в эксплуатацию, однако в течение <данные изъяты> дней аттестация их по условиям труда не проведена. Считает это нарушением требований Трудового законодательства и просит обязать провести аттестацию шести перечисленных рабочих мест по условиям труда при этом срок в течение которого выполнить требования закона, считает необходимым установить не тот, который указан в исковом заявление, а до ДД.ММ.ГГГГ. На тот момент вопрос о принятии бюджета будет рассмотрен и должно быть обеспечено финансирование этих работ. Кроме того, в исковом заявлении указано возложить на Администрацию г. Пятигорска субсидиарную ответственность по обеспечению финансирования, фактически эти требования сводятся к тому, что при недостаточности денежных средств у Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №26 возложить на администрацию г. Пятигорска обязанность по финансированию исполнения требований закона по аттестации рабочих мест. Представитель ответчика Гаркин А.Ю. в судебном заседании исковые требования в части необходимости проведения аттестации шести рабочих мест признал и пояснил, что он директор общеобразовательного Учреждения с ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ в Учреждении была проведена аттестация рабочих мест в соответствии с приказом Управления образования. С момента проведения аттестации на день судебного заседания условия труда на аттестованных рабочих местах не изменились. Материалы аттестации он предоставил суду. Замечаний со стороны инспекции труда по качеству работ по аттестации рабочих мест не поступало. Он согласен провести аттестацию перечисленных шести рабочих мест. Срок который просит установить Прокурор для них реальный. Они приступили к подготовке документов для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Действительно шесть рабочих мест по условиям труда не аттестованы из-за отсутствия финансирования. Они намерены были провести их аттестацию в ДД.ММ.ГГГГ, когда подойдет срок аттестации всех рабочих мест. По другим рабочим местам условия труда не изменились. Представитель Муниципального образования город-курорт Пятигорск и Управления образования администрации г. Пятигорска Фетисова С.В. возражала против удовлетворения исковых требований, вместе с тем признает, что аттестация перечисленных выше шести рабочих мест не проведена. Что касается аттестации остальных рабочих мест, то считает, что аттестация проведена и качество ее проведения не оспорены, так как и приказ об окончании работы по аттестации рабочих мест по условиям труда. Действительно аттестация рабочих мест казенного учреждения проводится за счет средств муниципального образования город-курорт Пятигорск. На ДД.ММ.ГГГГ в бюджет расходы на проведение аттестации рабочих место в дошкольных и общеобразовательных Учреждениях не предусмотрены. На следующий финансовый год эти расходы могут быть запланированы при утверждении бюджета. Срок в течение которого истец просит выполнить работы по аттестации рабочих мест реальный. Представитель Государственной инспекции труда в Ставропольском крае, Сидельников В.П. в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Ходатайства об отложении судебного заседания суду не поступало. С учетом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя Государственной инспекции труда в СК Сидельников В.П. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, считает требования Прокурора г. Пятигорска подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям. В силу ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя: работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, организовать контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации. В силу положений ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. С 01.09.2011 года действует Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда". Из смысла действующего Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 года № 342н, следует, что аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и опасных производственных факторов, при этом, аттестации подлежат все рабочие места, а её результаты используются в целях разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда. Требования указанного «Порядка» распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). Согласно п.3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда до вступления в силу настоящего Приказа осуществляется в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569 "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (зарегистрирован Минюстом России 29 ноября 2007 г. N 10577). Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569, действительны до проведения очередной аттестации рабочих мест по условиям труда. Согласно п. 5 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздрав соцразвития России от 31.08.2007 года N 569 сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Как следует их материалов дела и данное обстоятельство в судебном заседании не оспаривается, что на ДД.ММ.ГГГГ на момент проведения аттестации рабочих мест по условиям труда имелось <данные изъяты> рабочее место В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ руководителя Управления образования администрации г. Пятигорска о досрочном проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» в МОУ СОШ №26 Директором издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда сотрудников МОУ СОШ №26 создана аттестационная комиссия и указано провести аттестацию рабочих мест с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Суд установил, что аттестация рабочих мест проведена в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденных Приказом от 31.08.2007 г. № 569 Министерства Здравоохранения и социального развития Российской Федерации, который действовал на тот период времени. Представителем ответчика в подтверждение своих доводов представлен пакет документов, предусмотренный разделом № 7 п. 45 Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 569 от 31.08.2007 года: приказ №118 от 22.10.2008 г. о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и создании аттестационной комиссии, перечень рабочих мест подлежащих аттестации по условиям труда, карты аттестации рабочих мест по условиям труда, ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда, план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в МКОУ СОШ №26, протокол заседания аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 46 Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 569 от 31.08.2007 года после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации предусмотренный данным пунктом пакет документов. Из приведенных положений закона и доводов сторон следует, что сам факт ненаправления в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации предусмотренного пунктом 46 Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 569 от 31.08.2007 года пакета документов по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда не является основанием для вывода о том, что рабочие места не аттестованы, поскольку результаты аттестация рабочих мест по условиям труда не были оспорены и опровергнуты в установленном порядке. О том, что изменились условия труда на аттестованных рабочих местах, суду заявлено не было и доказательств этому не предоставлено. Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что в Учреждении на момент проверки, а именно с ДД.ММ.ГГГГ имеются вновь организованные рабочие места, эксплуатация их начата с ДД.ММ.ГГГГ, однако аттестация вновь организованных рабочих мест в установленные законом сроки не проведена. Представитель ответчика директор МКОУ СОШ №26 Гаркин А.Ю. подтвердил, что действительно с ДД.ММ.ГГГГ имеются вновь организованные рабочие места: педагог психолог, педагог дополнительного образования, социальный педагог, педагог организатор, воспитатель группы продленного дня, заместителя директора по воспитательной работе. Указанные рабочие места по условиям труда не аттестованы. Данное обстоятельство в судебном заседании подтвердил ответчик в лице диктора Гаркин А.Ю., не оспаривала и представитель администрации г. Пятигорска, она же представитель Управления образования администрации г. Пятигорска Фетисова С.В. Согласно п. 7 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, регламентированного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 года № 569 вновь организованные рабочие места аттестуются по условиям труда после ввода их в эксплуатацию. Согласно п. 8 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 года № 342н, аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении ответчиком требований, изложенных в ст. 212 ТК РФ, в силу которых работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при частичном признании иска ответчиком и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований в указанной части. Фактически представителем ответчика МКОУ СОШ №26 исковые требования в части аттестации шести рабочих мест не оспорены, что касается аттестации других рабочих мест, то представитель истца помощник прокурора Шуйской Н.В. не настаивала в судебном заседании на аттестации других рабочих мест. В исковом заявлении прокурор просит возложить на муниципальное образование город-курорт Пятигорск субсидиарную ответственность по финансированию работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. В ходе судебного заседания истец в лице помощника прокурора Шуйской Н.В. более четко изложила требований в этой части и считает, что Муниципальное образование город-курорт Пятигорск обязаны обеспечить финансирование работ по проведению аттестации рабочих мест. Представитель администрации Фетисова С.В. данное обстоятельство не оспаривала и подтвердила, что расходы на проведение работ по аттестации рабочих мест по условиям труда несет именно администрация города. В п.1.1 Устава Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 26 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 26 является некоммерческой организацией, которое осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления г. Пятигорска в сфере образования и финансовое обеспечение деятельности которого, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Прокурора г. Пятигорск удовлетворить в части. Обзязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 26 г. Пятигорска провести аттестацию <данные изъяты> рабочих мест по условиям труда: педагог психолог, педагог дополнительного образования, социальный педагог, педагог организатор, воспитатель группы продленного дня, заместителя директора по воспитательной работе в соответствии с требованием Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04. 2011 №342н в срок до 31 марта 2013 года. Администрации г. Пятигорска обеспечить финансирование работ по проведению аттестации рабочих мест в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 26 г. Пятигорска. Прокурору г. Пятигорска в удовлетворении остальной части исковых требований об обязании Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №26 г. Пятигорска провести аттестацию других рабочих мест отказать. Решение может быть обжаловано в Ставропольский Краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме Судья:_____________________________О.В. Ивлева.