Дело №2-905/12 Р Е Ш Е Н И Е 25 апреля 2012 года Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи - Г.А. Соловьяновой при секретаре С.Н. Купцовой с участием истца (по доверенности) М.К. Лукьяненко представителя Управления имущественных отношений г.Пятигорска Р. В. Артемова рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда Ставропольского края гражданское дело по иску Лукьяненко ФИО6 к Муниципальному учреждению «Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска» о признании действий Муниципального учреждения «Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска» в части расчета арендной платы незаконными, возложении обязанности по внесению изменений в дополнительное соглашение о внесении изменений и дополнений в договор аренды земельного участка, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб., взыскании судебных расходов, У С Т А Н О В И Л: Лукьяненко А.М. обратилась в суд с иском к Муниципальному учреждению «Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска» о признании действий Муниципального учреждения «Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска» в части расчета арендной платы незаконными, возложении обязанности по внесению в дополнительные соглашения изменений и дополнений в договоры аренды земельного участка за ДД.ММ.ГГГГ, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб., взыскании судебных расходов. В судебном заседании представитель истца Лукьяненко М.К., действующий по доверенности, заявленные требования поддержал. Суду показал, что Лукьяненко А.М. является собственником жилого дома и земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. на основании Постановления главы администрации пос. Горячеводский №№П от ДД.ММ.ГГГГ расположенных по адресу: <адрес>, о чем на ее имя выдано свидетельство о государственной регистрации права и о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации. Постановлением главы города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ №№ Лукьяненко А.М. предоставлен в аренду земельный участок под огородничество в районе домовладения <адрес>, в границах согласно прилагаемому плану земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м.. Предоставленный земельный участок прилегает в земельному участку площадью <данные изъяты> кв.м. и расположен на обочине проезжей части к жилому дому истца. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г.Пятигорска, именуемая в дальнейшем «Арендодатель» и Лукьяненко А.М., именуемая в дальнейшем «Арендатор» заключен договор аренды земельного участка №№ на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с указанием арендной платы в размере <данные изъяты> коп. из расчета <данные изъяты> руб. за кв.м.. В последующем, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, составлялись дополнительные соглашения о внесении изменений и дополнений в договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в части указания годовой арендной платы. На ДД.ММ.ГГГГ размер арендной платы составил <данные изъяты>. из расчета кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка - <данные изъяты> коп.. Считает данный расчет не соответствующим требованиям действующего законодательства. ДД.ММ.ГГГГ им получен ответ из Управления росреестра по Ставропольскому краю, в котором указано, что «земельные участки с вводом разрешенного использования «под огородничество» относится к 15 группе функционального использования земель «Земельные участки предназначенные для сельскохозяйственного использования»». Согласно Постановлению Правительства Ставропольского края, значение удельного показателя кадастровой стоимости земель вышеуказанной группы для кадастрового квартала определено по г.Пятигорску <данные изъяты>.. Однако Управление имущественных отношений произвело расчет исходя из стоимости земельного участка с видом разрешенного использования «под жилую застройку» <данные изъяты>.. Просит признать действия Муниципального учреждения «Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска» по расчетам арендной платы за ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с видом разрешенного использования «под огородничество» в размере <данные изъяты>. незаконными с возложением обязанности на Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска внести изменения в дополнительные соглашения в части определения суммы годовой арендной платы с <данные изъяты> коп. на <данные изъяты> Кроме того, истице, которая является пенсионером, имеет преклонный возраст, причинен моральный вред, который выразился в том, что ей пришлось тратить время на хождение в администрацию г.Пятигорска по решению данного вопроса. Писать в различные инстанции жалобы, обращаться за оказанием юридических услуг к адвокату, подавать иск в суд. Моральный вред оценивает в <данные изъяты> руб., который просит взыскать с ответчика. Лукьяненко А.М. понесены судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины при подаче иска в суд в размере <данные изъяты> руб., услуги адвоката за составление искового заявления - <данные изъяты> руб., оплата транспорта (трамвай), почтовые расходы, изготовление ксерокопий документов, написание заявлений и обращений - <данные изъяты> руб.. которые подлежат взысканию с ответчика. Просит исковые требования удовлетворить. В судебном заседании представитель Муниципального учреждения «Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска» Артемов Р.В., действующий по доверенности, заявленные требования не признал. Суду показал, что Лукьяненко А.М. является собственником земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. на основании Постановления главы администрации пос. Горячеводский №№ от ДД.ММ.ГГГГ года, расположенного по адресу: <адрес>, о чем на ее имя выдано свидетельство о государственной регистрации права и о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации. Постановлением главы города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ №№ Лукьяненко А.М. предоставлен в аренду земельный участок под огородничество в районе домовладения <адрес>, в границах согласно прилагаемому плану земельного участка, площадью <данные изъяты> Предоставленный земельный участок площадью <данные изъяты>. расположен на обочине проезжей части жилого дома истца. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г.Пятигорска, именуемая в дальнейшем «Арендодатель» и Лукьяненко А.М., именуемая в дальнейшем «Арендатор» заключен договор аренды земельного участка №№ на земельный участок площадью <данные изъяты>.м. сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с указанием арендной платы в размере <данные изъяты> коп. из расчета <данные изъяты> руб. за кв.м.. В последующем, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, составлялись дополнительные соглашения о внесении изменений и дополнений в договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в части указания годовой арендной платы. На ДД.ММ.ГГГГ размер арендной платы составил <данные изъяты>. из расчета кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка - <данные изъяты>.. Указанный земельный участок, в соответствии с положениями п. 11 ст. 1 Федерального закона от 3 декабря 2008 г. N 244-ФЗ О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» является муниципальной собственностью г. Пятигорска, арендная плата за пользование которым установлена решением Думы города Пятигорска от 30 октября 2008 г. № 115-35 ГД «Об утверждении определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования города - курорта Пятигорска». Согласно данному решению годовой размер арендной платы за землю определяется путем умножения кадастровой стоимости земельного участка на ставку арендной платы за землю. Так как, арендатором земельного участка (Лукьяненко А.М.), уведомленного о необходимости предоставления кадастрового паспорта земельного участка, по настоящее время не проведены работы по межеванию земельного участка и не представлен кадастровый паспорт земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка рассчитана путем умножения площади земельного участка на среднее значение удельного показателя стоимости одного квадратного метра, с учетом кадастрового квартала в котором находится земельный участок и вида его разрешенного использования. Кроме того, данный земельный участок находится в кадастровом квартале г. Пятигорска за № №, а заявленный истцом в требованиях кадастровый квартал №№ на территории г. Пятигорска. По причине того, что арендованный земельный участок не входит в состав дачных, садоводческих и огороднических объединений, а прилегает к земельному участку под жилым домом №<адрес>, в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования, утвержденного Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ г. № № отнесен ко 2-у виду разрешенного использования - «земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки». В состав данного вида разрешенного использования входят земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки),удельный показатель кадастровой стоимости составляет <данные изъяты> руб.. Согласно решению Думы г. Пятигорска от 30 октября 2008 г. № 115-35 ГД размер арендной платы составляет 0,1% от кадастровой стоимости земельного участка: <данные изъяты> руб. Считают, что их действия по расчету годовой арендной платы в размере <данные изъяты> коп. и внесение указанной суммы в дополнительные соглашения соответствуют требованиям законодательства. Довод истца о том, что данный земельный участок должен быть отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, и при расчетах кадастровой стоимости земельного участка использоваться удельный показатель кадастровой стоимости - 3,49 руб., считаем не обоснованным. В соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования, утвержденным Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.062007 г. № П/0152 к данному виду относятся земельные участки сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, пастбища и т.д.), земельные участки занятые объектами сельскохозяйственного назначения. Так же, считают не обоснованным довод истца о том, что в соответствии с законодательством Ставропольского края земельные участки менее 600 кв.м., предоставленные гражданам в аренду менее чем на 1 год, для ведения садоводства, огородничества не ставятся на кадастровый учет и не выдаются кадастровые паспорта. В соответствии с действующим законодательством кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. Истцом не представлены доказательства того, что расходы на проезд в трамвае, на заказные почтовые отправления, на изготовление ксерокопий документов и за печатанье на компьютере заявлений и обращений являются расходами судебного разбирательства, а также не представил доказательств в подтверждение требований о компенсации морального вреда. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, материалы инвентарного дела №№, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Лукьяненко А.М. является собственником земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на основании Постановления главы администрации пос. Горячеводский №№-П от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес> о чем ДД.ММ.ГГГГ на ее имя выдано свидетельство о государственной регистрации права и о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №№ Из кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что данному участку присвоен кадастровый номер № Согласно требований ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Аналогичные требования отражены в Положении о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством (в редакции решения Думы г.Пятигорска от 26.01.2009 года №11-39 ГД), которое является приложением к решению Думы г.Пятигорска от 29.11.2007 №149-22 ГД). Согласно ст.8 Закона Ставропольского края от 12 апреля 2010 года №21-к (ред. от 08.02.2012) «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» (принят Государственной Думой СК от 25.03.2010) Правительство Ставропольского края и органы местного самоуправления обеспечивают управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, и принимают акты, устанавливающие процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. К целям предоставления земельных участков, не связанным со строительством, можно отнести использование земельных участков для: - личного подсобного хозяйства; - дачного хозяйства; - огородничества; - садоводства; - фермерского хозяйства; - для размещения объектов, не являющихся недвижимостью. Для ведения личного подсобного хозяйства земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, согласно ст. 3 ФЗ Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Тем гражданам, которые проживают в городах, участки для личного подсобного хозяйства могут быть предоставлены при наличии свободных земельных участков. Кроме того, необходимо иметь в виду, что граждане, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских или в городских поселениях, могут приобрести земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства как в сельских, так и в городских поселениях в порядке гражданского оборота таких земельных участков (купля-продажа, дарение, наследование, обмен, аренда) и других сделок, т.к. на земельные участки личного подсобного хозяйства разрешен свободный оборот в соответствии с пунктом 6 статьи 4 данного Федерального закона, п. 7 ст. 27 ЗК РФ и абзацем вторым пункта 1 ст. 1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Своеобразие правового режима этих земель заключается в том, что земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства хотя и относятся к землям сельскохозяйственного назначения, обычно находятся в составе земель населенных пунктов. Согласно п. 1 ФЗ о личном подсобном хозяйстве для ведения личного подсобного хозяйства может использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Как следует из материалов дела, Постановлением главы города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ №№ Лукьяненко А.М. предоставлен в аренду земельный участок под огородничество в районе домовладения <адрес>, в границах согласно прилагаемому плану земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м.. ДД.ММ.ГГГГ года во исполнение требований названного выше постановления, между администрацией г.Пятигорска, именуемая в дальнейшем «Арендодатель» и Лукьяненко А.М., именуемая в дальнейшем «Арендатор» заключен договор аренды земельного участка №№ на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который подписан сторонами и до настоящего времени никем не оспорен. Пунктом 3.1.,3.3 договора предусмотрено, что размер ежегодной арендной платы установлен по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. из расчета 0<данные изъяты> кв.м.. Арендная плата уплачивается не позднее 25 числа первого месяца полугодия. Пунктом 3.2 договора установлено, что ежегодная арендная плата, предусмотренная договором может быть изменена по инициативе Арендодателя в одностороннем порядке на основании Решения Думы г.Пятигорска или Постановления главы г.Пятигорска. В последующем, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, составлялись дополнительные соглашения о внесении изменений и дополнений в договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в части указания годовой арендной платы, которые подписаны сторонами и не оспорены. За период ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное учреждение «Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска» начислило истцу арендную плату в размере <данные изъяты> в одностороннем порядке изменив ее размер на основании Постановления Правительства Ставропольского края от 16 декабря 2009 года №322-П, решения Думы г.Пятигорска от 30.10.2008 года №115-35 ГД, с размером которой истец не согласен, в связи с чем просит о признании действий Муниципального учреждения «Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска» в части расчета арендной платы незаконными и возложении обязанности по внесению изменений в дополнительные соглашения за ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений и дополнений в договор аренды земельного участка в части указания размера арендной платы, поскольку считает, что размер арендной платы должен исчисляться из отношения земельного участка, выделенного в пользование истца «под огородничество», к группе 15 функционального использования земель «земельные участки предназначенные для сельскохозяйственного использования». Суд считает доводы истца о признании действий Муниципального учреждения «Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска» в части расчета годовой арендной платы в размере <данные изъяты>. за пользование земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м. незаконными, возложении обязанности по внесению изменений в «дополнительное соглашение о внесении изменений и дополнений в договор аренды земельного участка №№ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ и «дополнительное соглашение о внесении изменений и дополнений в договор аренды земельного участка №№ от ДД.ММ.ГГГГ» от ДД.ММ.ГГГГ с учетом расчета отнесения земельного участка к группе 15 функционального использования земель «земельные участки предназначенные для сельскохозяйственного использования» обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно п.3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Таким образом, нормы гражданского законодательства (глава 34 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются к арендным отношениям, объектом которых является земельный участок, лишь постольку, поскольку иное не урегулировано земельным или специальным федеральным законом. Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена платность использования земли в виде уплаты земельного налога или арендной платы. В соответствии с п. 4 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. Пунктом 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также Правила определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582. Таким образом порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). Такой порядок определения размера арендной платы, порядок и условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в аренде, установлен Постановлением Правительства Ставропольского края от 16 декабря 2009 года №322-П, решением Думы г.Пятигорска от 30.10.2008 года №115-35 ГД. В соответствии с Решением Думы города - курорта Пятигорска Ставропольского края от 30 октября 2008 года №115-35 ГД «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования города - курорта Пятигорска» путем умножения кадастровой стоимости земельного участка на ставку арендной платы на землю, установленную в соответствии с настоящим Порядком, если иное не установлено действующим законодательством РФ. При этом базовая ставка установлена в процентах от кадастровой стоимости земельного участка определяется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и направления деятельности арендатора или фактического использования объектов недвижимого имущества или земельного участка арендатором. В настоящем случае вид разрешенного использования, установленный в договоре аренды - земельный участок «под огородничество». Согласно ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4). Государственная кадастровая оценка земель садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (п. 11). Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 г. N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), а приказом от 28 июня 2007 г. N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель". Как усматривается из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 25 ноября 2011 года в соответствии с вышеназванным Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 г. N 39 по г.Пятигорску проведены работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов по состоянию на 01.01. 2007 года. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по г.Пятигорску утверждены Постановлением Правительства Ставропольского края от 16 декабря 2009 года №322-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 01.01.2007 года по городу курорту Пятигорску». В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «под жилую застройку». Также из данного ответа усматривается, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с видом разрешенного использования под огородничество» по указанному выше адресу относится к 15 группе функционального использования земель «земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования». Согласно Постановлению Правительства Ставропольского края от 16 декабря 2009 года №322-П значение удельного показателя кадастровой стоимости земель вышеуказанной группы для кадастрового квартала № г.Пятигорска определено <данные изъяты> С учетом представленных суду доказательств, суд приходит к выводу, что арендная плата за земельный участок, имеющий разрешенное использование «для целей не связанных со строительством - под огородничество», выделенный в пользование истца на праве аренды и прилегающий к земельному участку жилого дома, подлежит взысканию из расчета вида разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования», т.к. на земельные участки личного подсобного хозяйства разрешен свободный оборот в соответствии с пунктом 6 статьи 4 данного Федерального закона, п. 7 ст. 27 ЗК РФ и абзацем вторым пункта 1 ст. 1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", т.е. земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Истцом заявлены исковые требованияо компенсации моральный вреда в размере <данные изъяты>., которые суд находит необоснованными. В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, честь и доброе имя, деловая репутация, право свободного передвижения, выбора пребывания и места жительства, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а так же в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда. Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация,неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др. В соответствии со статьей 1099 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Ст. 1101 ГК РФ установлено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (с изменениями, внесенными Постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.96 № 10 и от 15.01.98 № 1) указано, что суду необходимо также выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя вреда, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Верховным Судом РФ в определении от 15 сентября 2000 года по делу №30-ВОО-8 указано, что при определении размера компенсации морального вреда необходимо подтверждение доказательствами доводов и объяснений истца о причинении ему физических и нравственных страданий. Необходимость доказывания размера компенсации морального вреда декларируется и в определении ВС РФ по делу о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов (Бюллетень ВС РФ № 3. март 2003 г.). Суд считает, что истцом в силу требований ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств в подтверждение причинения ему нравственных и физических страданий со стороны ответчика, в связи с чем отказывает в удовлетворении заявленных им требований о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>.. Суд также отказывает Лукьяненко А.М. в удовлетворении заявленных ею требований к МУ «Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска» о взыскании судебных расходов, состоящих из услуг адвоката по составлению искового заявления - <данные изъяты> руб., оплата транспорта (трамвай) на поездки в различные инстанции за оказанием юридических услуг и сбором необходимых документов, для предъявления в суд; почтовых расходов на отправление жалоб и запросов в различные инстанции по вопросу неправомерных действия МУ «Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска»; изготовление ксерокопий документов, написание заявлений и обращений - <данные изъяты> руб., поскольку данные расходы, в силу требовании ст. 94 ГПК РФ издержками, связанными с рассмотрением дела, не являются. В силу требований ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. За исключением случае, предусмотренных частью 2 статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которых истцу отказано. Суд считает возможным взыскать с МУ «Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска» в пользу Лукьяненко А.М. судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд в размере <данные изъяты>., поскольку исковые требования удовлетворены в части. В силу требований ст.91 ГПК РФ цена иска определяется по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, исходя из каждого требования в отдельности. Как установлено судом, истцом заявлены требования о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>.. Однако из представленных суду доказательств усматривается, что государственная пошлина по данному требования не оплачена. По этой причине суд взыскивает с Лукьяненко А.М. государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб. в местный бюджет. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ Р Е Ш И Л: Исковые требования Лукьяненко ФИО7 к Муниципальному учреждению «Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска» о признании действий Муниципального учреждения «Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска» в части расчета арендной платы незаконными, возложении обязанности по внесению изменений в дополнительное соглашение о внесении изменений и дополнений в договор аренды земельного участка, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> взыскании судебных расходов, удовлетворить в части. Признать действия Муниципального учреждения «Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска» в части расчета арендной платы за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. за пользование земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м. с видом разрешенного использования «под огородничество», расположенного по адресу: <адрес> незаконными. Муниципальному учреждению «Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска» произвести перерасчет арендной платы за ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с видом разрешенного использования под огородничество», расположенного по адресу: <адрес> в «Дополнительные соглашения о внесении изменений и дополнений в договор аренды земельного участка №№ от ДД.ММ.ГГГГ» от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных между Муниципальным учреждением «Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска», именуемое в дальнейшем «Арендодатель» и Лукьяненко ФИО8, именуемой в дальнейшем «Арендатор» с учетом отношения названного земельного участка к 15 группе функционального использования земель «земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования». Взыскать с Муниципального учреждения «Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска» в пользу Лукьяненко ФИО9 расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>. В удовлетворении заявленных требований Лукьяненко ФИО10 к Муниципальному учреждению «Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска» о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб., взыскании судебных расходов в размере <данные изъяты> руб., отказать. Взыскать с Лукьяненко ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты> государственную пошлину в размере <данные изъяты>. в местный бюджет. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятигорский городской суд. Судья: Г.А. Соловьянова
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И