Дело № 2-675/12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 апреля 2012 года гор. Пятигорск Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Маслова А.Г., при секретаре Долговой Е.В., с участием: старшего помощника прокурора г. Пятигорска Швец Е.С., представителя ответчика администрации г. Пятигорска в лице Осипян П.А., действующей на основании доверенности, представителя ответчика МБУК «Централизованная библиотечная система г.Пятигорска» в лице Лиховецкой И.Е., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Пятигорска в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к МБУК «Централизованная библиотечная система г. Пятигорска», администрации г. Пятигорска о возложении обязанности оснастить вход в здание библиотеки пандусным съездом инвалидов и маломобильных групп населения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г.Пятигорскаобратился в суд в защиту законных интересов неопределенного круга лиц с иском к МБУК «Централизованная библиотечная система г.Пятигорска», администрации г.Пятигорска о возложении обязанности оснастить вход в здание библиотеки, расположенной по адресу: г. Пятигорск ул. Козлова, 1 пандусным съездом либо другим приспособлением для доступа инвалидов (в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата) и маломобильных групп населения. В обоснование заявленных требований прокурором г. Пятигорска в исковом заявлении указано, что прокуратурой г.Пятигорска проведена проверка исполнения действующего законодательства в части соблюдения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры г. Пятигорска. Установлено, что в <адрес> осуществляет деятельность МУК «Центральная библиотечная система» (библиотека), являющаяся объектом социальной инфраструктуры. Нежилое помещение по указанному адресу, в котором расположена библиотека, является муниципальной собственностью. Вход в помещение библиотеки пандусным съездом либо другим приспособлением не оборудован. Ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 5 Закона Ставропольского края от 27.02.2008 года №7-кз «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур» предусмотрено, что Правительство Ставропольского края, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Просит возложить на МБУК «Централизованная библиотечная система г.Пятигорска» обязанности оснастить вход в здание библиотеки, расположенной по адресу: <адрес> пандусным съездом либо другим приспособлением для доступа инвалидов (в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата) и маломобильных групп населения. Определением Пятигорского городского суда в качестве соответчика привлечена администрация г. Пятигорска. В судебном заседании помощник прокурора г.Пятигорска Швец Е.С. уточнила заявленные требования, просила суд возложить на МБУК «Централизованная библиотечная система г.Пятигорска», администрацию г.Пятигорска обязанность по принятию мер к беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в здание библиотеки, расположенное по адресу: <адрес>, путем устройства пандуса с уровня тротуара на уровень крыльца в срок до ДД.ММ.ГГГГ, устройство которого технически возможно. Представитель ответчика МБУК «Централизованная библиотечная система г.Пятигорска» Лиховецкая И.Е. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с Договором № от ДД.ММ.ГГГГ Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска закрепило за МУК ЦБС имущество, передаваемое в оперативное управление - здание, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Данное право подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о внесении в реестр муниципальной собственности г.Пятигорска муниципального имущества по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Учреждение не имеет право проводить реконструкцию здания без согласия его собственника, то есть администрации г.Пятигорска. Кроме того, задание для муниципального учреждения устанавливается учредителем - Управлением культуры администрации г.Пятигорска. При этом финансовое обеспечение выполнения задания учреждением осуществляется в виде субсидий из местного бюджета. В ДД.ММ.ГГГГ. бюджетной росписью средства на текущий ремонт, а соответственно установка пандусов не предусмотрена. Для установки пандуса необходимо провести работы, которые приведут к изменению параметров объекта капитального строительства и установка пандусов является реконструкцией. В соответствии с положениями ст.47,48 Градостроительного кодекса РФ для проведения реконструкции необходима оценка технических решений, увязанных к фактической ситуации, определение технической установки указанных приспособлений, которая возможна только после проведения необходимых мероприятий, установленных правовыми актами. То есть обязанность по оборудованию пандусом входа в здание библиотеки должно быть возложено на лицо, в чьи обязанности входит проведение таких работ в соответствии с законом или иными правовыми актами. За МБУК ЦБС здание библиотеки закреплено на праве оперативного управления. Оборудовать пандусом входа в здание библиотеки, расположенной по адресу: <адрес>, может лишь администрация г.Пятигорска как собственник имущества. Представитель соответчика администрации г.Пятигорска, в судебном заседании исковые требования не признала, при этом пояснила, что прокурор не обосновал в своем заявлении необходимость своего обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 21 ФЗ от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре РФ» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Итогового документа о результатах данной проверки не имеется. Данное исковое заявление, предъявленное прокурором, не является результатом проверки. Согласно ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджете. При этом в преамбуле ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указано, что предусмотренные данным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами РФ, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, расходы но созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур не являются расходными обязательствами органов местного самоуправления, данные расходы должны быть профинансированы либо из средств федерального бюджета, либо из средств краевого бюджета. Нормы о доступности маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры содержатся в Строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 года №73. Понятие «пандус» приводится в Своде правил по проектированию и строительству СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», одобренных постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 года №70. Так, пандус представляет собой сооружение, имеющее наклонную по направлению движения поверхность и предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой. Согласно пункту 3.9 СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (пункт 3.14 СНиП 35-01-2001). В соответствии с пунктом 3.13 СНиП 35-01-2001 в здании должен быть как минимум один вход с поверхности земли, приспособленный для маломобильных групп населения. Если проект застройки разрабатывается для реконструируемых территорий, целесообразно выделить здания и сооружения, которые должны быть адаптированы к потребностям инвалидов в первую очередь, и в соответствии с этим формировать первоочередные пути передвижения и среду жизнедеятельности. Таким образом, в порядке, установленным законодательством РФ, утверждаются нормативные документы, содержащие нормы, государственные стандарты, устанавливающие требования в области проектирования, строительства зданий, сооружений, производства транспортных средств, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения. Обустройство пандусов предусматривается при проектировании, строительстве либо реконструкции зданий, сооружений и иных объектов. Просила отказать в удовлетворении исковых требований. Выслушав стороны, исследовав и оценив с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности представленные письменные доказательства суд приходит к следующему. В обоснование иска прокурором указано, что в ходе проведенной прокуратурой г.Пятигорска проверки исполнения действующего законодательства в части соблюдения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры г. Пятигорска, установлено, что вход в помещение библиотеки, расположенной по адресу: <адрес> не оборудован пандусным съездом либо другим приспособлением. Обосновывая предъявленные требованиям к ответчикам, прокурор ссылается на положения ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона Ставропольского края от 27.02.2008 года №7-кз «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур», в которых предусмотрено, что Правительство Ставропольского края, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Оценивая обстоятельства, на которых прокурор основывает свои требования, суд исходит из следующего. Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. ж ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления (ст. 12, 130 - 133 Конституции РФ) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Согласно ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Между тем, в судебном заседании установлено, что согласно Уставу МБУК Центральная библиотечная система относится к типу бюджетного учреждения; его единственным учредителем является муниципальное образование город-курорт Пятигорск в лице муниципального учреждения «Управление культуры Администрации г. Пятигорска». Здание библиотеки, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит Муниципальному образованию город-курорт Пятигорск на праве собственности, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчиком указанное помещение используется на основании договора о закреплении имущества на праве оперативного управления № от ДД.ММ.ГГГГ, данное право зарегистрировано в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. В силу п. 2.2. договора о закреплении имущества на праве оперативного управления Учреждение обязуется не производить перепланировку и реконструкцию недвижимого имущества без согласия собственника. Суду представлено архитектурное решение устройства пандуса для маломобильных групп населения, г.Пятигорска Центральная городская библиотека ЗАО «Кавказкурортпроект», согласно которому для установки пандусов необходимо провести работы, которые приведут к изменению параметров объекта капитального строительства, следовательно к реконструкции здания. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Разрешая спор, суд, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, находит необоснованными требования истца к МБУК «Централизованная библиотечная система г. Пятигорска», поскольку в установлено, что МБУК «Центральная библиотечная система» владеет помещением на праве оперативного управления помещения, расположенного по адресу: <адрес> и в силу п. 2.2 договора о закреплении имущества на праве оперативного управления Учреждение обязуется не производить перепланировку и реконструкцию недвижимого имущества без согласия собственника. Собственником здания библиотеки, расположенного по адресу: <адрес> является муниципальное образование город-курорт Пятигорск, право за которым зарегистрировано в установленном порядке. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют основания для возложения на ответчика - МБУК «Централизованная библиотечная система г. Пятигорска», обязанности по оснащению входа в здание библиотеки, пандусным съездом инвалидов и маломобильных групп населения. При рассмотрении требований прокурора к администрации г.Пятигорска о возложении обязанности по оснащению входа в здание библиотеки, пандусным съездом, суд исходит из следующего. Нормами действующего законодательства предусмотрено создание условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Нормы о доступности маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры содержатся в Строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 года №73. Понятие «пандус» приводится в Своде правил по проектированию и строительству СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», одобренных постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 года №70. Согласно пункту 3.9 СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (пункт 3.14 СНиП 35-01-2001). В соответствии с пунктом 3.13 СНиП 35-01-2001 в здании должен быть как минимум один вход с поверхности земли, приспособленный для маломобильных групп населения. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Согласно ч. 2 ст. 18 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (под. 1 п. 1 ст. 14, под. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"). В соответствии со ст. 5 Закона Ставропольского края от 27.02.2008 года №7-кз «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур» исполнительные органы государственной власти Ставропольского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в соответствии с федеральным законодательством создают условия для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и беспрепятственного передвижения указанной категории граждан на территории Ставропольского края. В соответствии с федеральным законодательством планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектной документации на новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений, их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособлений для доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения и использования их инвалидами и другими маломобильными группами населения не допускаются. Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрен механизм реализации Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 года №73 по отношению к уже построенным объектам, так как указанные нормы должны применяться при строительстве новых или модернизации, реконструкции уже построенных объектов, к которым не относится здание МБУК «Центральная библиотечная система». Это следует из смысла положений ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии с которой в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Из смысла данной статьи следует, что к таковым объектам, относятся и уже построенные, введенные в предусмотренном законом порядке, эксплуатацию здания и сооружения. Таким образом, указанные нормы должны применяться при строительстве новых или модернизации, реконструкции уже построенных стационарных объектов. Между тем, согласно технического паспорта здание МБУК «Центральная библиотечная система» было построено в 1982 году, то есть до введения в действие Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и, следовательно, применение положения указанных норм к обозначенному зданию не допустимо. Кроме того, реконструкция производится на основании ежегодно принимаемых планов и в соответствии с выделенными на данные цели финансовыми средствами. Согласно представленным администрацией г.Пятигорска данным не предусмотрен капитальный ремонт и реконструкции здания МБУК ЦБС, при проведении которых необходимо соблюдение вышеуказанных строительных норм и правил СНиП об устройстве пандусов. Анализируя изложенное, суд считает требования прокурора г. Пятигорска в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Пятигорска о возложении обязанности оснастить вход в здание библиотеки, пандусным съездом инвалидов и маломобильных групп населения, являются необоснованными и не подлежат удовлетворении.. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198,199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований прокурора г. Пятигорска в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к МБУК «Централизованная библиотечная система г.Пятигорска», к администрации г.Пятигорска о возложении на МБУК «Централизованная библиотечная система г. Пятигорска», администрацию г.Пятигорска обязанности по принятию мер к беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в здание библиотеки, расположенное по адресу: <адрес> путем устройства пандуса с уровня тротуара на уровень крыльца в срок до ДД.ММ.ГГГГ, отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд, путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья А.Г. Маслов