Дело № 2-1096/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Суворовой С.М., при секретаресудебного заседания Касимове П.А., с участием: истца: старшего помощника прокурора города Пятигорска Швец Е. С., представителя ответчика: администрации города Пятигорска по доверенности Григоряна А. С., рассмотрев в открытом судебном заседании 15 мая 2012 года в г.Пятигорске гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №25, администрации города Пятигорска об обязании обустройства стрелкового тира или места для стрельбы в здании образовательного учреждения, установил: В обоснование заявленных требований прокурор пояснил, что прокуратурой города проведена проверка исполнения органом управления образованием и образовательными учреждениями города Пятигорска законодательства в области образования и воинской обязанности, в ходе которой выявлены следующие нарушения закона. В нарушение норм закона, в составе используемых МКОУ СОШ №25 помещений отсутствует стрелковый тир или место для стрельбы, необходимые для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы в образовательных учреждениях. Учредителем данного юридического лица является МУ «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска», собственником имущества МКОУ СОШ №25 является муниципальное образование город-курорт Пятигорск, функции и полномочия которого осуществляет уполномоченный орган по управлению и распоряжению муниципальным имуществом - МУ «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска». В связи с вышесказанным прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, считает, что отсутствие необходимых для обеспечения образовательной деятельности спортивных сооружений не позволяет МКОУ СОШ №25 реализовать основную образовательную программу основного общего образования в полном объеме, что существенно нарушает права несовершеннолетних на образование, в связи с чем просит суд обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу №25 обустроить стрелковый тир или места для стрельбы в здании образовательного учреждения, в случае недостаточности денежных средств возложить на администрацию города Пятигорска субсидиарную ответственность по финансированию расходов на выполнение обязательства учреждения по обустройству стрелкового тира или места для стрельбы. Представитель ответчика администрации города Пятигорска против удовлетворения требований прокурора возражал, в иске просил отказать. В судебное заседание не явился представитель ответчика МКОУ СОШ №25, извещенный о времени и месте судебного слушания надлежащим образом. Об отложении или о слушании дела в его отсутствие не ходатайствовал. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, а также мнения лиц, участвующих в деле, суд счел возможным рассмотрение гражданского дела в отсутствие представителя ответчика МКОУ СОШ №25. В судебном заседании старший помощник прокурора Швец Е.С. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, и просила их удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика администрации города Пятигорска Григорян А.С. в удовлетворении исковых требований просил отказать по следующим основаниям. В городе работа по военно-патриотическому воспитанию молодежи проводится в соответствии с планом работы по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Программой по организации первоочередных мер в области молодежной политики, муниципальной целевой программой «Развитие образования в городе-курорте Пятигорске на 2012-2015 годы». Денежных средств, необходимых для оборудования стрелковых тиров в школах, не имеется. Бюджетом города такие расходы на 2012 год не предусмотрены. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд считает, что требования, заявленные прокурором города Пятигорска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес первого заместителя главы администрации города Пятигорска О.Н. Бондаренко от помощника прокурора города А.Г. Арушанова поступило требование о предоставлении информации по вопросам военно-патриотического воспитания молодежи, в том числе по вопросам укомплектованности образовательных учреждений кадровым составом преподавателей, проводящих подготовку граждан по основам военной службы, исполнения должностными лицами функций по организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях. На указанное требование заместителем главы администрации города Пятигорска Ваховой М.Г. подготовлен соответствующий ответ. Согласно приложения к данному информационному письму в МКОУ СОШ №25 отсутствуют табличка «Место для стрельбы из пневматического оружия», табличка «огневая зона», пулеулавливатель, мишени, плакат «Меры безопасности при проведении стрельб», плакат «Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия», плакат по устройству автомата Калашникова, плакат по устройству малокалиберной винтовки, плакат с оценочными показателями выполнения упражнения, маты для стрельбы. Прокурор города счел указанные нарушения поводом к обращению в суд с рассматриваемыми требованиями. В соответствии с ч.3 ст.131 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов. Данное требование закона прокурором города Пятигорска не исполнено. Иск прокурора должен быть основан на проверенных материалах. Перед обращением в суд прокурор обязан с исчерпывающей полнотой установить факты основания иска, собрать все необходимые доказательства, выявить всех заинтересованных лиц, определить их процессуально-правовое положение. Заявление прокурора должно быть оформлено в соответствии с требованиями ст.ст. 131 и 132 ГПК РФ. Поскольку процесс строится на основе принципа состязательности, то на прокуроре лежит бремя доказывания обоснованности его требований. Прокурор должен сам собрать либо истребовать необходимые доказательства по делу по общим правилам доказывания в гражданском процессе. Прокурором не представлено суду ни единого доказательства в обоснование заявленных требований. Так, из материалов дела не следует, что прокурор обращался в образовательное учреждение, что наличие указанных нарушений законодательства установлено им в ходе исполнения своих полномочий по надзору за исполнением законодательства. В материалах дела отсутствуют бесспорные доказательства того, что в МКОУ СОШ №25 не обустроен стрелковый тир. Бремя доказывания по общему правилу возлагается в первую очередь на истца и именно на нем лежит обязанность представления соответствующих доказательств. Такие доказательства суду не представлены. Суду также не представлено доказательств того, что прокурором города Пятигорска использованы предусмотренные законом методы прокурорского реагирования. Согласно ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует иные полномочия, предусмотренные законом. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. Прокурором города не проверено, имеются ли нарушения Закона РФ «Об образовании», ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в МКОУ СОШ №25 города Пятигорска. В саму школу запросы либо требования о предоставлении информации не направлялись, представление по факту выявления нарушения не выносилось, соответственно, к административной ответственности в порядке ст. 19.5 КоАП никто не привлекался. В соответствии с требованиями ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда. В подтверждение заявленных требований и обоснование того, что в МКОУ СОШ №25 не оборудован в соответствии с подлежащими применению нормами стрелковый тир, прокурором города представлена таблица, по смыслу которой в МКОУ СОШ № 25 отсутствуют табличка «Место для стрельбы из пневматического оружия», табличка «огневая зона», пулеулавливатель, мишени, плакат «Меры безопасности при проведении стрельб», плакат «Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия», плакат по устройству автомата Калашникова, плакат по устройству малокалиберной винтовки, плакат с оценочными показателями выполнения упражнения, маты для стрельбы. Данный документ неизвестно кем составлен, не заверен надлежащим образом и непонятно, на основании чего в эту таблицу внесена соответствующая информация. В силу указанных причин данное доказательство суд считает недостоверным, и такое доказательство в основу решения суда положено быть не может. В отсутствие указанных доказательств при недоказанности требований прокурора суд считает необходимым в удовлетворении требования прокурора города об обязании муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №25 обустроить стрелковый тир или места для стрельбы в здании образовательного учреждения, отказать. Прокурором города также заявлено требование о взложении на администрацию города при недостаточности средств образовательного учреждения субсидиарной ответственности по финансированию расходов на обустройство стрелкового тира или места для стрельбы. Данное требование также не подлежит удовлетворению в силу следующего. Согласно ч. 3, 5 ст. 5 Закона РФ от 10 июля 1992 года "Об образовании" государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Статьей 29 ч. 1 п. 6.1, 6.2 указанного Закона предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся: обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации; Согласно ст. 28, 31 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана на определенных принципах, в том числе, самостоятельности бюджетов. Принцип самостоятельности бюджетов означает: право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ). Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Согласно ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Заявляя требования о возложении обязанности по финансированию на администрацию города, прокурор возлагает на суд обязанность вмешаться в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что, исходя из принципа разделения властей, является недопустимым. Суд не вправе вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов местного самоуправления по организации дополнительных дошкольных образовательных учреждений в городе. Материальный закон для понуждения к совершению действий по организации дополнительных дошкольных образовательных учреждений в городе отсутствует. Кроме того, согласно ст. 28, 31 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система РФ основана на определенных принципах, в том числе самостоятельности бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ). Бюджет г. Пятигорска принят в соответствии с требованиями закона компетентным органом, сформирован. В силу закона суд не вправе возлагать на орган местного самоуправления обязанность изменить направление расходования бюджетных средств, а иным способом исполнить решение суда фактически невозможно. В условиях состязательности гражданского процесса, когда в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, суду не представлено доказательств, подтверждающих законность и обоснованность заявленных истцом требований. Анализ представленных доказательств и их оценка в отдельности каждого и в их совокупности, свидетельствует о том, что требования прокурора города Пятигорска по заявленному иску удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, решил: В удовлетворении требования об обязании муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №25 обустроить стрелковый тир или места для стрельбы в здании образовательного учреждения, возложении на администрацию города Пятигорска субсидиарной ответственности по финансированию расходов на выполнение обязательства учреждения по обустройству стрелкового тира или места для стрельбы, отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Пятигорский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья С.М. Суворова